Система пенсионного обеспечения в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:11, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе исследуется процесс реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, который включает в себя следующие этапы: рассмотрение теоретических аспектов и понятия системы управления пенсионного обеспечения, изучение целей, задач и принципов организации пенсионного обеспечения в странах с развитой рыночной и переходной экономикой, изучение практики реформирования системы управления пенсионного обеспечения в Республике Беларусь на современном этапе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……..…………..………………………………………………..…....
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ………………………………………………………….……....
1.1. Сущность социальной защиты………………………………………………..
1.2. Понятие социального обеспечения,
история образования фонда социальной защиты населения,
его задачи, функции, расходование средств фонда………………………………
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………………………….
2.1.Сущность пенсионного страхования и его субъекты………………………….
2.2. Анализ развития пенсионной системы…………………………………………
3. ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ,
ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ….…………………………........................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….………………………....…
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..............................................................…………………………..
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Пенсионное обеспечение- курс.-5045.doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)

Научное и информационное обеспечение реформы Общество находится в преддверии глубоких перемен в экономике, политике и общественном сознании. Научное обеспечение комплексной пенсионной реформы призвано обеспечить гибкое реагирование на заранее не ясные вызовы и возможности. В краткосрочной перспективе необходимы обстоятельные научные исследования в области экономики пенсий, целенаправленное исследование демографических процессов, глубокие исследования функционирования пенсионных накоплений на фондовом рынке и другие. Научные выводы позволят детализировать совокупность способов адаптивных действий по встраиванию пенсионной системы Беларуси в экономические и общественные преобразования.

В области пенсионного  обеспечения основными задачами развития программ в сфере пенсионного обеспечения в 2013 году являются финансовая устойчивость пенсионной системы и рост пенсионных выплат с учетом повышения жизненных стандартов. Для этого необходимы:

-поддержание реального уровня пенсионных выплат, увязанного с ростом реальной заработной платы, изменением стоимости жизни и возможностями экономики в целом;

-определение минимальных государственных пенсионных гарантий на уровне, предусматривающем снижение малообеспеченности среди пожилых и инвалидов;

-повышение эффективности государственных пенсионных расходов, в том числе на основе рационализации пенсионных норм, ориентированной на усиление зависимости размера пенсий от личного участия в финансировании пенсионной системы;

-содействие развитию программ дополнительного добровольного пенсионного страхования в рамках коммерческого страхования и привлечению к активному участию в них работодателей и работников.

Выполнение поставленных задач будет содействовать финансовой стабильности национальной пенсионной системы, позволит работникам формировать доход на пенсионный период на соответствующем их ожиданиям уровне.

В условиях рыночных отношений  в первую очередь будет оказываться  поддержка тем, кто в силу своего социально–экономического положения не может самостоятельно обеспечить необходимый доход или находится в трудной жизненной ситуации. Повысится доступность социального обслуживания для нуждающихся в социальных услугах пожилых людей, ветеранов, инвалидов.

Главными задачами социальной защиты населения являются усиление поддержки наиболее нуждающихся  граждан и создание условий для  повышения уровня их жизни, обеспечение  доступности социальной помощи, базирующейся на государственных социальных гарантиях и стандартах.

Повышение эффективности  социальной поддержки населения  будет обеспечено путем:

-усиления мер социальной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей, в том числе путем повышения размера пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;

-повышения адресности оказания социальной помощи;

-внедрения новых социальных технологий, расширения перечня и повышения доступности социальных услуг;

-создания условий для трудовой и социальной реабилитации инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития;

-улучшения условий проживания граждан в стационарных учреждениях социального обслуживания: создания домов–интернатов малой вместимости, домов–интернатов повышенной комфортности для оказания социальных услуг на платной основе.

Намеченные меры позволят обеспечить рост реальных располагаемых денежных доходов населения в 1,7 — 1,76 раза за пятилетие, повысить реальный размер пенсий по возрасту в 1,8 — 1,9 раза, усилить адресность социальной поддержки граждан.

В 2012 году в Беларуси было начато внедрение многоуровневого подхода к системе пенсионного обеспечения, который подразумевает как сохранение действующей на сегодняшний день распределительной системы, так и представление условно-накопительной системы.

В отличие от распределительного подхода, при котором обеспечение пенсионерам выплачивается за счёт поступлений от работающей части населения, при условно-накопительной системе основой пенсионных выплат в будущем будут являться вклады, вносимые лицом в пенсионный фонд до выхода на пенсию.

Будущее построение пенсионной системы предполагает развитие в республике трехуровневой системы, получившей широкое распространение во многих странах мира и ставшей практически мировым стандартом. Первый уровень составят социальные пенсия, второй — трудовые (страховые) пенсии и третий — дополнительные негосударственные пенсии.

 Право на получение  социальной пенсии будет предоставляться  всем неработающим нетрудоспособным  гражданам независимо от  наличия  у них трудового (страхового) стажа.  Размер пенсии должен быть  увязан с бюджетом прожиточного минимума пенсионера, степенью утраты им трудоспособности. При этом необходимо, чтобы размер пенсии был достаточным для обеспечения прожиточного минимума, но не создавал условий для того, чтобы человек в период активной трудовой деятельности мог позволить себе не заботиться о сбережении на старость.

 Основой пенсионной  системы станет трудовая (страховая)  пенсия. Само название пенсии  говорит о том, что право  на нее, условия пенсионного  обеспечения и его нормы будут  увязываться с продолжительностью и объемом страховых взносов. Право на такую пенсию будут иметь все работающие по найму, а также другие граждане, охваченные системой пенсионного государственного страхования. Такое равенство всех застрахованных в уплате страховых взносов и прав в пользовании ими через пенсионную систему неминуемо требует необходимость упорядочения пенсионных льгот и изменения подхода к их финансированию (досрочные пенсии, надбавки, повышения). Необходим также плавный переход к исчислению пенсии из заработка не за строго фиксированный период, а за весь период уплаты страховых взносов, что позволит более полно следовать принципам равенства и справедливости. Пенсии в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием необходимо вывести в отдельную систему страхования производственных рисков и финансировать за счёт нанимателей.

 Третий уровень  пенсионной системы должны составить  негосударственные пенсии. Негосударственное  пенсионное обеспечение будет  выступать как дополнительное  по отношению к государственному.  Оно может осуществляться страховыми компаниями или пенсионными фондами как в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем, так и личного добровольного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на своё дополнительное пенсионное обеспечение. Приоритетным представляется развитие дополнительных профессиональных пенсионных систем, куда в перспективе перейдет пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда.

 Таким образом,  новая пенсионная система должна  будет включить в себя не только изменение условий и норм пенсионного обеспечения, но и страховой механизм его осуществления. Его сердцевина — индивидуальный (персонифицированный) учет страховых взносов и приобретенных страховых прав. Он позволит упорядочить весь процесс осуществления пенсионного обеспечения в жесткой зависимости от уплаты страховых взносов.

Государством принимаются  специальные меры защиты для малообеспеченных слоев населения и инвалидов. Они включают реализацию социальных программ, связанных с выплатой адресной помощи многодетным семьям, льготными денежными выплатами, а также выплатами пособий по инвалидности, при временной потере работы; бесплатные социальные услуги.

Принципиально новым  шагом и плане развития реальной системы социальной защиты в Республике Беларусь стало принятое решение о повышении уровня социальной защищенности работников за счет страхования социальных рисков, связанных с их профессиональной деятельностью. Таким образом, в системе социальной защиты населения формируется ее новая составляющая  социальное страхование  методологической основой которого является страховое дело, организационной - профессиональная страховая компания, нормативно-правовой - Декрет Президента Республики Беларусь, финансовой взносы нанимателей. Отметим обязательность для всех нанимателей этой формы социальной защищенности работников.

 Социальная защита  нетрудоспособных граждан должна  быть нацелена на гуманизацию  всех сфер жизни этих людей.  Недопустимо, чтобы кто-либо из  них ощущал себя лишним человеком, обременяющим близких, общество. Каждый должен как можно дольше сохранять желание и возможность проживать в семье, активно участвовать в экономическом, политическом, культурном развитии общества, пользоваться всеми его благами и по возможности их приумножать. Ведущая роль в решении проблем этих граждан принадлежит социальному обслуживанию и пенсионному обеспечению, которые требуют реформирования. Социальное обслуживание нуждается как в развитии патернализма государства, так и общества в целом, включая благотворительность, попечительство, акты гражданского милосердия со стороны отдельных граждан. Все это требует соответствующей правовой основы.

Реформирование пенсионного обеспечения должно быть направлено на преодоление деформации основного его принципа — связи с трудовым вкладом, и ориентировано на эволюционный переход от принципов безальтернативного социального вспомоществования и «котлового распределения» на принципы социального страхования и адаптацию к современным экономическим условиям.

В пользу накопительной системы можно привести следующие аргументы: такая модель не зависит от демографических проблем; дает свободу выбора и обеспечивает дифференциацию размеров пенсии в зависимости от заработной платы и эффективности использования накоплений; такая система приумножает совокупные национальные накопления и приводит к увеличению инвестиций и экономическому росту.

Однако, в самой накопительной  модели заключены многочисленные риски. Участникам системы не гарантируется  полная эффективность ее действия. Накопительная схема в большей мере применима в более богатых странах, она идеально подходит для хорошо оплачиваемых работников, которые в состоянии накопить на личных пенсионных счетах приличную денежную сумму, и достаточно проблематична для общества с высокой поляризацией доходов. Эта модель не обеспечивает гибкого механизма перераспределения доходов между поколениями, отраслями и не предотвращает бедность.

Таким образом, и распределительная, и накопительная системы пенсионного  обеспечения обладают как своими преимуществами, так и недостатками. Между ними нет непреодолимого барьера. В большинстве развитых стран эти системы успешно сосуществуют, дополняя друг друга. При реформировании национальной пенсионной системы, законодательства в этой сфере следует,  идти по двум направлениям: 1) совершенствование нынешней модели пенсионного обеспечения, поиск ее внутренних резервов; 2) постепенное внедрение  накопительных элементов, используя полезный опыт других стран, прежде всего тех, которые в недалеком прошлом имели подобную нашей пенсионную систему.

Главный недостаток действующей  распределительной системы –  ее расточительность. Пенсионное законодательство сегодня содержит свыше 20 оснований  для досрочного (на 5–10 лет) выхода на пенсию.  Это означает, что почти 17 процентов пенсионеров по возрасту и выслуге лет получают пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста. По этой причине по оценкам специалистов Минтруда и соцзащиты в стране фактический возраст выхода на пенсию на протяжении последних лет в среднем на один год ниже общепринятого.

Широкое распространение  пенсий на льготных условиях в значительной мере связано с отсутствием отдельного источника их финансирования и предоставлением  указанных пенсий в рамках единых для всех работодателей тарифов пенсионных взносов. Такой подход ведет к снижению общего уровня пенсионного обеспечения и расходованию  средств Фонда социальной защиты населения на компенсацию неблагоприятных условий труда, ответственность за которые должен нести работодатель.

Для решения указанных проблем необходима разработка законопроекта, который бы установил правовые, экономические и организационные основы обязательного государственного пенсионного страхования работников, занятых в особых условиях труда, урегулировал порядок предоставления им профессиональной (досрочной) пенсии с использованием новых механизмов формирования прав на такие пенсии и в конечном итоге освободил общую пенсионную систему от обязанности отвечать за производственные риски в виде досрочных трудовых пенсий по возрасту за работу с особыми условиями труда и трудовых пенсий за выслугу лет .

Обременительно действует  на пенсионную систему учет при определении  размера трудовой пенсии периодов без  уплаты страховых взносов наравне  с периодами их уплаты. Эти так  называемые кредитные периоды (учеба, периоды проживания в отдельных местностях, уход за детьми и другие) не соотносятся с принципами пенсионного страхования и не способствуют адекватной замене заработка, утраченного в связи с нетрудоспособностью.

Первым шагом в разрешении данной проблемы должны стать меры, направленные на установление минимального периода уплаты обязательных страховых взносов как условия для назначения пенсии по возрасту. Такой срок, по мнению Минтруда и соцзащиты, должен быть не менее 5 лет. Соответствующая норма будет отражена в проекте Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам пенсионного обеспечения". Данный законопроект содержит и другие предложения, направленные на оздоровление пенсионной системы, изыскание ее внутренних резервов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В заключении подведем итоги  работы.

В последние годы пенсионная система Республики Беларусь функционирует  стабильно и слаженно. Регулярно  и вовремя выплачиваются пенсии, их размер постоянно перерасчитывается в сторону увеличения

Как известно, наша пенсионная модель является распределительной, в  основе ее лежит принцип солидарности поколений, когда страховые взносы собирают с одних, а полученные средства распределяют среди другого, более старшего поколения. Такая система имеет свои преимущества. Среди них – возможность начать выплату пенсий незамедлительно, поскольку не требуется времени для накоплений. Размеры пенсий не зависят от результатов функционирования финансовых рынков. Она гарантирует определенную степень социальной защиты всем пожилым гражданам, обеспечивает более высокую норму замещения (отношение пенсии к заработной плате) для лиц с невысокой зарплатой, т. е. внутрипоколенческое перераспределение доходов от высокооплачиваемых к низкооплачиваемым.

Информация о работе Система пенсионного обеспечения в Республике Беларусь