Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 12:29, дипломная работа
Цель дипломного проекта - исследование состояния и перспектив развития инвестиционной политики и оценки инвестиционной привлекательности территории на примере муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность инвестиционной политики и инвестиционной привлекательности муниципального образования;
- изучить понятие и методы оценки инвестиционного климата муниципального образования;
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Теоретические и методологические основы исследования инвестиционной политики и инвестиционной привлекательности муниципального образования……………………………………………………7
1.1. Формирование и реализация инвестиционной политики муниципального образования…………………………………………………………………………..7
1.2. Инвестиционная привлекательность как составляющая инвестиционного климата……………………………………………………………………………..11
1.3. Понятие и методы оценки инвестиционного климата муниципального образования………………………………………………………………………...18
2. Исследование инвестиционной привлекательности муниципального образования «Инзенский район»………………………………………………..26
2.1. Нормативно-правовая база и принципы формирования обоснованной инвестиционной политики муниципального образования………………………26
2.2. Анализ инвестиционных возможностей социально-экономического развития и оценка инвестиционной привлекательности муниципального образования «Инзенский район»………………………………………………….33
2.3. Анализ ресурсного обеспечения инвестиционной деятельности на территории муниципального образования «Инзенский район»………………...48
3. Направления совершенствования инвестиционной политики муниципального образования «Инзенский район»……………………….….56
3.1. Рекомендации по совершенствованию формирования и реализации инвестиционной политики муниципального образования………………………56
3.2. Рекомендации по совершенствованию информационного обеспечения инвестиционной деятельности муниципального образования…………….........64
Заключение…………………………………………………………….……….….75
Библиографический список…………………………………………
Рассмотрим этапы методики оценки инвестиционного климата муниципальных образований (рисунок 1).
Рис. 1. Методика оценки инвестиционного климата муниципального
образования А.Э. Саака и О.А.Колчиной
Первый этап - анализ состояния, динамики и тенденций изменения внутренних компонентов инвестиционной привлекательности -инвестиционного потенциала и инвестиционного риска. На втором этапе оценки для выполнения этой цели производится анализ компонентов инвестиционного климата муниципального образования, выявляются их сильные и слабые стороны, возможности и угрозы (SWOT- анализ).
Наиболее полное и объективное сопоставление инвестиционного климата в муниципальных образованиях обеспечивает их сравнение по всей совокупности показателей с проведением количественно выводимых разносторонних оценок.
Для решения этой задачи предложен подход, в основу которого положен индексный метод объединения разномерных показателей. Этот метод позволяет рассчитывать интегральный показатель инвестиционной привлекательности муниципального образования и интегральный показатель инвестиционной активности. Метод предполагает выведение балльных оценок муниципального образования по значениям каждого из показателей, характеризующих различные аспекты инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности территории. Сумма балльных оценок по всем показателям данного муниципального образования, выведенная в соответствии с 10-балльной шкалой, и составляет его интегральный показатель инвестиционной привлекательности (Iip):
где i - показатель;
I - число показателей инвестиционной привлекательности муниципального образования;
М(i) - балльная оценка, соответствующая значению i-го показателя.
Сумма балльных оценок по показателям инвестиционной активности данного муниципального образования, выведенная в соответствии с 10-балльной шкалой, составляет его интегральный показатель инвестиционной активности (IIА):
где n - показатель инвестиционной активности;
N - число показателей инвестиционной активности муниципального образования;
М(n) - балльная оценка, соответствующая значению n-го показателя.
На четвертом этапе оценки инвестиционного климата муниципального образования на основании результатов SWOT-анализа и идентификации его места среди муниципальных образований субъекта РФ производится выявление приоритетных задач, направленных на улучшение отдельных компонентов инвестиционного климата муниципального образования, и разработка системы мероприятий содействия их реализации. Данная система мероприятий должна способствовать профилактике наиболее слабых компонентов инвестиционного климата, более полной реализации имеющихся возможностей, которые обусловлены позитивными процессами в динамике отдельных компонентов, и предотвращению угроз, вызываемых отрицательными тенденциями в экономике. Оценивая результаты анализа инвестиционного климата муниципального образования, необходимо учитывать, что рычаги решения многих проблем, от которых зависит формирование инвестиционной привлекательности территорий, находятся в ведении федеральных и региональных органов. Это вопросы налоговой и финансово-кредитной политики, внешнеэкономической деятельности, развития рыночных реформ и т. д. Возможности органов местного самоуправления в этом направлении зачастую весьма ограниченны. Поэтому важно выделить круг задач по улучшению инвестиционного климата, которые муниципальные органы власти могут непосредственно решать на своей территории.
На основе анализа известных методов оценки инвестиционного климата регионов разрабатываются методики оценки инвестиционного климата муниципального образования. При этом одной из основных задач является отбор состава частных показателей инвестиционного потенциала и показателей, формирующих в совокупности уровень муниципальных инвестиционных рисков. К системе показателей предъявляется ряд требований: целенаправленности и относительной простоты показателей, их стандартности, научности, реалистичности, а также объективности и достоверности исходных данных.
В связи с требованием относительной простоты и целенаправленности в состав сводимых частных показателей включаются лишь инвестиционно значимые факторы, то есть только те, которые непосредственно и в наибольшей мере формируют инвестиционный климат муниципального образования. Для выполнения требования стандартности система показателей должна использовать единые, общепринятые в социально-экономических исследованиях нормы, правила, методологию, что обеспечит возможность однозначной интерпретации результатов оценки. Требование объективности и достоверности исходных данных может быть выполнено тем, что система показателей будет рассчитана на использование официальных источников данных, чей статус доказывает объективность и достоверность данных. Требование реалистичности предполагает использование таких показателей, для которых доступно регулярное обновление значений свежей информацией. Выполнение требования научности является обязательным условием обеспечения объективности проводимых исследований и доказательства адекватности полученных результатов. Требование научности означает следование установленным в научной практике подходам, использование методик, адекватных решаемым задачам и основанных на научно аргументированном способе проведения исследований, обработки и анализа полученных показателей. В целях сопоставления инвестиционного климата разных муниципальных образований необходимо использовать только количественные показатели социально-экономического состояния муниципальных образований. Показатели инвестиционного потенциала и показатели, формирующие в совокупности уровень инвестиционных рисков, представлены в таблице 2.
В таблице 2 приведены как количественные, так и качественные показатели видов инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.
Таблица 2
Показатели инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности муниципального образования
Инвестиционный потенциал/инвестиционный риск |
Перечень основных показателей |
1 |
2 |
Природно-ресурсный потенциал |
Наличие достаточных и высокоэффективных природных ресурсов: сырьевых, топливно-энергетических, земельных, водных, лесных и др.; рекреационные ресурсы, биоклиматические особенности; географическое положение |
Демографический потенциал |
Численность и динамика населения; демографическая структура населения, показатели рождаемости, смертности, миграции |
Трудовой потенциал |
Трудовые ресурсы; уровень занятости, численность не занятых трудовой деятельностью граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости |
Экономический потенциал |
Отраслевая структура муниципальной экономики, число предприятий и организаций, объем и динамика промышленной продукции, производство потребительских товаров, объем реализации платных услуг населению, оборот розничной торговли, объем работ, выполненных собственными силами по договорам строительного подряда, ввод в действие жилых домов за счет всех источников финансирования |
Инфраструктурный потенциал |
Транспортная инфраструктура (плотность железных дорог, протяженность автомобильных дорог, наличие аэропортов, морских, речных портов); энергетическая инфраструктура; коммунальная инфраструктура; телекоммуникационная инфраструктура |
Финансовый потенциал |
Параметры местного бюджета: бюджетная самостоятельность, структура доходов и расходов, соотношение доходов и расходов бюджета; бюджетная обеспеченность населения; прибыль предприятий и организаций, фонд заработной платы и выплаты социального характера, среднемесячная заработная плата одного работника, отношение доходов населения к прожиточному минимуму |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
Институциональный потенциал |
Обеспеченность развития муниципального образования необходимыми институтами рыночной экономики, оценка структуры собственности, состояние банковской и парабанковской инфраструктуры, оценка развития и поддержки малого бизнеса |
Инновационный потенциал |
Состояние наукоемких производств; численность исследователей и число организаций, выполняющих научные разработки; внутренние текущие затраты на исследования; объем инвестиций в науку |
Экономический риск |
Динамика экономических процессов, удельный вес убыточных предприятий, износ основных фондов |
Социальный риск |
Уровень социальной напряженности в муниципальном образовании, уровень регистрируемой безработицы, динамика реальных доходов населения, интенсивность забастовочного движения |
Финансовый риск |
Степень сбалансированности местного бюджета, степень сбалансированности финансов предприятий уровень кредиторской /дебиторской задолженности |
Законодательный риск |
Юридические условия инвестирования в те или иные сферы или отрасли, порядок использования отдельных факторов производства |
Экологический риск |
Степень напряженности экологической ситуации в муниципальном образовании, решения по развитию природоохранных мероприятий |
Криминальный риск |
Уровень преступности, размеры теневой экономики, оценка вовлеченности криминальных кругов в легальную экономику |
Инвестиционная активность |
Объем и структура инвестиций |
Таким образом, анализ современных подходов и систем показателей при оценке социально-экономического состояния муниципального образования показал, что для оценки инвестиционного климата муниципального образования наиболее целесообразно применять подходы, используемые органами государственной статистики.
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ
В качестве основы правового регулирования отношений, возникающих между субъектами инвестиционной деятельности в Российской Федерации, выступают следующие нормативно-правовые документы:
- Конституция РФ;
- Гражданский, Бюджетный, Налоговый, Земельный, Градостроительный кодексы РФ;
- Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (с изм. от 12 декабря 2011 г. N 427-ФЗ);
- Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (с изм. от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ);
- Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (с изм. от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ);
- Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (ред. от 06.12.2011);
- Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с изм. от 28 июля 2012 г. N 145-ФЗ);
- Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (с изм. от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ) и др.
В этих законодательных актах отражены следующие аспекты государственной инвестиционной политики [14, с.24]:
- представлена
расширительная трактовка
- даны четкие
и конкретные формулировки
- регламентирована
легализация сферы
- определен спектр
мер государственного
- установлен комплексный характер защитных мер и гарантий государства в области инвестирования, в том числе для иностранных инвесторов;
- предусмотрен
широкий перечень методов
В российском законодательстве определены следующие направления государственной инвестиционной политики [17, с.63].
1. Создание благоприятных
экономических условий для
- совершенствование системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
- установление
субъектам инвестиционной
- защита интересов инвесторов;
- предоставление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и природными ресурсами;
- расширение
использования средств
- создание и
развитие сети информационно-
- принятие антимонопольных мер;
- расширение возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
- развитие финансового лизинга;
- проведение
переоценки основных фондов в
соответствии с темпами
- создание возможностей
формирования субъектами
2. Прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
- разработки, утверждения
и финансирования
- формирования
перечня строек и объектов
технического перевооружения
- размещения
средств федерального бюджета, бюджетов
субъектов РФ для