Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 18:27, дипломная работа
Цель исследования заключается в формировании и обосновании методических положений и практических рекомендаций по совершенствованию управления рентабельностью организации.
В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:
1) изучены существующие теоретические аспекты по проблеме рентабельности, научно обоснован подход к расчету показателей результативности на основе существующих методик;
2) раскрыта сущность рентабельности организации;
Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепных подстановок.
Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения средних реализационных цен и себестоимости единицы продукции:
Где
П- прибыль от реализации
З- себестоимость реализованной продукции
VРП- объем реализованной продукции
УДi - удельный вес каждого вида продукции
Цi – средний уровень цен
Зед – себестоимость единицы продукции
Таким же образом производится факторный анализ рентабельности продаж. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:
Где
П- прибыль от реализации
З- себестоимость реализованной продукции
VРП- объем реализованной продукции
УДi - удельный вес каждого вида продукции
Цi – средний уровень цен
Зед – себестоимость единицы продукции
Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:
Где
П- прибыль от реализации
З- себестоимость реализованной продукции
VРП- объем реализованной продукции
УДi - удельный вес каждого вида продукции
Цi – средний уровень цен
Зед – себестоимость единицы продукции
На основании изложенного в данной части исследования можно сделать выводы о том, что на рентабельность оказывает влияние совокупность различных факторов, которые изучаются для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли и повышения рентабельности
1.2.2 Анализ рентабельности
активов организации как
Одним из основных показателей рентабельности является рентабельность капитала (активов).
Капитал в процессе своего движения проходит последовательно три стадии кругооборота: заготовительную, производственную и сбытовую.
На первой стадии организация приобретает основные производственные фонды, производственные запасы, на второй – часть средств поступает в производство, а часть используется на оплату труда работников, выплату налогов, платежей по социальному страхованию и другие расходы. На третьей стадии готовая продукция реализуется и на счет организации поступают денежные средства, причем, как правило, больше первоначальной суммы на величину полученной прибыли от бизнеса. Следовательно, чем быстрее оборачивается капитал, тем больше организация получит и реализует продукции при одной и той же его сумме за определенный отрезок времени. Задержка движения средств на любой стадии ведет к замедлению оборачиваемости капитала, требует дополнительного вложения средств и может вызвать значительное ухудшение финансового состояния организации.
Таким образом, эффективность использования капитала характеризуется его доходностью или рентабельностью. Рентабельность капитала – это отношение суммы его балансовой стоимости к среднегодовой суме совокупных активов.
Для характеристики интенсивности использования капитала рассчитывается коэффициент его оборачиваемости (отношение выручки от реализации продукции к среднегодовой стоимости капитала).
Иными словами, рентабельность активов (ROA) равна произведению рентабельности продаж (Rрп) и коэффициента оборачиваемости капитала (Коб).
ROA= Rрп • Коб (8)
где ROA -рентабельность активов;
Rрп - рентабельность продаж;
Коб.- коэффициент оборачиваемости капитала;
Взаимосвязь между показателями рентабельности совокупного капитала и его оборачиваемости отражена на рисунке 2 «Взаимосвязь между рентабельностью капитала и его оборачиваемостью»
Рисунок 2 «Взаимосвязь между рентабельностью капитала и его оборачиваемостью»
В процессе проведения факторного анализа рентабельности капитла используются следующие формулы:
изменение рентабельности капитала за счет коэффициента оборачиваемости:
∆ROA= ∆Коб • Rрп0 (9)
изменение рентабельности капитала за счет рентабельности продаж
∆ROA= Коб1 •∆Rрп (10)
Рентабельность капитала, характеризующая соотношение прибыли и капитала, использованного для получения этой прибыли, является одним их наиболее ценных и наиболее используемых показателей эффективности деятельности субъекта хозяйствования. Этот показатель позволяет аналитику сравнить его значение с тем, которое могло быть при альтернативном использовании капитала. Данный показатель используется для оценки качества и эффективности управления организацией; оценки способности организации получать достаточную прибыль на инвестиции; прогнозирования величины прибыли.
1.3 Показатели доходности
от основной деятельности и
доходности на вложенный
Для расчета уровня доходности предприятия все показатели рентабельности могут быть объединены в следующие группы:
1. Показатели, рассчитываемые для оценки доходности деятельности предприятия в целом. Методика их расчета основана на применении показателей прибыли предприятия или прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей реализованной продукции, себестоимости, величины акционерного капитала, вложенного капитала, собственного капитала, заемного капитала или совокупного капитала (в знаменателе).
2. Показатели, рассчитываемые для оценки доходности продукции, а также используемых ресурсов производства и затрат. Методика их расчета также базируется на применении показателей прибыли предприятия, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей совокупных затрат себестоимости, основных фондов, оборотных средств, оплаты труда, численности работников, производственных площадей и т.д.
Наиболее распространенными показателями в практике отечественных предприятий являются:
• рентабельность продукции - определяется как отношение прибыли предприятия (прибыли от реализации продукции или чистой прибыли) к себестоимости продукции (изготовленной, товарной или реализованной);
• рентабельность изделия - определяется как отношение прибыли, закладываемой в цену изделия, к себестоимости изделия [26, c. 347].
Кроме того, предприятие может использовать и ряд других показателей рентабельности для характеристики уровня доходности своих активов, ресурсов и продукции [25, c. 361-362].
В обобщенном виде взаимосвязь показателей рентабельности представлена на рисунке 3
Рисунок 3 - Показатели рентабельности предприятия
Рентабельность производства (Рпр) определяется по формуле:
где Пп – прибыль предприятия, руб.; ОПФ - среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.; НОС - нормируемые оборотные средства, руб.
Рентабельность реализованной продукции (Рп) определяется по формуле:
(12)
где Пк.в – годовой прирост прибыли в результате реализации капитальных вложений; KB – капитальные вложения, руб.
Рентабельность оборота (Р0) определяется по формуле:
(13)
где В – выручка от реализации продукции, руб.
Рентабельность текущих активов (Рт.а) определяется по формуле:
(14)
где Пч – прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, руб.; ТА – средняя величина текущих активов, руб.
Рентабельность, собственного капитала (Рс.к) определяется по формуле
(15)
где СК – величина собственного капитала на определенную дату (средняя за период), руб.
Рентабельность изделия (Ри) определяется по формуле
(16)
где Пед – прибыль на единицу изделия, руб.; С - себестоимость изделия, руб.
Рентабельность инвестированного капитала (Ри.к) определяется по формуле
(17)
где ИК – средний инвестированный капитал, руб.
Рентабельность основных фондов (Ро.ф) определяется по формуле
(18)
Рентабельность заемных средств (Рз.с) определяется по формуле:
(19)
где Пз.с – плата за пользование заемными средствами, руб.; ЗС – средства, привлеченные на заемной основе (долгосрочные и краткосрочные) на
определенную дату (средняя величина), руб.
Рентабельность активов (Ра) определяется по формуле:
где СА – средняя величина активов, руб.
Рентабельность совокупных вложений капитала (Рс.в.к) определяется по формуле:
(21)
где Рз.с – расходы, связанные с привлечением средств на заемной основе, руб,;
ИК – величина совокупного используемого капитала на определенную дату (средняя величина), руб.
Рентабельность инвестиций (Ри) определяется по формуле:
(22)
где В – величина валюты баланса на определенную дату (средняя за период), руб.; КО – величина краткосрочных обязательств на определенную дату (средняя за период), руб.
Рентабельность товарной продукции (Рт.п) определяется по формуле
(23)
где Ст.п – себестоимость товарной продукции, руб.
На основании вышеизложенного в данной части исследования можно сделать следующие выводы. Рентабельность можно определить как показатель эффективности предприятия, выражающий относительную величину прибыли и характеризующий степень отдачи средств, используемых в производстве.
Для правильного формирования прибыли и повышения рентабельности предприятие должно искать пути совершенствования.
Использование системы обобщающих показателей эффективности предприятия, каждый из которых отражает различные аспекты производственно-хозяйственной деятельности предприятия, позволяет получить всестороннюю, многогранную оценку эффективности.
В системе обобщающих показателей важнейшим является рентабельность. Повышение этого показателя обеспечивается, во-первых, увеличением массы прибыли, а, во-вторых, улучшением использования соответствующего вида ресурсов или уменьшением затрат
1.4 Способы влияния на эффективность деятельности организации
Экономический анализ – важнейшая стадия работы, предшествующая планированию и прогнозированию рентабельности промышленных предприятий.
Цель анализа рентабельности предприятия – изучить эффективность функционирования субъекта хозяйствования, степень его доходности и прибыльности. Как правило, анализ рентабельности проводят в тесной взаимосвязи с анализом финансовых результатов, так как величина рентабельности напрямую зависит от суммы полученной прибыли.
На современном этапе
- контроль за выполнением плана прибыли и рентабельности, их изменение в динамике по видам, в целом по предприятию, по структурным подразделениям и во временном аспекте;
- изучение изменений
- выявление и измерение влияния
факторов, воздействующих на
- выявление резервов увеличения прибыли и рентабельности;
- оценка работы предприятия
по использованию возможностей
увеличения прибыли и
- разработка мероприятий по увеличению рентабельности предприятия.
Основными источниками информации при анализе прибыли и рентабельности являются: финансовая отчетность, данные оперативного учета и бухгалтерского учета по счетам учета 90, 91, 92, 99, данные бизнес-планов.
Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д. (Рисунок 4).
Информация о работе Совершенствование управления рентабельностью организации