Современные интеграционные экономические группировки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 21:15, реферат

Краткое описание

Тема работы актуальна, потому что экономическая интеграция рассматривается в качестве средства преодоления противоречия между необходимостью эффективного развития экономики каждой страны, участвующей во взаимном международном разделении труда, и ограниченными возможностями, которыми располагали отдельные страны региона для реализации этой неотложной экономической задачи. Цель данной работы – рассмотрение современных экономических интеграционных группировок, их образование, развитие и дальнейшие перспективы.
Для того, чтобы рассмотреть тему , я использовала различные учебные пособия и статьи из журналов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….….3
Глава 1.Сущность экономической интеграции……………………………………….….4
Глава 2. Современные интеграционные экономические группировки……………...…8
2.1. ЕС………………………………………………………………………………….….…8
2.2. НАФТА………………………………………………………………………………...12
2.3. АСЕАН……………………………………………………………………………..….16
2.4. МЕРКОСУР…………………………………………………………………………...20
2.5. Андская интеграционная группировка……………………………………..………23
Глава 3. Последствия развития интеграционных группировок…………………….....26
Заключение………………………………………………………………………………...28
Библиографический список……………………………………………………………....29

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по мировой экономике.docx

— 98.86 Кб (Скачать файл)

Несмотря на хорошие результаты (по меркам интеграционных группировок  развивающихся стран), МЕРКОСУР страдает от тех же проблем, которые тормозят развитие практически всех интеграционных объединений «третьего мира». Главные  из них – это разнородность стран-участниц и относительно низкий уровень их экономического развития. В рамках МЕРКОСУР крупные и относительно сильные «новые индустриальные страны» (Бразилия и Аргентина) пытаются интегрироваться с гораздо более слабыми Парагваем и Уругваем. Создание единых условий промышленной конкуренции ведет к тому, что изначально менее индустриализированные Парагвай и Уругвай рискуют оказаться в роли подчиненных у более сильных соседей. Поэтому для них устойчиво сохраняются некоторые исключения из правил либерализации торговли. Но все равно в малых странах Южного конуса сохраняется ощущение, что их держат «на положении бедного родственника» – в них охотно сбывают те товары, которые трудно экспортировать в более развитые страны, но иностранные инвестиции идут к ним весьма скупо. Как и в ЕврАзЭС, в МЕРКОСУР есть абсолютный лидер – Бразилия, которая превосходит все другие страны-участницы вместе взятые. Это лидерство не внушает другим участникам интеграционного блока таких опасений, как лидерство России в ЕврАзЭС, но все же вносит некоторую напряженность.

     Исследования экономистов показывают, что во взаимной торговле стран МЕРКОСУР преобладают товары, мало конкурентоспособные на мировом рынке. В результате взаимная торговля становится важным подспорьем для производителей, но не несет особых выгод потребителям, предпочитающим импортные товары из более развитых стран. Опыт других интеграционных группировок подобного рода (в том числе СЭВ и ЕврАзЭС) показывает, что взаимная торговля «второсортными» товарами не имеет долгосрочных перспектив. Правда, доля высокотехнологичных товаров во внутрирегиональном товарообороте стран Южного конуса имеет устойчивую тенденцию к росту: если в 1970 продукция машиностроения составляла лишь 3,4%, то в 1985 – 12,6%, в 1996 – 16,4% (для сравнения: в странах Андской группы она за этот же период возросла всего лишь с 0,4 до 3,1%).

 

2.5. Андское сообщество (Андская интеграционная группировка)

    Андское сообщество (группа до 1997 г., пакт; "Andean Group" или "Andean Common Market") создано 26 мая 1965 года на основе Картахенского соглашения в составе Боливии, Колумбии, Перу, Чили (вышла из группы в 1976 году) и Эквадора. С 1973 года членом этой организации стала Венесуэла.  
    Высший орган - комиссия Картахенского соглашения, состоящая из послов перечисленных стран с годичным сроком полномочий, по истечении которого комиссия перемещается в очередное по алфавиту государство, входящее в пакт. Представитель этой страны является ее президентом. Комиссия обычно проводит не менее трех сессий в год, на которых она определяет основные направления сотрудничества, утверждает программы по координации таможенной политики и экономического развития. 
    Совет министров иностранных дел - орган политического сотрудничества - координирует выступление Андской группы на мировой арене. Консультативным органом служит Андский парламент, состоящий из депутатов законодательных собраний стран-членов. Спорные вопросы разрешает Андский суд. Для выработки рекомендаций по конкретным вопросам созданы советы: плановый, валютный, финансовый, налоговый и другие.9 
   Картахенское соглашение предусматривает создание общего рынка, согласование экономической политики в отношении иностранного капитала, посредством совместного программирования развития производственных отраслей и инфраструктуры, мобилизацию внутренних и внешних финансовых ресурсов, предоставление специальных льгот менее развитым членам союза - Боливии и Эквадору. 
Цели Андского сообщества - содействие развитию стран-участниц посредством их интеграции и социально-экономического сотрудничества; ускорению экономического роста и обеспечению занятости; созданию латиноамериканского общего рынка. Основные направления Андской группы сводятся к: 
- выработке единой экономической политики, координации осуществляемых проектов; 
- гармонизации законодательства: осуществлению контроля за применением принятых в рамках Андской группы правовых норм и за их единой интерпретацией; 
- установлению тесных взаимных связей между регионами и органами Андской группы через вспомогательные органы - Союз частных предпринимателей и Андский институт труда.

     Основными  органами АС являются: Президентский совет, Совет министров иностранных дел, Комиссия АС, Андский Парламент, Андская корпорация развития, Суд и Генеральный секретариат.

     Президентский  совет андских стран (создан в 1990 г.) - высший коллегиальный орган пяти государств, определяет основные направления и рассматривает результаты интеграционного процесса.

     Андский Парламент (создан в 1979 г., состоит из депутатов национальных парламентов) участвует в выработке нормативных актов Сообщества, следит за соответствием принимаемых решений законодательствам стран-членов АС.

     Андская корпорация  развития (АКР, создана в 1968 г.) – финансовый институт Сообщества – призвана содействовать устойчивому развитию стран-членов и их интеграционному развитию путем предоставления кредитов. Акционерами АКР являются страны-члены АС, еще 11 стран Латинской Америки и 18 частных банков в государствах АС.

Суд АС контролирует правомочность принятых в рамках объединения решений.  
ВрамкахАндской группы созданы:  
- Андская корпорация развития (АКР), образованная в 1968 году, выступает как банк развития, как инвестиционный банк и как агентство экономического и финансового содействия; 
- Андский резервный фонд (АРФ) - распоряжается частью валютных резервов стран-членов для поддержания платежных балансов и согласования финансовой и валютной политики; 
- Ассоциация телекоммуникационных комиссий - используется в целях углубления сотрудничества, содействия развитию телекоммуникационных служб в регионе. 
В 1990 году была принята "Андская стратегия" , в которой были сформулированы три основные цели: развитие андского экономического пространства; углубление международных связей стран Андской группы; вклад в единство Латинской Америки. "Акт мира", принятый в том же году, выдвинул в качестве важнейших задач: углубление процесса интеграции андских стран; реализацию ее отдельных этапов (зона свободной торговли, таможенный союз), а также других мер, необходимых для создания Андского общегорынка. 
    Андский пакт снискал особую известность в истории интеграции развивающихся стран - попыткой сразу в масштабах целой группировки ограничить влияние иностранных монополий. Данная акция начала проводиться в первые годы существования союза, когда тон в нем задавали Чили (период правительства Народного единства), Боливия и Перу. Главной мерой в этом направлении послужило введение "Общего режима по отношению к иностранному капиталу, торговым маркам, патентам, лицензиям", призванного установить контроль за деятельностью ТНК. Эти меры стимулировали превращение иностранных предприятий, создаваемых после 1974 года в национальные или смешанные. При учреждении такого предприятия не менее 15% акций подлежит передаче государству, на территории которого оно находится. 
Важным положением общего режима было введение ограничений на вывозимые иностранными компаниями прибыли. Ежегодно разрешалось перевозить за границу не более 14% зарегистрированной суммы прямых инвестиций. Одновременно ограничивались сферы приложения иностранного капитала: он не допускался в страхование, внутреннюю торговлю, транспорт, в средства массовой информации. С 1976 года во многих странах группировки полагалось смягчение некоторых положений общего режима в рамках Лимского протокола.

    Другим средством  борьбы за экономическую самостоятельность  служат таможенные рычаги. Во  внутрирегиональной торговле проводятся  широкие меры по либерализации.  В целом группировка добилась  существенных успехов в интеграции, которые, однако, не в полной  мере сказались на ее внутренних  экономических связях. Доля внутрирегиональной  торговли в общем товарообороте  этих стран остается на уровне 10%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Последствия развития интеграционных группировок.

    Международная  экономическая интеграция получила  свое развитие в большей мере  в Западной Европе, где создано  единое экономическое пространство, является в настоящее время  одним из самых «старых» интеграционным  блоком, именно его опыт служил  главным объектом для подражания  другим развитым и развивающимся  странам.

Для западноевропейской интеграции есть много объективных предпосылок. Страны Западной Европы имеют длительный исторический опыт развития хозяйственных  связей, в результате чего произошла  сравнительная унификация экономических  институт. Западноевропейская интеграция опиралась также на близкие культурные и религиозные традиции. Немалую  роль в ее возникновении сыграли  идеи единой Европы, которые были популярны  еще в средневековую эпоху  как отражение единства христианского  мира и как память о Римской  империи. Важное значение имели и  итоги Первой и Второй мировых  войн, которые окончательно доказали, что силовое противоборство в  Западной Европе не принесет победу какой-то одной стране, а лишь приведет к  общему ослаблению всего региона. Наконец, существенную роль сыграли и геополитические  факторы – необходимость объединять Западную Европу для противодействия  политическому влиянию с востока  и экономической конкуренции  других лидеров «ядра» капиталистической  мир - экономики (прежде всего, США).

     Успех региональной  экономической интеграции определяется  рядом факторов, как объективных,  так и субъективных.10

     Во-первых, необходима  одинаковость (или сходство) уровней  экономического развития интегрирующихся  стран. Как правило, международная  экономическая интеграция возникает  либо между промышленно развитыми  странами, либо между развивающимися  государствами. Соединение в одном  интеграционном блоке стран сильно  различающихся типов встречается  довольно редко, такие ситуации  обычно имеют чисто политическую  подоплеку (например, объединение  в СЭВ промышленно развитых  стран Восточной Европы – как  ГДР и Чехословакия – с аграрными  странами Азии – как Монголия  и Вьетнам) и заканчиваются  «разводом» разнородных партнеров.  Более устойчивой является интеграция  высокоразвитых стран с новыми  индустриальными странами (США и  Мексика в НАФТА, Япония и  Малайзия в АТЭС).

     Во-вторых, все  страны-участницы должны быть  не только близки по экономическому  и социально-политическому строю,  но и иметь достаточно высокий  уровень хозяйственного развития. Ведь эффект экономии на масштабе  заметен главным образом в  высокотехнологичных отраслях. Именно  поэтому в первую очередь оказываются  успешными интеграционные объединения  высокоразвитых стран «ядра», в  то время как «периферийные»  союзы неустойчивы. Слаборазвитые  страны сильнее заинтересованы  в экономических контактах с  более развитыми партнерами, чем  с такими же, как они сами.

     В-третьих,  в развитии регионального интеграционного  союза необходимо соблюдать последовательность  фаз: зона свободной торговли  – таможенный союз – общий  рынок – экономический союз  – политический союз. Возможно, конечно,  забегание вперед, когда, например, происходит политическое объединение стран, еще не вполне единых в экономическом плане. Однако исторический опыт показывает, что такое стремление сократить «родовые муки» чревато появлением «мертворожденного» союза, который слишком зависит от политической конъюнктуры (именно так было с СЭВ).

     В-четвертых,  объединение стран-участниц должно  быть добровольным и взаимовыгодным. Для соблюдения равноправия между  ними желателен некоторый баланс  сил. Так, в ЕС четыре сильных  лидера (Германия, Великобритания, Франция  и Италия), поэтому более слабые  партнеры (например, Испания или  Бельгия) могут в спорных ситуациях  поддерживать свой политический  вес, выбирая, к кому из сильных  лидеров им выгоднее примкнуть.  Менее устойчива ситуация в  НАФТА и в ЕврАзЭС, где одна  страна (США в первом случае, Россия  во втором) превосходит по экономической  и политической силе всех остальных  партнеров.

     В-пятых, предпосылкой  возникновения новых интеграционных  блоков является так называемый  демонстрационный эффект. В странах,  участвующих в региональной экономической  интеграции, обычно происходит ускорение  темпов экономического роста,  снижение инфляции, рост занятости  и другие положительные экономические  сдвиги. Это становится завидным  образцом для подражания и  оказывает определенное стимулирующее  воздействие на другие страны. Демонстрационный эффект проявился,  например, в желании восточноевропейских  стран как можно скорее стать  членами Европейского Союза, даже  не имея для этого серьезных  экономических предпосылок.

     Если члены  блока торгуют в основном друг  с другом и доля взаимной  торговли растет (как в ЕС и  НАФТА), то это показывает, что  они достигли высокой степени  взаимослияния. Если же доля  взаимной торговли мала и, тем  более, имеет тенденцию снижаться  (как в ЭКО), то такая интеграция  бесплодна и неустойчива. 

 

 

 

 

 

 

Заключение

      Экономическая интеграция — процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами. Интеграционные процессы приводят к развитию экономического регионализма, в результате которого отдельные группы стран создают между собой более благоприятные условия для торговли, а в ряде случаев и для межрегионального передвижения факторов производства, чем для всех других стран. Несмотря на очевидные протекционистские черты, экономический регионализм не считается негативным фактором для развития международной экономики, только если группа интегрирующихся стран, либерализуя взаимные экономические связи, не устанавливает менее благоприятные, чем до начала интеграции, условия для торговли с третьими государствами. Другими словами, экономический регионализм, упрощая экономические связи между странами одной группы, не должен приводить к их усложнению со всеми остальными странами. До тех пор пока регионализм, по крайней мере, не ухудшает условия для торговли с остальным миром, он может считаться положительным фактором развития международной экономики. Предпосылки интеграции следующие: 1) Близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран. За редким исключением межгосударственная интефация развивается либо между индустриальными странами, либо между развивающимися странами. 2) Географическая близость интегрирующихся стран, наличие в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей. 3) Общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т.д. 4) Демонстрационный эффект. В странах, создавших интефационные объединения, обычно происходят положительные экономические сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны, которые, конечно, следят за происходящими изменениями. Демонстрационный эффект проявился, например, наиболее ярко в желании многих стран бывшей рублевой зоны как можно быстрее стать членами ЕС, даже не имея для этого сколько-нибудь серьезных макроэкономических предпосылок. 5) «Эффект домино». После того как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, неизбежно испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, друг на друга.

Информация о работе Современные интеграционные экономические группировки