Система пенсионного обеспечения в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:11, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе исследуется процесс реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, который включает в себя следующие этапы: рассмотрение теоретических аспектов и понятия системы управления пенсионного обеспечения, изучение целей, задач и принципов организации пенсионного обеспечения в странах с развитой рыночной и переходной экономикой, изучение практики реформирования системы управления пенсионного обеспечения в Республике Беларусь на современном этапе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……..…………..………………………………………………..…....
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ………………………………………………………….……....
1.1. Сущность социальной защиты………………………………………………..
1.2. Понятие социального обеспечения,
история образования фонда социальной защиты населения,
его задачи, функции, расходование средств фонда………………………………
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………………………….
2.1.Сущность пенсионного страхования и его субъекты………………………….
2.2. Анализ развития пенсионной системы…………………………………………
3. ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ,
ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ….…………………………........................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….………………………....…
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..............................................................…………………………..
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Пенсионное обеспечение- курс.-5045.doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)

Распределительные пенсионные системы существуют в большинстве  развитых стран. Правда, они не являются там единственными и функционируют  наряду с другими, например, накопительными.  

Означает ли вышесказанное, что система пенсионного обеспечения нашей страны является идеальной и не нуждается в реформировании? С образованием Республики Беларусь как суверенного государства начало формироваться и национальное пенсионное законодательство. Первым законодательным актом по пенсионному обеспечению стал Закон от 17 апреля 1992 года "О пенсионном обеспечении", вступивший в силу с 1 января 1993 года. Этот правовой документ отразил белорусскую систему пенсионного обеспечения, его отдельные положения были сориентированы на мировую практику, на внедрение элементов пенсионного страхования. Был образован Пенсионный фонд (на базе которого впоследствии создан Фонд социальной защиты населения), где аккумулировались все средства на выплату пенсий.

Однако, несмотря на предпринятые определенные правовые, организационные меры, пенсионная система страны продолжала и продолжает функционировать на принципах, заложенных еще в СССР. Сложившаяся в прежних социально-экономических условиях, сегодня она не в состоянии обеспечить потребности общества. При высоком, можно сказать, критическом тарифе страховых взносов действующая пенсионная система  не выполняет свою главную задачу: обеспечить достойный уровень жизни тем, кто в прошлом активно работал и создавал национальное богатство страны. Большим недостатком распределительной системы является ее зависимость от демографических факторов, от соотношения численности работающих и пенсионеров. На протяжении последних 15 лет наблюдается активный процесс старения населения, что увеличивает долю пенсионеров и сокращает долю работающих. Если в 1990 году на 100 работающих приходилось 46 пенсионеров, то в нынешнее время  уже 60. Такая тенденция сохранится и на ближайшее время.

Солидарной системе  свойственен еще один существенный недостаток – излишнее перераспределение сумм пенсий. Соотношения размеров пенсий и заработной платы для отдельных категорий пенсионеров бывают очень разными. Средний показатель здесь примерно 42 процента. Однако при этом для низкооплачиваемых в прошлом пенсионеров он составляет 280 процентов, а для высокооплачиваемых – около 20 процентов. Ясно, что такая ситуация не создает стимулов для участия в пенсионной системе высокооплачиваемых работников.

Недостатки распределительного механизма позволяет уравновесить  так называемая накопительная модель пенсионной системы. Каждый работник в течение трудовой деятельности вносит взносы в пенсионные фонды, средства которых продолжительное время используются для инвестирования в экономику, а после прекращения трудовой деятельности идут на его личное пенсионное обеспечение. Эти средства можно рассматривать как одну из форм сбережений, но особого рода. Накопление финансовых ресурсов в фондах и их расходование на выплату пенсий осуществляется по установленным государством тарифам  и нормативам. Управление финансовыми ресурсами  этих фондов также происходит в соответствии с законодательством.

Последовательное осуществление  реформы системы пенсионного  обеспечения в целом будет  иметь благоприятные социальные и экономические результаты. Пенсионная система, освобожденная от не свойственных ей функций, будет полностью сосредоточена на проблеме обеспечения приемлемого уровня жизни нетрудоспособных граждан. Создание дополнительных профессиональных пенсионных систем освободит ее от решения задач, связанных с предоставлением преимуществ в пенсионном обеспечении отдельным категориям работников за счет других категорий работников, что позволит проводить единую пенсионную политику в отношении всех застрахованных лиц. Благоприятным следствием пенсионной реформы явится также создание банка данных о долгосрочных обязательствах пенсионной системы в отношении пенсионных прав, приобретенных по старой и по новой системе. Это позволит осуществлять актуарные оценки финансового состояния системы на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу и заранее предпринимать необходимые меры, обеспечивающие финансовую стабильность пенсионного обеспечения. Следствием пенсионной реформы должно явиться улучшение общей социальной и экономической ситуации в стране. Снизится социальная напряженность, обусловленная во многом социально несправедливым характером действующей пенсионной системы.

Заканчивая работу, мне  хотелось бы добавить, что достигнуть достойных пенсий без увеличения нагрузки на экономику в условиях нашей республики возможно. Для этого, на мой взгляд, необходимо, прежде всего, избавиться от стереотипов, сложившихся в пенсионных делах, отметить приоритеты и на основе оценки реальных перспектив развития перейти к более рациональному использованию тех средств, которые имеются в наличии. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.О внесении изменений  и дополнения в некоторые законодательные  акты Республики Беларусь по  вопросам пенсионного обеспечения:  Закон Республики Беларусь от 1.12.99г. № 330-З.

2.О дополнительных мерах по улучшению пенсионного обеспечения инвалидов, участников Великой Отечественной войны и некоторых других категорий граждан: Декрет президента Республики Беларусь 12.04.2000 г. № 11.

3.О пенсионном обеспечении:  Закон Респ. Беларусь от 17 апр. 1992 г. № 1596- XII // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр» правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2012.

4.О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан: Закон Респ. Беларусь, 14 июня 2007 г. № 239-3 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр» правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2012.

5.О профессиональном  пенсионном страховании: Закон  Респ. Беларусь от 5 янв. 2008 г. № 322-3 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр» правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2012.

6.О льготном исчислении  выслуги лет для назначения  пенсий: Указ Президента Респ. Беларусь от 13 ноября 2006 г. № 666 //Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр» правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2012.

7.Авдей, А. П. К проблеме правового регулирования трудовых пенсий по случаю потери кормильца в Республике Беларусь / А. П. Авдей // Социальное и пенсионное право. - 2011. - № 1, - С. 26-28.

8.Авдей, А. П. Правовое регулирование трудовых пенсий по случаю потери кормильца: автореф. дис .... канд. юрид. наук: 12.00.05 / А. П. Авдей. - Минск, 2012. - 21 с.

9.Андреев, В. С. Право социального обеспечения: учебник / В. С Андреев. - М.: Юрид. лит., 2010. - 349 с.

10.Антропов, В.В. Системы  пенсионного обеспечения / Антропов  В.В. // Труд и социальные отношения. 2012.- № 3.

11.Антропов, В. В. Социальная защита в странах Европейского союза. История, организация, финансирование, проблемы / В. В. Антропов. - М.: ЗАО Изд-во Экономика, 2011. - 271 с.

12.Белякин, В. Досрочное  пенсионное обеспечение/ В. Белякин// Вопросы трудового права. - 2012. - №12.

13.Алешкевич, И. Н. Моделирование актуарной системы пенсионного и социального страхования в Республике Беларусь / И. Н. Алешкевич // Экон. и управ. – 2012. – №7.

14.Алешкевич, И. Н.  Фонд социальной защиты населения:  модель финансового обеспечения  / И. Н. Алешкевич // Экон. и управ. – 2011. – №1.

15.Алешкевич, И. Н.  Государственные целевые социальные  фонды: динамика развития / И. Н.  Алешкевич // Финансы, учет, аудит.  – 2012. – № 8.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Система пенсионного обеспечения в Республике Беларусь