Система налогообложения и повышение эффективности ее функционирования (на примере Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:35, курсовая работа

Краткое описание

Налоговая система— совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА: ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА. 7
1.1 Понятие и функции налоговой системы 7
1.2 Структура и принципы построения налоговой системы 8
2. НАЛОГИ, ИХ ВИДЫ И ИХ РЕГУЛИРУЮЩАЯ РОЛЬ 14
3. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ. 21
3.1 История создания налоговых органов Республики Беларусь 21
3.2 Налоговая нагрузка на экономику Республики Беларусь и основные направления совершенствования системы налогообложения 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ А 35
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 36

Вложенные файлы: 1 файл

Титко1.doc

— 606.50 Кб (Скачать файл)

 

3.2 Налоговая нагрузка на экономику Республики Беларусь и основные направления совершенствования системы налогообложения

Налоговая нагрузка на экономику Беларуси с 2007 по 2011 год снизилась на 8,6 процентного пункта. [7]

Сегодня налоговая нагрузка на экономику в республике составляет около 27% без учета взносов в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН).

 За последние годы налоговая система Беларуси существенно изменилась в части структуры налогов, а также в методологии их исчисления. Налоговая реформа, прежде всего, направлена на улучшение структуры налоговой системы, снижение налоговой нагрузки на экономику, а также упрощение налогового администрирования и контроля.

Беларусь полностью отказалась от специальных налогов, которые  искажали налоговую систему и создавали некоторые отрицательные стимулы в экономике. К их числу относились оборотные и местные налоги, в том числе налог с продаж, транспортный сбор, налог на услуги. Всего с 2006 по 2011 год отменено 26 различных платежей. Сегодня плательщик, как правило, уплачивает 6 платежей - налог на прибыль, НДС, налог на недвижимость, земельный налог, экологический, отчисления в ФСЗН, а также удерживается подоходный налог с физических лиц. Необходимость уплаты остальных налоговых платежей возникает только в случае занятия специфическими видами деятельности (налог на игорный бизнес) либо совершения специфических операций (оффшорный сбор, акцизы). Этот перечень ничем не отличается от налогов, установленных в других европейских государствах, странах СНГ или государствах - членах Таможенного союза.

Существенно сократилось время, которое сегодня затрачивается на исчисление и уплату налогов. Этого удалось достигнуть благодаря введению ежегодного декларирования налога на прибыль с квартальной уплатой авансовых платежей, предоставлению права на выбор плательщика уплаты НДС ежемесячно или ежеквартально, упрощению порядка предоставления налоговых вычетов по НДС и форм деклараций, а также расширению сферы применения электронного налогового декларирования. Сегодня более 50% организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, подают налоговую отчетность в электронном виде. [7]

Создан сервис "Личный кабинет  плательщика", позволяющий получать информацию обо всех своих налоговых обязательствах и совершать установленные законодательством процедуры через один интернет-сайт. Кроме того, плательщики получили доступ к электронному консультированию, сверке расчетов с бюджетом, направлению заявок на зачет (возврат) налогов, на переход на специальные режимы налогообложения, а также на получение справок и сведений. Сократилась и стала проще система административных процедур, осуществляемых налоговыми органами. Если на 1 января 2010 года налоговые органы осуществляли 47 административных процедур в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, то в 2012 году их только 32 - отменены некоторые справки, произошел переход с разрешительного принципа осуществления административных процедур на заявительный.

Однако наряду с этим существует и ряд недостатков в системе, которые планируется устранить в среднесрочной перспективе. По последней оценке Всемирного банка, в рейтинге "Ведение бизнеса 2012" Беларусь по разделу "Налогообложение" в 2011 году поднялась только на 27 позиций, занимая 156-е место из 183 стран.

В приложении А приведена таблица  со сведениями о субъектах малого и среднего предпринимательства Республики Беларусь в 2011-2012 гг. Как видно из таблицы, удельный вес общих поступлений в бюджет от субъектов малого и среднего предпринимательства вырос. Это свидетельствует как о создании благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства, так и о успешном совершенствовании налоговой системы в целом. [7]

В приложении Б приведена подробная  структура доходов бюджета Республики Беларусь по видам доходных источников  за 2007-2011 годы. Прежде всего стоит отметить значительное уменьшение удельного веса доходной части налогов в общем объеме республиканского бюджета. Это свидетельствует о грамотном развитии экономической политики. Государство изыскивает альтернативные источники доходов. Так же из таблицы видно, что отменен ряд обязательных платежей, как говорилось выше. [7]

Долее более полно проанализируем основные изменения в налоговой  системе за 2011 год.

В 2011 году величина налоговой  нагрузки на экономику Республики Беларусь составила 26,8 процента к ВВП и по сравнению с 2010 годом сократилась на 0,5 процентного пункта. Более подробная информация раскрыта в таблице 3.2

 

Таблица 3.2 - Величина и структура налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь в 2010-2011 гг.

 

Показатели 

2010 г.

2011 г.

Отклонение (+/-), п.п.

в % к ВВП

Налоговая нагрузка

в том числе:

27,3

26,8

-0,5

косвенные налоги

13,5

12,4

-1,1

прямые налоги

8,6

7,9

-0,7

смешанные налоги

1,4

0,8

-0,6

прочие налоговые  доходы, сборы, пошлины

3,8

5,7

+1,9


 

Снижение уровня налоговой нагрузки связано с упразднением ряда налоговых  платежей, сокращением объектов налогообложения  и исключением отдельных субъектов из состава плательщиков налогов, упрощением порядка исчисления налоговых обязательств, что обусловило более низкий темп роста налоговых доходов бюджета (темп роста в сопоставимых ценах 103,3 процента) по отношению к росту ВВП (темп роста – 105,3 процента).

В структуре налоговой нагрузки наибольший удельный вес в ВВП  сохранился за косвенными налогами и сборами, однако по сравнению с 2010 годом он снизился на 1,1 процентного пункта. [7]

Объем поступлений в бюджет косвенных налогов и сборов, устанавливаемых, как правило, в виде надбавок к цене товаров, работ, услуг и не зависящих от финансовых результатов деятельности плательщиков, сократился по отношению к 2010 году в сопоставимых ценах на 3,2 процента, а их доля в ВВП уменьшилась с 13,5 до 12,4  процента.

В общей сумме платежей этого  вида 78 процентов приходится на налог на добавленную стоимость (см. рисунок 3.1).

 

Рисунок 3.1 – Структура косвенных налогов и сборов

 

Темп роста поступлений НДС  составил 103,1 процента, вместе с тем удельный вес в ВВП снизился с 9,9 до 9,7 процента. Сокращение доли этого налога обусловлено опережающей динамикой ВВП (темп роста 105,3 процента) по отношению к росту НДС. Сдерживающим фактором повышения поступлений НДС послужило увеличение возмещения из бюджета налога на 47,3 процента в связи с ростом экспортных оборотов, облагаемых по ставке «ноль» процентов, и либерализацией порядка принятия к вычету «входного» НДС. [7]

Более 16 процентов общего объема косвенных  налогов формируют акцизы. Их поступления снизились в сопоставимых ценах на 18,7 процента, а удельный вес в ВВП – с 2,6 до 2 процентов. Основной причиной такой динамики явилось сокращение поступления акцизов на автомобильное топливо в сопоставимых ценах более чем на 30 процентов в результате снижения по сравнению с 2010 годом ставок акцизов в сопоставимых ценах в среднем на 35 процентов.

Темп роста налога при упрощенной системе налогообложения составил 102 процента, удельный вес в ВВП сохранился на уровне 2010 года и составил 0,4 процента.

По единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции платежи сократились на 37,4 процента, а их удельный вес в ВВП – с 0,2 до 0,1 процента по причине снижения в 2011 году ставки налога с двух до одного процента в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 января 2011 г. № 34 «О некоторых вопросах сельскохозяйственных организаций».

Кроме того, с 2011 года отменен налог  на услуги, удельный вес которого в 2010 году составлял 0,1 процента в ВВП.

По остальным косвенным налогам  и сборам, к которым относятся  сбор за проезд автомобильных транспортных средств, консульский, гербовый и курортный сборы, средства от реализации контрольных (идентификационных) знаков, поступления снизились на 30,8 процента, а их удельный вес в ВВП остался неизменным по сравнению с 2010 годом – 0,2 процента.

Удельный вес прямых налогов и сборов, объектами обложения которыми являются доходы и собственность плательщиков, составил 7,9 процента в ВВП и сократился по сравнению с 2010 годом на 0,7 процентного пункта. Структура прямых налогов и сборов представлена на рисунке 3.2.

Рисунок 3.2  Структура прямых налогов и сборов

 

В структуре прямых налогов и  сборов наибольший удельный вес –  более 43 процентов – занял подоходный налог (см. рисунок 2). Поступления его возросли на 9,3 процента, а удельный вес в ВВП – с 3,3 до 3,4 процента.

На долю налога на прибыль приходится более 40 процентов всех прямых налогов. Темп роста поступлений составил 98,3 процента, удельный вес снизился с 3,4 до 3,2 процента в ВВП, что обусловлено законодательным изменением с 2011 года порядка уплаты налога на прибыль.

Следует отметить, что с 2011 года отменен  сбор на развитие территорий, который в 2010 году составлял 0,3 процента в ВВП. Кроме того, из состава налоговых доходов бюджета исключена плата за размещение наружной рекламы. [7]

Что касается смешанных налогов, сборов, отчислений, то к ним относятся платежи, имеющие признаки как косвенных, так и прямых налогов. По аналогии с косвенными эти налоги участвуют в процессе ценообразования и в конечном итоге оплачиваются потребителями товаров, работ, услуг. Им также присущи признаки прямых налогов, поскольку имеется конкретный объект налогообложения.

Доля смешанных налогов в  ВВП составила 0,8 процента и сократилась на 0,6 процентного пункта, темп роста – 60,3 процента. Структура смешанных налогов, сборов, отчислений представлена на рисунке 3.3.

 

 

 

Рисунок 3.3 - Структура смешанных налогов, сборов, отчислений

 

В общей сумме смешанных налогов  более 67 процентов приходится на отчисления в инновационные фонды, темп роста которых составил 55,3 процента, их доля в ВВП сократилась с 1 до 0,5 процента (см. рисунок 3). Снижение платежей обусловлено законодательным уменьшением нормативов отчислений в инновационные фонды и сокращением числа плательщиков.

Более 25 процентов принадлежит экологическим платежам (с учетом налога на добычу (изъятие) природных ресурсов), поступления которых снизились на 30,1 процента, соответственно удельный вес в ВВП уменьшился с 0,3 до 0,2 процента. Снижение поступлений связано с законодательным исключением ряда объектов налогообложения экологическим налогом: переработка нефти и нефтепродуктов; перемещение по территории республики нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом; производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений; производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона.

Темп роста прочих смешанных  отчислений и сборов, к которым  отнесены отчисления в фонды предупредительных (превентивных) мероприятий, отчисления от доходов от оказания услуг электросвязи, сбор с заготовителей, составил 92,9 процента, удельный вес по сравнению с 2010 годом не изменился и сложился на уровне 0,1 процента в ВВП.

За счет прочих налоговых доходов, сборов, пошлин сформировано 5,5 процента ВВП, их удельный вес возрос на 1,9 процентного пункта, поступления – более чем на 57 процентов. Структура прочих налоговых доходов, сборов, пошлин представлена на рисунке 3.4.

Рисунок 3.4 - Структура прочих налоговых доходов, сборов, пошлин

 

 

Преобладающую часть в структуре  прочих платежей – 96,5 процента – занимают налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности (ввозные и вывозные таможенные пошлины) (см. рисунок 4). Их поступления выросли в 1,7 раза, а удельный вес в ВВП – с 3,5 до 5,5 процента. Основной причиной положительной динамики явилось увеличение в 2011 году таможенных пошлин, в том числе на калийные удобрения (рост в 1,5 раза). [7]

В заключение следует отметить, что в целях дальнейшего упрощения налоговой системы и сокращения величины налоговой нагрузки на экономику с 2012 года уменьшены ставки налога на прибыль (с 24 до 18 процентов), налога при упрощенной системе налогообложения (с 8 до 7 процентов – для плательщиков, не уплачивающих НДС; с 6 до 5 процентов – для плательщиков  НДС). Таким образом, величина налоговой нагрузки на экономику в текущем году предположительно снизится до 25,5 процента к ВВП.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В историческом развитии налогов обычно выделяют три этапа, первый из которых приходится на древний мир. Учение о налогах также развивалось, а соответственно с развитием общества менялись и подходы к осуществлению налоговой политики.

Сущность налогов вытекает из функций  и задач государства, выполнение которых требует средств. Кроме налогов у государства практически нет иных методов мобилизации средств. Таким образом, на долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится 80 –90 % всех бюджетных поступлений в развитых странах.

Из определения налогов вытекает, что им присущ обязательный и принудительный характер изъятия платежей в бюджет. Именно устойчивость делает налоги основой государственных доходов, позволяет с их помощью покрывать общественные потребности. Данная способность налога определялась как фискальная функция, которая долгое время была достаточной для выражения сути и назначения налога. Однако по мере становления товарно-денежных отношений налогам стали присущи и другие функции. Несмотря на то, что положения о функциях налогов до настоящего времени составляют предмет научных дискуссий, чаще всего к ним относят фискальную, распределительную, регулирующую и контрольную функции.

Для организации рационального  управления важна классификация  налогов, которая представляет собой  группировку налогов по различным  признакам. Наибольшее распространение  получило деление налогов по способу изъятия – на прямые и косвенные. В теории и практике налогообложения существуют и другие, не менее важные, классификационные признаки. Они универсальны, а их применение зависит от состояния общественно-экономических отношений в стране.

Информация о работе Система налогообложения и повышение эффективности ее функционирования (на примере Республики Беларусь