Стратегические приоритеты внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:08, научная работа

Краткое описание

Целью научной работы является изучение формирования стратегических приоритетов Республики Беларусь в области внешнеэкономической политики.
Задачами научной работы является следующее:
- анализ тенденций развития мировой экономики, целей внешнеэкономической политики Республики Беларусь;
- анализ основных факторов внешнеэкономических связей Республики Беларусь;
- анализ направлений совершенствования государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Содержание

Введение
1 Тенденции развития мировой экономики. Сущность и цели внешнеэкономической политики Республики Беларусь
Понятие внешнеэкономической политики и ее задачи
Развитие мировой экономики и влияние на внешнеэкономическую деятельность Республики Беларусь
Роль Республики Беларусь в системе мировых хозяйственных связей
Анализ участия Республики Беларусь в международных экономических и финансовых организациях
Тенденции развития внешнеэкономической политики Республики Беларусь на современном этапе
Направления совершенствования в области регулирования внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
3

6


10

14

14

18

Вложенные файлы: 1 файл

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ВЭД РБ1.docx

— 77.23 Кб (Скачать файл)

Как известно, основная задача правительств всех государств в области внешней торговли состоит, с одной стороны, в том, чтобы помочь своим экспортерам вывезти как можно больше их товаров, сделав их при этом более конкурентоспособными на мировом рынке, а с другой – ограничить импорт, сделав иностранную продукцию менее конкурентоспособной на внутреннем рынке. В связи с этим одна группа методов государственного регулирования имеет своей задачей форсирование экспорта, а другая – направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поэтому относится к импорту. При этом правительства в ход пускают самые разные инструменты для достижения своих целей. В целом они делятся на две большие группы – тарифные меры, которые основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные мероприятия, куда входит целый набор административных действий, осуществляемых правительствами разных стран.

 

    1. Развитие мировой экономики и влияние на внешнеэкономическую деятельность Республики Беларусь

 

Геополитическое положение Беларуси издавна содействовало развитию и росту ремесла и торговли, промышленности и сельского хозяйства. Экономическая жизнь не замыкалась в собственных этнических рамках ¾ изделия белорусских ремесленников, продукция сельского хозяйства и промышленности, торговые связи белорусских купцов приобрели известность за пределами белорусских земель.

В начале XX в. Беларусь, располагаясь между крупнейшими промышленными центрами Российской империи ¾ Петербургом, Москвой, Ригой, Царством Польским, Украиной ¾ успешно развивала различные отрасли промышленности, сельское хозяйство и разработку лесных богатств, участвовала в международном разделении труда и международных экономических отношениях. Потребности белорусского рынка частично покрывались за счет импорта. Отдельные отрасли белорусской экономики развивались за счет иностранных инвесторов.

После распада СССР и обретения в 1991 году независимости Беларусь была одной  из самых развитых и богатых республик  бывшего Союза (без учета новых  государств Балтии) по показателям  дохода на душу населения, что является отражением устойчивого развития нашей  страны в 70-е и начале 80-х гг. XX в. На ее территории крупные узкоспециализированные промышленные предприятия выпускали в основном конечную продукцию; многие предприятия Беларуси имели тесные кооперационные связи с партнерами из других союзных республик, прежде всего, из России. Распад единого экономического пространства СССР и совпавшее с ним по времени начало процесса системной трансформации привели к резкому ухудшению экономической ситуации в республике. Началось падение производства, огромных масштабов достигла инфляция, заметно снизился жизненный уровень населения [1, с. 48].

Характерной чертой экономической политики Беларуси в середине       90-х гг. было сочетание жесткого стабилизационного курса в денежно-кредитной сфере с медленными темпами рыночных преобразований в других областях. В Беларуси, в отличие от России и ряда других стран СНГ, не ставилась задача создания широкого слоя собственников. В промышленности предполагалась эволюционная структурная перестройка, а изменение отношений собственности было отодвинуто на второй план.

Важным  фактором изменения экономического положения Беларуси явилось расширение связей с Россией и другими  партнерами по СНГ.

Машиностроение  и металлообработка — ведущие  отрасли промышленности Республики Беларусь. Отраслевая структура машиностроения весьма разнообразна. В нее входят: электротехническая промышленность, химическое и нефтехимическое машиностроение, станкостроение и инструментальная промышленность, приборостроение, автомобильная и подшипниковая промышленность, тракторное и сельскохозяйственное, строительно-дорожное и коммунальное машиностроение, машиностроение для легковой и пищевой промышленности, и бытовых приборов.

Радиоэлектронная  промышленность Беларуси специализируется главным образом на производстве средств вычислительной техники, мобильных  автоматизированных систем управления, оптических приборов, систем и средств связи, авиационного оборудования, телеметрической аппаратуры, изделий электронной техники, элементов вооружения и военной техники.

Беларусь  обладает развитым научным потенциалом. В Национальной Академии наук Республики Беларусь, Белорусском государственном  университете, научно-исследовательских  институтах успешно осуществляются прикладные и фундаментальные исследования в области квантовой электроники, физики твердого тела, генетики, химии, порошковой металлургии и других актуальных направлениях [1, с. 49].

Важную  роль для национальной экономики  играет иностранный капитал. Основой  для его функционирования в Республике является Закон “Об иностранных  инвестициях на территории Республики Беларусь”.

Иностранные инвестиции на территории Республики Беларусь могут осуществляться в  формах:

- долевого  участия в предприятиях, создаваемых  совместно с белорусскими юридическими  и физическими лицами;

- создание  предприятий, полностью принадлежащих  иностранным инвесторам;

- приобретения  предприятий, зданий, сооружений, акций  и других ценных бумаг;

- приобретения  прав пользования землёй, другими  природными ресурсами, а также  иных имущественных прав;

- в любых других формах хозяйственной и иной деятельности, не противоречащих законодательству, действующему на территории Республики Беларусь.

С рядом  зарубежных стран Республика Беларусь подписала соглашения о содействии и взаимной защите инвестиций [8, с. 4].

В последнее  время получила развитие новая форма  привлечения иностранных инвестиций ¾ свободные экономические зоны (СЭЗ). Основой их создания и развития являются “Концепция организации свободных (специальных) экономических зон на территории Республики Беларусь” и Указ Президента Республики Беларусь “О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь”. Функционирование СЭЗ связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. Для них характерно наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом производственной и хозяйственной деятельности, существующим в Беларуси. Одна из крупнейших свободных экономических зон в республике создана в ее столице — г. Минске и располагается на территории промышленного узла Шабаны [1, с. 4].

Государственная политика Республики Беларусь в области  внешней торговли и осуществляемые государством практические меры позволяют  хозяйствующим субъектам всех форм собственности, в том числе иностранным, работать в любой, не запрещенной  законом и не наносящей ущерб  экономике, сфере предпринимательской  деятельности.

 

 

2 РОЛЬ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В  СИСТЕМЕ МИРОВЫХ

                                             ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ        

2.1 Анализ участия Республики Беларусь в международных экономических и финансовых организациях

 

Интеграция Республики Беларусь в мировое хозяйство предполагает широкое использование финансов как инструмента ускорения этого  процесса. Финансовый механизм в области  международных экономических отношений  выступает средством реализации финансовой политики белорусского государства  в сфере международного сотрудничества. 
Финансовые аспекты внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь заключаются в следующем: формировании централизованных и децентрализованных фондов; создании финансовых стимулов выхода белорусских предприятий на мировой рынок; предоставлении финансовых льгот иностранным инвесторам; участие Беларуси в международных фондах.  
Создание валютных фондов обусловлено несколькими обстоятельствами. Если речь идет о централизованных валютных фондах Правительства и Национального банка, то они создаются для решения таких общегосударственных задач, как финансирование критического импорта, использование в качестве источника покрытия дефицита бюджета, обеспечение национальной стабильности денежной единицы.  
На отраслевом и производственном уровнях валютные фонды создаются, во-первых, для расчетов с внешними контрагентами белорусских предприятий за поставки сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции. Во-вторых, учитывая значительную изношенность основных фондов, белорусские предприятия используют валютные средства для приобретения современной техники и технологий на западных рынках.  
Основным источником поступлений иностранной валюты в Республике Беларусь является экспорт. Валютная выручка белорусских товаропроизводителей становится объектом распределения между государством и предприятиями, ее зарабатывающими. Белорусское государство, как и многие другие страны, законодательно обязывает предприятия продать часть своей валютной выручки на внутреннем валютном рынке.

Министерство финансов приобретает  иностранную валюту для удовлетворения следующих общегосударственных  потребностей: платежи по внешнему долгу; оплата централизованных импортных  закупок товаров, относимых к  категории первой необходимости (продовольствие, медикаменты), а также для других государственных нужд. На эти цели в республиканском бюджете предусматриваются  необходимые ассигнования.  
Кроме указанного источника, централизованные валютные фонды создаются за счет иностранных кредитов и займов. Заемная деятельность белорусского государства в основном ориентирована на внутренний финансовый рынок.

Посредством финансовых методов  белорусское государство создает  условия для продвижения белорусских  товаров на иностранные рынки.

Однако финансовые аспекты  внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования не сводятся к созданию децентрализованных валютных фондов, формированию благоприятной  налоговой среды. Предприятия могут  получать дополнительные доходы от владения валютными средствами путем участия  в операциях с валютными ценностями. Предприятия также могут производить  инвестиции в иностранные ценные бумаги, в связи с чем они имеют свой интерес в виде дивидендов. При владении контрольным пакетом акций иностранного субъекта у них появляется возможность поставить такие предприятия под свой контроль.  
Одной из форм сотрудничества между государствами являются международные финансовые организации. В 1992 г. Республика Беларусь стала членом МВФ, МБРР и ЕБРР. Можно выделить два основных направления сотрудничества Республики Беларусь с указанными международными организациями. Первое направление – это предоставление льготных кредитов сроком от 10 до 20 лет с процентной ставкой ниже процентных ставок на мировых кредитных рынках. Второе направление сотрудничества – оказание технической помощи. Она носит безвозвратный характер. С использованием технической помощи МВФ и Всемирного банка в республике создано казначейство при Министерстве финансов, проведена компьютеризация налоговых инспекций и целый ряд других проектов, связанных с перестройкой банковского сектора, улучшением экологии, повышением квалификации государственных служащих.

Уже сегодня при  планировании и реализации стратегии развития Республики Беларусь органы государственного управления вплотную сталкиваются с необходимостью учета конкретных аспектов глобализации. Наиболее актуальными в настоящий момент представляются следующие аспекты:

- транснационализация капитала и, как следствие, изменение понятия сравнительных преимуществ страны в международной торговле;

- интернационализация  производства и конкуренции и,  как следствие, изменение механизмов экспортной конкурентоспособности национального производителя;

- интернационализация инфраструктуры мировой экономики (производственной инфраструктуры, финансовой инфраструктуры, инфраструктуры управления, инфраструктуры мировых рынков);

- развитие системы наднационального регулирования международных экономических отношений, и в первую очередь образование и расширение Всемирной торговой организации.

Рассмотрим подробнее  каждый из указанных аспектов.

Транснационализация капитала. До недавнего времени в мировой экономической науке структуру международной торговли было принято объяснять наделенностью стран факторами производства - отдельными видами труда и капитала. В современной мировой экономике, в условиях глобализации, такой подход устарел, поскольку утрачивает смысл понятие наделенности страны капиталом. Капитал становится интернациональным и может приходить в отдельно взятую страну и уходить из нее в зависимости от инвестиционного климата данной страны [6, с. 22].

Интернационализация производства и конкуренции. На современном этапе ряд отраслей мировой экономики, в частности машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность, фармацевтическая промышленность, финансовые услуги, телекоммуникационные услуги и др., характеризуются тем, что в этих отраслях утрачивает смысл понятие «национальный производитель». Предприятия данных отраслей через отношения собственности или договорные отношения производственной кооперации оказываются включенными в структуру одной из крупных многонациональных корпораций. Соответственно, международная конкуренция в таких отраслях - это не конкуренция между национальными производителями отдельных стран, а конкуренция между несколькими многонациональными корпорациями (МНК), работающими в данной отрасли. В результате национальные производители стран, не включенные в структуру одной из МНК, не могут сохранять конкурентоспособность на таких рынках. Для Республики Беларусь это означает, что ряд ее производств, в первую очередь высокотехнологических, не смогут эффективно работать с ориентацией на экспорт без установления долгосрочных отношений между отечественными предприятиями и МНК развитых стран.

Интернационализация инфраструктуры экономики. Нынешние изменения в сфере коммуникаций, в первую очередь, развитие глобальной компьютерной сети Интернет, ведут к формированию качественно новой инфраструктуры мировой экономики. Данные изменения затрагивают все важнейшие компоненты инфраструктуры: производство, финансы, управление, рынок [6, с. 23].

Информация о работе Стратегические приоритеты внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь