Система налогообложения и повышение эффективности ее функционирования (на примере Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:35, курсовая работа

Краткое описание

Налоговая система— совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА: ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА. 7
1.1 Понятие и функции налоговой системы 7
1.2 Структура и принципы построения налоговой системы 8
2. НАЛОГИ, ИХ ВИДЫ И ИХ РЕГУЛИРУЮЩАЯ РОЛЬ 14
3. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ. 21
3.1 История создания налоговых органов Республики Беларусь 21
3.2 Налоговая нагрузка на экономику Республики Беларусь и основные направления совершенствования системы налогообложения 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ А 35
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 36

Вложенные файлы: 1 файл

Титко1.doc

— 606.50 Кб (Скачать файл)

Второй принцип – принцип  определенности –  требует, чтобы  сумма, способ и время платежа  были совершенно точно заранее известны плательщику.

Третий принцип – принцип  удобства –  предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика, т. е. государство должно устранить формальности и упростить акт уплаты налога, а также приурочить налоговый платеж ко времени получения дохода.

Четвертый принцип – принцип  экономности –  предлагает сокращение издержек взимания налогов, расходы  по сбору налогов должны быть минимальными.

Кроме этих классических принципов  со временем сложился комплекс принципов, выделенных как государством, так и плательщиками:

  • принцип всеобщности, выражающий единый подход к налогоплательщикам независимо от источника дохода;
  • принцип однократности обложения одного и того же объекта за определенный период;
  • принцип стабильности налоговой системы в течение длительного времени;
  • принцип оптимальности налоговых изъятии т е обеспечение государства налоговыми доходами при относительно небольшом количестве налогов и справедливой тяжести обложения юридических и физических лиц. [9]

Вторая группа принципов налогообложения включает в себя экономические и организационно-правовые принципы построения налоговой системы в конкретных условиях общественно-политического и социально-экономического развития страны. Данная совокупность принципиальных требований относится к подсистеме внутринациональных принципов, на основании которых принимается закон о налоговой системе конкретной страны на определенный период времени. Эта система демонстрирует какие фундаментальные принципы налогообложения в полной мере применимы в этой стране, какие применимы лишь частично, а какие вовсе не вписываются в систему налоговых отношений налогоплательщиков с государством.

Что касается Республики Беларусь, то и в ней имеются особенности  налогообложения, характерные для  экономики республики внутринациональные принципы, отвечающие мировым стандартам и получившие свое развитие в свете сложившихся социально-экономических отношений в государстве. [9]

Налоговая система Беларуси создавалась  по образцу европейских налоговых систем, включала схожие налоговые платежи и ориентировалась на европейские налоговые ставки по основным видам налогов.

Первоначально налоговая система  включала 15 основных налогов. Кроме  того, юридические лица уплачивали 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды, доля которых в общем уровне налоговой нагрузки на экономику была довольно значительной – более 1/3. В дальнейшем налоговая система неоднократно корректировалась с точки зрения перечня налогов, размеров ставок, предоставления льгот. Но особенно существенные изменения произошли в части внебюджетных фондов, большинство из которых были объединены и преобразованы в бюджетные фонды с одновременным пересмотром их ставок. Соответственно снижался не только уровень налоговой нагрузки, но и задолженности плательщиков перед бюджетом, существенно изменилась и структура налогов.

В настоящее время в состав налоговой  системы республики входит 30 платежей, имеющих налоговый характер. Однако в рамках обычной деятельности типичное предприятие на регулярной основе исчисляет и уплачивает только налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на недвижимость, экологический и земельный налоги. В Республики Беларусь разработан Налоговый кодекс, который является единым систематизированным сводом законов государства, регулирующим отношения в области налогообложения, сборов и пошлин.

Основные принципы налогообложения  в Республике Беларусь

  1. ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие установленными НК РБ (Налоговым Кодексом Республики Беларусь) признаками налогов, сборов (пошлин) иные взносы и платежи, не предусмотренные НК РБ либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией, НК РБ, актами Президента;
  2. каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признаётся плательщиком;
  3. налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства;
  4. допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с НК РБ и таможенным законодательством;
  5. не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате:

• наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь;

• наносящих ущерб политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство республики;

• наносящих ущерб её территориальной целостности;

• ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Беларуси;

• создающих в нарушение Конституции и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещённой законодательными актами.

  1. налоги должны оказывать влияние на принятие экономических решений;
  2. налоговая структура должна содействовать проведению политики стабилизации и развития экономики страны;
  3. налоговая система не должна допускать произвольного толкования, должна быть понятной налогоплательщикам и принята большей частью общества;
  4. административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

Характерным признаком научной  обоснованности и устойчивости национальных систем налогообложения является совпадение провозглашенных в законе и реально действующих налоговых форм. В налоговых законодательствах такого соответствия пока не достигнуто, что связано с трудностями перехода к рынку. Провозглашенные принципы налогообложения остаются пока не реализованными на практике. Не соблюдается принцип однократности налогообложения, эластичности налоговых ставок, равнонапряженности налоговых изъятий. Допускается избирательный подход к определению системы налоговых льгот и санкций для отдельных налогоплательщиков.

Определение целесообразности состава  и структуры перераспределения финансовых ресурсов от центра к регионам требует, в свою очередь, тщательной ревизии государственных расходов. Оптимизация этих расходов – одно из объективных условий для создания рационального налогообложения.

Принцип стабильности налоговой системы  характеризуется не только длительным постоянством состава налогов, условий  сбора, но и закреплением за звеньями (уровнями) бюджетной системы в качестве их собственной доходной базы. Во многих зарубежных налоговых системах законодательно определены полномочия центральной и территориальных властей и установлена система их налоговых взаимоотношений. Практически во всех странах, где действует устоявшаяся десятилетиями налоговая система, межтерриториальные налоговые отношения формируются в зависимости от государственного устройства. В унитарных государствах налоговая система централизована, в федеративных – отдельные налоги закреплены за уровнями власти, но действует механизм их перераспределения, в конфедерациях – каждая структурная единица государства имеет собственную систему налогов.

Налоговое устройство в любом государстве  предполагает сохранение принципа единства налоговой системы в качестве определяющего при ее изначальной организации и в процессе дальнейшего ее реформирования. Этот принцип предполагает выработку единой стратегии налогообложения, унификацию национальных подходов к организации налоговых отношений, их соответствие требованиям, широко применяемым в зарубежных странах.

Таким образом, налоговая система  любого государства создается сообразно общественно-политическому устройству общества, типу государства, его задачам, принятым конечным целям и проводимой экономической политике. При построении налоговой системы особо важен выбор видов налогов, методов и способов их взимания.

2. НАЛОГИ, ИХ ВИДЫ И ИХ РЕГУЛИРУЮЩАЯ РОЛЬ

С юридических позиций налог  - есть обязательный платёж, взимаемый государством с юридических и физических лиц в определённом размере и в установленный срок на основе налогового законодательства.

С институциональных позиций налог  выступает как форма участия  в хозяйствующих субъектах в  формировании централизованных ресурсов государства.

С экономических позиций налог  - есть категория, которая выражает специфические экономические отношения между государством и хозяйствующим субъектом по поводу передачи части дохода в пользу государства с целью формирования условий, необходимых для выполнения им соответствующих функций.

Налог и государство – парные категории. С появлением государства появляются и налоги. Содержание и структура налогов непрерывно трансформируются вслед за изменением функций государства.

Налог выступает как своеобразная плата за поддержание цивилизованности общества.

Основными чертами налога как экономического явления выступают:

- обязательность, или принудительность, уплаты;

- безвозмездность; 

- безэквивалентность.

Уплата налога выступает как  обязанность налогоплательщика, в  то время как у противоположной  стороны (т.е. государства) встречных финансовых обязательств не возникает.

Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия  – на прямые и косвенные. В теории и практике налогообложения существуют и другие не менее важные классификационные признаки. Эти признаки универсальны, а подведение под них тех или иных видов налогов и сборов зависит от состояния общественно-экономических отношений в стране. [4]

Состав налогов налоговой системы  Беларуси можно классифицировать определённым образом, объединив группы налогов по классификационным признакам:

    • объект налогообложения;
    • особенности ставки;
    • полнота прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм;
    • по принадлежности к уровню власти;
    • в зависимости от источника уплаты;
    • в зависимости от субъектов уплаты и др.

Классификацию налогов Беларуси по основным признакам представим в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 Общая схема классификации налогов

Принципы классификации

Виды налогов

По объекту налогообложения

Налоги на имущество;

Налоги на доходы и прибыль;

Ресурсные налоги;

Налоги на действия

По принадлежности к уровню власти

Республиканские;

Местные

По полноте права использования  налоговых сумм

Закреплённые;

Регулирующие

В зависимости от источника уплаты

Доход;

Выручка;

Прибыль;

Себестоимость

В зависимости от субъектов уплаты

Налоги с физических лиц;

Налоги с юридических лиц;

Смешанные налоги

По способу изъятия

Прямые;

Косвенные

По методу налогообложения (от ставки)

Прогрессивные;

Регрессивные;

Пропорциональные;

Линейные;

Ступенчатые;

Кратные

По способу налогообложения

Кадастровые;

Декларационные;

Административные

В зависимости от назначения

Общие;

Целевые


 

Данная классификация необходима как для составления налоговых  расчётов, составления отчётности с  использованием компьютерной обработки данных, так и для проведения научно-практических исследований. Пользуясь такой классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы по отношению к республиканскому бюджету, местным бюджетам, по отношению к финансовому состоянию, как плательщиков, так и государства.

Классификация налогов по определённым признакам является значительным вкладом в систематизацию учёта налогов и налоговых групп и на этой основе введение для плательщиков налогов, сборов (пошлин) классификационных кодов.

Применение классификационных кодов позволяет получать оперативную информацию о состоянии налоговых процессов, выявлять негативные стороны налоговой техники и исправлять их.

Классифицируя налоги по различным  признакам, следует отметить, что  по характеру взаимоотношений между государством и субъектами налогов, т.е. по способу изъятия, различают прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги – это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков.

Прямые налоги делятся на реальные и личные.

Реальные налоги построены без учёта личности плательщика и уровня доходности объекта налогообложения. Сам факт наличия имущества является основанием для налогообложения. Первыми видами реальных налогов были поземельный и подомовой. К реальным налогам относятся также промысловый налог, налог на ценные бумаги и т.д.

Личные налоги - это налоги, взимаемые с доходов или имущества плательщиков. В мировой практике налогообложения они представлены следующими видами: подоходный налог с физических лиц, поимущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала и т.д.

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг.

Основными видами косвенных налогов  являются акцизы, государственные фискальные монополии, таможенные пошлины и т.п.

В настоящее время акцизы делятся  на индивидуальные (налогообложение по сырью, по полуфабрикатам, по готовой продукции, по мощности оборудования) и универсальные (универсальный косвенный налог часто называют налогом с оборота). Универсальные косвенные налоги делятся на однократные, многократные и налог добавленную стоимость.

Самую сложную структуру имеют таможенные пошлины. Они классифицируются по различным признакам. Наиболее распространённой является классификация по следующим четырём признакам:

Информация о работе Система налогообложения и повышение эффективности ее функционирования (на примере Республики Беларусь