Система пенсионного обеспечения в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:11, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе исследуется процесс реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, который включает в себя следующие этапы: рассмотрение теоретических аспектов и понятия системы управления пенсионного обеспечения, изучение целей, задач и принципов организации пенсионного обеспечения в странах с развитой рыночной и переходной экономикой, изучение практики реформирования системы управления пенсионного обеспечения в Республике Беларусь на современном этапе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……..…………..………………………………………………..…....
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ………………………………………………………….……....
1.1. Сущность социальной защиты………………………………………………..
1.2. Понятие социального обеспечения,
история образования фонда социальной защиты населения,
его задачи, функции, расходование средств фонда………………………………
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………………………….
2.1.Сущность пенсионного страхования и его субъекты………………………….
2.2. Анализ развития пенсионной системы…………………………………………
3. ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ,
ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ….…………………………........................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….………………………....…
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..............................................................…………………………..
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Пенсионное обеспечение- курс.-5045.doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)

Р Е Ф Е Р А  Т 

 

курсовой работы

на тему

" Система пенсионного обеспечения в Республике Беларусь”

 

Объем работы 36 л., в том числе 3 табл., 15 назв.лит.

 

Ключевые  слова: пенсия, государство, законодательство, социальная экономика, пенсионное обеспечение, социальная защита,  социальное страхование,  трудовая пенсия, социальная пенсия,  персонифицированный учет.

Целью данного исследования является раскрытие понятия социальной защиты населения и таких ее составляющих, как  пенсионное обеспечение и пенсионное страхование.

Объектом настоящего исследования является система пенсионного страхования  как компонент социальной защиты на современном этапе.

Предметом исследования служат пути выхода из сложившейся тупиковой  ситуации с анализом их предпочтительности для Беларуси.

В курсовой работе исследуется процесс реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, который включает в себя следующие этапы: рассмотрение теоретических аспектов и понятия системы управления  пенсионного обеспечения, изучение целей, задач и принципов организации пенсионного обеспечения в странах с развитой  рыночной и переходной экономикой, изучение практики реформирования системы управления пенсионного обеспечения в Республике Беларусь на современном этапе.

В результате проведенного анализа реализации прав граждан на пенсионное обеспечение были сделаны следующие выводы:

Право на государственное  пенсионное обеспечение в старости, инвалидности, при потере кормильца  и в иных предусмотренных законодательством  случаях закреплено в Конституции  Республики Беларусь.

 В Республике Беларусь  система социального обеспечения  представляет собой достаточно  разветвленную сеть и охватывает  практически всех нетрудоспособных  лиц посредством государственного  социального страхования, пенсионного  обеспечения и социальной помощи различных видов и форм.

Наибольший удельный вес в этой системе занимает пенсионное обеспечение, которое играет ключевую роль в материальном обеспечении  старшего поколения и инвалидов.

Благоприятным следствием пенсионной реформы явится создание банка данных о долгосрочных обязательствах пенсионной системы в отношении пенсионных прав, приобретенных по старой и по новой системе. Это позволит осуществлять актуарные оценки финансового состояния системы на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу и заранее предпринимать необходимые меры, обеспечивающие финансовую стабильность пенсионного обеспечения. Следствием пенсионной реформы должно явиться улучшение общей социальной и экономической ситуации в стране. Снизится социальная напряженность, обусловленная во многом социально несправедливым характером действующей пенсионной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……..…………..………………………………………………..…....

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  СУЩНОСТЬ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ………………………………………………………….……....

1.1. Сущность социальной  защиты………………………………………………..

1.2. Понятие социального обеспечения,

история образования  фонда социальной защиты населения,

его задачи, функции, расходование средств фонда………………………………

2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………………………….

2.1.Сущность пенсионного  страхования и его субъекты………………………….

2.2. Анализ развития  пенсионной системы…………………………………………

3. ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ,

ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ И  НАПРАВЛЕНИЯ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ….…………………………........................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….………………………....…

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..............................................................…………………………..

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  ВВЕДЕНИЕ

 

 

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной  экономики государства в формирующемся  рыночном хозяйстве является деятельность по социальной защите всех слоев общества. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране.

Одним из важнейших направлений  его деятельности является регулирование  занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода. Существуют некоторые проблемы, связанные с регулированием занятости и обеспечения социальной защиты населения.

Важнейшей составляющей системы социальной защиты является пенсионное обеспечение. В настоящее время в органах по труду, занятости  и  социальной защите различные виды пенсий получает более 2,5 млн. человек.  

Гарантированное Конституцией Республики Беларусь право на пенсионное обеспечение реализуется через Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», другие законодательные акты.

 Существующую в Беларуси пенсионную систему "Работающий Платит за Пенсионера" (pay-as-you-go) называют солидарной. На самом деле она имеет встроенный механизм создания конфликтов между поколениями. Через политические институты, бюрократические процедуры данная система перераспределяет ресурсы от одних социальных групп в пользу других, от одного поколения другому. Система неэффективна, потому что не способна прибыльно управлять финансовыми ресурсами и обеспечивать высокую степень ликвидности, выплачивать высокие пенсии, обеспечивающие нормальный уровень благосостояния. Система аморальна, потому что обещает работающим определенный уровень благосостояния при выходе на пенсию и обманывает ожидания. Беларуси срочно нужна пенсионная реформа, потому что в существующем виде пенсионная система не в состоянии выполнить стоящие перед ней задачи.

Из вышесказанного вытекает, что вопрос пенсионного страхования  в Республике Беларусь является не только актуальным, но и имеет практическое значение.

В последнее время  все настойчивее звучат голоса о  введении в Беларуси накопительной  пенсионной системы, которая, предположительно, решит проблемы, рожденные сложными демографическими условиями, и сделает будущих пенсионеров счастливыми. При этом делаются ссылки на опыт стран, внедривших такую систему. Насколько это возможно в Беларуси - основополагающая тема настоящей работы.

Актуальность данной курсовой обусловлена такими немаловажными проблемами, как нестабильность на рынке труда и невозможность охватить социальной защитой все слои населения, отсутствие нормативно-законодательной базы и прочие трудности,  которые основываются на сложившейся политико-социальной атмосфере формирующегося в зарождающихся рыночных обществах государства.

Цель написания  данной  курсовой  работы - рассмотрение сущности   системы пенсионного обеспечения  в  современной  экономике.

Задачи написания курсовой работы направлены на  изучение  пенсионной системы управления Республики Беларусь, ее  развитие и становление, выявление направлений реформирования системы пенсионного обеспечения Республики Беларусь в современных условиях.

Объект исследования –  система пенсионного обеспечения как компонент стратегии управления.

Предмет исследования –  программы развития в сфере пенсионного обеспечения в Республике Беларусь.

Методы исследования – теоретический и практический синтез.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

1.1. Сущность  социальной защиты

 

Социальной защитой  являются определенные обязательства  государства и общества перед  своими гражданами, и в первую очередь, наиболее уязвимыми группами населения, населения с низкими доходами – детьми, престарелыми, инвалидами, многодетными семьями, матерями-одиночками, молодежью.

Иными словами, социальная защита – это комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера  для поддержания наиболее уязвимых слоев населения.

Право на государственное  пенсионное обеспечение в старости, инвалидности, при потере кормильца и в иных предусмотренных законодательством случаях закреплено в Конституции Республики Беларусь.

В Республике Беларусь система  социального обеспечения представляет собой достаточно разветвленную сеть и охватывает практически всех нетрудоспособных лиц посредством государственного социального страхования, пенсионного обеспечения и социальной помощи различных видов и форм. Наибольший удельный вес в этой системе занимает пенсионное обеспечение, которое играет ключевую роль в материальном обеспечении старшего поколения и инвалидов.

Социальная защита осуществляется в форме натуральных или денежных выплат, льгот и пособий. В нынешних условиях социально-экономического развития Республики Беларусь границы социальной защиты более расширены, так как она снижает дифференциацию населения по уровню доходов, смягчает ситуацию, при которой сложности переходного к рынку периода перекладываются на одни группы населения при заметном выигрыше других; приостанавливает прогрессирующее обнищание населения вследствие большого отставания оплаты труда от уровня цен, недоступности для населения из-за высоких цен многих товаров повседневного спроса; обеспечивает сохранность рабочих мест как основного источника средств существования всех членов общества; обеспечивает доступность для всех слоев и групп населения необходимых благ и услуг социального характера (образование, здравоохранение, культура и т.д.); учитывает, что меры социальной защиты, достаточные для одной группы населения, могут оказаться неэффективными для другой, невыполнимыми в отношении третьей и т.д.

Для трудоспособного  населения приоритетное значение приобретает  содействие со стороны государства  занятости, получению дохода, обеспечивающего  достойную жизнь и соответствующего трудовому вкладу, а также установление гарантий минимального размера заработной платы.

Для нетрудоспособных и  трудоспособных граждан, не имеющих  возможности осуществлять трудовую деятельность в силу объективных  причин или имеющих низкие доходы, действует комплексная система социального обеспечения.

Указанная система должна быть всеохватывающей и напоминать, образно говоря, "страховочную сетку", которая не дает человеку упасть в  бездну, если он оказался без средств  к существованию, например, в случае утраты работы, а также старости, болезни, нищеты и т.п. Иными словами, данная система должна способствовать уменьшению нуждаемости и предотвращению нищеты путем восстановления до приемлемых размеров дохода, утраченного по указанным выше причинам.

Условия необходимости  социальной защиты устанавливаются  законодательно. Важнейшим нормативом, определяющим "черту бедности", является минимальный потребительский  бюджет, который используется для  определения размеров гарантированных  социальных выплат и минимальной оплаты труда. В условиях кризисного состояния экономики для определения минимальных размеров оплаты труда, пенсий, пособий и других социальных выплат, выявления наименее обеспеченных, остронуждающихся граждан могут использоваться в качестве временных нормативов иные показатели прожиточного минимума.

Кроме этого, устанавливается  механизм пересмотра пенсий, пособий, других выплат населению с учетом изменений в экономике, динамики цен на основные потребительские  товары и услуги.

Необходимо, чтобы применяемые в области социального обеспечения меры были своевременны, адекватны по размерам изменению в уровне жизни и, как правило, носили упреждающий и адресный характер.

Социальная защита наиболее уязвимых слоев населения, к которым  относятся малообеспеченные граждане и семьи, женщины и дети, молодежь и пенсионеры, является первоочередной задачей для большинства стран мира. На сегодняшний день насчитывается большое количество моделей социальной защиты населения, которые отличаются друг от друга источниками финансирования, способами поддержки и защиты населения, масштабами применения.

В настоящее время  в Республике Беларусь принят ряд  законов, а также указов Президента Республики Беларусь, определяющих правовое поле для формирования системы социальной защиты населения: «О занятости населения Республики Беларусь», «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», «О пенсионном обеспечении граждан», «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета», «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», «О государственном социальном страховании», «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь», «О минимальной заработной плате и государственных гарантиях в области оплаты труда», «Об индексации денежных доходов населения с учетом инфляции», «О соглашениях и коллективных договорах», «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Республики Беларусь» и другие. Практическая реализация принятых законов и указов позволила приступить к построению в республике системы социальной защиты населения в условиях формирования рыночных отношений. Впервые законодательно были определены правовые, экономические и организационные принципы поддержки со стороны государства малообеспеченных семей и одиноких граждан, пенсионного обеспечения и т.д.

В Республике Беларусь приоритетной в области социальной защиты является борьба с бедностью, в силу чего социальная защита населения направлена, в первую очередь, на поддержку преимущественно нетрудоспособных и малообеспеченных граждан.

Важную роль для развития системы социальной защиты в республике сыграл Закон «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь», установив  качественно новое правовое пространство для определения прожиточного минимума и определив критерий для отнесения граждан к категории бедных (малоимущих).

Информация о работе Система пенсионного обеспечения в Республике Беларусь