Современные интеграционные экономические группировки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 21:15, реферат

Краткое описание

Тема работы актуальна, потому что экономическая интеграция рассматривается в качестве средства преодоления противоречия между необходимостью эффективного развития экономики каждой страны, участвующей во взаимном международном разделении труда, и ограниченными возможностями, которыми располагали отдельные страны региона для реализации этой неотложной экономической задачи. Цель данной работы – рассмотрение современных экономических интеграционных группировок, их образование, развитие и дальнейшие перспективы.
Для того, чтобы рассмотреть тему , я использовала различные учебные пособия и статьи из журналов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….….3
Глава 1.Сущность экономической интеграции……………………………………….….4
Глава 2. Современные интеграционные экономические группировки……………...…8
2.1. ЕС………………………………………………………………………………….….…8
2.2. НАФТА………………………………………………………………………………...12
2.3. АСЕАН……………………………………………………………………………..….16
2.4. МЕРКОСУР…………………………………………………………………………...20
2.5. Андская интеграционная группировка……………………………………..………23
Глава 3. Последствия развития интеграционных группировок…………………….....26
Заключение………………………………………………………………………………...28
Библиографический список……………………………………………………………....29

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по мировой экономике.docx

— 98.86 Кб (Скачать файл)

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Современные экономические интеграционные группировки

2.1. ЕС

      Европейский  союз представляет собой экономическое   и политическое партнерство между  27 странами. Он образовался полвека  назад, способствовал  повышению уровня жизни населения, есть единая европейская валюта, постепенно построен единый общеевропейский рынок, на котором движение между государствами- членами услуг, товаров, капитала свободно, как в пределах одной страны. Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году на принципах Европейских сообществ.3

        Идея  создания единой Европы имеет  многовековую историю. Однако, именно  Вторая мировая война и ее  разрушительные последствия создали  реальную основу для европейской  интеграции. Уроки войны привели  к возрождению идей пацифизма  и пониманию необходимости не  допустить рост национализма  в послевоенном мире. Другой реальностью,  заложившей основу процесса европейской  интеграции, стало стремление стран  Западной Европы восстановить  пошатнувшиеся в результате войны  экономические позиции. Для стран,  потерпевших поражение в войне  (прежде всего Германии, разделенной  на несколько оккупационных зон), насущной потребностью являлось  восстановление собственных политических  позиций и международного авторитета. В связи с началом холодной войны, сплочение рассматривалось и как важный шаг в сдерживании советского влияния в Западной Европе.

      К окончанию  Второй мировой войны сформировались  два принципиальных подхода к  европейской интеграции: федералистский  и конфедеративный. Сторонники  первого пути стремились к  построению наднациональной Европейской  федерации или Соединенных Штатов  Европы, т.е. к интеграции всего  комплекса общественной жизни,  вплоть до введения единого  гражданства. Второй подход предусматривал  ограниченную интеграцию, основанную  на принципах межгосударственного  согласия, с сохранением суверенитета  стран-участниц. Для сторонников  этого подхода процесс объединения  сводился к тесному экономическому  и политическому союзу при  сохранении своих правительств, органов власти и вооруженных  сил. Весь ход европейской интеграции  представляет собой постоянную  борьбу этих двух концепций.

Отправной точкой процесса европейской интеграции принято  считать декларацию министра иностранных  дел Франции Робера Шумана от 9 мая 1950 г. В ней содержалось официальное  предложение о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Договор об учреждении этого сообщества подписан Францией, ФРГ, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом и Италией 18 апреля 1951. ЕOУС ставило своей целью создание общего рынка для модернизации и  повышения эффективности производства в угольной и металлургических областях, а также улучшения условий  труда и решения проблем занятости  в этих отраслях экономики. Интеграция этого важнейшего в то время сектора  хозяйства открыла путь для интеграции и других отраслей экономики, следствием чего стало подписание 25 марта 1957 членами  ЕОУС Римских договоров об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).

Сближение государств континента в социально-экономической сфере  стало стержнем процесса европейского объединения. Становление Европейского экономического сообщества прошло несколько  этапов: 1) создание зоны свободной торговли с отменой таможенных пошлин, квот и других ограничений в торговле между государствами-участниками при сохранении их автономии в таможенной и торговой политике по отношению к третьим странам (1957–1968); 2)  создание таможенного союза с введением вместо автономных средств торговой и таможенной политики общего таможенного тарифа и перехода к единой торговой политике в отношении третьих стран (1968–1987); 3) создание единого внутреннего рынка, предусматривавшего помимо мер таможенного союза осуществление мероприятий, обеспечивающих свободное движение услуг, капиталов и рабочей силы (1987–1992); 4) создание Экономического и валютного союза, предусматривавшего введение единой валютной и денежной политики ЕС (1992–2002) с заменой национальных валют единой валюто – евро.

 Подписание Договора  о Европейском Союзе в 1992 в  Маастрихте (Нидерланды) дало Европейским  сообществам не только новое  официальное название – ЕС, но  законодательно закрепило озвученные  в ЕЕА цели. Им также было  введено общее гражданство Союза.

Основные провозглашенные  цели Союза:

– введение европейского гражданства;

– обеспечение свободы, безопасности и законности;

– содействие экономическому и социальному прогрессу;

– укрепление роли Европы в мире.

  При анализе политики  Европейского Союза можно выделить  три основополагающих направления  («три опоры»): 1)  «первая опора»  – Экономический и валютный  союз (ЭВС);

2) «вторая опора» –  Общая внешняя политика и политика  безопасности ЕС (ОВПБ), в которой  все больший вес получает военная  составляющая – Европейская политика  безопасности и обороны (ЕПБО); 3) «третья опора» – сотрудничество  государств-членов в области внутренних  дел и правосудия.

Официальными языками  ЕС являются государственные языки  стран-членов: английский, греческий, испанский (каталанский), итальянский, немецкий, нидерландский, португальский, финский, фламандский, французский, шведский.

ЕС имеет собственную  официальную символику – флаг и гимн. Флаг утвержден в 1986 и представляет собой синее полотнище в форме  прямоугольника с соотношением длины  и высоты 1,5:1, в центре которого расположены  по кругу 12 золотых звезд. Впервые  этот флаг был поднят перед зданием  Европейской комиссии в Брюсселе 29 мая 1986. Гимн ЕС – Ода радости Людвига ван Бетховена, фрагмент его Девятой симфонии (которая также является и гимном другой общеевропейской организации – Совета Европы).

Хотя ЕС не имеет официальной  столицы (страны-члены являются поочередно председателями Сообщества в течение  полугода согласно латинскому алфавиту), большинство основных институтов ЕС расположены в Брюсселе (Бельгия). Помимо этого некоторые органы ЕС находятся в Люксембурге, Страсбурге, Франкфурте-на-Майне и других крупных  городах. 12 государств-членов ЕС (кроме  Великобритании, Дании и Швеции), входящие в Экономический и валютный союз (ЭВС), помимо общих органов  и законодательства Сообщества, имеют  единую валюту – евро. В ЕС входят следующие страны: Австрия, Бельгия, Болгария, Кипр, Греция, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Чехия, Венгрия, Италия, Ирландия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Великобритания. Кандидаты на вступление в организацию : Хорватия, Черногория, Турция, Исландия, Македония.

Маастрихтским договором 1992 были установлены жесткие критерии конвергенции, необходимые для введения единой валюты – евро, регулирующие предельные уровни: 1) инфляции, темпы  которой не должны превышать более  чем на 1,5% средний показатель в  странах-членах с наименьшим ростом цен; 2) процентных ставок по долгосрочным кредитам, величины которых не должны превышать более чем на 2 процентных пункта соответствующий средний  показатель для трех стран с наименьшим ростом цен; 3) дефицит госбюджета не должен быть более 3% ВВП; 4)  государственный  долг не должен быть более 60% ВВП; 5) в  течение двух лет валюта не должна девальвироваться и ее обменный курс не должен выходить за пределы колебаний, установленные Европейской валютной системой.

Относится к сфере межгосударственного  сотрудничества и не регулируется системой права Сообщества, хотя формально  в Маастрихстком договоре и записано, что «Союз определяет и осуществляет общую внешнюю политику и политику безопасности, которая охватывает все  области внешней политики и политики безопасности...».

В 1970-х тема развития сотрудничества в военно-политической области вновь  приобрела актуальность. На Люксембургской сессии министров иностранных дел  государств-членов (27 октября 1970) была учреждена система Европейского политического сотрудничества (ЕПС). Она представляла собой межгосударственный механизм взаимного обмена информацией  и политических консультаций на уровне министров иностранных дел. Но длительное время эта система существовала неформально, не будучи включенной в  договорное право Сообщества из-за разногласий в вопросе о разграничении  полномочий между национальными  правительствами и руководящими органами Сообщества. Компромиссное  решение было найдено лишь в конце 1980-х. Принятый в 1987 Единый европейский  акт включил раздел Положения о европейском сотрудничестве в области внешней политики, означавшим включение внешнеполитической сферы в договорное право Сообщества. ЕЕА обязал председательствующее в Совете ЕС государство и Комиссию учитывать при выработке внешней политики Европейских Сообществ решения, выработанные в рамках ЕПС. Механизм ЕПС на этом этапе был усилен. Его полноправным участником стала Комиссия ЕС, а количество ежегодных встреч министров иностранных дел было увеличено с двух до четырех.

Начало сотрудничеству в области внутренних дел и  правосудия было положено в 1975 созданием  межправительственной группы ТРЕВИ («международный терроризм, радикализм, экстремизм, насилие» – TREVI group) в составе министров  внутренних дел государств-членов ЕЭС. Функции этой организации включали в себя борьбу с терроризмом, пограничный  контроль, регулирование иммиграционных потоков, пресечение нелегальной транспортировки  и торговли наркотиками.

С середины 1980-х государства-члены  ЕС взяли курс на постоянную координацию  политики в области внутренних дел. В 1985 было подписано Шенгенское соглашение между Францией, Германией, Бельгией, Люксембургом и Нидерландами о постепенной отмене контроля на внутренних границах ЕС, а в 1986 – организована Специальная рабочая группа по иммиграции (Ad Hoc Immigration Group) для изучения дел и координации действий по предоставлению политического убежища.

Решения по вопросам правосудия и внутренних дел принимаются  на основе межправительственного сотрудничества стран Союза по следующим направлениям:

– политика предоставления политического убежища;

– контроль над  внешними границами Союза;

– иммиграционная политика;

– таможенное сотрудничество;

– сотрудничество в области гражданского и уголовного права;

– сотрудничество национальных полицейских служб, создание Европейского полицейского ведомства.

Почти половина бюджетных средств идет на проведение общей сельскохозяйственной политики. Вместе с тем по сравнению с 1960-ми и 1970-ми годами доля аграрных расходов существенно сократилась, тогда  как возросли расходы ЕС на региональную и социальную политику. Через общий  бюджет частично финансируются и  другие направления внутренней политики ЕС (например, научно-техническая, транспортная и пр.), а также внешняя политика. Из этого источника финансируется  гуманитарная и продовольственная  помощь нуждающимся странам мира. Помимо этого с 2000 ежегодно более 3 млрд. евро направляется на финансирование проектов технического и структурного развития стран, готовящихся к вступлению в ЕС, что составляет порядка 40% всех расходов на внешнюю политику ЕС.

Важнейшие бюджетные  статьи реализуются через специальные  структурные фонды ЕС: Фонд ориентации и гарантий в области сельского  хозяйства, ответственный за реализацию общей сельскохозяйственной политики ЕС; Фонд регионального развития, ответственный  за программы помощи регионам, отстающим  в своем развитии (например, пораженных структурным кризисом в промышленности); Социальный фонд, стимулирующий переквалификацию трудящихся в регионах и отраслях с высоким уровнем безработицы, а также отвечающий за профессиональное обучение молодежи; Фонд содействия экономическому сближению государств-членов (Фонд сплочения), созданный в соответствии с Маастрихтским договором и  ориентированный на развитие стран  с наименьшими показателями ВВП  на душу населения. Существует также  специальный Финансовый инструмент содействия рыболовству, через который  выделяются средства для повышения  конкурентоспособности предприятий, связанных с рыболовным промыслом  в прибрежных районах ЕС.

В рамках ЕЭС  в 1958 был образован другой важнейший  финансовый инструмент ЕС – Европейский  инвестиционный банк, способствующий реализации долгосрочных инвестиционных проектов.

Правовым инструментом реализации политики ЕС является право  Сообщества –весь массив действующих  нормативных документов, включая  неписанные нормы – то есть общие  принципы права и сложившиеся  традиции взаимодействия институтов Сообщества между собой и с органами государств-членов. Принятие этого законодательства в  полном объеме является непременным  условием вступления любого государства  в ЕС.

Для реализации своей политики ЕС имеет разветвленную  институциональную структуру, элементы которой формируются двумя способами: одни институты состоят из лиц, действующих  в качестве официальных представителей государств-членов; другие – из лиц, предлагаемых национальными правительствами, но действующих от имени всего  Сообщества. В настоящее время  главными органами управления ЕС являются: Европейский совет, Совет ЕС, Европейская  комиссия, Европейский парламент  и Суд. Имеются также вспомогательные  и консультативные органы: Экономический  и социальный комитет, Комитет регионов и Счетная палата (или Палата аудиторов).

В СССР долгое время  относились резко негативно к  европейской интеграции, рассматривая ЕС как часть военно-политической борьбы между Западом и Востоком. Официальные отношения между  СССР и Европейскими сообществами были установлены лишь в 1988, когда МИД  СССР направил вербальную ноту Комиссии ЕС с предложением установить официальные отношения. Взаимное признание открыло путь для подписания 18 декабря 1989 Соглашения о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве между ЕЭС, ЕОУС и Евратомом, с одной стороны, и СССР – с другой, правопреемником которого стала Российская Федерация. В конце декабря 1991 ЕС заявили о признании России и других новых независимых государств, возникших после распада СССР. В мае 1992 в Москве состоялась первая встреча Россия – ЕС на высшем уровне. Ее главным результатом стала договоренность о подготовке нового соглашения между ЕС и Россией, которое должно было заменить предыдущее и определить новое качество отношений.

Таким документом стало Соглашение о партнерстве  и сотрудничестве между Российской Федерацией и ЕС (СПС), подписанное  на о. Корфу 24 июня 1994 на срок 10 лет с  последующим автоматическим продлением, если одна из сторон не уведомит заранее  о его денонсации. СПС охватывает четыре важнейших сферы взаимоотношений  – политику, экономику, социальную сферу и культуру. Соглашение предусматривает: 1) развитие отношений партнерства  между Россией и ЕС, осуществляемых на основе норм международного права, прав человека, политических и экономических  свобод; 2) содействие России в осуществлении  политических и экономических реформ с предоставлением России статуса  страны с «переходной экономикой»  и перспективы создания зоны свободной  торговли; 3) регулярный политический диалог; 4) предоставление режима наиболее благоприятствуемой нации с отменой всех количественных ограничений в торговле, за исключением секторов, наиболее уязвимых для экономики Сообщества (из них сталь, текстиль – уже отменены). Россия сохраняет за собой право на протекционистские меры в тех областях экономики, которые затронуты структурной перестройкой или несут на себе значительную социальную нагрузку; 5) содействие предпринимательской деятельности и связанным с ней вопросам: трансграничной предпринимательской деятельности, учреждения и деятельности компаний, инвестиций, платежей и движения капитала, взаимного предоставления услуг, охраны интеллектуальной собственности и т.д.; 6) экономическое сотрудничество, охватывающее около 30 различных областей, включая промышленную кооперацию, конверсию, инвестиции, научные исследования и технологические разработки, сельское хозяйство, транспорт, информатику, космос, охрану окружающей среды, малый и средний бизнес, образование и профессиональное обучение, региональное развитие, стандартизацию, статистику, туризм и т.д. 7) развитие культурного сотрудничества с целью укрепления связей между людьми с помощью свободного обмена информацией, взаимного изучения языков и культур, доступа к культурным ценностям и т.п.

Информация о работе Современные интеграционные экономические группировки