Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 21:15, реферат
Тема работы актуальна, потому что экономическая интеграция рассматривается в качестве средства преодоления противоречия между необходимостью эффективного развития экономики каждой страны, участвующей во взаимном международном разделении труда, и ограниченными возможностями, которыми располагали отдельные страны региона для реализации этой неотложной экономической задачи. Цель данной работы – рассмотрение современных экономических интеграционных группировок, их образование, развитие и дальнейшие перспективы.
Для того, чтобы рассмотреть тему , я использовала различные учебные пособия и статьи из журналов.
Введение………………………………………………………………………………….….3
Глава 1.Сущность экономической интеграции……………………………………….….4
Глава 2. Современные интеграционные экономические группировки……………...…8
2.1. ЕС………………………………………………………………………………….….…8
2.2. НАФТА………………………………………………………………………………...12
2.3. АСЕАН……………………………………………………………………………..….16
2.4. МЕРКОСУР…………………………………………………………………………...20
2.5. Андская интеграционная группировка……………………………………..………23
Глава 3. Последствия развития интеграционных группировок…………………….....26
Заключение………………………………………………………………………………...28
Библиографический список……………………………………………………………....29
Высшим органом
АСЕАН является саммит лидеров
(глав государств и
Основными документами организации являются:
- Декларация АСЕАН (1967) – основополагающий документ АСЕАН;
- Декларация о зоне мира, свободы и нейтралитета в Юго-Восточной Азии (1971) (Куала-Лумпурская декларация). В ней заявлялось, что нейтральность региона являет собой «желанную цель».
- Договор о дружбе и сотрудничестве (Treaty on amity and Cooperation, TAC) (1976). В этом договоре страны договорились о принципах взаимоотношений друг с другом, а именно: взаимное уважение независимости, суверенитета, равенства, территориальной целостности и национальной идентичности каждой нации, право на невмешательство во внутренние дела государства, отказ от методов принуждения в международных отношениях, разрешения конфликтов мирным путём и пр. Договор принят в связи с уменьшением напряжённости в регионе после окончания Второй индокитайской войны.
-Манильская декларация, с которой выступили страны АСЕАН в 1992 году, призывала все стороны, вовлеченные в территориальные споры о принадлежности Парасельских островов и островов Спратли, ограничиться мирными средствами в урегулировании спорных вопросов.
- Договор о создании в Юго-Восточной Азии зоны, свободной от ядерного оружия (Бангкокский договор) (1995). Этот договор является логичным продолжением Куала-Лумпурской декларации.
- Декларация о совместных действиях по противодействию терроризму принята в Брунее в ноябре 2001 года. В документе выражается решимость активизировать совместные и индивидуальные усилия стран АСЕАН по предотвращению, противодействию и пресечению деятельности террористических групп в регионе.7
- Устав АСЕАН. В начале января 2007 года лидеры Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) договорились начать разработку регионального устава с целью создания интегрированного блока, схожего по функциям с Евросоюзом. Создание подобного документа позволит странам-членам АСЕАН теснее сотрудничать в борьбе с терроризмом и другими видами преступности. В проекте заявления, итоговая версия которого была опубликована 14 января 2007 года, содержится также призыв к созданию к 2015 году единого экономического сообщества в рамках АСЕАН.
Зона свободной торговли
АСЕАН (АФТА) представляет собой наиболее
консолидированную экономическую группировку
стран Азии. О ее создании было объявлено
на 4-й встрече глав государств и правительств
АСЕАН в Сингапуре (1992 г.). Первоначально
в нее вошли шесть стран ЮВА (Индонезия,
Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины
и Бруней). В 1996 г. к АФТА подключился Вьетнам,
в 1998 г. - Лаос и Мьянма, в 1999 г. - Камбоджа.
Создавая зону свободной
торговли, члены Ассоциации ставили цель
активизировать внутриасеановскую торговлю
товарами и услугами, расширить и диверсифицировать
субрегиональный товарооборот и в условиях
роста взаимной торговли повысить конкурентоспособность
экономик своих стран. АФТА призвана также
способствовать политической консолидации
стран региона, подключению к экономическому
сотрудничеству менее развитых стран
ЮВА. Главный инструмент реализации идеи
создания ЗСТ - Соглашение об общем эффективном
преференциальном тарифе (СЕПТ), подписанное
странами АСЕАН на саммите в Сингапуре
в 1992 г. СЕПТ развивает основные положения
Соглашения о преференциальной торговле
АСЕАН 1977 г. (АПТА).
Согласно принятой схеме СЕПТ все товары
подразделяются на четыре категории. К
первой относятся товары, уровень тарифов
на которые подлежит сокращению в соответствии
с ускоренным или обычным графиком. Две
другие категории товаров включены в списки
изъятий, причем в одну категорию входят
товары, представляющие важность для обеспечения
интересов национальной безопасности,
защиты общественной морали, жизни и здоровья
людей, флоры и фауны, а также художественные,
исторические и археологические ценности.
Другая часть изъятий включает в себя
товары, снижение тарифов на которые страны
АСЕАН считают по внутриэкономическим
соображениям временно невозможным, однако,
предусматривается постепенное сокращение
числа этих товаров. Четвертую категорию
составляет сельскохозяйственное сырье,
первоначально полностью исключенное
из схемы СЕПТ.
Управление и руководство процессом
формирования зоны свободной торговли
АСЕАН осуществляется следующим образом.
Основным органом, ответственным за выработку
решений в отношении реализации схемы
СЕПТ, является Совет АФТА, в который входят
министры экономики стран АСЕАН и Генеральный
секретарь Ассоциации. В осуществлении
этих функций Совету помогают регулярные
встречи старших экономических должностных
лиц и Секретариат АСЕАН , на который возложена
текущая работа по координации и отслеживанию
хода выполнения достигнутых в рамках
АФТА договоренностей.
Государства-участники
смогли добиться определенного успеха.
Так, средневзвешенный уровень внутрирегиональных
тарифов на основную группу товаров был
снижен с 12,67% в 1993 году до 6,15% в 1998 году.
Доля внутриасеановской торговли в 1998
году составила 20% от общего объема внешней
торговли стран Ассоциации, что, однако,
намного меньше, чем в Европейском союзе
или НАФТА (60% и 40% соответственно).
В целях повышения конкурентоспособности
товаров, производимых в зоне АСЕАН , а
также создания условий для привлечения
инвестиций в этот регион были предприняты
поиски новых форм промышленного сотрудничества.
Базовое Соглашение по схеме промышленного
сотрудничества АСЕАН (АИКО) было подписано
государствами - членами АСЕАН в апреле
1996 года.
Схема АИКО регулирует
производство всех продуктов, кроме тех,
которые включены в Список общих изъятий
Договора о CEПT, и в настоящее время применяется
только к промышленному производству
с дальнейшей возможностью распространения
и на другие сектора экономики. Меняющаяся
экономическая ситуация в мире, выполнение
странами АСЕАН обязательств перед ВТО,
создание предпосылок для реализации
идеи создания зоны свободной торговли
и зоны инвестиций АСЕАН потребовали изменения
ряда параметров, на которых основывались
существовавшие промышленные программы
сотрудничества.
Новая схема промышленного
сотрудничества АСЕАН , сохранив некоторые
особенности предыдущих схем, предусматривает
более широкое использование тарифных
и нетарифных методов регулирования.
Целями АИКО являются:
рост производства промышленной продукции;
углубление интеграции; рост инвестиций
в государства АСЕАН из третьих стран;
расширение внутриасеановской торговли;
совершенствование технологической базы;
повышение конкурентоспособности продукции
на мировом рынке; возрастание роли частного
сектора.
В октябре
1998 года было подписано Рамочное соглашение
о создании зоны инвестиций АСЕАН . Зона
инвестиций АСЕАН (АИА) охватывает территории
всех государств - членов Ассоциации и
является одним из основных инструментов
привлечения внутренних и внешних инвестиций
путем предоставления инвесторам национального
режима, налоговых льгот, отмены ограничений
на долю иностранного капитала и т.д.
АСЕАН, опираясь на понимание
необходимости углубления либерализации
экономики, невозможности обеспечения
собственными силами инвестиций, необходимых
для развития передовых технологий, которые
смогли бы помочь региону занять достойное
место в мире в ХХI веке, приняла решение
объединить усилия в этом направлении,
постепенно открыть внутренний рынок
не только для торговли, но и для инвестиций,
причем как странам - членам Ассоциации,
так и третьим странам.
Руководящим органом
зоны инвестиций АСЕАН является Совет,
включающий министров, в компетенцию которых
входят вопросы регулирования инвестиций
в странах Ассоциации. В заседании Совета
также принимают участие главы национальных
инвестиционных агентств. Основным рабочим
органом АИА является созданный Советом
Координационный комитет по инвестициям.
Функции Секретариата Совета и Координационного
комитета выполняет Секретариат АСЕАН.
С июля 1996 г. Россия является партнером по диалогу с АСЕАН. За этот период сформирована нормативно-правовая база взаимодействия, которая включает: - Совместную декларацию о партнерстве в деле мира и безопасности, а также процветания и развития в АТР (подписана 19 июня 2003 г. в Пномпене, Камбоджа). Министр иностранных дел России ежегодно участвует в министерских совещаниях (конференциях) Ассоциации с диалоговыми партнерами в форматах «АСЕАН+10» и «АСЕАН+1». 23 июля 2008 г. в Сингапуре состоялось очередное совещание мининдел Россия-АСЕАН, в ходе которого были обсуждены вопросы развития диалогового партнерства. Министры одобрили «дорожную карту», включающую конкретные меры по активизации взаимодействия в приоритетных секторах. Министры высказались в пользу проведения в перспективе второго саммита Россия-АСЕАН.
На регулярной основе проводятся: Совещания старших должностных лиц по политическим вопросам, Совещания старших должностных лиц по транснациональной преступности – в привязке к соответствующим асеановским мероприятиям.
19 июля 2006 г. в Сингапуре прошли первые консультации старших должностных лиц Россия–АСЕАН по экономическим вопросам (СЭДЛ). В 2006 г. согласована и утверждена Концепция научно-технологического сотрудничества между Россией и странами Ассоциации. 1998 г. в Куала-Лумпуре подписано соглашение о сотрудничестве между ТПП России и Конфедерацией ТПП АСЕАН, создан Деловой совет Россия–АСЕАН. Под его эгидой организовано два Деловых форума Россия–АСЕАН (в апреле 2000 г. и в декабре 2005 г.). В апреле 2008 г. в ТПП России состоялось очередное заседание российской части Делового совета Россия–АСЕАН. Положительную роль в развитии диалогового партнерства призвано сыграть созданное в России в марте 2006 г. общественное движение «Восточное измерение». В марте 2007 г. делегация движения провела в Маниле встречи с политической и деловой элитой Филиппин, в т.ч. с Президентом Г.Арройо. В сентябре 2007 г. состоялся Российско-малайзийский бизнес-форум в Куала-Лумпуре.
2.4. МЕРКОСУР
МЕРКОСУР (Mercado Comu'n del Cono Sur – MERCOSUR) – субрегиональный торгово-экономический союз, в который входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Ассоциированные члены – Боливия и Чили. Название переводится с испанского как «Рынок Южного конуса» – общепринятого названия части территории Южной Америки, расположенной южнее 18° южной широты – «Южный конус». На эмблеме организации изображено созвездие Южного креста.
В Южной Америке было немало попыток создания наподобие западноевропейского ЕС региональную экономическую интеграцию. Еще в 1960-х годах в Южной Америке впервые заговорили о создании зоны свободной торговли, а затем и Центральноамериканского общего рынка. В 1960 была создана Латиноамериканская ассоциация свободной торговли, LAFTA (с 1980 – Латиноамериканская ассоциация интеграции, LАIА), в которую вошли 10 стран (Аргентина, Бразилия, Мексика, Уругвай, Парагвай, Перу Чили, Колумбия, Эквадор, Венесуэла и Боливия). Однако политические и экономические кризисы тех лет не позволили осуществить эти грандиозные планы. Из-за сильных различий между латиноамериканскими государствами дальнейшие попытки развития региональной экономической интеграции были направлены на объединение лишь некоторых стран, экономически наиболее близких друг к другу. Так, в 1969 внутри LAFTA образовалась малочисленная Андская группа (Боливия, Колумбия, Эквадор и Чили; позже в эту группу вошла Венесуэла, но вышла Чили).8 Но и «большая» LAFTA, и «малая» Андская группа не смогли добиться особых успехов в развитии взаимной торговли. Новая волна внимания к интеграционным соглашениям поднялась в 1980-е годы, когда разочарование латинамериканских стран в помощи США после Фолклендской войны Аргентины с Великобританией стимулировало их интерес к сближению на южноамерианской региональной основе. В 1986 г. Аргентина и Бразилия – две крупнейшие экономическиие державы Латинской Америки – выдвинули совместный проект развития экономического сотрудничества и последующей интеграции, провозгласив его открытым для присоединения других стран. Буферные государства между Бразилией и Аргентиной – Уругвай и Парагвай – вскоре откликнулись на эту инициативу. В марте 1991 был подписан четырехсторонний договор в г. Асунсьоне (Парагвай) о создании таможенного союза и общего рынка МЕРКОСУР. Существующая в литературе путаница в датировке создания этого экономического союза связана с тем, что реально торговый блок оформился лишь к 1995 г. До того шла непростая подготовительная работа. В 1994 в развитие Асунсьонского договора было заключено дополнительное соглашение, подтвердившее создание зоны свободной торговли и провозгласившее задачу последующего преобразования ее в таможенный союз. В 1995 этот договор вступил в силу – на внешних границах блока стали действовать общие таможенные тарифы на импорт товаров из третьих стран, охватившие примерно 85% всех видов возимых товаров в страны МЕРКОСУР.
Престиж организации
стал расти, и в 1996 в его
ряды в качестве
Стратегическая цель МЕРКОСУР – создание объединения, способного гарантировать экономический рост его участников на основе интенсивной взаимной торговли и эффективного использования инвестиций, а также повышение международной конкурентоспособности экономик субрегиона.
Экономисты отмечают, что создание блока не раз помогало стабилизировать экономики входящих в него стран. В 1990-е сдерживание инфляции осуществлялось увеличением импорта, регулирование тарифной политики способствовало «торможению» темпов экономического спада, например в Аргентине и Бразилии. Отмечалось, что в период экономического застоя в Бразилии в 1991–1993 местная промышленность смогла выжить в значительной мере благодаря доступу на рынок Аргентины, экономика которой в то время была на подъеме. А в 1994–1995, в условиях экономического спада в Аргентине, спасительным кругом для нее стал доступ на динамично развивавшийся рынок Бразилии. Опыт МЕРКОСУР показал, что для успешного развития интеграционной группировки необходимо членство по меньшей мере двух сильных в экономическом отношении стран, способных в кризисной ситуации подставить плечо более слабым партнерам.
Заметно возросла взаимная
инвестиционная активность, а также
инвестиционная привлекательность
региона для иностранных
Со стороны России в начале 2000-х не раз звучали призывы к развитию сотрудничества с МЕРКОСУР – на долю этого объединения приходится более половины торгового оборота России со всей Латинской Америкой, общий объем которого составляет порядка 6 млрд. долл. Прямой диалог с этим интеграционным объединением Россия ведет с 2000. В этом она существенно отстает, к примеру, от Европейского Союза, который, начиная с 1991, провел с ним десять раундов переговоров об ассоциации. Для стран региона углубление сотрудничества с ЕС и Россией – это определенный противовес естественному доминированию США. Выявилась конкуренция двух проектов – бразильского и американского. Бразильский предполагал раздельное развитие интеграции в МЕРКОСУР и НАФТА с постепенным экономическим «подтягиванием» Латинской Америки и параллельным сближением таможенной и тарифной политики между блоками на основе концепции «открытого регионализма». Американский вариант предлагал создавать панамериканскую зону свободной торговли на основе (и на условиях членов-основателей) НАФТА, т.е. фактически за счет растворения региональных интеграционных группировок Латинской Америки. Учитывая, что НАФТА превышает МЕРКОСУР по территории и населению вдвое, по ВВП в 7 раз, а по товарообороту в 28 раз, латиноамериканские участники саммита проголосовали за проект Бразилии.
Информация о работе Современные интеграционные экономические группировки