Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 19:52, курсовая работа
Целью данной работы является исследование теоретических аспектов безработицы, определение сущности безработицы на примере современной России.
Задачи данной работы:
1) провести анализ теоретических аспектов безработицы, рассмотреть состояние равновесия на рынке руда и возникновение безработицы;
2) раскрыть сущность и особенности безработицы на примере России: выявить ее причины, виды и их проявления, особенности безработицы в России, изучить возникающие социально-экономические последствия безработицы.
Объектом исследования является безработица в России.
Предметом исследования является сведения о структуре безработицы.
Введение 5
1.Теоретические аспекты изучения безработицы 6
1.1 Сущность безработицы 6
1.2 Источники информации исследования занятости и трудовых ресурсов 9
1.3 Виды безработицы на примере современной России 11
2. Оценка социально-экономических последствий безработицы 14
2.1 Анализ уровня безработицы по Российской Федерации 14
2.2 Анализ безработицы Республики Татарстан 21
2.3 Анализ последствий безработицы 24
3. Пути совершенствования методов борьбы с безработицей…………… ……...28
Заключение 32
Список использованных источников………………..……………….…………34
Так же по данным таблицы 2, заметим, что безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В 2011г. это превышение составляло 1,6 раза.
Рассмотрим возрастной состав безработных на основании диаграммы 2.
Диаграмма 2 – Уровень безработицы по возрастным группам м виду поселения
По данным диаграммы, видно, что средний возраст безработных в сентябре 2012г. составил 34,9 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 27,5%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 4,3%, 20-24 лет - 23,2%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (20,8%) и 20-24 лет (12,2%). По сравнению с сентябрем 2011г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет сократился на 4,3 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет - увеличился на 0,1 процентный пункт. В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в октябре 2011г. составил 14,8%, в том числе среди городского населения - 13,6%, среди сельского населения - 17,4%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,9 раза, в том числе среди городского населения - 3,2 раза, сельского населения - 2,3 раза.
Продолжительность поиска работы. Среди безработных 34,5% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 30,0% безработных (застойная безработица). Среди сельских жителей доля застойной безработицы составила 34,9%, среди городских - 27,2%.
Наличие опыта работы. В численности безработных 25,5% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В октябре 2011г. их численность по сравнению с сентябрем практически не изменилась и составила 1,2 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 18,0% составляет молодежь до 20 лет, 46,5% - от 20 до 24 лет, 19,2% - от 25 до 29 лет.
В октябре 2011г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 19,1%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 23,8%.
Диаграмма 3 – Уровень безработицы по методологии международной организации труда
Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям международной организации труда, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе. Данные по субъектам Российской Федерации приведены в таблице 3 (см. Приложение А).
В целях повышения представительности данных об экономической активности населения показатели занятости и безработицы по субъектам Российской Федерации приводятся в среднем за три последних месяца.
На современное состояние безработицы в стране во многом повлиял кризис 2008 года. Реакцией на данный кризис стало сокращение затрат на персонал. Самый распространенный способ сокращения затрат на сотрудников – сокращение штата. Треть компаний (33 %) уволили часть сотрудников, уменьшение заработной платы (22 %), сокращение рабочей недели (14 %), вынужденный отпуск (16 %), сокращение социального пакета (15 %).
Кризис породил спрос на ряд профессий, ранее не слишком популярных: юрист, специализирующийся на банкротствах, слияниях и поглощениях, инновационный менеджер, специалист по сокращению персонала, антикризисный управляющий, специалист в области финансового мониторинга и кредитных рисков и т.д. Уровень безработицы по методологии международной организации труда начал снижаться.
Диаграмма 4 – Уровень безработицы по методологии международной организации труда
В России 2010 год был назван годом борьбы с безработицей. В некоторых регионах для безработных были организованы общественные работы, увеличилось кредитование малого бизнеса, организованы курсы по переобучению. Эффективность мер по организации общественных работ подвергается критике. Эти работы в основном заключались в уборке улиц, благоустройстве территорий, обслуживании общественного транспорта, ремонте памятников культуры. Возможно, организация работ по ремонту и строительству дорог и других объектов инфраструктуры дала бы лучшие результаты. В 2011 году выделено 6,2 миллиарда рублей на стимулирование среднего и малого бизнеса. Это востребованная мера, как по снижению социального недовольства, так и по общему оздоровлению экономики.
Пособие на открытие собственного дела увеличено с 58 800 рублей (2009 год) до 100 000 рублей. Ключевое условие для получения большего пособия — создание новых рабочих мест для безработных. В 2009 году минимальное пособие по безработице составило 850 рублей, максимальное — 4300 рублей. На последнее могли претендовать граждане Российской Федерации, уволенные в течение 2009 года и работавшие на последней работе не менее 26 недель. Такие меры увеличивают социальное напряжение в обществе, одновременно лишая безработных стимулов к труду. Повышенные пособия увеличивают нагрузку на экономически активную часть населения. Одной из мер снижения напряженности на рынке труда в 2011 должна была стать организация стажировок для выпускников вузов, находящихся под риском не трудоустройства. В 2009 году 189 тысяч человек прошли переобучение. Этого количества недостаточно, так как по данным Центра социальной политики в России нуждаются 10 миллионов человек. Общая безработица в России 5,4 миллиона человек, 1.6 миллиона безработных зарегистрировано в центрах занятости, 189 тысяч человек прошли переобучение в 2009 году, 95 тысяч человек нашли работу по программе поддержки малого бизнеса.
Есть мнение, что все эти меры не решают принципиально проблему безработицы и даже мешают «излечению страны от кризиса». Мнение это таково: кадровые агентства не способствуют росту занятости, а только помогают компаниям найти нужного высококвалифицированного работника.
Остальными безработными они не занимаются, так как отсутствует система мотивации. Поддерживая неконкурентоспособные предприятия, государство не позволило экономике «вылечиться» от кризиса. Это может привести к новому кризису в начале 2012 года.
Улучшилась ситуация для высокооплачиваемого персонала, но с рабочими и инженерными кадрами ситуация как была тяжёлой, так и осталась.
Таблица 4 – Показатели взаимосвязи между безработицей и ВВП
Показатель |
Ед. изм. |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
ВВП |
млрд р. |
33248 |
41277 |
38809 |
45166 |
% к пред. периоду |
8,5 |
5,2 |
-7,8 |
4,3 | |
Безработица |
% экон.актив.нас. |
6,1 |
6,4 |
8,4 |
7,5 |
Федеральный бюджет |
|||||
доходы |
млрд.руб |
7779 |
9276 |
7338 |
8305 |
% ВВП |
23,4 |
22,5 |
18,9 |
18,5 | |
профицит |
млрд. руб |
1796 |
1705 |
-2322 |
-1812 |
% ВВП |
5,4 |
4,1 |
-6 |
-4 |
По данным таблицы 4, заметим следующее в России и ряде зарубежных стран говорит о том, что измерение в % соотношении количества безработных от экономически активного населения недостаточно. Имеет значение количество вакансий на 100 человек. Работодатели не рассматривают кандидатов на место без опыта работы, отсюда растет количество безработных в стране.
В целях снижения количества безработных в стране, государственную политику следует проводить путем обучением молодых специалистов: предлагать им работу по специальности на определенный срок, с заработной платой ниже, чем у работников с опытом работы, заниматься их обучением в это время.
По истечению этого срока проводить конкурсный отбор кандидатов на вакантное место.
Рассмотрим таблицу 5, в которой проанализируем данные движения показателей безработицы, данные взяты из Российского статистического ежегодника.
Таблица 5 – Динамика движения показателей безработицы
Год |
Экономически активные, чел. |
Занятые, чел. |
Безработные, чел. |
Уровень безработицы, % |
1 |
2 |
3 |
4=2-3 |
5=4/2*100% |
2011 |
2 032 000 |
1 936 000 |
96 000 |
4,70 |
2010 |
2 025 000 |
1 898 000 |
127 000 |
6,25 |
2009 |
1 996 000 |
1 827 000 |
169 000 |
8,47 |
2008 |
1 975 000 |
1 879 000 |
96 000 |
4,87 |
2007 |
1 926 000 |
1 818 000 |
108 000 |
5,62 |
По данным таблицы 5, отметим следующие изменения, произошедшие в социальной сфере Республики Татарстан, так за период с 2000-2011 гг. увеличилось число экономически активного населения, в 2007 году их число составило 1 926 000 чел., а в 2011 году уже 2 032 000 чел., рост на 8,1%, из них занятое население в 2007 году составило 1 818 000 чел., а в 2011 году 1 936 000 чел., рост на 12,5%; число безработных уменьшилось, так в 2007 году их было 108 000 чел., в 2008 году 96 000 чел., после 2008 года число безработных увеличилось до 169 000 чел. (2009 год), это связано с финансовым кризисом, который коснулся мировой экономики в целом, что в свою очередь вынудило руководителей предприятий с целью сбережения доходов осуществлять сокращение рабочего персонала. После 2010 года ситуация в социальной сфере Республики Татарстан стабилизировалась и количество безработных по отношению к экономически активному населению составило 5,62% в 2007 году, а в 2011 году 4,70%, снижение уровня безработицы вдвое. По данным за 2011 год, Республика Татарстан находится на 7 месте по уровню безработицы, который составил 4.70%, тогда как средний уровень по стране составил 6.60%. Минимальный уровень безработицы 1.40% зафиксирован в Городе Москва, а максимальный в 48.79% - в Республике Ингушетия.
Представим данные таблицы 5 в виде диаграммы 5.
Диаграмма 6 – Движение численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, человек
На конец октября 2012г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояли на учете 22,9 тыс. человек безработных граждан, или 1,10%1) экономически активного населения республики (на конец октября 2011г. – 1,29%). Назначено пособие 19,6 тыс. безработных граждан (85,4%). В октябре 2012г. в государственные учреждения службы занятости республики за содействием в трудоустройстве обратились 7,8 тыс. неработающих граждан, статус безработного получили 5,9 тыс. человек (на 355 человек, или на 6,4% больше, чем в октябре 2011г.). В течение месяца были трудоустроены 2431 безработных, что на 16,4% меньше, чем в октябре 2011г. К профессиональному обучению по направлению органов службы занятости приступили 1235 безработных (в октябре 2011г. – 1015).
Рассмотрим состав безработных Республики Татарстан.
Таблица 6 - Состав безработных, зарегистрированных в органах службы занятости (в %)
Показатели |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Численность безработных - всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
из них: |
|||||
уволившихся по собственному желанию |
39 |
41,3 |
47,2 |
51 |
27 |
высвобожденные работники |
36,8 |
27,4 |
19,5 |
18,5 |
24,8 |
выпускники общеобразоват. школ |
2 |
2,3 |
2 |
1,9 |
2,1 |
выпускники ВУЗов и ССУЗов |
2,6 |
2,7 |
2,8 |
2,3 |
2,7 |
выпускники ПТУ |
2 |
1,9 |
1,9 |
1,7 |
2,1 |
Из числа безработных имеют образование: |
|||||
высшее профессиональное |
9,5 |
9,2 |
9,9 |
10,4 |
12,3 |
среднее профессиональное |
21,5 |
21,8 |
19,8 |
19,9 |
20,0 |
начальное профессиональное |
16,1 |
15 |
15,2 |
14,9 |
21 |
среднее общее |
32,4 |
32,9 |
32,7 |
32,2 |
43,7 |
не имеют полного среднего образования |
20,5 |
21,2 |
22 |
21,6 |
21,6 |
Информация о работе Социальные последствия безработицы. Потребительский комплекс