Стратегия государственного регулирования национальной экономики РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 23:30, курсовая работа

Краткое описание

Задачи, решаемые в ходе работы:
определить необходимость государственного регулирования в экономике;
познакомиться с основными методами и инструментами государственного регулирования экономики;
рассмотреть основные теоретические модели государственного регулирования;
опреелить роль и экономические функции государства в экономике Республики Беларусь;
 дать оценку эффективности государственного вмешательства в экономику.

Содержание

Введение
1.Сущность государственного регулирования национальной экономики
1.1.Объективная необходимость государственного регулирования экономики, его методы и формы
1.2.Методы и формы государственного регулирования
1.3.Функции государства в системе регулирования экономики
1.4.Стратегии государственного вмешательства в плановой и предпринимательских системах
2.Особенности государственного регулирования национальной экономике в Республике Беларусь
2.1.Роль государства в национальной экономике Республики Беларусь
2.2.Интегральные показатели оценки эффективности государственного вмешательства в экономику
2.3.Оценка эффективности государственного вмешательства в экономику
3.Система мероприятий по совершенствованию государственного регулирования национальной экономики Беларуси
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 2. Стратегия государственного регилирования национальной экномики 22.docx

— 88.70 Кб (Скачать файл)

Индекс непрозрачности позволяет  оценить воздействие непрозрачности страны на стоимость и эффективность капиталовложений. Индекс непрозрачности составлен на основе «Фактора непрозрачности», составленного на основе 5 первичных показателей, характеризующих следующие сферы, влияющие на рынок капитала:

  • коррупция в государственных органах; законы, регулирующие права собственности;
  • экономическая политика (фискальная, монетaрная, налоговая);
  • стандарты финансирования;
  • регулирование коммерческой деятельности.

Аббревиатура из английских названий областей исследования (соответственно, Corruption, Legal, Economic, Accounting, Regulatory) образуют слово «CLEAR» (от англ. сlear – ясный, прозрачный, четкий). Двумерное измерение (ранжирование стран по степени непрозрачности и оценка «премии за риск» - увеличения стоимости иностранных кредитов) позволяет оценить реальные издержки, обусловленные непрозрачностью системы [5].

Показатели BEEPS позволяют  получить сравнительную оценку качества управления, делового климата, конкурентной среды, уровня коррупции в контексте взаимодействия между бизнесом и государством в станах с переходной экономикой. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), разработанный в 1990 г. пакистанским экономистом Махбуба уль Хаком и индийским экономистом Амартья Сеном, состоит из трех компонентов: долголетия, образованности и уровня жизни.

Долголетие измеряется продолжительностью жизни, образованность – комбинацией грамотности взрослых и среднего количества лет обучения, уровень жизни – реальным ВВП на душу населения с поправкой на местную стоимость жизни. ИРЧП рассчитывается в пределах от 0 до 1 (0,5 – низкий, 0,5-0,8 – средний, 0,8-1 – высокий).

На конец 2010 г. в Республике Беларусь ИРЧП по оценкам ПРООН составлял 0,806 (в 2005 г. – 0,782, в 2006 г. – 0,794, 2007 г. – 0,804). В 2009 г. показатели компонентов ИРЧП были следующие: ожидаемая продолжительность жизни при рождении – 68,7 лет; ВВП на душу населения - $7918; уровень грамотности взрослого населения – 99,6%. Из 177 исследованных государств мира 70 относились к группе с высоким уровнем развития человеческого потенциала, 85 государств – со средним, 22 государства – с низким. Среди них Республика Беларусь занимала 64 место (на первом – Исландия, на последнем – Сьерра-Леоне). Среди стран СНГ у Беларуси был самый высокий ИРЧП и положение в рейтинге (Россия – 67 место, Казахстан – 73, Украина – 76 и т.д.). В 2010 г. Беларусь переместилась на 73 место, уступив Казахстану (71 место) и России (67 место) [6].

Очевидно, что оценка результатов  деятельности государства по регулированию экономической сферы, как базовой, фундаментальной в системе государственного управления, на основе сбалансированной системы интегральных показателей будет мощным инструментом коллективного анализа в процессе реализации стратегических целей по построению социально ориентированной рыночной экономики в Беларуси. Сбалансированная система показателей позволит анализировать основные стратегические проблемы в нескольких ключевых аспектах: финансовая деятельность, отношения государства и бизнеса, организация внутренних административных процессов в государственных органах, обучение и развитие государственных служащих. При разработке интегральных показателей для использования внутри страны акцент должен быть сделан на выработке интегральных показателей непосредственного результата, непосредственных процессов и конечного результата. При этом показатели должны соответствовать следующим требованиям:

- целеориентированность – показатели должны быть четко ориентированы на

сформулированные цели и  задачи деятельности органов государственного управления;

- однозначность в понимании  и простота в использовании  – показатель должен быть четко определен;

- сравнимость – в идеальном  случае показатели должны быть  сравнимы во времени и позволять проводить сравнение между органами государственного управления;

- проверяемость – формулировка показателей должна позволять проверку собранных и расчетных данных;

- статистическая надежность  – показатели должны основываться  на надежных системах сбора данных;

- экономическая целесообразность  – важно соблюдать разумное  соотношение между затратами на сбор данных и их полезностью.

Разработка и применение системы интегральных показателей оценки эффективности государственного регулирования экономики повысит прозрачность функционирования государственных органов, будет препятствовать развитию бюрократизма и коррупции, способствовать внедрению инноваций и прогрессивному развитию [10].

 

2.3 Оценка эффективности  государственного вмешательства  в экономику

 

С позиции обеспечения национальной (государственной) экономической безопасности необходимо определить степень вмешательства государства на различных уровнях, в различных секторах экономики, способы и методы воздействия и регулирования (законодательное, административное или иное влияние) и его временные рамки, и прогноз социально-экономического развития должен предусматривать критерии введения тех или иных мер воздействия и ожидаемые последствия.

Так, конституционное  закрепление приоритетности интересов  личности по отношению к интересам  общества и государства отражает демократическую направленность развития нашей республики, но часто вступает в противоречие с потребностями проведения преобразований в различных сферах жизнедеятельности: например, по вопросам социальной защиты граждан при введении рыночных условий хозяйствования, в процессе приватизации, устранении диспропорций между доходами и расходами и пр. [21].

Рассмотрим  влияние бюджетно-налоговой политики на экономику Республики Беларусь.

Закон Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» в разделе «Основные  термины и определения» представляет бюджет как «основной финансовый план формирования и использования  денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц...» Бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь проводится согласованно с денежно-кредитной, ценовой, валютной и таможенной политикой Республики Беларусь [23].

В бюджетную  систему Республики Беларусь как  самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты.

Функционирование  государственного бюджета происходит посредством особых экономических  форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения  стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства. Доходы и расходы бюджета - это  объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет общественное значение; доходы служат финансовой базой  деятельности государства, расходы  – удовлетворению общегосударственных  потребностей.

В 2011 году доходы консолидированного бюджета  составили  85, 608 трлн.рублей. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП увеличился с 29,6% в  2010 году до 31,2% в 2010 году. 

Основными доходными источниками остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы.

Наиболее  значительно увеличились поступления  налога на добавленную стоимость  – на 19,5%, налога на прибыль –  на 15,8%, акцизов – на 13,8% в реальном выражении [22].

Доля  НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых  доходов от внешнеэкономической  деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 64,8%. При этом 32,4% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,3% - налоговых доходов от внешнеэкономической  деятельности.

Расходы консолидированного бюджета в 2010 года профинансированы в сумме  52, 98 трлн. рублей, в 2011г – 79,428 трлн. руб.

Бюджетно-финансовая и налоговая политика ориентирована  на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышения  благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение  безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом.

Налоговый Кодекс - это основной документ, регламентирующий в комплексе все направления  налоговых отношений в государстве. Принят Палатой представителей и  одобрен Советом Республики Национального  собрания Республики Беларусь в декабре 2002 г. Налоговый Кодекс упорядочивает  все законодательные акты, действующие  в налоговой сфере. Он устанавливает систему налогов, сборов, пошлин, взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налоговых платежей и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, а также определяет права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.

С 1 января 2010 г. Особенная часть Налогового кодекса вступила в силу. Таким  образом, налоговая система Беларуси включает 30 стандартных платежей. При  этом обычный налогоплательщик уплачивает только пять из них: НДС, налог на прибыль, налог на недвижимость, земельный  и экологический налоги.

В 2010 году величина налоговой нагрузки на экономику (без учета взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда  и социальной защиты) составила 27,5 процента к ВВП и по сравнению с 2009 годом  сократилась на 2,6 процентного пункта.

Так, в 2010 году отменены сбор в республиканский  фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог на приобретение автотранспортных средств и налог с продаж, а  также сбор с пользователей за парковку (стоянку) транспортных средств. Из объектов налогообложения экологическим налогом исключены выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух мобильными источниками, из объектов налогообложения налогом на добычу природных ресурсов – вода, используемая на технологические нужды при производстве алкогольных и безалкогольных напитков, из состава плательщиков экологического налога исключены субъекты предпринимательской деятельности, у которых годовой объем образования неопасных отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, составляет 50 и менее тонн.

в течение  последнего пятилетия в Республике Беларусь проводилась последовательная работа по совершенствованию налогового законодательства и снижению налоговой  нагрузки на экономику страны. За этот период отменено 26 неэффективных налогов  и сборов, включая «оборотные»  налоги с выручки, тормозившие развитие производства и увеличение экспорта. В результате величина налоговой  нагрузки в 2011 году снизилась по сравнению с 2006 годом на 6,5 процентного пункта.

В целях  дальнейшего упрощения налоговой  системы и сокращения величины налоговой  нагрузки на экономику с 2011 года отменены сбор на развитие территорий, налог  на услуги и три платежа в составе  экологического налога (за переработку  нефти и нефтепродуктов; за перемещение  по территории республики нефти и  нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом; за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и  более процентов летучих органических соединений). Таким образом, в текущем  году налоговое бремя предположительно снизится до 27,1 процента к ВВП [24].

Рассмотрим  результаты регулирования денежно-кредитной  системы Республики Беларусь.

В качестве основных инструментов денежно-кредитного регулирования Национального банка  Республики Беларусь выделяются: операции на вторичном рынке с государственными и собственными ценными бумагами; регулирование учетной ставки (ставки рефинансирования) и проведение специальной  дисконтной политики; изменение норматива  отчислений в обязательные резервы  и регулирование ликвидности  национальной платежной системы; валютное регулирование; лимитирование объема активных и пассивных операций коммерческих банков (объем кредитования, банковская маржа, объем привлечения заемных средств и т. п.); административное регулирование, лицензирование, ат­тестация кадров и т. п.

Ситуация  на внутреннем валютном рынке и динамика официальных обменных курсов белорусского рубля находилась под влиянием внешнеторгового  и платежного баланса, а также  конъюнктуры мировых валютных рынков.

В 2011 году в результате операций на всех сегментах валютного рынка сложился чистый спрос на иностранную валюту в размере 3 615,6 млн. долларов США (без операций Министерства финансов) против 4 267,3 млн. долларов США в 2010 году.

Установилась  положительная динамика срочной части рублевой денежной массы.

Продолжилось  увеличение нормативного капитала и  ресурсной базы банков [25].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Стратегия государственного регулирования национальной экономики РБ