Социальные последствия безработицы. Потребительский комплекс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование теоретических аспектов безработицы, определение сущности безработицы на примере современной России.
Задачи данной работы:
1) провести анализ теоретических аспектов безработицы, рассмотреть состояние равновесия на рынке руда и возникновение безработицы;
2) раскрыть сущность и особенности безработицы на примере России: выявить ее причины, виды и их проявления, особенности безработицы в России, изучить возникающие социально-экономические последствия безработицы.
Объектом исследования является безработица в России.
Предметом исследования является сведения о структуре безработицы.

Содержание

Введение 5
1.Теоретические аспекты изучения безработицы 6
1.1 Сущность безработицы 6
1.2 Источники информации исследования занятости и трудовых ресурсов 9
1.3 Виды безработицы на примере современной России 11
2. Оценка социально-экономических последствий безработицы 14
2.1 Анализ уровня безработицы по Российской Федерации 14
2.2 Анализ безработицы Республики Татарстан 21
2.3 Анализ последствий безработицы 24
3. Пути совершенствования методов борьбы с безработицей…………… ……...28
Заключение 32
Список использованных источников………………..……………….…………34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая национальная экономика.doc

— 645.50 Кб (Скачать файл)

 

По таблице 6, заметим, что особую социальную значимость имеет безработица среди молодежи. В ряде регионов страны трудоустройством молодежи занимаются наряду с государственными службами занятости молодежные биржи труда, а также Межрегиональный центр занятости.

Острота проблемы занятости во многом зависит от структурных изменений в экономике. Высвобождение работников зачастую связано и с техническим прогрессом, и со снижением объемов производства, и с его реорганизацией, и с конверсией военно-промышленного комплекса. Разные причины сокращения рабочих мест обусловливают соответствующую систему мер социальной защиты безработных. Вместе с тем неодинаковые реальные возможности помощи в трудоустройстве при существенных различиях ситуаций на рынке труда приводят к сильной дифференциации регионов по уровню официально зарегистрированной безработицы.

Как показали материалы исследований населения по проблемам занятости, доля безработных, использующих в качестве способа поиска работы обращение в органы государственной службы занятости, за последние годы несколько возросла. В настоящее время наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его использовали свыше 57% безработных. Среднее время поиска работы безработными в 2011 г. составило 10,5 месяцев, увеличилась доля безработных, ищущих работу год и более. Стаж пребывания в состоянии безработицы один год и более имели 54,6 % безработных.

В 2011 г. притоков в безработицу лиц, высвобожденных с предприятий в связи с ликвидацией или сокращением штатов, сократился на 10%. Пятая часть безработных потеряли работу по этой причине. Возросла в составе безработных численность лиц уволившихся по собственному желанию на 43%.

Наряду с притоком безработных, ранее имевших работу, увеличилась численность безработных, не имеющих опыта работы. За год численность этих лиц возросла на 41,2 %.

 

 

 

2.3 Анализ последствий безработицы

 

 

 Результаты научных исследований, проведенных в последнее время документально подтверждают существование ряда эмоциональных, социальных, экономических, семейных, медицинских и политических последствий безработицы.

Экономические последствия безработицы весьма многообразны и неоднозначны; достаточно сложна и их структура. При исследовании экономических последствий безработицы целесообразно выделить три уровня: национальный, предприятий, человека.

Исследования последствий безработицы на национальном уровне показывают, что она уменьшает объем производства валового внутреннего продукта (ВВП). Эти два взаимосвязанных явления нашли свое отражение в «законе Оукена».  По расчетам Оукена, если «фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, то отставание объема ВВП составит 2,5%». В экономической теории уровень безработицы считается «нормальным», когда достигнута определенная сбалансированность спроса и предложения труда.

Исследуем отрицательные и положительные стороны безработицы по таблице 7. На основании этих сторон, отметим те которые присутствуют в Российской безработице.

 

Таблица 7 – Виды последствий безработицы

 

 

Социальные

Экономические

Отрицательные

1. Обострение криминогенной ситуации.  
2. Усиление социальной напряженности.  
3. Рост количества физических и душевных заболеваний.  
4. Увеличение социальной дифференциации.  
5. Снижение трудовой активности.

1. Обесценивание последствий обучения.  
2. Сокращение производства.  
3. Затраты на помощь безработным.  
4. Утрата квалификации.  
5. Снижение жизненного уровня.  
6. Недопроизводство национального дохода.  
7. Снижение налоговых поступлений.

Положительные

1. Повышение социальной ценности рабочего места.  
2. Увеличение личного свободного времени.  
3. Возрастание свободы выбора места работы.  
4. Увеличение социальной значимости и ценности труда.

1. Создание резерва рабочей силы  для структурной перестройки  экономики.  
2. Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.  
3. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.  
4. Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.


 

Безработица, уменьшая объемы ВВП, приводит к сокращению налогов, поступаемых госбюджет. Это связано со снижением налогооблагаемой базы, образуемой юридическими лицами, и уменьшением поступления налогов от физических лиц.

Безработица увеличивает расходы государства по мере ее роста. Их основная масса до 2011 г. осуществлялась за счет фонда занятости. Источниками же его пополнения были, как известно, обязательные страховые взносы работодателей и из заработков работающих; ассигнования бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, добровольных взносов юридических и физических лиц. С 2011 г. пособия по безработице выплачиваются из госбюджета. В результате уменьшается доля всех других  участников распределения ВВП. Рост безработицы свидетельствует и об общем неблагополучии в экономике, ошибках в экономическом курсе правительства.

Последствием безработицы надо считать и усиление конкуренции на рынке труда – между людьми за наиболее престижные рабочие места. Ее высокий уровень может привести к тому, что отдельные и достаточно значимые группы населения будут вынуждены замещать непрестижные, неинтересные для них рабочие места. В этом случае трудовая деятельность носит вынужденный характер, а такой труд не может быть эффективным и обеспечивать необходимое качество работ. В случае вынужденного характера труда нельзя вести речь о достижении обществом полной занятости.       

Один из важных побочных эффектов безработицы является бедность.  Бедность – социально-экономическая категория, отражающая абсолютный (по сравнению, например, с прожиточным минимумом) или относительный (как отставание от достигнутого в обществе стандарта потребления) уровень удовлетворения минимальных жизненных потребностей. Экономическая бедность, обусловленная безработицей и низкой заработной платой, как правило, затрагивает активную часть граждан. Резкое снижение уровня их жизни подрывает общественное воспроизводство и вызывает социальную напряженность в обществе. Выделяется три уровня бедности: малообеспеченность, собственно бедность и нищета.

В мировой практике используются абсолютные, относительные, а также субъективные показатели бедности. В первом случае уровень бедности определяется объемом благ , обеспечивающих удовлетворение минимальных потребительских стандартов, которые измеряются путем экспертной оценки основных биологических потребностей людей разного пола, возраста и характера жизнедеятельности.  Относительные показатели бедности связаны с рассмотрением бедности как относительной категории. В соответствии с таким подходом к бедным причисляются те семьи, чьи доходы существенно отстают от среднего достигнутого в обществе стандарта потребления. Субъективные показатели бедности связаны с внутренней оценкой человека своего материального положения по сравнению с другими.

Очевидно, более точным индикатором является сочетание нескольких измерителей. Глубина, продолжительность и масштаб бедности- важнейшие социальные показатели состояния общества и эффективности мер, ориентированных на ее сокращение.

В Российской Федерации уровень бедности измеряется величиной прожиточного минимума: в первом квартале 2009 г. (5083 руб.) численность населения, имевшего доходы ниже этого показателя, составила 24,5 млн. человек (17,4%).

Многие семьи, оказавшиеся  на грани бедности, в связи с потерей работы, а, следовательно, единственного источника дохода, искали средства к существованию в теневом бизнесе. Одним из таких является распространение наркотических средств среди населения, что негативно сказывается на умственном и физическом развитии членов общества.

Безработица расширяет, утверждает и делает неистребимым существование социального «дна» общества.

Социологические исследования последнего времени говорят о том, что россиян больше всего тревожат три страха – высокие цены, низкая зарплата и безработица. По данным холдинга «Ромир мониторинг», безработицы страшатся 34% населения страны.

Среди эмоциональных последствий безработицы называют низкую самооценку, депрессию, самоубийство и необходимость психиатрического лечения в стационаре. Среди медицинских проблем - нарушение здоровья, вызванное стрессами (в частности, болезни сердца и почек, алкоголизм и цирроз печени). Стрессы, вызванные безработицей, могут сократить продолжительность жизни и, следовательно, повысить уровень смертности.       Ученые обнаружили несомненную связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением. Изучение дел правонарушений показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, что рецидивизм можно объяснить отсутствием работы. Влияние безработицы на финансовое положение неоспоримо. Работникам и их семьям часто приходится жить на сбережения, продавать вещи и мирится с более низким уровнем жизни.  Несмотря на усилия социальных работников привлечь внимание безработных к своему бедственному положению как к политической проблеме, многие безработные не склонны к политической активности. Причина кроется в боязни идти вразрез с общепринятыми нормами поведения, опасением поставить под угрозу свои шансы снова найти работу.                     

В государственных службах трудоустройства официально регистрируется только 12% вакантных рабочих мест. Это лишь усугубляет стресс, испытываемый человеком в процессе поиска работы, в частности, при получении отказа и из-за отсутствия четкого представления о том, где и как искать работу. О рабочих местах, не заявленных на рынке труда, гораздо легче узнать тем, кто имеет работу, чем безработным.

Вместе с тем, растет численность незарегистрированных безработных, которые не считают необходимым обращаться в службу занятости и подчас находят альтернативные источники существования. Это свидетельствует о росте видов деятельности, не учитываемых государственной статистикой, и требует усиления контроля со стороны органов управления.

Безработицу как сложное экономическое явление невозможно оценить однозначно. Она имеет не только негативное, но и позитивное значение. Безработица важнейшее условие нормального и бесперебойного функционирования экономики. Она обеспечивает формирование резерва рабочей силы как важнейшего фактора развития рыночной экономики, которая постоянно предъявляет спрос на труд в связи с вводом  в действие новых объектов хозяйственной деятельности.

Действующее производство систематически предъявляет спрос на дополнительную рабочую силу для пополнения естественной убыли и в связи с текучестью кадров. Удовлетворить его в условиях современного рыночного механизма оказывается возможным лишь за счет резервирования рабочей силы. Безработица обеспечивает необходимое производству перераспределение кадров и их сосредоточение в тех видах деятельности, которые сегодня нужны потребителям. Безработица, ее рост дают весьма эффективный «сигнал» работнику о том, что его профессия устарела. Все это определенным образом стимулирует работника к систематическому повышению своего профессионального мастерства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Пути совершенствования методов борьбы с безработицей

 

 

При анализе проблемы безработицы в России следует учитывать, что переход к рыночным отношениям происходит в очень трудных условиях, обусловленных экономической нестабильностью, тяжелым наследием административно-командной системы управления, неблагоприятной демографической ситуацией, а так же следует понимать, что Россия находится лишь в начале пути рыночных преобразований, в то время как в развитых капиталистических странах рыночные отношения развиваются не одну сотню лет, поэтому нельзя сравнивать Россию со странами с развитыми капиталистическими отношениями.

Наиболее угрожающим фактором роста безработицы и массового высвобождения людей из производства является разгосударствление и свертывание производства на крупных и сверхкрупных предприятиях. Возникает специфический вид безработицы среди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных к использованию в низовых хозяйственных звеньях производственной и непроизводственной сфер.

Среди множества проблем, встающих перед любой страной в условиях ее перехода к рыночной экономике, одной из самых острых является угроза массовой безработицы и смягчение ее социальных последствий.

Следует сказать о характере кризиса, порождающего безработицу в России. Это не циклический кризис, действующий в экономике стран с устоявшимися рыночными отношениями и самостоятельно выводящий ее по истечении некоторого времени к фазе подъема. В России массовая безработица порождается структурным экономическим кризисом. Он отражает противоречия условий перехода от командной экономики к рыночной и носит не циклический, а структурный характер. Чтобы преодолеть этот кризис нужны глубокие структурные преобразования в экономике страны в целом и в народном хозяйстве. Однако по отношению к сфере занятости обязательно должно сохраняться регулирующее участие

Многие сходятся на том, что правительству удастся снизить безработицу, если оно сможет предотвратить или снизить колебания экономического роста, которые мы называем экономическими циклами. Вопрос в том, есть ли возможность и даже желание у правительственных чиновников стабилизировать темпы экономического роста.

Многие также соглашаются с тем, что правительство может снизить уровень безработицы с помощью соответствующей политики на рынке труда. Но гораздо меньше согласия наблюдается по поводу того, какой должна быть эта политика. Все поддерживают программы профессионального обучения, которые помогают уволенным работникам приобрести новые навыки, чтобы найти новую работу.

Было бы логичным предположить, что правительство могло бы снизить уровень безработицы, ликвидировав выплаты по безработице. Это повысило бы затраты уволенных работников по поиску новой работы и таким образом сократило бы период поисков. Экономический аргумент против такого способа заключается в том, что слишком короткий поиск работы будет такой же бесполезной тратой ценных ресурсов, как и слишком долгий поиск.

Государственная политика в области содействия занятости населения и процессов на рынке труда в целом в современных условиях определена ст. 5 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»:

- государство проводит политику  содействия реализации прав граждан  на полную, продуктивную и свободно  избранную занятость;

- госполитика в области содействия  занятости населения направлена на реализацию многообразных  элементов социально-экономических условий рационального и продуктивного использования наличного трудового потенциала общества.

В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство призвано осуществлять:

Информация о работе Социальные последствия безработицы. Потребительский комплекс