Современные интеграционные экономические группировки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 21:15, реферат

Краткое описание

Тема работы актуальна, потому что экономическая интеграция рассматривается в качестве средства преодоления противоречия между необходимостью эффективного развития экономики каждой страны, участвующей во взаимном международном разделении труда, и ограниченными возможностями, которыми располагали отдельные страны региона для реализации этой неотложной экономической задачи. Цель данной работы – рассмотрение современных экономических интеграционных группировок, их образование, развитие и дальнейшие перспективы.
Для того, чтобы рассмотреть тему , я использовала различные учебные пособия и статьи из журналов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….….3
Глава 1.Сущность экономической интеграции……………………………………….….4
Глава 2. Современные интеграционные экономические группировки……………...…8
2.1. ЕС………………………………………………………………………………….….…8
2.2. НАФТА………………………………………………………………………………...12
2.3. АСЕАН……………………………………………………………………………..….16
2.4. МЕРКОСУР…………………………………………………………………………...20
2.5. Андская интеграционная группировка……………………………………..………23
Глава 3. Последствия развития интеграционных группировок…………………….....26
Заключение………………………………………………………………………………...28
Библиографический список……………………………………………………………....29

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по мировой экономике.docx

— 98.86 Кб (Скачать файл)

Данные направления  сотрудничества были подтверждены и  развиты в принятом на Кельнском  саммите ЕС (июнь 1999) Общей стратегии  ЕС в отношении России и ответной Стратегии России в отношении  Европейского Союза, представленной Президентом  РФ В.В.Путиным на Тамперском саммите ЕС в декабре 1999.

 

 

2.2 НАФТА

    Североамериканское  соглашение о свободной торговли (НАФТА) – это экономическое интеграционное объединение, в которое входят США, Канада и Мексика. Является одним из трех (наряду с ЕС и АТЭС) наиболее влиятельных в современном мировом хозяйстве региональных интеграционных блоков.  Предпосылками для создания НАФТы послужили следующие шаги: 1)   «план Эббота», принятый в 1947 г., целью которого являлось стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. В 1959 г. США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники. 2)  заключение в 1965 г. соглашения о либерализации торговли продукцией автомобилестроения, которое способствовало интеграции многих других отраслей. Идея торгово-политического объединения США, Канады и Мексики стала претворяться в жизнь в 1970-е годы. Сначала речь шла об оформлении энергетического союза. 3) развитие американо-канадской экономической интеграции,  она привела к подписанию в сентябре 1988 г. американско-канадского соглашения о свободной торговле (Сanada-U.S. Free Trade Agreement – CUSFTA), вступившего в силу с 1989 г. КУФТА предусматривало создание в течение 10 лет зоны свободной торговли, объединяющей обе страны Северной Америки. С 1990 начались переговоры о присоединении к КУФТА Мексики. Значение создания НАФТА возросло после того как стало понятно, что ответом на объединение Европы должно стать объединение Америки. 4

     17 декабря 1992  г. было подписано соглашение  между США, Канадой и Мексикой  о Североамериканской ассоциации  свободной торговли (НАФТА), вступило  в силу 1 января 1994 г. Данное соглашение  не охватывает вопросы,  относящиеся  к социальной сфере, в отличие  от европейских интеграционных  процессов. НАФТА – первый  в мире экономический союз, который  объединил в себе высокоразвитые  государства, такие как США   и Канада, но и развивающуюся  страну (Мексику).  

    Как и другие  региональные интеграционные блоки,  НАФТА организовано с целью  расширения экономических связей (прежде всего, взаимной торговли) между странами-участниками. Запрещая государствам-членам дискриминацию в отношении взаимных товаропоставок и инвестиций, НАФТА устанавливает протекционистские правила против внешних производителей (в частности, в текстильной промышленности и автомобилестроении).

     Основными  целями НАФТА, официально заявленными  в соглашении об его образовании,  являются:

– снятие барьеров в торговле и содействие свободному движению между  странами товаров и услуг;

– установление справедливых условий конкуренции в рамках зоны свободной торговли;

– значительное увеличение возможностей для инвестирования в  странах-членах соглашения;

– обеспечение эффективной  защиты прав интеллектуальной собственности  в каждой из стран;

– урегулирование экономических  споров;

– создание перспектив будущего многостороннего регионального  сотрудничества.

     Таким образом,  соглашение о создании НАФТА  предполагает, что страны участницы  сохранят национальные таможенные  тарифы в торговле с третьими  странами, и во взаимной торговле  поле переходного периода в  десять лет (в некоторых случаях  – пятнадцать лет) в этой  экономической зоне будет свободное  обращение товаров. Оно распространяется  на товары, которые квалифицируются  как произведенные в США, Канаде  и Мексике. Реализация соглашения  приведет к устранению всех  тарифных и нетарифных барьеров в торговле. Кроме того, оно предусматривает улучшение торговли услугами, установление справедливых правил для взаимных инвестиций и осуществления государственных закупок, усиление защиты прав на интеллектуальную собственность, создание механизма урегулирования споров. 
     Устраняя тарифы и другие протекционистские барьеры, НАФТА устанавливает ограничительные правила торговли рядом товаров и инвестиций в некоторых секторах экономики, особенно “чувствительных” к иностранной конкуренции (это относится к сельскому хозяйству, энергетике, продукции автомобильной промышленности, текстильным изделиям). Помимо этого соглашение содержит оговорки, позволяющие временно восстановить защиту для отраслей промышленности, которым нанесен ущерб импортом соответствующей продукции. 
     В то же время НАФТА содержит некоторые исключения из режима свободных экономических отношений. Так, сохраняется право Мексики на запрет иностранной деятельности в нефтяном секторе, право Канады на защиту некоторых секторов информации, важных в культурном отношении (радиовещание, выпуск кинофильмов, пластинок, книг), право США на поддержку внутренних цен и сохранение системы закупки сельскохозяйственных товаров. 
    В соглашении все товары разбиты на три большие группы – промышленные (без текстильных товаров), сельскохозяйственные и текстильные изделия, включая одежду. Для каждой группы разработаны графики снижения пошлин, а на ряд промышленных товаров было предусмотрено и осуществлено немедленно снятие пошлин. Пошлины на остальные товары намечено отменить в течении 5, 10 и 15 лет. Различие графиков снижения пошлин на промышленные товары (с временным интервалом в пять лет) обусловлено “чувствительностью” соответствующих отраслей промышленности к импорту конкурирующих изделий. 
     Дифференцированные условия либерализации торговли предусмотрены и для отдельных стран – участниц соглашения. Например, мексиканские тарифы на импорт американских промышленных товаров будут устранены в течении 10 лет. При этом примерно половина мексиканских пошлин устраняется при вступлении соглашения в силу; в дальнейшем (в течении пяти лет) до 70% всех товаров из США будут ввозиться в Мексику беспошлинно. Со стороны США Мексика получает облегченный доступ к большой части североамериканского рынка; снятие пошлин в течении пяти лет распространяется почти на 90% промышленных изделий. В то же время тарифы на незначительное число изделий, “чувствительных” для американской промышленности, не будут ликвидированы практически до конца 15-летнего периода. 
      Также в НАФТА приняты соглашения по экологическому и трудовому сотрудничеству – Североамериканское соглашение по сотрудничеству в сфере окружающей среды (NAAEC – North American Agreement on Ecological Cooperation) и Североамериканское соглашение по трудовому сотрудничеству (NAALC – North American Agreement on Labour Cooperation). Но участники НАФТА не намерены трансформировать его, как это было в ЕС, в таможенный союз. Это объясняется тем, что 70% внешней торговли США приходится на страны за пределами НАФТА, поэтому Соединенные Штаты хотят сохранить свободу своей внешнеэкономической политики.

     Внутри НАФТА,  в отличие от ЕС и АТЭС, есть  только один центр экономической  силы – США, чья экономика  в несколько раз превосходит  Канаду и Мексику вместе взятые .         Эта моноцентричность облегчает управление, потому что страна-лидер может навязать свои решения более слабым партнерам,  но одновременно создает среду потенциальных конфликтов (партнеры США могут оказаться недовольными своим подчиненным положением). Кроме того, интеграция оказывается однобокой: Канада и Мексика тесно интегрированы с США, но не друг с другом. Кроме того, в НАФТА нет специальных надгосударственных институтов, например, Европарламент в ЕС. Центральным организационным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле на уровне министров торговли, которая следит за выполнением соглашения и оказывает содействие разрешению споров, возникающих при его интерпретации. Она контролирует деятельность 30 комитетов и рабочих групп. Если какая-либо страна решится игнорировать решения Комиссии, то она столкнется с торговыми и иными санкциями других партнеров по блоку.

    Соединенные Штаты  в результате заключения этого  соглашения получили значительные  выгоды: - в подавляющем большинстве отраслей были постепенно сведены к минимуму барьеры против иностранных производителей из стран-партнеров по НАФТА, что позволяло закупать у них многие товары дешевле, чем в самих США;

- у американских компаний  открылись гораздо более широкие  возможности доступа на рынки  стран-соседей, что соответственно  расширяло рынок сбыта.

РОЛЬ Мексики и Канады в НАФТА.

    Канада – это  объективно более сильный член  НАФТА, чем Мексика, но более  слабый, чем США. Потому Канада  склонна блокироваться с Мексикой  при отстаивании своих интересов,  для оказания давления на Вашингтон.  В начале 1990-х Канада опиралась  на поддержку Мексики в противодействии  протекционистским акциям Соединенных  Штатов. В свою очередь, Мексика  получила в 1995 поддержку Канады  при обращении к МВФ и МБРР, когда возникла необходимость  срочного вмешательства для спасения  мексиканского песо.

    Канада активно  выступает за расширение зоны  свободной торговли, считая первоочередными  кандидатами на вступление в  блок прежде всего Чили, а также  Колумбию и Аргентину. Демонстрируя  свою самостоятельность и решительность,  канадцы заявили, что не станут  ждать американцев, и в 1996 заключили  двустороннее соглашение с Чили  о свободной торговле по образцу  НАФТА, а также два дополнительных  – о регулировании трудовых  отношений и об охране окружающей  среды – по образцу соответствующих  тройственных соглашений 1993 г. между  Канадой, США и Мексикой. Канада  заключила со многими странами  Латинской Америки различные  двусторонние соглашения по отдельным  вопросам экономического сотрудничества, настойчиво пропагандирует идею  об интеграции НАФТА с МЕРКОСУРом. Канада самым активным образом  включилась в осуществление плана  создания ФТАА. В 1998 она стала  председательствовать на переговорах  по заключению этого соглашения, которое было объявлено приоритетом  канадской политики в регионе. 

    Через региональное  объединение с США Мексика  стала постепенно интегрироваться  в глобальную экономику. Особое  значение для нее имело также  положительное решение вопроса  о внешнем долге после значительных  финансовых потерь, понесенных в  1980-е: мексиканское правительство  добилось крупных кредитов от  США для реализации соглашений  по свободной торговле. Многие  иностранные компании стали переносить  свою деятельность на территорию  Мексики с целью проникновения  на американский и канадский  рынки. Прямые иностранные инвестиции  в Мексику только за 1993–1999 выросли  вдвое. Критики мексиканского  членства в НАФТА указывают  на то, что выгодами от него  пользуется почти исключительно  элита, но не трудящиеся. Привлекательность  Мексики для иностранных предпринимателей  связана во многом с низким уровнем жизни (низкой оплатой труда) и низкими экологическими стандартами. Поэтому США не проявляют сильной заинтересованности в улучшении жизненного уровня мексиканцев.  Участие в НАФТА повернуло Мексику к такой программе торговой либерализации и реструктуризации экономики, которая в будущем делает отход от нее затруднительным, а возвращение к экономической самостоятельности – практически невозможным.

    Отмечаются отрицательные последствия от деятельности НАФТА и для высокоразвитых стран-участниц – в частности, на сокращение рабочих мест, особенно в промышленных районах. Потеря рабочих мест в США связана с тем, что многие американские и транснациональные компании стали переносить производства в Мексику. Фактически самым крупным работодателем в Мексике в настоящее время является американская корпорация «Дженерал Моторс». Другим примером является крупнейший американский производитель джинсов «Гесс» (Guess), который в 1990-х переместил 2/3 своих производственных мощностей из США в Мексику. Приток дешевой рабочей силы из Мексики на североамериканский рынок труда оказывает отрицательное воздействие на рост заработной платы в США и Канаде. 5

    Из-за высокой зависимости от американского рынка возросла уязвимость экономик Канады и Мексики. Она проявляется в периоды экономических спадов в США, при колебаниях в их торгово-политическом режиме и в кризисных ситуациях, как это случилось, например, после террористической атаки на США 11 сентября 2001.     

    Сторонники развития НАФТА указывают на значительный рост общего оборота торговли всех трех стран. Так, за период 1993–2000 взаимный товарооборот США и Канады увеличился со 197 млрд. долл. до 408 млрд. долл., товарооборот между США и Мексикой – с 80,5 млрд. долл. до 247,6 млрд. Заметно вырос объем прямых американских инвестиций в Канаде и Мексике, экспорт услуг из США (особенно финансовых). Снизился уровень нелегальной иммиграции. Американские компании получили преимущества перед зарубежными конкурентами в «обслуживании» канадского и мексиканского рынков.

 

 

 

 

2.3. АСЕАН

     8 августа 1967 г.  в столице Таиланда Бангкоке,  министрами иностранных дел таких стран как Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд был подписан документ, который дал начало одной из успешных межправительственных  организаций развивающихся стран – Ассоциации Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Документ назвали Декларация АСЕАН. Договорное оформление АСЕАН произошло лишь в 1976 году в подписанных на острове Бали Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН. Непосредственно образующими государствами являлись Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Позже присоединились Бруней-Даруссалам (7 января 1984 г., через шесть дней после обретения независимости), Вьетнам, (28 июля 1995 г.), Лаос и Мьянма (23 июля 1997 г.), Камбоджа (30 апреля 1999 г.). На данный момент, статус наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея. В 2002 году заявку на получение статуса наблюдателя подал Восточный Тимор.   Девиз АСЕАН "Одно видение, одно самосознание, одно сообщество».6

        В Декларации всего пять статей, в которых обозначено региональное сотрудничество между странами Юго-Восточной Азии в экономической, социальной, культурной, технической, образовательной и других областях, а также в продвижение регионального мира и стабильности на основе соблюдения уважения, справедливости и верховенства права и соблюдение принципов Уставом Организации Объединенных Наций. В отношениях друг с другом, государства-члены АСЕАН приняли следующие основополагающие принципы, содержащиеся в Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (TAC) 1976 года: 1. Взаимное уважение независимости, суверенитета, равенства, территориальной целостности и национальной самобытности всех народов; 2. Право каждого государства привести свое национальное существование свободного от внешнего вмешательства, подрывной деятельности или принуждения; 3. Невмешательство во внутренние дела друг друга.

     Задача превращения  АСЕАН в один из мировых  политических и экономических  центров многополюсного мира  стимулировала эту региональную  группировку стран активно решать  ряд чрезвычайно важных задач.  К ним относятся: формирование  зоны свободной торговли и  зоны инвестиций; введение единой  валюты и создание развернутой  экономической инфраструктуры, формирование  специальной структуры управления.  
Охвативший ЮВА в 1997 году валютно-финансовый кризис имел серьезные негативные политико-экономические последствия почти для всех государств, входящих в АСЕАН (наименее затронутыми оказались Сингапур и Бруней), явился испытанием решимости “десятки” продолжить политику экономической интеграции.

Информация о работе Современные интеграционные экономические группировки