Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 23:30, курсовая работа
Задачи, решаемые в ходе работы:
определить необходимость государственного регулирования в экономике;
познакомиться с основными методами и инструментами государственного регулирования экономики;
рассмотреть основные теоретические модели государственного регулирования;
опреелить роль и экономические функции государства в экономике Республики Беларусь;
дать оценку эффективности государственного вмешательства в экономику.
Введение
1.Сущность государственного регулирования национальной экономики
1.1.Объективная необходимость государственного регулирования экономики, его методы и формы
1.2.Методы и формы государственного регулирования
1.3.Функции государства в системе регулирования экономики
1.4.Стратегии государственного вмешательства в плановой и предпринимательских системах
2.Особенности государственного регулирования национальной экономике в Республике Беларусь
2.1.Роль государства в национальной экономике Республики Беларусь
2.2.Интегральные показатели оценки эффективности государственного вмешательства в экономику
2.3.Оценка эффективности государственного вмешательства в экономику
3.Система мероприятий по совершенствованию государственного регулирования национальной экономики Беларуси
Заключение
Список использованных источников
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 |
|
5 |
|
5 |
|
8 |
|
14 |
|
16 |
|
18 |
|
18 |
|
22 |
|
27 |
|
32 |
Заключение |
39 |
Список использованных источников |
41 |
ВВЕДЕНИЕ
Во всех экономических
системах, без исключения, государство
регулирует экономику. Особенно возрастает
роль государственного регулирования
в условиях экономического кризиса.
Очевидно, что роль государства в
экономике становиться с
Государственное регулирование экономики – это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение важнейших экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе.
Актуальность темы исследования курсовой работы связана с необходимостью определения роли государства в рыночном механизме, их влияния друг на друга.
Задачи, решаемые в ходе работы:
Объект исследования – государство и рыночный механизм.
Предмет исследования – государственное регулирование национальной экономики.
При написании курсовой работы использовалась научная литература различных авторов, учебные пособия, сообщения средств массовой информации, а также нормативно-правовая база Республики Беларусь.
1 СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Оптимально сочетая рыночные и государственные регуляторы, государство в рыночной экономике обеспечивает благополучие нации в целом, охрану ее интересов, стабильность и укрепление экономического строя внутри страны и за рубежом. Этим и определяются цель государственного регулирования экономики и роль государства в рыночной экономике.
Но если государственное регулирование является объективной необходимостью в условиях современной рыночной экономики, то для экономики переходного периода его роль неизмеримо более высока, так как здесь имеют место и другие, не свойственные рынку проблемы, решение которых возможно только посредством действенного государственного вмешательства. Это связано со введением института частной собственности, развитием процессов разгосударствления и приватизации государственных и коммунальных предприятий, жилья, формированием рыночной инфраструктуры, обеспечением экономической свободы хозяйствующим субъектам и т. д. Кроме того, со стороны государства требуется мощное противодействие негативным процессам, характерным именно для переходного периода (например, криминализация общества, экономики).
И, наконец, проведение рыночных реформ и ответственность за их реализацию также лежат на государстве.
Все перечисленные
аргументы обусловливают
Однако масштабы государственного регулирования рыночной экономики, глубина его проникновения в социально-экономические процессы имеют границы, определенные, с одной стороны, интересами собственников (и это, по сути, главный аргумент, ограничивающий масштабы государственного вмешательства) и, с другой стороны, возможностями самого государства. В этих рамках можно говорить об относительных границах эффективности государственного регулирования и эффективности той либо другой меры (формы, инструмента, метода) его воздействия. Совпадение интересов государства и собственников позволяет существенно расширить границы государственного регулирования, и наоборот, если они расходятся – границы сужаются [12].
Государственное регулирование экономики – это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение важнейших экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе.
Система государственного регулирования
состоит из множества взаимосвязанных
между собой элементов и
Государственное регулирование в той или иной мере затрагивает всех участников социально-экономических процессов (отдельных индивидов, групп людей, организаций, предприятий, министерств, ведомств и т.д.), которые принимают участие в процессе регулирования, одновременно являясь субъектами регулирования.
Главный субъект регулирования – народ, выбирающий своих представителей в органы власти и таким образом опосредованно участвующий в процессе регулирования.
Все участники процесса регулирования по степени причастности к нему или форме участия существенно отличаются друг от друга. Различают носителей, выразителей и исполнителей экономических интересов.
Носители экономических интересов – это физические и юридические лица, группы людей, отличающиеся друг от друга региональной принадлежностью, видом деятельности, профессией, доходом, по имущественному признаку
и т.д. Их индивидуальные экономические интересы, зачастую не только различные, но и диаметрально противоположные, представляют выразители хозяйственных интересов.
В качестве выразителей экономических интересов могут выступать ассоциации, многочисленные союзы (профсоюзы, союз предпринимателей, фермеров и др.). Носители экономических интересов могут выражать свои индивидуальные интересы в средствах массовой информации, на митингах и демонстрациях, обращаться с протестами, требованиями и петициями в центральные и местные органы государственного управления. Кроме официального обращения, они иногда лоббируют свои интересы в органах государственного управления.
Исполнителями экономических интересов являются: государство в лице различных органов власти, построенных по иерархическому принципу и представляющих три ветви власти – законодательную, исполнительную и судебную.
Государство как самый крупный субъект оказывает регулирующее воздействие на деятельность других субъектов. Выраженные экономические интересы по мере их поступления в государственные органы не всегда полностью или частично исполняются.
Объектом государственного регулирования может являться экономика страны в целом или ее отдельных регионов, отраслей, сфер, организации и предприятий. В качестве объекта регулирования выступают социально-экономические явления, процессы, ситуации. Объекты могут существенно отличаться друг от друга – по характеру, иерархическому. Это могут быть структура народного хозяйства, масштабы общественного производства, темпы экономического роста, занятость, денежное обращение, цены, социальное обеспечение, окружающая среда и т. д.[13].
В условиях рыночных отношений
и переходного к рынку периода
в системе государственного регулирования
экономики используются самые разнообразные
формы и методы, обеспечивающие выработку
различных вариантов достижения
целей социально-экономического развития
страны, выбор наилучшего из альтернативных
вариантов и обеспечение его
выполнения. В конечном счете, все
меры государственного регулирования
экономики направлены на то, чтобы
ориентировать
Сегодня насчитывается несколько
сотен самых разнообразных
Под методом регулирования следует понимать способ, прием осуществления регулирующего воздействия, с помощью которого достигаются поставленные социальные и экономические цели и задачи.
Регулирующее воздействие государства на экономические и социальные процессы предполагает выбор наиболее приемлемого метода из всей совокупности существующих альтернативных методов, замену одного метода другим.
По форме участия государства
в регулировании экономики и
характеру его влияния на объект
выделяют административно-
Методы государственного регулирования экономики |
____________↓_________________
↓
Прямые методы |
Косвенные методы | |
Реализуются через субвенции, дотации, заказы и т.д. |
Реализуются через налоговые ставки, нормы амортизации, пошлины и т.д. |
↓
Административно- |
Экономические методы | |
Основа – сила власти: запрещение, предупреждение, разрешение |
Основа – экономические интересы: экономическое поощрение, экономическая ответственность |
↓
Реализуются через законодательные и нормативно-правовые акты, регистрацию, лицензии, стандарты и т. д. |
Реализуются через финансово-кредитную систему, нормы и нормативы, лимиты, индикаторы и т. д. |
Рисунок 3.1 - Методы государственного регулирования экономики
Источник:
Информация о работе Стратегия государственного регулирования национальной экономики РБ