Стратегия государственного регулирования национальной экономики РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 23:30, курсовая работа

Краткое описание

Задачи, решаемые в ходе работы:
определить необходимость государственного регулирования в экономике;
познакомиться с основными методами и инструментами государственного регулирования экономики;
рассмотреть основные теоретические модели государственного регулирования;
опреелить роль и экономические функции государства в экономике Республики Беларусь;
 дать оценку эффективности государственного вмешательства в экономику.

Содержание

Введение
1.Сущность государственного регулирования национальной экономики
1.1.Объективная необходимость государственного регулирования экономики, его методы и формы
1.2.Методы и формы государственного регулирования
1.3.Функции государства в системе регулирования экономики
1.4.Стратегии государственного вмешательства в плановой и предпринимательских системах
2.Особенности государственного регулирования национальной экономике в Республике Беларусь
2.1.Роль государства в национальной экономике Республики Беларусь
2.2.Интегральные показатели оценки эффективности государственного вмешательства в экономику
2.3.Оценка эффективности государственного вмешательства в экономику
3.Система мероприятий по совершенствованию государственного регулирования национальной экономики Беларуси
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 2. Стратегия государственного регилирования национальной экномики 22.docx

— 88.70 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

  1. Сущность государственного регулирования  национальной экономики

 

5

    1. Объективная необходимость государственного регулирования экономики, его методы и формы

 

5

    1. Методы и формы государственного регулирования

8

    1. Функции государства в системе регулирования экономики

14

    1. Стратегии государственного вмешательства в плановой и предпринимательских системах

 

16

  1. Особенности государственного регулирования национальной экономике в Республике Беларусь

 

18

    1. Роль государства в национальной экономике Республики Беларусь

18

    1. Интегральные показатели оценки эффективности государственного вмешательства в экономику

 

22

    1. Оценка эффективности государственного вмешательства в экономику

 

27

  1. Система мероприятий по совершенствованию государственного регулирования национальной экономики Беларуси

 

32

Заключение

39

Список использованных источников

41


 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Во всех экономических  системах, без исключения, государство  регулирует  экономику. Особенно возрастает роль государственного регулирования  в условиях экономического кризиса. Очевидно, что роль государства в  экономике становиться с течением времени всё более сложной. Очень  важна роль государственного регулирования  экономики в развивающихся странах.

Государственное регулирование экономики – это  целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение важнейших экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе.

Актуальность темы исследования курсовой работы связана с необходимостью определения роли государства в  рыночном механизме, их влияния друг на друга.

Задачи, решаемые в ходе работы:

  • определить необходимость государственного регулирования в экономике;
  • познакомиться с основными методами и инструментами государственного регулирования экономики;
  • рассмотреть основные теоретические модели государственного регулирования;
  • определить роль и экономические функции государства в экономике Республики Беларусь;
  • дать оценку эффективности государственного вмешательства в экономику.

Объект исследования –  государство и рыночный механизм.

Предмет исследования –  государственное регулирование  национальной экономики.

При написании курсовой работы использовалась научная литература различных авторов, учебные пособия, сообщения средств массовой информации, а также  нормативно-правовая база Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

    1. Объективная необходимость государственного регулирования экономики, его методы и формы

 

Оптимально сочетая  рыночные и государственные регуляторы, государство в рыночной экономике обеспечивает благополучие нации в целом, охрану ее интересов, стабильность и укрепление экономического строя внутри страны и за рубежом. Этим и определяются цель государственного регулирования экономики и роль государства в рыночной экономике.

Но если государственное  регулирование является объективной необходимостью в условиях современной рыночной экономики, то для экономики переходного периода его роль неизмеримо более высока, так как здесь имеют место и другие, не свойственные рынку проблемы, решение которых возможно только посредством действенного государственного вмешательства. Это связано со введением института частной собственности, развитием процессов разгосударствления и приватизации государственных и коммунальных предприятий, жилья, формированием рыночной инфраструктуры, обеспечением экономической свободы хозяйствующим субъектам и т. д. Кроме того, со стороны государства требуется мощное противодействие негативным процессам, характерным именно для переходного периода (например, криминализация общества, экономики).

И, наконец, проведение рыночных реформ и ответственность за их реализацию также лежат на государстве.

Все перечисленные  аргументы обусловливают объективную  необходимость государственного регулирования экономики в условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период.

Однако масштабы государственного регулирования рыночной экономики, глубина его проникновения в социально-экономические процессы имеют границы, определенные, с одной стороны, интересами собственников (и это, по сути, главный аргумент, ограничивающий масштабы государственного вмешательства) и, с другой стороны, возможностями самого государства. В этих рамках можно говорить об относительных границах эффективности государственного регулирования и эффективности той либо другой меры (формы, инструмента, метода) его воздействия. Совпадение интересов государства и собственников позволяет существенно расширить границы государственного регулирования, и наоборот, если они расходятся – границы сужаются [12].

Государственное регулирование экономики – это  целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение важнейших экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе.

Система государственного регулирования  состоит из множества взаимосвязанных  между собой элементов и включает в себя: субъекты и объекты, цели и функции, формы и методы, организационную  структуру регулирования, а также  правовые нормы и акты.

Государственное регулирование в той или иной мере затрагивает всех участников социально-экономических  процессов (отдельных индивидов, групп людей, организаций, предприятий, министерств, ведомств и т.д.), которые принимают участие в процессе регулирования, одновременно являясь субъектами регулирования.

Главный субъект  регулирования – народ, выбирающий своих представителей в органы власти и таким образом опосредованно участвующий в процессе регулирования.

Все участники процесса регулирования  по степени причастности к нему или форме участия существенно отличаются друг от друга. Различают носителей, выразителей и исполнителей экономических интересов.

Носители экономических интересов – это физические и юридические лица, группы людей, отличающиеся друг от друга региональной принадлежностью, видом деятельности, профессией, доходом, по имущественному признаку

и т.д. Их индивидуальные экономические интересы, зачастую не только различные, но и диаметрально противоположные, представляют выразители хозяйственных интересов.

В качестве выразителей экономических интересов могут выступать ассоциации, многочисленные союзы (профсоюзы, союз предпринимателей, фермеров и др.). Носители экономических интересов могут выражать свои индивидуальные интересы в средствах массовой информации, на митингах и демонстрациях, обращаться с протестами, требованиями и петициями в центральные и местные органы государственного управления. Кроме официального обращения, они иногда лоббируют свои интересы в органах государственного управления.

Исполнителями экономических интересов являются: государство в лице различных органов власти, построенных по иерархическому принципу и представляющих три ветви власти – законодательную, исполнительную и судебную.

Государство как самый крупный субъект оказывает регулирующее воздействие на деятельность других субъектов. Выраженные экономические интересы по мере их поступления в государственные органы не всегда полностью или частично исполняются.

Объектом государственного регулирования может являться экономика страны в целом или ее отдельных регионов, отраслей, сфер, организации и предприятий. В качестве объекта регулирования выступают социально-экономические явления, процессы, ситуации. Объекты могут существенно отличаться друг от друга – по характеру, иерархическому. Это могут быть структура народного хозяйства, масштабы общественного производства, темпы экономического роста, занятость, денежное обращение, цены, социальное обеспечение, окружающая среда и т. д.[13].

    1. Методы и формы государственного регулирования

 

В условиях рыночных отношений  и переходного к рынку периода  в системе государственного регулирования  экономики используются самые разнообразные  формы и методы, обеспечивающие выработку  различных вариантов достижения целей социально-экономического развития страны, выбор наилучшего из альтернативных вариантов и обеспечение его  выполнения. В конечном счете, все  меры государственного регулирования  экономики направлены на то, чтобы  ориентировать макроэкономическое развитие и поведение в микроэкономике в направлении выбранного варианта движения, обеспечивающего достижение поставленных целей и задач.

Сегодня насчитывается несколько  сотен самых разнообразных методов  и инструментов государственного регулирования, которые отличаются друг от друга  направлениями и масштабами применения, использованием их для решения глобальных или частных проблем в рамках всей социально-экономической системы, так и ее отдельных элементов.

Под методом регулирования  следует понимать способ, прием осуществления  регулирующего воздействия, с помощью  которого достигаются поставленные социальные и экономические цели и задачи.

Регулирующее воздействие  государства на экономические и социальные процессы предполагает выбор наиболее приемлемого метода из всей совокупности существующих альтернативных методов, замену одного метода другим.

По форме участия государства  в регулировании экономики и  характеру его влияния на объект выделяют административно-распорядительные и экономические методы, а также прямые и косвенные (рис. 3.1). Но при этом следует отметить, что они тесно связаны друг с другом, и всегда стоит вопрос поиска оптимального сочетания административно-распорядительных и экономических методов государственного регулирования между собой и сложившимся рыночным механизмом.

Методы государственного регулирования экономики


               ____________↓_________________

              ↓                                                           ↓

Прямые методы

 

Косвенные методы

Реализуются через субвенции, дотации, заказы и т.д.

Реализуются через налоговые  ставки, нормы амортизации, пошлины  и т.д.


              ↓                                                           ↓

Административно-распорядительные методы

 

Экономические методы

Основа – сила власти: запрещение, предупреждение, разрешение

 

Основа – экономические  интересы: экономическое поощрение, экономическая ответственность


              ↓                                                           ↓

Реализуются через законодательные  и нормативно-правовые акты, регистрацию, лицензии, стандарты и т. д.

 

Реализуются через финансово-кредитную  систему, нормы и нормативы, лимиты, индикаторы

и т. д.


 

Рисунок 3.1 - Методы государственного регулирования экономики

Источник:

Информация о работе Стратегия государственного регулирования национальной экономики РБ