Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2014 в 17:14, контрольная работа
Экономическая теория изучает экономическое поведение людей, т.е. какие действия, которые связаны с производством, распределением, обменом и потреблением материальных и нематериальных благ. Предметом экономической теории является эффективное использование ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения материальных потребностей людей. Экономическая теория тесно связана с другими науками (философия, история, статистика, математика и т.д.)
Классическая политэкономия
Выдающимися представителями классической политологии были английские экономисты Адам Смит (1723-1790); Давид Рикардо (1772-1823). Они утверждали, что источником богатства является не обмен, а вся сфера материального производства; начали строить основы теории трудовой стоимости, согласно которой человеческая деятельность является единственным источником стоимости; проанализировали капитал и процесс воспроизводства, кредит и денежное обращение. Классическая экономия впервые поставила проблему экономических законов: их объективного характера, которому необходимы использования в хозяйственной практике и политике.
Марксистская политэкономия
Карл Маркс (1818-1883) по оценке современников является выдающимся экономистом в истории. Значение Маркса как ученого выходит за пределы экономической теории, его теоретические достижения стали методологической основой для многих наук.
Маркс создал теорию развития капиталистической системы под влиянием внутренних сил самой системы; совершил в собственной теории сочетания экономической теории и исторических фактов, что до него никому не удавалось. Основной заслугой экономических взглядов К.Маркса было учение о двойственном характере труда, прибавочной стоимости, обоснование и законов развития капиталистического способа производства и, прежде всего, основного экономического закона.
Его последователь Ф. Энгельс первым определил предмет политической экономии как науки, изучающей законы, которые управляют производством и обменом материальных благ.
Историческая школа – одно из направлений западной экономической мысли, которая возникла в Германии в середине XIX в. Свое название она получила от своеобразного определения предмета политической экономии и исторического метода исследования, согласно которым данная наука не изучает экономические законы, а описывает конкретно-исторические формы экономической жизни в той или иной стране. Экономические явления, как считали представители этой школы, обусловленные историческими обстоятельствами, поэтому название “политическая экономия” они отождествляли с понятием “национальная экономия”. Наиболее известными представителями исторической школы были немецкие экономисты В.Ромер, Б. Гильдебранд, В. Зомабрт, М.Вебер и др.
Маржинализм возникает в середине XIX в. и в 70-е годы расширяется как новое направление политической экономии (от фр. margmal – предельный). Он становится одновременно и методологическим принципом западной экономической науки. Его основателями были австрийский экономист К.Менгер, английский – У.Джевонс, швейцарский ученый Л.Вальрас (он и его последователи утверждали, что рыночная экономика способна достичь равновесия на базе взаимодействия спроса и предложения, а субъекты, которые рассуждают рационально – экономического успеха).
Основой маржинализма является теория предельной полезности, согласно которой рыночная цена товара определяется не общественно-необходимыми затратами труда, а степенью насыщения потребности в нем, полезностью последней единицы запаса определенного вида товара.
Как и любое направление экономической мысли, маржинализм имел как положительные, так и отрицательные черты. К положительным относятся детальный анализ функционирования рынка, открытие закономерностей ценообразования, денежного обращения, спроса, стремление исследовать вопрос оптимального распределения и использования ресурсов. К негативным сторонам маржинализма следует отнести преобладание в нем субъективной оценки экономического поведения людей, абстрагирование от изучения социально-экономической сущности капитализма.
Всю совокупность течений, школ западной экономической мысли, развивающихся конце XIX в., можно условно сгруппировать и выделить три основных направления:
1) неоклассическая экономическая теория;
2) институционально-
3) кейнсианство;
В свою очередь неоклассическое направление представлено такими основными течениями, как монетаризм, неолиберализм.
Основной категорией сторонники неоклассической экономической теории считали предельную полезность, противопоставляя ее теории трудовой стоимости. Наибольшее развитие неоклассическая теория получила в трудах А. Маршалла и А.Пигу. Маршалл обосновал понятие “эластичность спроса” и “цена равновесия”; развил теорию цены, согласно которой цена, по которой покупатель приобретает товары, определяется степенью их полезности, а цена, которую назначает продавец – расходами производства.
Монетаризм (от англ. Money – деньги) – экономическая теория, согласно которой денежная масса в обращении играет решающую роль в формировании экономической конъюнктуры и в установлении причинно-следственных связей между изменением количества денег и размера валового национального продукта, а также в развитии производства. Монетаризм возник в середине 50-х годов в США. Известный представитель Фридмен утверждает, что государственное регулирование экономики должно ограничиваться контролем над денежной массой, количеством денег в обращении.
Неолиберальное течение (представителем которой является, прежде всего, австрийский экономист Ф.-А. фон Хайек – 1899-1992) отстаивает принципы свободной рыночной экономики (свободной конкуренции, свободного ценообразования и др.)., выступает против модели смешанной экономики, в которой оптимально сочетаются государственные и рыночные рычаги регулирования экономики, государственная, коллективная и частная формы собственности.
Идеи неолиберализма были положены в основу теории социально ориентированного рыночного хозяйства, одним из авторов которого был известный немецкий экономист и государственный деятель Людвиг Эрхард. Эта теория провозглашает необходимость свободной конкуренции, цен, гарантирование государством определенных условий наряду с социальной направленностью их развития.
Институционализм утверждает мысль, что в процессе развития общества осуществляется естественный отбор институтов (конкуренция, профсоюзы, налоги, государство, монополии, корпорации), система которых образует своеобразную культуру и определяет тип цивилизации, решающим фактором развития признавались техника и научно-технический прогресс.
Выделяют социально-технологический, социально-психологический и социально-правовой институционализм.
Представители социально-технологического направления Дж.Гэлбрейт (родился в 1908 г.), Р.Арон, Ян Тинберген и др. основой экономического развития называют внедрение науки и техники в производство и, исходя из этого обосновывают индустриальное, постиндустриальное, информационное и другие, лишенные конфликтов, формы общества.
Автор социально-психологического институционализма Т. Веблен как основу общественного развития рассматривает институты мастерства, семейного чувства и др.
Основатель социально-правового институционализма Дж. Р. Коммонс основой развития общества считает право, юридические отношения.
Наиболее прогрессивными идеями институционалистов является утверждение необходимости участия трудящихся в распределении собственности и управлении производством, предоставления им социальных гарантий.
Кейнсианское направление получило название по имени английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946), который утверждал, что без активного вмешательства государства в экономику капиталистический строй не может существовать. Он обосновал необходимость государственного регулирования совокупного спроса и совокупного предложения с помощью финансово-кредитных рычагов, в частности – увеличения государственных инвестиций, снижения процентной ставки во время кризиса и тому подобное.
Кейнс одним из первых в западной экономической науке обосновал макроэкономический подход к анализу социально-экономических процессов, оперируя такими глобальными категориями, как национальный доход, совокупные инвестиции, потребление, занятость, накопление и др., которые рассматривал в их взаимодействии и взаимосвязи.
Материальные потребности можно назвать экономическими потребностями. Они выражаются в том, что мы хотим различных экономических благ. В свою очередь, экономические блага - это материальные и нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов, способные удовлетворять экономические потребности. Экономические потребности — одна из основополагающих категорий в экономической теории.
Потребительские и производственные блага
С точки зрения потребления благ их подразделяют на потребительские и производственные. Иногда они называются предметами потребления и средствами производства. Потребительские блага предназначены для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей. Это те самые конечные товары и услуги, которые необходимы людям. Производственные блага — это используемые в процессе производства ресурсы (станки, механизмы, машины, оборудование, здания, земля, профессиональные навыки (квалификация).
Материальные и нематериальные блага
С точки зрения вещественного содержания, экономические блага делятся на материальные и нематериальные. Материальные блага можно осязать. Это вещи, которые могут накапливаться и храниться длительное время.
Исходя из срока использования, различают материальные блага длительного, текущего и разового пользования.
Нематериальные блага представлены услугами, а также такими условиями жизни, как здоровье, способности человека, деловые качества, профессиональное мастерство. В отличие от материальных благ, услуги — специфический продукт труда, который в основном не приобретает вещественной формы и стоимость которого заключается в полезном эффекте живого труда.
Полезный эффект услуг не существует отдельно от его производства, что и определяет принципиальное отличие услуги от вещественного продукта. Услуги невозможно накопить, а процесс их производства и потребления совпадает во времени. Однако результаты от потребления предоставляемых услуг могут быть и материальными.
Существует множество видов услуг, которые делятся условно на:
Частные и общественные блага
В зависимости от характера потребления экономические блага делятся на частные и общественные.
Частное благо предоставляется потребителю с учетом его индивидуального спроса. Такое благо делимо, оно принадлежит индивиду на правах частной собственности, может наследоваться и обмениваться. Частное благо предоставляется тому, кто за него заплатил.
Общественные блага неделимы и принадлежат обществу.
Во-первых, это национальная оборона, охрана окружающей среды, законотворчество, общественный транспорт и порядок, т.е. те блага, которыми пользуются все без исключения граждане страны.
Взаимозаменяемые и взаимодополняемые блага
Взаимозаменяемые блага называются субститутами. Эти блага удовлетворяют одну и ту же потребность и замещают друг друга в процессе потребления (белый и черный хлеб, мясо и рыба и т.д.).
Взаимодополняемые блага или комплементы дополняют друг друга в процессе потребления (автомобиль, бензин).
При всем этом экономические блага делятся на нормальные и низшие.
К нормальным благам относятся те блага, потребление которых увеличивается с ростом благосостояния (доходов) потребителей.
Низшие блага обладают противоположной закономерностью. При росте доходов их потребление уменьшается, а при уменьшении дохода — увеличивается (картофель и хлеб).
Экономические ресурсы — это совокупность различных элементов производства, которые могут быть использованы в процессе создания материальных и духовных благ и услуг. Экономические ресурсы подразделяются на материальные: сырье и капитал, и на человеческие ресурсы: труд и предпринимательская способность. Все эти ресурсы являются факторами производства.
Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности ресурсов и безграничности человеческих желаний. Отражением этой проблемы является постановка трех основных вопросов экономики.
1. Что должно производиться - т.е. какие товары и в каком количестве;
2. Как будут производиться товары
3. Для кого предназначаются товары, т.е. кто должен потреблять товары и извлекать из них пользу.