Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:35, курсовая работа
Налоговая система— совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА: ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА. 7
1.1 Понятие и функции налоговой системы 7
1.2 Структура и принципы построения налоговой системы 8
2. НАЛОГИ, ИХ ВИДЫ И ИХ РЕГУЛИРУЮЩАЯ РОЛЬ 14
3. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ. 21
3.1 История создания налоговых органов Республики Беларусь 21
3.2 Налоговая нагрузка на экономику Республики Беларусь и основные направления совершенствования системы налогообложения 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ А 35
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 36
Второй принцип – принцип определенности – требует, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику.
Третий принцип – принцип удобства – предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика, т. е. государство должно устранить формальности и упростить акт уплаты налога, а также приурочить налоговый платеж ко времени получения дохода.
Четвертый принцип – принцип экономности – предлагает сокращение издержек взимания налогов, расходы по сбору налогов должны быть минимальными.
Кроме этих классических принципов со временем сложился комплекс принципов, выделенных как государством, так и плательщиками:
Вторая группа принципов налогообложения включает в себя экономические и организационно-правовые принципы построения налоговой системы в конкретных условиях общественно-политического и социально-экономического развития страны. Данная совокупность принципиальных требований относится к подсистеме внутринациональных принципов, на основании которых принимается закон о налоговой системе конкретной страны на определенный период времени. Эта система демонстрирует какие фундаментальные принципы налогообложения в полной мере применимы в этой стране, какие применимы лишь частично, а какие вовсе не вписываются в систему налоговых отношений налогоплательщиков с государством.
Что касается Республики Беларусь, то и в ней имеются особенности налогообложения, характерные для экономики республики внутринациональные принципы, отвечающие мировым стандартам и получившие свое развитие в свете сложившихся социально-экономических отношений в государстве. [9]
Налоговая система Беларуси создавалась по образцу европейских налоговых систем, включала схожие налоговые платежи и ориентировалась на европейские налоговые ставки по основным видам налогов.
Первоначально налоговая система включала 15 основных налогов. Кроме того, юридические лица уплачивали 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды, доля которых в общем уровне налоговой нагрузки на экономику была довольно значительной – более 1/3. В дальнейшем налоговая система неоднократно корректировалась с точки зрения перечня налогов, размеров ставок, предоставления льгот. Но особенно существенные изменения произошли в части внебюджетных фондов, большинство из которых были объединены и преобразованы в бюджетные фонды с одновременным пересмотром их ставок. Соответственно снижался не только уровень налоговой нагрузки, но и задолженности плательщиков перед бюджетом, существенно изменилась и структура налогов.
В настоящее время в состав налоговой системы республики входит 30 платежей, имеющих налоговый характер. Однако в рамках обычной деятельности типичное предприятие на регулярной основе исчисляет и уплачивает только налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на недвижимость, экологический и земельный налоги. В Республики Беларусь разработан Налоговый кодекс, который является единым систематизированным сводом законов государства, регулирующим отношения в области налогообложения, сборов и пошлин.
Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь
• наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь;
• наносящих ущерб политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство республики;
• наносящих ущерб её территориальной целостности;
• ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Беларуси;
• создающих в нарушение Конституции и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещённой законодательными актами.
Характерным признаком научной обоснованности и устойчивости национальных систем налогообложения является совпадение провозглашенных в законе и реально действующих налоговых форм. В налоговых законодательствах такого соответствия пока не достигнуто, что связано с трудностями перехода к рынку. Провозглашенные принципы налогообложения остаются пока не реализованными на практике. Не соблюдается принцип однократности налогообложения, эластичности налоговых ставок, равнонапряженности налоговых изъятий. Допускается избирательный подход к определению системы налоговых льгот и санкций для отдельных налогоплательщиков.
Определение целесообразности состава и структуры перераспределения финансовых ресурсов от центра к регионам требует, в свою очередь, тщательной ревизии государственных расходов. Оптимизация этих расходов – одно из объективных условий для создания рационального налогообложения.
Принцип стабильности налоговой системы характеризуется не только длительным постоянством состава налогов, условий сбора, но и закреплением за звеньями (уровнями) бюджетной системы в качестве их собственной доходной базы. Во многих зарубежных налоговых системах законодательно определены полномочия центральной и территориальных властей и установлена система их налоговых взаимоотношений. Практически во всех странах, где действует устоявшаяся десятилетиями налоговая система, межтерриториальные налоговые отношения формируются в зависимости от государственного устройства. В унитарных государствах налоговая система централизована, в федеративных – отдельные налоги закреплены за уровнями власти, но действует механизм их перераспределения, в конфедерациях – каждая структурная единица государства имеет собственную систему налогов.
Налоговое устройство в любом государстве предполагает сохранение принципа единства налоговой системы в качестве определяющего при ее изначальной организации и в процессе дальнейшего ее реформирования. Этот принцип предполагает выработку единой стратегии налогообложения, унификацию национальных подходов к организации налоговых отношений, их соответствие требованиям, широко применяемым в зарубежных странах.
Таким образом, налоговая система
любого государства создается сообразн
С юридических позиций налог - есть обязательный платёж, взимаемый государством с юридических и физических лиц в определённом размере и в установленный срок на основе налогового законодательства.
С институциональных позиций
С экономических позиций налог - есть категория, которая выражает специфические экономические отношения между государством и хозяйствующим субъектом по поводу передачи части дохода в пользу государства с целью формирования условий, необходимых для выполнения им соответствующих функций.
Налог и государство – парные категории. С появлением государства появляются и налоги. Содержание и структура налогов непрерывно трансформируются вслед за изменением функций государства.
Налог выступает как своеобразная плата за поддержание цивилизованности общества.
Основными чертами налога как экономического явления выступают:
- обязательность, или принудительность, уплаты;
- безвозмездность;
- безэквивалентность.
Уплата налога выступает как обязанность налогоплательщика, в то время как у противоположной стороны (т.е. государства) встречных финансовых обязательств не возникает.
Наибольшее распространение
Состав налогов налоговой
Классификацию налогов Беларуси по основным признакам представим в таблице 2.1.
Таблица 2.1 Общая схема классификации налогов
Принципы классификации |
Виды налогов |
По объекту налогообложения |
Налоги на имущество; Налоги на доходы и прибыль; Ресурсные налоги; Налоги на действия |
По принадлежности к уровню власти |
Республиканские; Местные |
По полноте права |
Закреплённые; Регулирующие |
В зависимости от источника уплаты |
Доход; Выручка; Прибыль; Себестоимость |
В зависимости от субъектов уплаты |
Налоги с физических лиц; Налоги с юридических лиц; Смешанные налоги |
По способу изъятия |
Прямые; Косвенные |
По методу налогообложения (от ставки) |
Прогрессивные; Регрессивные; Пропорциональные; Линейные; Ступенчатые; Кратные |
По способу налогообложения |
Кадастровые; Декларационные; Административные |
В зависимости от назначения |
Общие; Целевые |
Данная классификация
Классификация налогов по определённым признакам является значительным вкладом в систематизацию учёта налогов и налоговых групп и на этой основе введение для плательщиков налогов, сборов (пошлин) классификационных кодов.
Применение классификационных кодов позволяет получать оперативную информацию о состоянии налоговых процессов, выявлять негативные стороны налоговой техники и исправлять их.
Классифицируя налоги по различным признакам, следует отметить, что по характеру взаимоотношений между государством и субъектами налогов, т.е. по способу изъятия, различают прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги – это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков.
Прямые налоги делятся на реальные и личные.
Реальные налоги построены без учёта личности плательщика и уровня доходности объекта налогообложения. Сам факт наличия имущества является основанием для налогообложения. Первыми видами реальных налогов были поземельный и подомовой. К реальным налогам относятся также промысловый налог, налог на ценные бумаги и т.д.
Личные налоги - это налоги, взимаемые с доходов или имущества плательщиков. В мировой практике налогообложения они представлены следующими видами: подоходный налог с физических лиц, поимущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала и т.д.
Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг.
Основными видами косвенных налогов являются акцизы, государственные фискальные монополии, таможенные пошлины и т.п.
В настоящее время акцизы делятся на индивидуальные (налогообложение по сырью, по полуфабрикатам, по готовой продукции, по мощности оборудования) и универсальные (универсальный косвенный налог часто называют налогом с оборота). Универсальные косвенные налоги делятся на однократные, многократные и налог добавленную стоимость.
Самую сложную структуру имеют таможенные пошлины. Они классифицируются по различным признакам. Наиболее распространённой является классификация по следующим четырём признакам: