Система государственного регулирования малого бизнеса в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 13:34, курсовая работа

Краткое описание

При написании курсовой работы определена следующая цель – изучить методы и формы государственного регулирования малого бизнеса.
Задачами данной работы являются:
- Исследовать сущность и формы малого сектора экономики;
- Показать его проблемы и пути их решения;
- Рассмотреть государственную поддержку малого бизнеса;
- Дать анализ системе административных и экономических методов.

Содержание

Введение …......................................................................................................... 4
Глава 1. Сущность малого бизнеса и его роль в экономике РФ …......... 6
1.1 Понятие малого бизнеса и его роль в рыночной экономике …............... 6
1.2 Формы малого бизнеса …............................................................................ 9
1.3 Актуальные проблемы развития малого бизнеса в РФ …........................ 17
Выводы по главе ….......................................................................................... 24
Глава 2. Система государственного регулирования малого бизнеса в РФ ….............................................................................................................. 25
2.1 Государственная поддержка малого бизнеса …....................................... 25
2.2 Система административных методов …................................................... 31
2.3 Экономические методы государственного регулирования …................ 34
Выводы по главе …......................................................................................... 40
Заключение ….................................................................................................. 42
Список литературы …................................................................................... 44

Вложенные файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

Наконец, федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» существенно упрощает условия регистрации. Срок регистрации ограничен пятью днями. Значительно ограничены основания для отказа или искусственного затягивания сроков государственной регистрации.

Еще одним из важных механизмов регулирования малого бизнеса является лицензирование малых предприятий. В соответствии со ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Лицензия – официальный документ, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течении установленного срока, а также определяет условия его осуществления14.

В последнее время по отношению лицензирования наметились положительные   сдвиги.  Так,  Федеральным   законом   « О  лицензировании

                                                                                                                                  34

отдельных видов деятельности» установлено, что выдача лицензий осуществляется на срок не менее пяти лет с возможностью продления; за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии взимается единый сбор в размере 300 рублей, а за само предоставление лицензии – 1тысяча рублей.

Но в то же время сейчас действует практика введения лицензионными органами излишне жестких условий и требований для предпринимателей (предоставление сведений о своей технической базе, производственных, торговых и складских площадях, справок о прохождении работниками обучения безопасному ведению работ, копий договоров и финансовых отчетов за несколько лет). Такая практика превратила лицензирование в фактор торможения развития малого предпринимательства, способствовала неоправданному разрастанию на местах бюрократического аппарата, создала потенциальные условия для коррупции, а также причинила предпринимателям прямой материальный ущерб15.

Государственная регистрация малых предприятий тоже является одним из методов государственного регулирования. В настоящее время данная процедура достаточно упрощена, что дает позитивные позиции для входа на рынок малым предприятиям.

Кроме всех этих методов государство также на местном уровне регулирует малые предприятия методами деловой активности, направленными на благоустройство городов (проведение субботников, украшение своей территории и вывешивание баннеров в праздничные дни и тд.).

 

2.3 Экономические методы

 

По   сравнению   с   административными   методами    государственного

                                                                                                                                  35

регулирования экономические методы нисколько не ограничивают свободу выбора, а иной раз даже расширяют ее. Появляется стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обращать ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения.

К системе административных методов относятся:

-    средства денежно-кредитной политики;

- средства бюджетной политики (налоги и льготы, ускоренная амортизация, государственный сектор и тд.).

Кроме этого экономические методы непосредственно делятся на косвенные и прямые методы.

К косвенным методам относятся - методы, опирающиеся на товарно-денежные рычаги, определяющие правила игры в рыночном хозяйстве и воздействующие на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности (налогообложение и система налоговых льгот, регулирование налоговых цен и их уровня, платежи за ресурсы, кредитные льготы, таможенное регулирование экспорта и импорта).

К прямым же методам относятся – методы, не связанные с созданием дополнительных стимулов или с опасностью финансового ущерба (определение стратегических целей развития малого предпринимательства, государственные заказы и контракты на поставку определенных видов продукции, выполнения работ, оказания услуг, нормативные требования к качеству и сертификации технологии продукции).

Итак, для государственного регулирования малого бизнеса применяется ряд экономических методов и рычагов, в том числе налоги, акцизы, инвестиции, кредиты, государственный заказ, тарифы, государственные гарантии и др. Однако эти методы пока не составляют системы и используются плохо, что снижает их эффективность. Предстоит длительная совместная работа государственных, властных  и  участвующих в

                                                                                                                                  36

бизнесе структур, чтобы предпринимательство достигло уровня зарубежных стран.

Соответственно, одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.

Поэтому, заслуживает внимания опыт финансово-кредитной поддержки малого бизнеса со стороны государства через прямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкие процентные ставки, чем те, что действуют на частном рынке ссудных капиталов. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии, составляющие до 90% заемного капитала. Таким образом, государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионное фонды в предоставлении капиталов мелким фирмам.

Имеются и другие формы государственной поддержки малого бизнеса: обеспечение госзаказом (теперь не менее 15% государственных заказов в обязательном порядке размещаются на малые предприятия. Смысл в следующем: генеральный заказчик, выигравший тендер на получение госзаказа, финансируемого из федерального бюджета, должен не менее 15% общего заказа разместить на малом предприятии в соответствии с договором). Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.

Особая система государственной поддержки существует для предприятий, занимающихся научно-исследовательскими работами, так как развитие малого бизнеса  происходит  сейчас  в основном  в  посреднической

                                                                                                                                  37

сфере и в отраслях, не требующих значительных капитальных вложений: в торговле, общественном питании, в строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, сельском хозяйстве, то теперь большое внимание начали уделять этой сфере. Главное место в этой системе занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских работ.

Кроме этого государство регулирует малый бизнес и налоговой политикой. В 1995 г. 8 декабря был принят Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». В результате к настоящему времени в России сложились и функционируют три системы налогообложения предприятий малого бизнеса:

- общеустановленная система, при которой малые предприятия и индивидуальные предприниматели платят те же налоги, что и другие налогоплательщики ( налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль и др.). При этом малые предприятия получают помимо общих - специальные льготы. Так, по налогу на прибыль при определенных условиях они пользуются «налоговыми каникулами», а по НДС с 1 января 2001 г. – необлагаемым минимумом.

- упрощенная система налогообложения в форме единого налога на доход или выручку малых предприятий ( Закон от 29 декабря 1995 г.).

- единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (введенный в новой редакции Федеральным законом от 31 декабря 2002 г.). Объектом налога выступает потенциально возможный доход (вмененный доход), исчисленный на единицу физического показателя, который корректируется повышающими (понижающими) коэффициентами16.

В настоящее время малые предприятия пользуются определенными льготами, при правильном применении которых можно значительно  снизить

                                                                                                                                 38

свои налоговые обязательства. Кроме льгот по налогообложению, существуют льготы, связанные с бухгалтерским учетом и отчетностью, которые позволяют малому предприятию вести более простой бухгалтерский учет по сравнению со средним и крупным предприятием.

Действующие льготы можно перечислить в следующем порядке:

- освобождение от налога на прибыль малых предприятий, занимающихся определенной деятельностью;

- ускоренная амортизация основных фондов;

- предоставление отчетов о налогах один раз в квартал;

- снижение количества статистических отчетов, которые должны предоставлять малые предприятия в органы статистики;

- сокращенная форма бухгалтерского учета и отчетности и другие;

К особенностям налогообложения малых предприятий можно отнести и то, что они могут применять различные системы налогообложения.

Сущность малого предпринимательства в зависимости от применения системы налогообложения разделены на три категории.

Малые предприятия с обычной системой налогообложения стали выделяться в особую категорию предприятий с момента становления действующей налоговой системы, и они пользуются льготами по налогу на прибыль.

В федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95 №88-ФЗ определены главные направления государственной поддержки и развития малых предприятий; установлены основные формы и методы государственного регулирования и стимулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

Согласно Федеральному закону «О государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95 Правительством РФ создан фонд поддержки малого предпринимательства, средства  которого

                                                                                                                                  39

должны идти в основном на льготное кредитование малых предприятий.

Этим же законом предприятиям даны и некоторые налоговые гарантии: в течении четырех лет с момента создания малого предприятия, условия его налогообложения не могут ухудшиться. Например, если на момент создания малого предприятия ставка налога на прибыль составляла 30%, а через год повысится до 35%, то согласно упомянутому положению, малые предприятия должны платить налог на прибыль по ставке 30%. Это касается и других налогов.

Для малых предприятий имеются существенные льготы о области исчисления амортизационных отчислений. Для всех малых предприятий в той области имеются следующие льготы:

- осуществлять ускоренную амортизацию с коэффициентом, равным 2;

- В первый год эксплуатации новой техники, с момента ее ввода в эксплуатацию, имеют право списать на себестоимость продукции до 50% от первоначальной стоимости как амортизационные отчисления;

На использование этих льгот, в области амортизационных отчислений, имеются следующие ограничения:

- срок службы основных производственных фондов (машин, оборудования) должен превышать три года;

- малые предприятия не должны прекращать свою деятельность в течении одного года с момента ввода в эксплуатацию того оборудования, по которому списывается себестоимость до 50% его стоимости.

При использовании льгот в области ускоренной амортизации малые предприятия имеют возможность в первый год приобретения и эксплуатации новой техники сроком службы более трех лет списать на себестоимость значительную часть ее стоимости и тем самым ускорить процесс обновления активной части основных производственных фондов.

Это позволяет малым предприятиям:

Во-первых, ускорять  процесс  обновления  активной  части   основных

                                                                                                                        40

производственных фондов.

Во-вторых, у малого предприятия появляются дополнительные финансовые средства в виде амортизационных отчислений, которые могут быть использованы предприятием для дальнейшего технического перевооружения производствам или на другие цели.

Кроме того, у малого предприятия появляется возможность снизить налог на прибыль и налог на имущество предприятия.

Информация о работе Система государственного регулирования малого бизнеса в РФ