Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 18:27, дипломная работа
Цель исследования заключается в формировании и обосновании методических положений и практических рекомендаций по совершенствованию управления рентабельностью организации.
В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:
1) изучены существующие теоретические аспекты по проблеме рентабельности, научно обоснован подход к расчету показателей результативности на основе существующих методик;
2) раскрыта сущность рентабельности организации;
2.Общая рентабельность отчетного периода |
(Стр. 140 ф.№ 2 / Стр. 010 ф.№ 2) х 100 |
-2,95 |
-0,71 |
+2,24 |
3.Рентабельность активов |
(Стр. 140 ф.№ 2 / валюта баланса) х 100 |
-19,87 |
-9,72 |
+10,15 |
4.Рентабельность основной деятельности |
(Стр. 050 ф.№ 2 / стр. 020 ф. №2) х 100 |
-1,49 |
1,04 |
+1,53 |
За 2010 год завод был в убытке как от продаж, так и в целом от финансово-хозяйственной деятельности, поэтому все представленные в таблице показатели рентабельности имеют отрицательные значения. За 2011 год организация получила прибыль от продаж в размере 651 тыс. руб., поэтому показатели рентабельности продаж и рентабельности основной деятельности имеют положительные значения.
По приведенным в таблице 2.4. результатам расчетов наблюдается небольшое повышение по показателям рентабельности.
Показатель рентабельности продаж показывает, в какой степени предприятие получает прибыль от коммерческой деятельности. В 2010 г. на предприятии ОАО «СЭМЗ» этот показатель составлял -1,17% и повысился до 0,81% в 2011 г. За 2011 года организация по обычным видам деятельности получила прибыль в размере 0,81 коп. с каждого рубля выручки от реализации.
Общая рентабельность организации за 2011 г., рассчитанная как отношение прибыли (убытка) до налогообложения к совокупным расходам организации, составила -0,71%. Это значит, что с каждого израсходованного рубля организация теряет 0,71 коп. За аналогичный период 2010г. убыток был больше на 2,24 коп.
Одним из важных показателей финансово - экономической деятельности организации является рентабельность активов, который принято называть экономической рентабельностью. Это общий показатель, показывающий, сколько прибыли предприятие получает в расчете на 1 рубль своего имущества. В 2010 г. на предприятии ОАО «СЭМЗ» данный показатель был равен -19,87% и повысился до -9,72% в 2011 г. Соответственно, в 2011 году предприятие по обычным видам деятельности теряло 9,72 коп на каждый рубль своего актива.
При попытке выяснить причины такой ситуации был выявлен ряд проблем, отрицательно влияющих на показатели рентабельности:
1) отсутствие значимого
2) недостаточное финансирование обновления технической базы производства;
3) нерациональное использование
рабочих ресурсов, отсутствие
работ по профессиональной
4) недостатки маркетинговой полит
5) недостаточный контроль за
сырьевой базой организации из-
6) отсутствие приемлемой
Одним из главных факторов повышения рентабельности ОАО «СЭМЗ» организации является снижение себестоимости проданных товаров и, как следствие, увеличение валовой прибыли.
Снижение затрат – это важнейшее направление деятельности руководства организации в сфере управления прибылью организации.
Учет затрат на производство на ОАО «СЭМЗ» осуществляется в соответствии с учетом действующих государственных законодательных и нормативных актов, касающихся формирования и учета затрат.
Себестоимость продукции (работ, услуг) - это стоимостная оценка используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
Планирование себестоимости продукции осуществляется по калькуляционным статьям затрат на основе проведенного анализа сложившегося уровня затрат, целью которого является определение общей величины материальных, трудовых и финансовых затрат, необходимых для изготовления продукции, согласно плану производства. Анализ себестоимости проводится одновременно с комплексным технико-экономическим анализом работы организации, включающим оценку уровня техники и применяемых технологий, организации производства и использования производственных мощностей, материальных ресурсов, структуры и качества продукции, изучением конъюнктуры рынка. При этом выявляются возможности организации по развитию производства, внутрипроизводственные резервы и разрабатываются организационно-технические мероприятия по повышению экономической результативности производства.
Помимо этого, на предприятии периодически проводится оперативный анализ и контроль за использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе изготовления продукции, соблюдением смет расходов по обслуживанию производства и управлению. Это позволяет выявить неиспользованные резервы, механизм снижения непроизводительных расходов и потерь от брака и в конечном итоге обеспечивает методичную согласованность планирования и учета.
Для того, чтобы рассчитать себестоимость продукции, необходимо определить все затраты, которые имеют место в процессе производства. Предприятие будет тратить денежные средства на приобретение материалов и комплектующих, выплату заработной платы основным производственным рабочим, оплату израсходованной электроэнергии, а также нести дополнительные затраты, связанные с организацией и осуществлением деятельности организации (см. табл. 6.)
Таблица 6
Плановая калькуляция себестоимости товарной продукции за 2010-2011гг
Наименование статей расходов |
2010 г. |
2011 г. | ||
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% | |
1.Основные материалы и |
15 600 |
31,0 |
20310 |
33,2 |
2.Работы и услуги |
1752 |
3,5 |
2958 |
4,8 |
Продолжение таблицы 6
Наименование статей расходов |
2010 г. |
2011 г. | ||
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% | |
3.Топливо и энергия |
2802 |
5,62 |
3180 |
5,2 |
4.Прочие материальные затраты |
72 |
0,1 |
72 |
0,1 |
5.Расходы на оплату труда |
16 358 |
33,8 |
19982 |
31,7 |
6.Отчисления на социальные |
5406 |
10,8 |
7110 |
11,6 |
7.Амортизация основных произво |
4428 |
8,8 |
5105 |
7,3 |
8.Прочие расходы |
3216 |
6,4 |
3648 |
6,1 |
Итого: |
49634 |
100,0 |
62365 |
100,0 |
Согласно данным себестоимость товарной продукции в 2010 году составила 49634 млн. руб., в 2011 году 62365 млн. руб.
Динамика изменения структуры себестоимости товарной продукции представлена на рисунках 4 и 5.
Затраты на основные материалы и комплектующие в период с 2010 по 2011 гг. выросли на 2,2%, что в денежном выражении составило 4710 млн. руб.
Затраты по работам и услугам производственного характера, выполненных другими организациями, за 2010 год составили 1752 млн. руб., а в 2011г. выросли на 1,3% и составили 2958 млн. руб.
Затраты по топливу и энергии за 2011 год выросли по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 372 млн. руб. Это увеличение связано с ростом цен на топливо и с увеличением тарифов на тепло- и электроэнергию.
Расходы на оплату труда в 2011 году увеличились в связи с увеличением объема производства. Соответственно росту заработной платы пропорционально возросли отчисления на социальные нужды с 5406 млн. руб. в 2010 году до 7110 млн. руб. в 2011 году.
Рис. 4. Динамика структуры себестоимости товарной продукции
по элементам затрат (%) за 2010 год
Амортизационные отчисления возросли к 2010 году на 677 млн. руб. Это связано с тем, что увеличилась остаточная стоимость основных фондов.
Прочие затраты ОАО «СЭМЗ» за 2010 год возросли в меньшей степени, чем объемы производства товарной продукции. Причины этому:
1) увеличение отчислений налогов
включаемых в себестоимость про
2) оплата нематериальных услуг
других организаций (изменение произошло
за счет роста тарифов на
услуги вневедомственной
3) платежи по страхованию в
связи с обязательным государст
Рис. 5. Динамика структуры себестоимости товарной продукции
по элементам затрат (%) за 2010 год
Как видно из данных таблицы и рисунков, категория затрат на основные материалы и комплектующие является преобладающей в структуре себестоимости. Поэтому от коллектива ОАО «СЭМЗ» требуется рационально расходовать материальные ресурсы, не допуская их перерасхода.
На предприятии проводится ряд организационно-технических мероприятий, направленных на снижение издержек производства и, как следствие, себестоимости.
1. Снижение материалоёмкости
2. Снижение трудоёмкости изделий за счет увеличения объема производства, совершенствования технологии производства и освоения новых, более совершенных изделий и т.д.
3. Снижение уровня энергоёмкости продукции за счет увеличения объема производства, рационального использования и экономии топлива и энергии и организационно-технических мероприятий.
4. Сокращение нормы
5. Внедрение новых технологий и приобретение оборудование для технического перевооружения.
На основании полученных в исследовании данных можно прогнозировать дальнейшие изменения рентабельности организации.
По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что необходимо принимать меры по поиску путей повышения рентабельности организации.
В следующей главе будут выявлены основные пути повышения рентабельности организации и даны соответствующие рекомендации для руководства ОАО «СЭМЗ».
3. Рекомендации по повышению рентабельности ОАО «Серпуховский электромеханический завод»
3.1. Пути повышения рентабельности организации
В сложившихся условиях рынка у организаций всё более ярко выраженной становится потребность повышения рентабельности организации. При этом следует учесть, что на конечный результат влияют две составляющие: внутренние организационно-экономические факторы и внешние, или рыночные, условия.
Первая составляющая включает в себя изменения производительность труда, технической характеристики производства, способа его организаций, т. е. то, что подвластно предпринимателю. Вторая же составляющая включает изменения, не зависящие либо мало зависящие от предпринимателя, главным образом изменения цен. С одной стороны, это цены на ресурсы (рабочую силу, сырье, материалы, топливо, энергию и т. п.), которые промышленное предприятие использует для производства продукта, а с другой - цены на изготовляемый продукт, которые могут изменяться от соотношения спроса и предложения на рынке.
Существуют два альтернативных пути повышения рентабельности товаров - увеличение объемов продаж и повышение результативности их реализации (т.е. получение большей прибыли при сохранении объема продаж). Объем продаж может быть увеличен двумя способами: путем расширения рынка или путем более глубокого проникновения в него. Результативность реализации возрастает при сокращении издержек, повышении цен или оптимизации продаж-микс (т.е. исключении малорентабельных видов деятельности).
Информация о работе Совершенствование управления рентабельностью организации