Система налогообложения и повышение эффективности ее функционирования (на примере Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:35, курсовая работа

Краткое описание

Налоговая система— совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА: ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА. 7
1.1 Понятие и функции налоговой системы 7
1.2 Структура и принципы построения налоговой системы 8
2. НАЛОГИ, ИХ ВИДЫ И ИХ РЕГУЛИРУЮЩАЯ РОЛЬ 14
3. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ. 21
3.1 История создания налоговых органов Республики Беларусь 21
3.2 Налоговая нагрузка на экономику Республики Беларусь и основные направления совершенствования системы налогообложения 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ А 35
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 36

Вложенные файлы: 1 файл

Титко1.doc

— 606.50 Кб (Скачать файл)
  • по происхождению: внутренние, транзитные, экспортные и импортные;
  • по целям взимания: фискальные, протекционные, сверхпротекционные, уравнительные, антидемпинговые, дискриминационные, преференциальные и статистические;
  • по характеру взимания (по ставкам): специфические, адвалорные (взимаемые в процентном отношении к таможенной стоимости товара) и кумулятивные (смешанные) таможенные пошлины;
  • по характеру отношений: конвенционные и автономные.

Конвенционная пошлина представляет собой платёж по международному договору, устанавливающий принципы таможенного режима присоединившихся к конвенции стран с общими правилами осуществления таможенного контроля и взимания таможенных пошлин.

Автономная  пошлина – вид таможенного  тарифа, который устанавливается правительством страны в законодательном порядке; для него характерны более высокие ставки в отличие от договорного тарифа.

Таможенные  пошлины бывают возвратные и дифференциальные.

Таможенная  пошлина возвратная – сумма ввозных  таможенных пошлин, подлежащая возврату при вывозе продукции, полученной в результате переработки ввезённого товара; применяется как способ повышения конкурентоспособности.

Таможенная  пошлина дифференциальная – вид  пошлины, предусматривающий различные ставки на один и тот же товар, например, импортируемый из разных стран либо экспортируемый в разное время года.

Одним из классификационных  признаков налогов является их деление на общие и специальные (целевые).

Общие налоги – налоги, которые обезличиваются при поступлении в бюджет государства. Они предназначены для общегосударственных  мероприятий.

Специальные целевые налоги – налоги, которые  имеют строго определённое назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, дорожные фонды и др.). Такое деление сложилось исторически, когда не существовало бюджета, а функционировали различные фонды, счета и действовали преимущественно целевые налоги.

В зависимости  от органа, взимающего налог и в  распоряжение которого он поступает, налоги классифицируются следующим образом:

  1. Поскольку в унитарных (единых) государствах бюджетная система состоит, как правило, из двух основных звеньев – республиканского бюджета и местных бюджетов – существуют государственные налоги, устанавливаемые верховной властью, взимаемые на основе государственного законодательства и поступающие в госбюджет, и местные налоги, взимаемые местными органами самоуправления на соответствующей территории и поступающие в местные бюджеты. Такая бюджетная система функционирует во Франции, Италии, Японии, где имеются центральный и местные бюджеты. Аналогичным является бюджетное устройство и в Республике Беларусь;
  2. В федеральных государствах бюджетная система состоит из трёх основных звеньев. В США, например, есть федеральный бюджет, бюджеты штатов (членов федерации) и местные бюджеты. Аналогичная бюджетная система в Германии, где членами федерации являются земли, имеющие бюджеты земель. В России существует также трёхзвенное бюджетное устройство: федеральный бюджет, региональные бюджеты (центральные бюджеты субъектов федерации) и местные бюджеты. Соответственно и налоги в федеральном государстве делятся на федеральные налоги, налоги субъектов федерации и местные налоги.

В последние годы появился особый вид межгосударственных налогов. В  Европейском сообществе действует  единый налог на импортную продукцию (из третьих стран) сельскохозяйственного производства, средства которого поступают в бюджет этого сообщества.

Классификация налогов по классификационному признаку, отражающему полноту прав использования налоговых сумм, различает налоги в качестве закреплённых и регулирующих.

Закреплённые  налоги представляют собой налоги, которые полностью в твёрдо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены.

Регулирующие  налоги – налоги, используемые для  регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам (нормативам), утверждённым в установленном порядке на очередной финансовый год.

Классификация налогов может быть осуществлена и в зависимости от трёх способов налогоизъятия.

Первый способ (кадастровый) предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта налогообложения (земли, домов), которые используются при исчислении соответствующего налога. Так, для поземельного налога в зарубежных странах действует земельный кадастр, при составлении которого типичные участки земли группируются в зависимости от её качества, местоположения, использования. Для каждой группы устанавливается средняя доходность на единицу площади за ряд лет, остальные земельные участки приравниваются к той или иной категории, для которой установлена ставка налога с единицы площади. Земельные кадастры ведутся государственными органами.

На таких же принципах построен и используется для исчисления платежей за землю земельный кадастр в Беларуси. В нём представлен систематизированный свод, перечень сведений, данных о земле как средстве производства, о земельных угодьях, а также приводится описание земельных угодий, участков, указывается их площадь и место расположения, конфигурация, качество, оценка стоимости. Однако такой подход к составлению земельного кадастра имеет определённые недостатки. Во-первых, его составление требует длительного времени, во-вторых, данные кадастровых оценок быстро устаревают вследствие изменения ценности земли и инфляции. В прошлом кадастры широко использовались для переписи лиц при налогообложении подушным налогам.

Второй способ (декларационный) предусматривает подачу плательщиком в налоговые органы официального заявления – декларации о величине объекта налогообложения, в которую, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления налога.

Третий способ (административный) предполагает исчисление и изъятие налога у источника выплаты дохода. Таким способом уплачиваются подоходный налог, налог с доходов иностранной организации. В данном случае налог удерживается бухгалтерией до выплаты дохода, что исключает возможность от его уклонения. Сумма изъятого налога переводится предприятием – налоговым агентом в бюджет. В современных условиях тот способ сопровождается последующей подачей декларации в налоговые органы.

Применяются следующие методы уплаты налога:

  • наличный платёж, когда плательщик вносит в бюджет государства определённую сумму денег в наличной форме;
  • безналичный платёж, когда происходит перечисление через банк со счёта плательщика на счёт бюджета;
  • гербовыми марками, т.е. с помощью покупки плательщиком специальных марок и наклеивания их на официальный документ, после чего документ имеет законную силу. [9]

3. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.

3.1 История создания налоговых органов Республики Беларусь

Государственная налоговая служба в республике создана постановлением Совета Министров БССР от 02.04.1990 № 78 в системе Министерства финансов БССР в составе — Главная государственная налоговая инспекция Минфина БССР и 185 государственных налоговых инспекций по областям, городам, районам и районам в городах.[8]

Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 05.08.1992 № 485 «Вопросы укрепления налоговой службы» в  Главной государственной налоговой  инспекции создано управление налоговых  расследований и соответствующие подразделения в государственных налоговых инспекциях по областям и г. Минску и в городах с численностью населения свыше 90 тыс. человек.

Указом Президента Республики Беларусь от 17.10.1994 № 150 Главная государственная  налоговая инспекция при Министерстве финансов переименована в Главную государственную налоговую инспекцию при Кабинете Министров Республики Беларусь и наделена правами министерств и самостоятельных ведомств.

Указом Президента Республики Беларусь от 11.01.1997 № 30 Главная государственная налоговая инспекция при Кабинете Министров Республики Беларусь была преобразована в Государственный налоговый комитет Республики Беларусь, который вошёл в систему республиканских органов государственного управления, подчинённых Правительству Республики Беларусь.

Указом Президента Республики Беларусь от 11.02.1998 № 71 Главное управление налоговых  расследований, входящее в состав Государственного налогового комитета, преобразовано  в Государственный комитет финансовых расследований Республики Беларусь.

Указом Президента Республики Беларусь от 03.08.1999 № 456 при Государственном налоговом комитете Республики Беларусь создан Комитет по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий.

Указом Президента Республики Беларусь от 24.09.2001 № 516 Государственный налоговый комитет преобразован в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, а Комитет по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий при Государственном налоговом комитете в департамент по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий Министерства по налогам и сборам без прав юридического лица. C 16 августа 2004 г. департамент преобразован в управление контроля за подакцизными товарами главного управления организации контрольной деятельности. В 2009 году было создано главное управление контроля подакцизных товаров и электронных технологий.

Деятельность налоговых органов  в республике регламентируется Положением о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 № 1592 «Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь», Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь, Налоговым кодексом Республики Беларусь, Типовым положением об инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденным постановлением МНС от 28.12.2001 № 136 (в редакции постановления МНС от 19.03.2010 № 17). Для обсуждения и выработки решений по наиболее важным вопросам утверждена коллегия МНС.

В структуру МНС входят 157 инспекций  МНС, из них 7 – по областям и г.Минску, 150 – по районам, городам, районам  в городах.

Подготовка специалистов для налоговых  органов осуществляется в УО «Белорусский государственный экономический университет», в Академии управления при Президенте Республики Беларусь, на экономических факультетах других учебных заведений республики. Повышение квалификации кадров осуществляется на базе учебных учреждений при учебных заведениях республики. Среди них ведущее место занимают Институт государственной службы Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Институт повышения квалификации и переподготовки экономических кадров УО «Белорусский государственный экономический университет», УО «Учебный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров» Министерства финансов Республики Беларусь.

Указом Президента Республики Беларусь от 04.11.1998 № 527 установлен профессиональный праздник «День работников налоговых органов», который отмечается ежегодно во второе воскресенье июля месяца. [8]

Указом Президента Республики Беларусь от 10.06.2005 № 268 учреждены:

- геральдический знак – эмблема  налоговых органов;

- нагрудный знак Министерства  по налогам и сборам Республики Беларусь «Выдатнiк падатковай службы».

За высокие показатели в труде  работники налоговых органов  награждаются нагрудным знаком Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь «Выдатнік падатковай службы», Почётной грамотой Министерства по налогам и сборам, поощряются объявлением Благодарности Министра по налогам и сборам, заносятся на Доску почета Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. 

Структурные подразделения минисиерств по налогом и сбором на сегодняшний день выглядят следующим образом:

Управление контроля, делопроизводства, спецработы и материально-технического обеспечения;

Главное управление методологии налогообложения организаций;

Главное управление налогообложения физических лиц;

Управление международного налогового сотрудничества;

Главное управление учета налогов и ведомственного контроля;

Главное управление информационных технологий;

Главное управление организации контрольной деятельности;

Главное управление контроля подакцизных товаров, игорного бизнеса и электронных систем контроля реализации товаров;

Управление организационно-кадровой политики;

Юридическое управление;

Управление финансирования, бухгалтерского учета и отчетности;

Отдел информационной безопасности;

Отдел информационно-разъяснительной работы. [8]

На сегодняшний день по республике действуют следующие основные ставки подоходного налога (таблица 3.1): [8]

 

Таблица 3.1- Ставки подоходного налога (принятые с 01.01.2010г.)

Размер налоговой ставки  

Вид дохода  

 

 

12%

Все виды доходов, за исключением доходов, для которых Кодексом предусмотрены иные ставки налога (указаны ниже)

9%

Доходы, полученные:  

- физическими лицами (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков) от резидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам (контрактам);   

- индивидуальными предпринимателями  - резидентами Парка высоких технологий;   

- физическими лицами, участвующими  в реализации зарегистрированного в установленном порядке бизнес-проекта в сфере новых и высоких технологий, от нерезидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам (контрактам) 

15%

Доходы, полученные от осуществления предпринимательской  (частной нотариальной) деятельности. 

Информация о работе Система налогообложения и повышение эффективности ее функционирования (на примере Республики Беларусь