Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 13:34, курсовая работа
При написании курсовой работы определена следующая цель – изучить методы и формы государственного регулирования малого бизнеса.
Задачами данной работы являются:
- Исследовать сущность и формы малого сектора экономики;
- Показать его проблемы и пути их решения;
- Рассмотреть государственную поддержку малого бизнеса;
- Дать анализ системе административных и экономических методов.
Введение …......................................................................................................... 4
Глава 1. Сущность малого бизнеса и его роль в экономике РФ …......... 6
1.1 Понятие малого бизнеса и его роль в рыночной экономике …............... 6
1.2 Формы малого бизнеса …............................................................................ 9
1.3 Актуальные проблемы развития малого бизнеса в РФ …........................ 17
Выводы по главе ….......................................................................................... 24
Глава 2. Система государственного регулирования малого бизнеса в РФ ….............................................................................................................. 25
2.1 Государственная поддержка малого бизнеса …....................................... 25
2.2 Система административных методов …................................................... 31
2.3 Экономические методы государственного регулирования …................ 34
Выводы по главе …......................................................................................... 40
Заключение ….................................................................................................. 42
Список литературы …................................................................................... 44
Важно и то, что в условиях активных трансформационных процессов в обществе и экономике практика государственной поддержки малого
предпринимательства, как
и его правовая и институционально-
В российских условиях на федеральном уровне проводится политика поддержки малого предпринимательства на основании Федерального закона12, в котором определены основные направления поддержки малого бизнеса:
- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
- создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий;
- установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчётности, поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий при проведении политики, направленной на государственную поддержку малого предпринимательства:
- разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства РФ в области государственной поддержки малого предпринимательства;
- проводят анализ состояния малого предпринимательства, и эффективности применения мер по его государственной поддержке;
- организуют разработку и реализацию Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства;
- подготавливают предложения об установлении для субъектов малого предпринимательства льгот по налогообложению и иных льгот, а также об использовании средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов РФ для поддержки малого предпринимательства;
- оказывают содействие органам исполнительной власти субъектов РФ при разработке и реализации мер по поддержке малого предпринимательства.
Государственная поддержка осуществляется в соответствии с федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными, отраслевыми и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления
Правительство РФ ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального собрания РФ проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.
Кроме государственных программ, закон предусматривает еще один важный инструмент – фонды поддержки малого предпринимательства. Эти фонды имеют статус некоммерческой организации, создаются с целью
финансирования программ, проектов и мероприятий по поддержке малого бизнеса и аккумулируют необходимые финансовые ресурсы за счет бюджетных источников, средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделяемых на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.
Основными направлениями деятельности фондов являются:
- содействие в формировании рыночных отношений на основе государственной поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и мероприятий в области малого предпринимательства;
- участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсом отбора, а также в реализации федеральных, региональных, отраслевых и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, проектов в области малого предпринимательства, демонополизации экономики, развития конкуренции, насыщения торгового рынка, создание новых рабочих мест;
- участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей равные условия и возможности для осуществления деятельности в области малого предпринимательства;
- поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений;
Очевидно, что ситуация касающаяся развития малого предпринимательства во многом зависит от эффективности его поддержки в субъектах Российской Федерации. Так, органы исполнительной власти, поддерживающие малые предприятия, действуют примерно в 70 регионах. Итак, в настоящее время в Хабаровском крае сложилась достаточно развитая инфраструктура поддержки малого предпринимательства, которая теоретически должна создавать более благоприятные условия для формирования и развития малых предприятий и способствовать экономическому развитию.
Инфраструктура представляет собой действующую структуру элементов, способных оказать содействие субъектам малого предпринимательства на льготных условиях. Целью формирования инфрастуктуры является создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства путем обеспечения комплексной и адресной поддержки в различных направлениях: информационном, консультационном, обучающим и т.д. В России формирование основных элементов инфраструктуры малого предпринимательства начато в 90-х гг. Данный раздел является одним из основных направлений как первой, так второй федеральных программ государственной поддержки малого предпринимательства и соответствующих программ в регионах. Принят ряд правительственных постановлений по данному вопросу (о развитии лизинга, о развитии сети региональных агентств поддержки предпринимательства, об информационном обеспечении). Ряд объектов инфраструктуры создан и создаются в рамках реализации международных программ (программа TACIS, «Морозовский проект», план «Хашимота» и другие). Так в Хабаровском крае успешно функционирует Учебно-деловой центр «Морозовский проект», который был создан для возрождения традиций честного и умелого ведения российского бизнеса. Основной задачей центра
является подготовка специалистов для сферы малого и среднего бизнеса13.
В целом, государство участвует в развитии малого бизнеса, регулируя его различными методами, основными из которых являются система административных и экономических методов.
2.2 Система административных методов
Осуществляя государственное регулирование малого бизнеса, государство применяет административные методы, которые обладают следующими особенностями:
- базируются на силе и авторитете государственной власти;
- не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов.
Административные методы включают в себя систему инструментов:
- запреты (законодательные акты, нормы и нормативы, указы и распоряжения, направленные на прекращение или ограничение какой либо деятельности);
- разрешения (права, предоставляемые государством на осуществление той или иной деятельности, а также выдача документов, удостоверяющих это право)- к ним относятся лицензии, сертификаты, стандарты;
- принуждения (вменение в обязанности юридическим и физическим лицам выполнение определенных функций на осуществление какой-либо деятельности) –государственная регистрация.
В малом бизнесе действующие законодательные и нормативно-правовые акты направлены на государственную поддержку малых предприятий с целью создания благоприятных условий для их функционирования, в первую очередь предоставления льгот по налогообложению.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.91 г. № 406 “О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР”, были определены критерии отнесения предприятий к категориям малых, предусмотрена возможность установления определенных налоговых льгот, а также создания фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств.
В соответствии с законом РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”, Правительство РФ в
апреле 1993 г. приняло постановление об образовании фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции (с декабря 1995 года он был переименован в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства).
А в июне 1995 г. был принят Федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, определивший общие положения поддержки малых предприятий, формы и методы государственного стимулирования, а также регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Указом Президента РФ в июне 1995 г. был образован Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. Регулярно разрабатываются и принимаются федеральные и региональные программы поддержки малого предпринимательства. В ней определяются основные направления, цели и приоритеты в данной области, включая совершенствование законодательства, развитие системы финансово-кредитной поддержки, информационное и консультационное обеспечение малых предприятий, содействие в реализации контрактов для обеспечения государственных нужд и др.
Также для регулирования деятельности малого предпринимательства действует ряд основных федеральных законов (от 8 августа 2001 г.):
- «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) № 134 – ФЗ;
- «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ;
- «О государственной регистрации юридических лиц» № 129-ФЗ.
Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля(надзора)». Главная цель Закона – устранить административные барьеры, препятствующие предпринимательской деятельности или
ограничивающие ее. В законе в значительной степени пересмотрены существовавшие прежде подходы к контролю за деятельностью предприятий, ограничено число оснований для проведения внеплановых проверок. В законе предусмотрена материальная ответственность органов контроля (надзора) в случае нанесения ущерба своими необоснованными действиями.
О значении данного Закона можно судить по тому, что в стране действуют около 80 государственных служб, в той или иной степени имеющие отношение к малому бизнесу.
В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» сокращено количество лицензируемых видов деятельности, упрощена сама процедура лицензирования. Закон позволяет обеспечить единую государственную политику в области лицензирования, создает условия для стабильной работы предпринимательских структур.
Информация о работе Система государственного регулирования малого бизнеса в РФ