Система налогообложения и повышение эффективности ее функционирования (на примере Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:35, курсовая работа

Краткое описание

Налоговая система— совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА: ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА. 7
1.1 Понятие и функции налоговой системы 7
1.2 Структура и принципы построения налоговой системы 8
2. НАЛОГИ, ИХ ВИДЫ И ИХ РЕГУЛИРУЮЩАЯ РОЛЬ 14
3. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ. 21
3.1 История создания налоговых органов Республики Беларусь 21
3.2 Налоговая нагрузка на экономику Республики Беларусь и основные направления совершенствования системы налогообложения 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ А 35
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 36

Вложенные файлы: 1 файл

Титко1.doc

— 606.50 Кб (Скачать файл)

Частное учреждение образования

«МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ»

Кафедра экономики и управления производством

 

 

«К защите допускаю»

___________ В.О.Мясникова «__»____________ 2013г.

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Макроэкономика»

на тему: «Система налогообложения и повышение эффективности ее функционирования (на примере Республики Беларусь)»

 

 

 

Студент группы 110505з     ___________О.В. Титко

    (подпись)

 

Руководитель: зам. зав.кафедрой                     ___________В.О.Мясникова

по ЭиУП, к.э.н.                           (подпись)

 

 

 

 

 

 

Минск – 2013

 

 

МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Факультет экономики

Кафедра экономики и управления производством

Специальность – 1-25 01 04 Финансы и кредит

 

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой ЭиУП

____________В.И. Кудашов

«__»____________ 2012 года

 

 

З А Д А Н И  Е

на курсовую работу

по дисциплине «Макроэкономика»

студенту Титко Ольге Викторовне, группа № 110505з

1. Тема: «Система налогообложения и повышение эффективности ее функционирования (на примере Республики Беларусь)».

2. Срок сдачи студентом законченной курсовой работы: 25 февраля 2012 года.

3. Исходные данные: 3.1 Нормативные материалы Республики Беларусь. 3.2 Литературные источники и электронные ресурсы, монографии и статьи по теме курсовой работы.

4. Перечень подлежащих разработке вопросов и календарный график

п/п

Наименование вопросов курсовой работы

Срок

выполнения

1

Налоговая система: принципы построения, функции, структура.

25.12.2012

2

Налоги, их виды и их регулирующая роль

25.01.2013

3

Характеристика системы налогообложения Республики Беларусь, ее эффективность и направления совершенствования

25.02.2013


 

 

Руководитель ____________________ В.О.Мясникова

Задание принял к исполнению ______________О.В Титко         

        (подпись)

24ноября 2012 г.

 

РЕФЕРАТ

курсовой работы Титко О.В.

«Система налогообложения  и повышение эффективности ее функционирования (на примере Республики Беларусь)»

 

Объем работы 38 с., в том числе: 4 рис., 3 табл., 12 источников, 2 прил.

 

Ключевые слова: налоговая система, налоги, прямые налоги, косвенные налоги, акцизы, пошлины, налоговый кодекс, налоговая ставка.

В курсовой работе проводится исследование налоговой системы, видов налогов, а так же мер по повышению эффективности налоговой системы в Республике Беларусь. Для выполнения данной работы были поставлены следующие задачи:

1) изучить налоговую систему: принципы построения, функции, структуру.

2) рассмотреть налоги, их виды и их регулирующую роль;

3) охарактеризовать систему налогообложения Республики Беларусь, ее эффективность и направления совершенствования

В результате проведенного анализа сделаны следующие выводы:

1) налоги являются основным источником дохода республиканского бюджета;

2) налогам присущ обязательный и принудительный характер изъятия платежей;

3) от грамотно составленной налоговой системы зависит эффективное развитие экономики в целом;

4) налоговая нагрузка на экономику  Беларуси постепенно снижается. 

5) существенно сократилось время, которое сегодня затрачивается на исчисление и уплату налогов

6) отменен ряд обязательных платежей, ставки по некоторым категориям снижены;

7) Однако, существует и ряд недостатков в системе, которые планируется устранить в среднесрочной перспективе.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Налоговая система— совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

В настоящее время бесперебойное  финансирование предусмотренных бюджетами  мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на республиканском  и местном уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки. На налоговые поступления в структуре доходной части бюджета приходится, как правило, свыше 90 %.

Налоги играют немалую роль в укреплении экономической позиции Беларуси. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Поступление налогов в бюджет, их рационализация и оптимизация осуществляется в рамках налоговой системы. Грамотно построенная, эффективная и мобильная налоговая система – залог экономических успехов любого государства. В современной налоговой системе налоги должны выполнять все свои основные функции: фискальную, стимулирующую, распределительную и регулирующую.

Целью данной курсовой работы является выявление сущности налогов, характеристика их основных видов, а также рассмотрение главных элементов налоговой  системы и механизма её функционирования. Представляется необходимым характеризовать основные элементы налоговой системы Республики Беларусь.

Исходя их поставленной цели, можно  сформулировать ряд задач, которые предполагается решить в ходе написания работы:

  • изучить принципы построения, функции, структуру налоговой системы;
  • рассмотреть налоги, их виды и их регулирующую роль;
  • дать характеристику системы налогообложения Республики Беларусь, ее эффективности и направлений совершенствования.

Объектом исследования является налоговая  система как основа организации взимания налогов и сборов, а также пути ее совершенствования.

Предмет исследования – эффективность  функционирования налоговой системы  Республики Беларусь, рассмотрение возможных  направлений улучшения.

1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА: ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА.

1.1 Понятие и функции налоговой системы

Налоговая система – совокупность налогов, пошлин, сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым законодательством, а также совокупность норм и правил, форм и методов, определяющих правомочие и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях. [2]

Экономическая и юридическая наука  выделяют следующие общие характеристики налоговой системы:

  • порядок установления и ввода в действие налогов;
  • виды налогов или система налогов; классификация налогов в соответствии с национальной бюджетной классификацией;
  • порядок распределения налогов между звеньями бюджетной системы;
  • налоговые органы;
  • права и обязанности налогоплательщиков;
  • права и обязанности налоговых органов;
  • ответственность участников налоговых отношений;
  • защита прав и интересов налогоплательщиков;
  • налоговое законодательство.

Каждое государство имеет свою систему налогов, или перечень законодательно установленных налогов. Их количество варьирует в зависимости от многих обстоятельств экономического и исторического характера. В целях сравнимости и достижения единообразия в построении налоговых систем, к чему обязывают интеграционные процессы и нормы международного финансового права, все налоги подразделяются по критериям бюджетной классификации. Республика Беларусь перешла в 1998г. на международные стандарты в области бюджетной классификации.

Участники налоговых отношений  наделяются государством определённым объёмом прав и обязанностей. Они закрепляются налоговым законодательством.

Налоговая система государства должна строиться исходя из знаний фундаментальных закономерностей распределительных отношений, их влияния на процесс развития экономики. Налоговедение, постигая экономические закономерности, определяет организационно-правовые принципы функционирования налоговой системы, формирует конкретные методики исчисления отдельных налоговых платежей.

Весь комплекс принципиальных положений  для системы налогообложения разграничивается на две подсистемы:

  1. подсистема, построенная на основе классических, или межнациональных, принципов, если налоговая система строится на основе их использования, то ее можно считать оптимальной;
  2. подсистема, построенная на основе организационно-экономических, или внутринациональных, принципов, на основе этих принципов создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому региону и возможностям экономики, сложившимся социальным условиям развития общества.

Оптимизация налогового регулирования  взаимоотношений между государством и налогоплательщиками заключается в разумном сочетании фискальной и стимулирующей функций налоговой системы.

Фискальная функция призвана обеспечить поступление доходов в бюджеты  государства и местных органов. С точки зрения этой функции более важным является не предмет налогообложения, а величина взимаемого налога. Однако она не должна превышать определенного уровня, при котором истощается источник налогообложения. Ведущая роль фискальной функции в налоговой системе РБ вызвана тем, что ее становление совпало с началом экономического кризиса, вызванного разрушением единого государства и хозяйственных связей. Обвальное падение производства, гиперинфляция, безработица обострили проблему пополнения бюджета. Налоговая политика в этот период вынуждена была быть направлена на решение текущих задач по добыванию денег для финансирования государственных расходов.

Проводя фискальную политику, государство  решает целый ряд важных социально-экономических  задач: стабилизация экономики, борьба с инфляцией, рост объемов производства, снижение уровня безработицы и др. Преследуя фискальные цели, государство может пойти на несправедливость по отношению к плательщику — изъять у него часть ресурсов, необходимых для нормального воспроизводства, переложить тяжесть налогового бремени с истинного владельца доходов и имущества на покупателя его продукции и услуг, допустить двойное обложение.

Стимулирующая функция играет роль основного инструмента реализации стратегии экономического развития и осуществления социально-экономической, научно-технической, инвестиционной и структурной политики. Ради достижения необходимого результата государство готово допустить, временную потерю части налоговых средств путем предоставления льгот, отсрочки платежей, применения различных налоговых ставок и т.д. Налоги в этой функции могут играть поощрительную (стимулирующую), ограничительную и контролирующую роль.

Суть поощрительной функции  состоит в предоставлении налоговых  льгот. Например, не облагая налогом, часть прибыли, идущей на благотворительные цели, государство привлекает предприятия к решению социальных проблем. [5]

Функции налогов взаимосвязаны. Так, рост налоговых поступлений в  бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления экономической роли государства. В то же время, достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста доходности производства позволяет государству получить больше средств. Это означает, что стимулирующая функция налогов способствует осуществлению фискальной, укрепляет ее.

1.2 Структура и принципы построения налоговой системы

С развитием национальных экономик меняются и системы их налогообложения, все больше приближаясь к классическим принципам. Вместе с тем национальные системы налогообложения не теряют своей индивидуальности. Определяемые наукой в настоящее время принципы налогообложения можно разделить на две группы.

Первая группа включает всеобщие, или функциональные, принципы, которые  так или иначе используются в  налоговых системах стран мира. О них писали в своих трудах А. Смит, Д. Рикардо и А. Вагнер. Позже эти принципы были развиты видными русскими налоговедами Н. Тургеневым, А. Соколовым, М. Алексеенко, В. Твердохлебовым и др. Сегодня эти принципы считаются основой межнациональных принципов построения системы взаимоотношений налогоплательщиков и государства.

Развивая сферу классических принципов, следует отметить, что практика налогообложения, исчисляемая столетиями, разработала основные принципы построения налоговой системы, не устаревшие до нашего времени. Эти принципы или правила впервые были сформулированы А. Смитом еще в XVII в. в классическом сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов».

Первый принцип – принцип  равномерности – требует, чтобы  граждане каждого государства принимали материальное участие в обеспечении правительства соразмерно своим доходам, которые они получают под покровительством правительства. Часто данное правило называют принципом справедливости, требующим, чтобы обложение было достаточно жестким для богатых лиц и щадящим для социально слабо защищенных слоев населения.

Информация о работе Система налогообложения и повышение эффективности ее функционирования (на примере Республики Беларусь