Стратегические приоритеты внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:08, научная работа

Краткое описание

Целью научной работы является изучение формирования стратегических приоритетов Республики Беларусь в области внешнеэкономической политики.
Задачами научной работы является следующее:
- анализ тенденций развития мировой экономики, целей внешнеэкономической политики Республики Беларусь;
- анализ основных факторов внешнеэкономических связей Республики Беларусь;
- анализ направлений совершенствования государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Содержание

Введение
1 Тенденции развития мировой экономики. Сущность и цели внешнеэкономической политики Республики Беларусь
Понятие внешнеэкономической политики и ее задачи
Развитие мировой экономики и влияние на внешнеэкономическую деятельность Республики Беларусь
Роль Республики Беларусь в системе мировых хозяйственных связей
Анализ участия Республики Беларусь в международных экономических и финансовых организациях
Тенденции развития внешнеэкономической политики Республики Беларусь на современном этапе
Направления совершенствования в области регулирования внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
3

6


10

14

14

18

Вложенные файлы: 1 файл

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ВЭД РБ1.docx

— 77.23 Кб (Скачать файл)

*Источник: [7,  с.8].

По методологии МВФ, предельное значение данного показателя, которое является безболезненным для национальной экономики, равняется 60%.

Очевидно, что Беларусь вплотную подошла к той черте, за которой создается угроза национальной безопасности государства. По данным таблицы 2.3, с 2009 г. наблюдается резкий прирост валового внешнего долга.  Именно в этот период произошел значительный прирост отрицательного значения внешнеторгового сальдо, на покрытие которого и потребовались дополнительные валютные ресурсы. Причем, если в 2006—2008 гг. краткосрочный внешний долг превышал долгосрочный, то с 2009 г. наблюдается обратная картина. В структуре валового внешнего долга с    2009 г. можно заметить рост задолженности органов государственного управления в 2,3 раза по сравнению с 2008 г. Органы денежно-кредитного управления активизировали привлечение внешних заемных ресурсов: только в 2010 г. наблюдался рост в 4,4 раза по сравнению с 2009 г. Банки в 2010 г. также привлекли на 62% больше внешних заимствований по сравнению с предыдущим годом. В целом наибольшие темпы прироста валового внешнего долга наблюдаются в 2009 и 2010 гг. — 45,5 и 29,2% соответственно к уровню прошлого года.

На обслуживание внешнего долга в 2010 г. было направлен              5166 млн. долл. США, что составило 9,5% ВВП. Из указанной суммы       4563 млн. долл. США составили выплаты по основному долгу,                    602 млн. долл. США — платежи по процентам. По оценке МВФ, валовой внешний долг Беларуси будет продолжать расти и в 2011 г. составит         57% ВВП, в 2012 г. — 62%, а в 2016 г. достигнет 75% ВВП. Таким образом, рост отрицательного внешнеторгового сальдо вызывает необходимость роста внешних заимствований, что ухудшает международную инвестиционную позицию Республики Беларусь, оказывает давление на валютную и курсовую политику, не способствует увеличению притока в экономику страны прямых иностранных инвестиций и передовых зарубежных технологий. Использование международных кредитных ресурсов на поддержание курса белорусского рубля стимулирует внутреннее потребление и импорт потребительских товаров в страну, что ведет к оттоку валюты [7,  с.9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3      НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Беларусь самостоятельно делает свой исторический выбор, в том  числе и собственный внешнеполитический курс. Как уважающее себя государство  она активно, последовательно вместе с союзниками-партнерами участвует  в формировании одного из серьезных  мировых центров силы, отстаивая  свои национальные интересы и принципы справедливого устройства мира.

Внешняя политика должна своевременно реагировать на изменения вокруг нас. Но быть гибкими не означает сгибаться. Или, хуже того, прогибаться - будь то перед  так называемыми "учителями от демократии" либо еще кем-то. Мы никогда  не делали ничего ради поощрительного похлопывания по плечу с Запада или  Востока. Ни во внешней, тем более во внутренней политике.

Беларусь сегодня вышла  на новый уровень внешней политики. Она стала активным субъектом  международных отношений. Не всем это  нравится, потому что мы - заметное и  значимое государство, серьезный конкурент. Иначе к нам не было бы столько  внимания сверхдержавы США и ее союзников, сателлитов. Нами интересуются и другие центры силы: Евросоюз, Китай, Индия, не говоря уже о России.

В нашей внешней политике мы решаем и должны решать две главные  задачи - обеспечить безопасность государства  и создать благоприятные внешние  условия для развития и экономики, и людей. Таким образом, политика внешняя полностью определяется внутренними, реальными потребностями  страны.

За годы независимости  мы создали эффективную систему  защиты нашей страны дипломатическими методами.

На глобальном уровне это - серьезный авторитет Беларуси в  области контроля над вооружениями, наше заметное место в Движении неприсоединения, которое гарантирует нам весомую поддержку развивающихся стран.

Наконец, это механизмы  ООН и ее Совета Безопасности. При  этом хочу заметить: два из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН - Россия и Китай - стратегические союзники Беларуси. Партнерство с ними обеспечивает надежные гарантии нашей безопасности.

На региональном уровне это  тесное сотрудничество в оборонной  сфере с Россией, создание совместной группировки войск, а также активное укрепление Организации Договора о  коллективной безопасности (ОДКБ), формирующей безопасность в Евразии [8, с. 5].

Линия Беларуси в ОДКБ ясна: укрепление и взаимодействие. Я недавно  подписал соответствующую директиву. На среднесрочную перспективу это - руководство к действию не только для МИДа и Минобороны, но и для всех органов госуправления.

Вклад Беларуси в укрепление международной и региональной безопасности общепризнан. Но вдумайтесь: на Западе в последнее время прозвучали заявления о том, что от нас  якобы исходят риски региональной безопасности и стабильности.

Главная задача правительства  на предстоящий период - закрепить  безопасность страны в региональном и глобальном масштабах, добиваться поступательного движения к многополярному миру. Потому что безопасность - это  необходимое условие для динамичного  развития.

Мы часто говорим о  конкурентоспособности наших товаров. На новом этапе развития пора поставить  вопрос гораздо масштабнее - о конкурентоспособности  страны.

Итак, наша перспектива - это  инновационный путь развития народного  хозяйства. Двенадцать лет назад, когда  была страна развалена, не было власти, был полнейший хаос, то были и  опасные перспективы.  Сегодня  надо идти тем путем, которым идет весь цивилизованный мир и самые продвинутые государства. Такой путь поможет постепенно сокращать стратегическую уязвимость нашей экономики, ее зависимость от импорта энергии и сырья, о которых мы говорили на прошлой встрече. Экономика должна прирастать на перспективу преимущественно наукоемкой, а не материало- и энергоемкой продукцией.

Экспорт - один из национальных приоритетов Беларуси. Наше государство  состоялось как конкурентоспособный  участник торгов на международных рынках. Об этом ясно говорит простой факт: с 2005 года основные и практически  равные доли белорусского экспорта приходятся на Россию и Европу. Поставленная цель ликвидации зависимости от одного рынка  достигнута. Стабильная и успешная работа на двух разнонаправленных рынках делает наш экспорт гораздо менее  уязвимым, чем в прошлом. Но два  рынка хорошо, а многообразие рынков еще лучше. Наша задача на новом этапе - по-настоящему, всерьез и надолго  закрепиться на таких стратегических рынках, как Китай, Индия, Юго-Восточная  Азия, арабские государства, Латинская  Америка. Не ослабляя, естественно, свои позиции в России и Европе.

И здесь огромное поле деятельности для нашего дипломатического корпуса. Ваше присутствие за рубежом должно максимально адекватно соответствовать  внешнеполитическим и внешнеэкономическим  приоритетам страны. В этом вопросе  мы не должны быть закостенелыми и  пассивными.

Надо ускорить создание экспортно-импортного банка, механизмов страхования и  кредитования экспорта. Причем не в  микроскопических, а в солидных объемах  в соответствии с международной  практикой. Хватит работать по-дедовски, самотужно и самовывозом. Посмотрите на наших западных конкурентов: их экспортеры в массе посильнее наших, однако государство им всеми названными механизмами и рычагами помогает.

В последнее правительство  пользуется термином "агрессивная  внешнеэкономическая политика". Это не дань моде. Это логическое развитие той линии во внешней  торговле, которую оно ведет. Сейчас Беларусь естественным образом подошла  к такому этапу, когда для нашей  растущей экономики уже недостаточно традиционных, простых форм осуществления внешнеэкономической деятельности. Нас должны интересовать любые рынки, которые платежеспособны и имеют интерес к белорусским товарам. Любые капиталы, которые мы можем поставить на службу белорусской экономике. Мир становится все более прагматичным. Прагматичными в этом мире должны быть и мы [8, с. 6].

Придерживаясь единых подходов к развитию отношений со всеми  зарубежными партнерами без исключения, Беларусь в то же время, как и любое другое государство, концентрирует свои внешнеполитические усилия на ряде наиболее важных и перспективных векторов. Среди таких приоритетных направлений, прежде всего, – государства-соседи: (Россия, Украина, Европейский союз), Содружество Независимых Государств, мирового Юга, США, а также многосторонняя дипломатия.

Республика Беларусь заинтересована в максимальной реализации потенциала стратегического партнерства в  отношениях с Российской Федерацией. Обширная двусторонняя повестка дня  обусловлена географическими, геополитическими, историческими и иными факторами, взаимной дополняемостью экономик двух государств, тесными кооперационными связями между предприятиями.

Ключевые внешнеэкономические  задачи на российском направлении –  наращивание объемов белорусского экспорта, эффективное использование  потенциала прямых связей между регионами  двух стран, углубление кооперации, расширение белорусской товаропроводящей сети, привлечение инвестиций.

Выстраивая взаимовыгодное сотрудничество с Россией, Беларусь неукоснительно придерживается принципа безусловного сохранения суверенитета и территориальной целостности  сторон, четкого и ответственного выполнения ими своих международных  обязательств.

В рамках Евразийского экономического сообщества Беларусь заинтересована в  наращивании взаимовыгодного партнерства  с государствами-членами ЕврАзЭС с акцентом на сферы энергетики, транспорта, транзита; полноценной реализации договоренностей по созданию Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана, предусматривающей отсутствие любых препятствий в движении товаров между странами ТС; переводе Таможенного союза «тройки» в формат Единого экономического пространства (ЕЭП).

Беларусь намерена укреплять  и расширять дальнюю «внешнеполитическую  дугу» союзников и партнеров  в азиатском, латиноамериканском, ближневосточном  и африканском регионах, выводить сотрудничество с ее опорными точками  на уровень стратегического партнерства.

Диверсификация торговли, углубление экономической кооперации со странами указанных регионов планеты  являются важной предпосылкой роста  для экспортоориентированной белорусской  экономики.

Основные направления  развития отношений – активизация  политического и экономического взаимодействия с традиционными  партнерами (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Вьетнам, Египет, Индия, Иран, Китай, Куба, ОАЭ, Сирия, Япония, ЮАР), налаживание  диалога и активный выход и закрепление на рынках государств, имеющих значительный потенциал для взаимовыгодного сотрудничества (Ангола, Боливия, Индонезия, Катар, Кот-д'Ивуар, Малайзия, Нигерия, Никарагуа, Пакистан, Саудовская Аравия, Того, Филиппины, Эквадор, Эфиопия и другие).

Республика Беларусь выступает  за развитие конструктивного и равноправного  диалога с США,  расширение полноформатного двустороннего сотрудничества по актуальным вопросам глобальной повестки дня (борьба с торговлей людьми, противодействие распространению наркотических и психотропных веществ, противодействие киберпреступлениям и распространению детской порнографии в Интернете, защита ядерных объектов, нераспространение ОМУ), основанного на взаимном учете интересов.

Республика Беларусь содействует  укреплению центральной роли ООН в решении мировых проблем; поддерживает политику ООН в области сохранения международного мира и безопасности, укрепления и развития существующих международных режимов по предотвращению распространения оружия массового уничтожения, сокращения и ликвидации его арсеналов, борьбы с международным терроризмом; выступает за сбалансированное реформирование ООН с целью адаптации Организации к новым реалиям [8, с.7].

Приоритетной задачей  является продвижение ключевых белорусских  инициатив в рамках ООН: о признании  многообразия путей прогрессивного развития в качестве ценности человеческой цивилизации; об установлении глобального  партнерства против рабства и  торговли людьми, разработке Стратегии  ООН по борьбе с торговлей людьми; об отмене практики применения односторонних  принудительных мер для оказания давления на суверенные государства; о проведении в рамках ООН Десятилетия возрождения и устойчивого развития регионов, пострадавших от ЧАЭС; о налаживании международного сотрудничества по распространению энергосберегающих технологий, технологий использования альтернативных и возобновляемых источников энергии и создании в рамках ООН глобального механизма, регулирующего этот процесс.  

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Вступление  человечества в XXI в. ознаменовалось множеством кардинальных перемен во всех сферах социально-экономической и общественно-политической жизни. Важнейшая из них — становление глобальной экономики, когда мировое экономическое пространство становится единым полем для крупного бизнеса, когда география размещения производительных сил, отраслевая структура инвестиций, производства и сбыта определяются субъектами хозяйственной жизни с учетом глобальной конъюнктуры, а экономические подъемы и спады приобретают всемирные масштабы.

В этих условиях, ни одна страна, в том числе  и Беларусь, не в состоянии достигнуть высокого уровня развития, опираясь только на свои собственные силы и свой научно-технический потенциал. Опоздать, не приспособиться к реалиям времени  — значит безнадежно отстать, оказаться  на обочине новой постиндустриальной цивилизации.

Информация о работе Стратегические приоритеты внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь