Система пенсионного обеспечения в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:11, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе исследуется процесс реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, который включает в себя следующие этапы: рассмотрение теоретических аспектов и понятия системы управления пенсионного обеспечения, изучение целей, задач и принципов организации пенсионного обеспечения в странах с развитой рыночной и переходной экономикой, изучение практики реформирования системы управления пенсионного обеспечения в Республике Беларусь на современном этапе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……..…………..………………………………………………..…....
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ………………………………………………………….……....
1.1. Сущность социальной защиты………………………………………………..
1.2. Понятие социального обеспечения,
история образования фонда социальной защиты населения,
его задачи, функции, расходование средств фонда………………………………
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………………………….
2.1.Сущность пенсионного страхования и его субъекты………………………….
2.2. Анализ развития пенсионной системы…………………………………………
3. ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ,
ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ….…………………………........................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….………………………....…
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..............................................................…………………………..
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Пенсионное обеспечение- курс.-5045.doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)

Меры государственного воздействия, направленные на борьбу с  бедностью, включают: 
Ø           прогрессивное налогообложение, обеспечивающее перераспределение доходов между различными группами населения; 
Ø           предоставление льгот бедным; 
Ø           социальные трансфертные выплаты, субсидии, благотворительные пособия, помощь в натуральном выражении и т.д.

Финансовые средства, направляемые на социальную защиту населения, формируются за счет бюджетных средств, внебюджетных фондов (Фонд социальной защиты населения, Государственный фонд содействия занятости), а также за счет пожертвований и различных благотворительных фондов.

 

 

 

 

 

1.2.  Понятие социального обеспечения, история образования фонда 
социальной защиты населения, его задачи, функции, расходование средств

 

Понятие «социальное  обеспечение» появилось в России в 1919 году, заменив «социальное страхование».  Оно представляло собой материальную помощь рабочим и служащим, семьям красноармейцев, ремесленникам, крестьянам, больным и престарелым за счет ассигнований из бюджета.

Под социальным обеспечением следует понимать установленную государством систему материального обеспечения граждан, оказавшихся в трудном положении. Оно осуществляется в формах социального страхования, социальной помощи, попечительства, социального обслуживания.

Социальная защита населения  Республики Беларусь на разных этапах развития имела свою специфику. Так, до 1921 года в республике существовала система социального обеспечения, финансируемая из бюджета. В 1933 году социальное страхование было переведено в ведение профсоюзов, и тарифы страховых взносов утверждались дифференцированно по отраслевым профсоюзам.

В 1964 году было введено  социальное обеспечение и некоторые формы социального страхования членов колхозов, которые с 1930-х годов были одной из самых незащищенных категорий трудящихся.  В 1971 году организуются независимые от бюджета государственного социального страхования и фонда социального обеспечения централизованные фонды социального страхования и социального обеспечения колхозников. В 1990 году все вышеперечисленные фонды прекратили свое существование и на их базе в Республике Беларусь были созданы – фонд социального страхования и пенсионный фонд.

Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 10.06.1993 года на базе пенсионного фонда и фонда  социального страхования был  образован фонд социальной защиты населения (ФСЗН) в подчинении Совета Министров  Республики Беларусь. Указом Президента Республики Беларусь № 122 от 23.09.1994 года ФСЗН был присоединен к Министерству социальной защиты с правом юридического лица. В 2001 году Указом Президента Республики Беларусь № 516 от 24.09.2001 года ФСЗН преобразуется в ФСЗН Министерства труда и социальной защиты.

В Республике Беларусь  процесс социальной защиты осуществляется за счет средств государственных целевых бюджетных фондов: Фонда социальной защиты населения (ФСЗН), государственного фонда содействия занятости, а также страховых компаний, занимающихся страхованием жизни и несчастных случаев.

ФСЗН в 2004 году в соответствии с Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год» стал целевым бюджетным  фондом. Его денежные средства не подлежат использованию по другому назначению. В своей деятельности ФСЗН опирается на Закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования», введенный в действие с 1 апреля 1995 года.

Главными задачами фонда  являются:

-       финансирование  расходов на пенсии, пособия и другие социальные выплаты;

-       сбор страховых взносов;

-       расширенное воспроизводство средств фонда на принципах самофинансирования;

-       международное сотрудничество в области социального страхования.

Функциями ФСЗН являются:

-       методическая и организационная работа по установлению порядка платежей и размеров страховых взносов;

-       контроль за поступлением и расходованием средств и деятельностью структурных подразделений;

-       координация работы структурных подразделений и методическая помощь им;

-       обеспечение капитализации его средств  и привлечение добровольных и благотворительных взносов;

-       совершенствование государственного социального страхования;

-       организация информации всей категории плательщиков;

-       ведение бухгалтерской и статистической отчетности и ответственность за ее достоверность;

-       определение совместно со всеми структурами, чья деятельность связана с социальной защитой населения, направлений расходования дополнительных средств, поступающих в фонд.

Средства ФСЗН складываются из обязательных взносов нанимателей и граждан, от коммерческой деятельности (в основном от капитализации денежных средств), добровольных пожертвований, поступлений по регрессным рискам (табл.1.1). Размер обязательных страховых взносов нанимателей и граждан устанавливается от фонда заработной платы в соответствии с  законом Республики Беларусь «О размерах обязательных страховых взносов в фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь» и может уточняться Советом Министров.  
 
Таблица 1.1 
Формирование бюджета фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за I полугодие 2013 года

 

С Р Е Д  С Т В А   Б Ю Д Ж  Е Т А   Ф О Н Д А

Сумма по отчету (тыс.рублей)

ПОСТУПЛЕНИЯ В БЮДЖЕТ ФОНДА – ВСЕГО

36 408 895 763,4

Взносы на государственное  социальное страхование

35 619 482 624,6

Обязательные страховые взносы в государственный внебюджетный фонд социальной защиты населения Республики Беларусь

35 349 242 604,9

Взносы на профессиональное пенсионное страхование

270 240 019,7

Неналоговые доходы

789 413 138,8

в том числе

 

проценты, уплачиваемые банками за пользование денежными  средствами

14 522 886,6

доходы от капитализации  временно свободных средств государственного социального страхования

349 566 033,4 

доходы от размещения взносов на профессиональное пенсионное страхование

230 843 056,6

административные штрафы за нарушение законодательства о  государственном социальном страховании

3 941 697,5

другие поступления

190 539 464,7


 

Рис.1.1. Доходы Фонда в 1 полугодии 2013г. 

Средства ФСЗН расходуются  на следующие цели: 
-       выплата пенсий по возрасту, инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца, социальных пенсий; 
-       выплата пособий и компенсаций в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, по беременности, по случаю рождения ребенка и уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, по болезни и временной нетрудоспособности, по уходу за инвалидом первой группы и ребенком-инвалидом до 16 лет, на детей в возрасте до 16 лет, инфицированных или больных СПИДом (табл. 1.2).

Помимо этого из ФСЗН выплачиваются пенсии гражданам, выезжающим за пределы республики в соответствии с ее международными договорами, финансируются  расходы на оздоровление трудящихся, повышение социальных пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни и ростом заработной платы, оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, обеспечение текущей деятельности фонда и возмещение расходов по оформлению регрессных исков . 
 
Таблица 1.2.

 
Исполнение бюджета фонда  социальной защиты населения Республики Беларусь за I полугодие 2013 года

Р А С Х  О Д Ы   Б Ю Д Ж Е  Т А   Ф О Н Д А

Сумма по отчету (тыс.рублей)

На выплату:

 

трудовых пенсий, пенсионных выплат государственным служащим, пенсий за особые заслуги перед республикой, пенсий военнослужащим срочной военной службы и членам их семей, социальных пенсий, отдельных видов доплат, а также оказание услуг по выплате пенсий и пособий

28 028 202 149,5

пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, в связи с рождением ребенка, женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, семьям, воспитывающим детей, на погребение

8 029 738 842,8 

пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в Республику Беларусь в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь

183 233 858,6

дополнительных профессиональных пенсий по достижении застрахованными  лицами общеустановленного пенсионного возраста

3 779 600,4

Оказание материальной помощи нуждающимся нетрудоспособным лицам, получающим пенсии из средств  государственного социального страхования

14 962 535,7

Финансирование мероприятий  по обеспечению занятости населения

64 563 234,7

из них субвенции  в бюджеты областей и бюджет г. Минска

63 788 865,7

Финансирование расходов на санаторно-курортное лечение  и оздоровление

199 727 306,4

из них средства, направляемые на оказание помощи в подготовке стационарных оздоровительных лагерей к работе в летний период

3 085 336,7

Финансирование специализированных учебно-спортивных учреждений Федерации  профсоюзов Беларуси

95 295 772,0

Финансирование деятельности Фонда социальной защиты населения  Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, в том числе его материально-технического обеспечения

101 969 090,3

из них государственная  инвестиционная программа

8 256 024,4

Финансирование мероприятий  по развитию стационарных учреждений социального обслуживания

49 476 155,9

из них субвенции в бюджеты областей и бюджет г. Минска

48 122 214,0

Иные расходы в соответствии с законодательством о государственном  социальном страховании

1 244 224,5

И Т О Г  О  Р А С Х О Д О В   Б Ю Д Ж Е Т А   Ф  О Н Д А

36 772 192 770,8


 
Рис.1.2. Расходы Фонда в 1 полугодии 2013 г. 

 

К ведению Совета Министров Республики Беларусь относятся вопросы, связанные с порядком назначения и выплаты пенсий, определением особенностей исчисления стажа работы отдельных категорий граждан с соблюдением гарантий, предусмотренных Законом, а также решение вопросов пенсионного обеспечения некоторых категорий граждан за их особые заслуги перед республикой.

В настоящее время  в республике проживает свыше 2,5 миллионов пенсионеров (27% населения), в том числе мужчин в возрасте свыше 60 лет - 556,7 тысяч, женщин старше 55 лет - 1330 тысяч). Из них достигли возраста 80 лет и более 154 тысячи человек (122,5 тысяч женщин и 31,5 тысяч мужчин). Удельный вес населения после 60 лет в сельской местности 29,9%, в городах - 12%.

Характерным признаком системы пенсионного обеспечения республики является ее доступность. Пенсионным обеспечением охвачен каждый нетрудоспособный, постоянно проживающий на территории Республики Беларусь, независимо от гражданства, деятельности в прошлом и других обстоятельств. В основу предоставления права на трудовую пенсию в старости, при инвалидности и в случае потери кормильца положены принципы социального страхования. Право на нее имеют лица, которые в период работы или занятия иными видами деятельности подлежали государственному социальному страхованию, и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством случаях уплачивались страховые взносы. При этом в целях усиления пенсионных гарантий инвалидам и семьям, потерявшим кормильца, право на трудовую пенсию предоставляется независимо от продолжительности страхования (уплаты страховых взносов). Нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию, назначается социальная пенсия.

Источником финансирования трудовых пенсий являются страховые  взносы нанимателей (для подавляющего большинства - 35% фонда оплаты труда) и работников (1% индивидуальной заработной платы). До 75% общей суммы этих отчислений идет на пенсионное обеспечение, а остальные средства - на выплату пособий по болезни и временной нетрудоспособности, в связи с рождением ребенка, при наступлении других страховых случаев, предусмотренных законодательством, на финансирование расходов на санаторно-курортное лечение и оздоровление, на выплату сумм алиментов, недополученных взыскателем в связи с простоем или иными обстоятельствами, имевшими место по независящим от должника причинам.

Пенсионное обеспечение  военнослужащих, служащих органов внутренних дел, государственных служащих, лиц, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской  АЭС, а также лиц, получающих социальные пенсии, производится за счет (полностью или частично) средств государственного бюджета.

Информация о работе Система пенсионного обеспечения в Республике Беларусь