Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:08, научная работа
Целью научной работы является изучение формирования стратегических приоритетов Республики Беларусь в области внешнеэкономической политики.
Задачами научной работы является следующее:
- анализ тенденций развития мировой экономики, целей внешнеэкономической политики Республики Беларусь;
- анализ основных факторов внешнеэкономических связей Республики Беларусь;
- анализ направлений совершенствования государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Введение
1 Тенденции развития мировой экономики. Сущность и цели внешнеэкономической политики Республики Беларусь
Понятие внешнеэкономической политики и ее задачи
Развитие мировой экономики и влияние на внешнеэкономическую деятельность Республики Беларусь
Роль Республики Беларусь в системе мировых хозяйственных связей
Анализ участия Республики Беларусь в международных экономических и финансовых организациях
Тенденции развития внешнеэкономической политики Республики Беларусь на современном этапе
Направления совершенствования в области регулирования внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
3
6
10
14
14
18
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 1 Тенденции
развития мировой экономики.
Заключение Список использованных источников |
3
6
10
14
14
18
27 33 34 |
ВВЕДЕНИЕ
На
современном этапе социально-
Как известно, развитие цивилизации вызывает постоянное вовлечение отдельных государств в международный хозяйственный обмен, который ведет к созданию единой мировой экономики. Все страны мира развиваются по общим экономическим законам, что обусловливает приоритет экономического характера международных отношений.
Постоянно
усложняющаяся структура
Особенно динамичный характер тенденция к расширению международных экономических отношений приобрела в XX веке. Можно без преувеличения сказать, что оно вошло в историю как столетие беспрецендентного, взрывного роста внешнеэкономических связей во всех формах: торговли, вывоза капитала, производственного кооперирования, научно-технического взаимодействия, миграции рабочей силы.
Возрастание экономической открытости меняет соотношение внутренних и внешних факторов развития. Если на ранних стадиях интернационализация хозяйственной жизни решающая роль принадлежала внутренним факторам, то по мере вовлечения национально-хозяйственного комплекса в мировую экономику внешнее воздействие становится все более решающим в выборе экономической стратегии. В этом случае государственная экономическая политика концентрируется на приспособлении национального хозяйства к новой системе мирохозяйственных связей, которые сегодня функционируют иначе, чем в прошлом.
Нынешний
этап интернационализации
Доминирующими в этом тысячелетии будут процессы региональной интеграции (регионализации) во всех сферах жизнедеятельности общества. Создаются региональные, экономические, военно-политические и иные союзы.
В условиях
интернационализации
Целью научной работы является изучение формирования стратегических приоритетов Республики Беларусь в области внешнеэкономической политики.
Задачами научной работы является следующее:
- анализ
тенденций развития мировой
- анализ
основных факторов
- анализ
направлений совершенствования
государственного
1
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ
СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Сущность внешнеэкономической политики государства заключается в направленной деятельности на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами.
В ХХ в. вмешательство государств во внешнюю торговлю еще более усилилось. К этому их подталкивали суровые обстоятельства. В годы Первой мировой войны правительства воюющих стран стали регулировать потребление сырья промышленностью и продовольствия населением и в связи с этим стали жестко регулировать экспортно-импортные операции своих субъектов хозяйственной деятельности. В годы Великой депрессии 1929-1933 г.г. правительства многих стран, в том числе и промышленно развитых, в целях обеспечения развития своих национальных экономик применяли целый ряд мер, чтобы поощрить экспорт отечественных предприятий и ограничить импорт иностранных товаров.
После окончания Второй мировой войны страны прибегли к системе коллективного регулирования мировой торговли. В 1947 г. ими была создана всемирная организация – Генеральное соглашение по тарифам и торговле, которая начала функционировать с 1 января 1948 г. Она должна была регулировать таможенно-тарифные вопросы внешнеэкономических связей во всемирном масштабе. Однако, несмотря на функционирование коллективной организации, индивидуальное регулирование внешней торговли отдельными странами не прекратилось, а лишь обрело иные формы.
Государственное регулирование международной торговли имеет разные масштабы. Во-первых, оно может быть односторонним, когда правительство одной страны без согласования или консультаций с торговыми партнерами прибегает к государственному регулированию внешней торговли. Мера эта связана с крайне тяжелым экономическим положением, с большим дефицитом государственного бюджета, а также с отрицательным сальдо платежного баланса. Обычно в ответ на этот шаг правительства стран – партнеров применяют аналогичные акции, что может привести к осложнению их политических отношений со страной – инициатором индивидуального государственного регулирования внешней торговли [14, с.69].
Во-вторых, государственное регулирование бывает двусторонним. Это происходит в том случае, когда две страны на основе взаимной договоренности согласовывают технические требования к упаковке, маркировке, договариваются о взаимном признании сертификатов качества и других показателей товарного производства.
В-третьих, государственное регулирование внешней торговли может быть и многосторонним. Именно таким оно является в том случае, когда в роли субъекта регулирования выступает упомянутое выше Генеральное соглашение о тарифах и торговле. Кроме того, оно является многосторонним в рамках многочисленных интеграционных группировок – Европейского союза, Североамериканской ассоциации свободной торговли и прочих международных экономических объединений.
Следует подчеркнуть, что роль государства при регулировании внешнеэкономических связей не сводится к воздействию на отдельные заключаемые контракты бизнесменами или фирмами. А проявляется в осуществлении определенной внешнеторговой политики. Так вот, в зависимости от масштабов вмешательства в международную торговлю торговая политика государства бывает протекционистской и фритредерской.
Протекционизм представляет такую государственную политику, которая направлена на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных предпринимателей посредством применения тарифных и нетарифных методов. Протекционизм имеет своей задачей создать наиболее благоприятные условия для развития отечественного производства и национального рынка. Ее решение достигается установлением высокого уровня таможенного налога на импортируемые товары. С другой стороны, протекционизм предполагает поощрение экспорта отечественных товаров, повышение их конкурентоспособности на внешнем рынке с целью увеличения сбыта, а также завоевания новых рынков. Соотношение импортного и экспортного аспектов протекционизма изменяется в зависимости от международной, экономической и политической ситуации, а также от отношения между отдельными странами или группами стран.
В реальной международной
экономической ситуации существует
несколько видов
- селективный протекционизм, применяемый против отдельных стран или отдельных товаров;
- отраслевой протекционизм
– это политика, которая защищает
определенные отрасли, к
- коллективный протекционизм, т.е. такая протекционистская политика, которая осуществляется методами внутренних экономических мер [14, с.71].
Что касается фритредерства
(свободы торговли), то оно предполагает
незначительный уровень таможенных
обложений и подразумевает
Некоторые авторы выделяют еще одну разновидность протекционизма – умеренный протекционизм. На мой взгляд, такое решение является некорректным. В самом деле, селективный, отраслевой, коллективный и скрытый и есть не что иное, как разновидность умеренного, или частичного, протекционизма. Если же говорить о совершенно полном протекционизме, то он несомненно, тождествен внешнеэкономической монополии. Видимо, поэтому полный протекционизм и не принято выделять в качестве самостоятельной экономической категории.
Следует сказать, что протекционизм и фритредерство никогда не достигали полного господства во внешнеэкономической деятельности большинства стран мира. Можно с достаточной определенностью подчеркнуть, что между этими двумя видами или направлениями внешнеэкономической политики шло постоянное «перетягивание каната». В отдельные исторические отрезки времени внешнеторговая политика склонялась то в одну, то в другую сторону. К примеру, только за вторую половину ХХ в. Можно отметить три исторических периода, когда в мире преобладала та или иная внешнеторговая политика:
- в 50-60-е годы страны
стали отгораживаться друг от
друга разнообразными
- в 90-х годах вновь
возобладала тенденция
Однако эта четко
Информация о работе Стратегические приоритеты внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь