Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 21:15, реферат
Тема работы актуальна, потому что экономическая интеграция рассматривается в качестве средства преодоления противоречия между необходимостью эффективного развития экономики каждой страны, участвующей во взаимном международном разделении труда, и ограниченными возможностями, которыми располагали отдельные страны региона для реализации этой неотложной экономической задачи. Цель данной работы – рассмотрение современных экономических интеграционных группировок, их образование, развитие и дальнейшие перспективы.
Для того, чтобы рассмотреть тему , я использовала различные учебные пособия и статьи из журналов.
Введение………………………………………………………………………………….….3
Глава 1.Сущность экономической интеграции……………………………………….….4
Глава 2. Современные интеграционные экономические группировки……………...…8
2.1. ЕС………………………………………………………………………………….….…8
2.2. НАФТА………………………………………………………………………………...12
2.3. АСЕАН……………………………………………………………………………..….16
2.4. МЕРКОСУР…………………………………………………………………………...20
2.5. Андская интеграционная группировка……………………………………..………23
Глава 3. Последствия развития интеграционных группировок…………………….....26
Заключение………………………………………………………………………………...28
Библиографический список……………………………………………………………....29
Глава 2. Современные экономические интеграционные группировки
2.1. ЕС
Европейский
союз представляет собой
Идея
создания единой Европы имеет
многовековую историю. Однако, именно
Вторая мировая война и ее
разрушительные последствия
К окончанию
Второй мировой войны
Отправной точкой процесса
европейской интеграции принято
считать декларацию министра иностранных
дел Франции Робера Шумана от 9 мая
1950 г. В ней содержалось официальное
предложение о создании Европейского
объединения угля и стали (ЕОУС).
Договор об учреждении этого сообщества
подписан Францией, ФРГ, Бельгией, Нидерландами,
Люксембургом и Италией 18 апреля 1951.
ЕOУС ставило своей целью создание
общего рынка для модернизации и
повышения эффективности
Сближение государств континента
в социально-экономической
Подписание Договора
о Европейском Союзе в 1992 в
Маастрихте (Нидерланды) дало Европейским
сообществам не только новое
официальное название – ЕС, но
законодательно закрепило
Основные провозглашенные цели Союза:
– введение европейского гражданства;
– обеспечение свободы, безопасности и законности;
– содействие экономическому и социальному прогрессу;
– укрепление роли Европы в мире.
При анализе политики
Европейского Союза можно
2) «вторая опора» –
Общая внешняя политика и
Официальными языками ЕС являются государственные языки стран-членов: английский, греческий, испанский (каталанский), итальянский, немецкий, нидерландский, португальский, финский, фламандский, французский, шведский.
ЕС имеет собственную официальную символику – флаг и гимн. Флаг утвержден в 1986 и представляет собой синее полотнище в форме прямоугольника с соотношением длины и высоты 1,5:1, в центре которого расположены по кругу 12 золотых звезд. Впервые этот флаг был поднят перед зданием Европейской комиссии в Брюсселе 29 мая 1986. Гимн ЕС – Ода радости Людвига ван Бетховена, фрагмент его Девятой симфонии (которая также является и гимном другой общеевропейской организации – Совета Европы).
Хотя ЕС не имеет официальной столицы (страны-члены являются поочередно председателями Сообщества в течение полугода согласно латинскому алфавиту), большинство основных институтов ЕС расположены в Брюсселе (Бельгия). Помимо этого некоторые органы ЕС находятся в Люксембурге, Страсбурге, Франкфурте-на-Майне и других крупных городах. 12 государств-членов ЕС (кроме Великобритании, Дании и Швеции), входящие в Экономический и валютный союз (ЭВС), помимо общих органов и законодательства Сообщества, имеют единую валюту – евро. В ЕС входят следующие страны: Австрия, Бельгия, Болгария, Кипр, Греция, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Чехия, Венгрия, Италия, Ирландия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Великобритания. Кандидаты на вступление в организацию : Хорватия, Черногория, Турция, Исландия, Македония.
Маастрихтским договором
1992 были установлены жесткие критерии
конвергенции, необходимые для введения
единой валюты – евро, регулирующие
предельные уровни: 1) инфляции, темпы
которой не должны превышать более
чем на 1,5% средний показатель в
странах-членах с наименьшим ростом
цен; 2) процентных ставок по долгосрочным
кредитам, величины которых не должны
превышать более чем на 2 процентных
пункта соответствующий средний
показатель для трех стран с наименьшим
ростом цен; 3) дефицит госбюджета не
должен быть более 3% ВВП; 4) государственный
долг не должен быть более 60% ВВП; 5) в
течение двух лет валюта не должна
девальвироваться и ее обменный курс
не должен выходить за пределы колебаний,
установленные Европейской
Относится к сфере межгосударственного сотрудничества и не регулируется системой права Сообщества, хотя формально в Маастрихстком договоре и записано, что «Союз определяет и осуществляет общую внешнюю политику и политику безопасности, которая охватывает все области внешней политики и политики безопасности...».
В 1970-х тема развития сотрудничества
в военно-политической области вновь
приобрела актуальность. На Люксембургской
сессии министров иностранных дел
государств-членов (27 октября 1970) была
учреждена система Европейского
политического сотрудничества (ЕПС).
Она представляла собой межгосударственный
механизм взаимного обмена информацией
и политических консультаций на уровне
министров иностранных дел. Но длительное
время эта система существовала
неформально, не будучи включенной в
договорное право Сообщества из-за
разногласий в вопросе о
Начало сотрудничеству в области внутренних дел и правосудия было положено в 1975 созданием межправительственной группы ТРЕВИ («международный терроризм, радикализм, экстремизм, насилие» – TREVI group) в составе министров внутренних дел государств-членов ЕЭС. Функции этой организации включали в себя борьбу с терроризмом, пограничный контроль, регулирование иммиграционных потоков, пресечение нелегальной транспортировки и торговли наркотиками.
С середины 1980-х государства-члены ЕС взяли курс на постоянную координацию политики в области внутренних дел. В 1985 было подписано Шенгенское соглашение между Францией, Германией, Бельгией, Люксембургом и Нидерландами о постепенной отмене контроля на внутренних границах ЕС, а в 1986 – организована Специальная рабочая группа по иммиграции (Ad Hoc Immigration Group) для изучения дел и координации действий по предоставлению политического убежища.
Решения по вопросам
правосудия и внутренних дел принимаются
на основе межправительственного
– политика предоставления политического убежища;
– контроль над внешними границами Союза;
– иммиграционная политика;
– таможенное сотрудничество;
– сотрудничество в области гражданского и уголовного права;
– сотрудничество национальных полицейских служб, создание Европейского полицейского ведомства.
Почти половина бюджетных средств идет на проведение общей сельскохозяйственной политики. Вместе с тем по сравнению с 1960-ми и 1970-ми годами доля аграрных расходов существенно сократилась, тогда как возросли расходы ЕС на региональную и социальную политику. Через общий бюджет частично финансируются и другие направления внутренней политики ЕС (например, научно-техническая, транспортная и пр.), а также внешняя политика. Из этого источника финансируется гуманитарная и продовольственная помощь нуждающимся странам мира. Помимо этого с 2000 ежегодно более 3 млрд. евро направляется на финансирование проектов технического и структурного развития стран, готовящихся к вступлению в ЕС, что составляет порядка 40% всех расходов на внешнюю политику ЕС.
Важнейшие бюджетные
статьи реализуются через специальные
структурные фонды ЕС: Фонд ориентации
и гарантий в области сельского
хозяйства, ответственный за реализацию
общей сельскохозяйственной политики
ЕС; Фонд регионального развития, ответственный
за программы помощи регионам, отстающим
в своем развитии (например, пораженных
структурным кризисом в промышленности);
Социальный фонд, стимулирующий переквалификацию
трудящихся в регионах и отраслях
с высоким уровнем безработицы,
а также отвечающий за профессиональное
обучение молодежи; Фонд содействия экономическому
сближению государств-членов (Фонд
сплочения), созданный в соответствии
с Маастрихтским договором и
ориентированный на развитие стран
с наименьшими показателями ВВП
на душу населения. Существует также
специальный Финансовый инструмент
содействия рыболовству, через который
выделяются средства для повышения
конкурентоспособности
В рамках ЕЭС в 1958 был образован другой важнейший финансовый инструмент ЕС – Европейский инвестиционный банк, способствующий реализации долгосрочных инвестиционных проектов.
Правовым инструментом реализации политики ЕС является право Сообщества –весь массив действующих нормативных документов, включая неписанные нормы – то есть общие принципы права и сложившиеся традиции взаимодействия институтов Сообщества между собой и с органами государств-членов. Принятие этого законодательства в полном объеме является непременным условием вступления любого государства в ЕС.
Для реализации
своей политики ЕС имеет разветвленную
институциональную структуру, элементы
которой формируются двумя
В СССР долгое время относились резко негативно к европейской интеграции, рассматривая ЕС как часть военно-политической борьбы между Западом и Востоком. Официальные отношения между СССР и Европейскими сообществами были установлены лишь в 1988, когда МИД СССР направил вербальную ноту Комиссии ЕС с предложением установить официальные отношения. Взаимное признание открыло путь для подписания 18 декабря 1989 Соглашения о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве между ЕЭС, ЕОУС и Евратомом, с одной стороны, и СССР – с другой, правопреемником которого стала Российская Федерация. В конце декабря 1991 ЕС заявили о признании России и других новых независимых государств, возникших после распада СССР. В мае 1992 в Москве состоялась первая встреча Россия – ЕС на высшем уровне. Ее главным результатом стала договоренность о подготовке нового соглашения между ЕС и Россией, которое должно было заменить предыдущее и определить новое качество отношений.
Таким документом
стало Соглашение о партнерстве
и сотрудничестве между Российской
Федерацией и ЕС (СПС), подписанное
на о. Корфу 24 июня 1994 на срок 10 лет с
последующим автоматическим продлением,
если одна из сторон не уведомит заранее
о его денонсации. СПС охватывает
четыре важнейших сферы
Информация о работе Современные интеграционные экономические группировки