Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 23:30, курсовая работа
Задачи, решаемые в ходе работы:
определить необходимость государственного регулирования в экономике;
познакомиться с основными методами и инструментами государственного регулирования экономики;
рассмотреть основные теоретические модели государственного регулирования;
опреелить роль и экономические функции государства в экономике Республики Беларусь;
дать оценку эффективности государственного вмешательства в экономику.
Введение
1.Сущность государственного регулирования национальной экономики
1.1.Объективная необходимость государственного регулирования экономики, его методы и формы
1.2.Методы и формы государственного регулирования
1.3.Функции государства в системе регулирования экономики
1.4.Стратегии государственного вмешательства в плановой и предпринимательских системах
2.Особенности государственного регулирования национальной экономике в Республике Беларусь
2.1.Роль государства в национальной экономике Республики Беларусь
2.2.Интегральные показатели оценки эффективности государственного вмешательства в экономику
2.3.Оценка эффективности государственного вмешательства в экономику
3.Система мероприятий по совершенствованию государственного регулирования национальной экономики Беларуси
Заключение
Список использованных источников
Индекс непрозрачности позволяет
оценить воздействие
Аббревиатура из английских названий областей исследования (соответственно, Corruption, Legal, Economic, Accounting, Regulatory) образуют слово «CLEAR» (от англ. сlear – ясный, прозрачный, четкий). Двумерное измерение (ранжирование стран по степени непрозрачности и оценка «премии за риск» - увеличения стоимости иностранных кредитов) позволяет оценить реальные издержки, обусловленные непрозрачностью системы [5].
Показатели BEEPS позволяют получить сравнительную оценку качества управления, делового климата, конкурентной среды, уровня коррупции в контексте взаимодействия между бизнесом и государством в станах с переходной экономикой. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), разработанный в 1990 г. пакистанским экономистом Махбуба уль Хаком и индийским экономистом Амартья Сеном, состоит из трех компонентов: долголетия, образованности и уровня жизни.
Долголетие измеряется продолжительностью жизни, образованность – комбинацией грамотности взрослых и среднего количества лет обучения, уровень жизни – реальным ВВП на душу населения с поправкой на местную стоимость жизни. ИРЧП рассчитывается в пределах от 0 до 1 (0,5 – низкий, 0,5-0,8 – средний, 0,8-1 – высокий).
На конец 2010 г. в Республике Беларусь ИРЧП по оценкам ПРООН составлял 0,806 (в 2005 г. – 0,782, в 2006 г. – 0,794, 2007 г. – 0,804). В 2009 г. показатели компонентов ИРЧП были следующие: ожидаемая продолжительность жизни при рождении – 68,7 лет; ВВП на душу населения - $7918; уровень грамотности взрослого населения – 99,6%. Из 177 исследованных государств мира 70 относились к группе с высоким уровнем развития человеческого потенциала, 85 государств – со средним, 22 государства – с низким. Среди них Республика Беларусь занимала 64 место (на первом – Исландия, на последнем – Сьерра-Леоне). Среди стран СНГ у Беларуси был самый высокий ИРЧП и положение в рейтинге (Россия – 67 место, Казахстан – 73, Украина – 76 и т.д.). В 2010 г. Беларусь переместилась на 73 место, уступив Казахстану (71 место) и России (67 место) [6].
Очевидно, что оценка результатов деятельности государства по регулированию экономической сферы, как базовой, фундаментальной в системе государственного управления, на основе сбалансированной системы интегральных показателей будет мощным инструментом коллективного анализа в процессе реализации стратегических целей по построению социально ориентированной рыночной экономики в Беларуси. Сбалансированная система показателей позволит анализировать основные стратегические проблемы в нескольких ключевых аспектах: финансовая деятельность, отношения государства и бизнеса, организация внутренних административных процессов в государственных органах, обучение и развитие государственных служащих. При разработке интегральных показателей для использования внутри страны акцент должен быть сделан на выработке интегральных показателей непосредственного результата, непосредственных процессов и конечного результата. При этом показатели должны соответствовать следующим требованиям:
- целеориентированность – показатели должны быть четко ориентированы на
сформулированные цели и задачи деятельности органов государственного управления;
- однозначность в понимании и простота в использовании – показатель должен быть четко определен;
- сравнимость – в идеальном случае показатели должны быть сравнимы во времени и позволять проводить сравнение между органами государственного управления;
- проверяемость – формулировка показателей должна позволять проверку собранных и расчетных данных;
- статистическая надежность
– показатели должны
- экономическая
Разработка и применение системы интегральных показателей оценки эффективности государственного регулирования экономики повысит прозрачность функционирования государственных органов, будет препятствовать развитию бюрократизма и коррупции, способствовать внедрению инноваций и прогрессивному развитию [10].
2.3 Оценка эффективности
государственного
С позиции обеспечения национальной (государственной) экономической безопасности необходимо определить степень вмешательства государства на различных уровнях, в различных секторах экономики, способы и методы воздействия и регулирования (законодательное, административное или иное влияние) и его временные рамки, и прогноз социально-экономического развития должен предусматривать критерии введения тех или иных мер воздействия и ожидаемые последствия.
Так, конституционное закрепление приоритетности интересов личности по отношению к интересам общества и государства отражает демократическую направленность развития нашей республики, но часто вступает в противоречие с потребностями проведения преобразований в различных сферах жизнедеятельности: например, по вопросам социальной защиты граждан при введении рыночных условий хозяйствования, в процессе приватизации, устранении диспропорций между доходами и расходами и пр. [21].
Рассмотрим
влияние бюджетно-налоговой
Закон Республики
Беларусь «О бюджетной системе Республики
Беларусь и государственных внебюджетных
фондах» в разделе «Основные
термины и определения» представляет
бюджет как «основной финансовый
план формирования и использования
денежных средств для обеспечения функций
государственных органов, экономического
и социального развития Республики Беларусь
или соответствующих административно-
В бюджетную
систему Республики Беларусь как
самостоятельные части
Функционирование
государственного бюджета происходит
посредством особых экономических
форм - доходов и расходов, выражающих
последовательные этапы перераспределения
стоимости общественного
В 2011 году доходы консолидированного бюджета составили 85, 608 трлн.рублей. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП увеличился с 29,6% в 2010 году до 31,2% в 2010 году.
Основными
доходными источниками остаются
налог на добавленную стоимость,
доходы от внешнеэкономической
Наиболее
значительно увеличились
Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 64,8%. При этом 32,4% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,3% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности.
Расходы консолидированного бюджета в 2010 года профинансированы в сумме 52, 98 трлн. рублей, в 2011г – 79,428 трлн. руб.
Бюджетно-финансовая и налоговая политика ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом.
Налоговый
Кодекс - это основной документ, регламентирующий
в комплексе все направления
налоговых отношений в
С 1 января 2010 г. Особенная часть Налогового кодекса вступила в силу. Таким образом, налоговая система Беларуси включает 30 стандартных платежей. При этом обычный налогоплательщик уплачивает только пять из них: НДС, налог на прибыль, налог на недвижимость, земельный и экологический налоги.
В 2010 году величина налоговой нагрузки на экономику (без учета взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты) составила 27,5 процента к ВВП и по сравнению с 2009 годом сократилась на 2,6 процентного пункта.
Так, в 2010 году отменены сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог на приобретение автотранспортных средств и налог с продаж, а также сбор с пользователей за парковку (стоянку) транспортных средств. Из объектов налогообложения экологическим налогом исключены выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух мобильными источниками, из объектов налогообложения налогом на добычу природных ресурсов – вода, используемая на технологические нужды при производстве алкогольных и безалкогольных напитков, из состава плательщиков экологического налога исключены субъекты предпринимательской деятельности, у которых годовой объем образования неопасных отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, составляет 50 и менее тонн.
в течение последнего пятилетия в Республике Беларусь проводилась последовательная работа по совершенствованию налогового законодательства и снижению налоговой нагрузки на экономику страны. За этот период отменено 26 неэффективных налогов и сборов, включая «оборотные» налоги с выручки, тормозившие развитие производства и увеличение экспорта. В результате величина налоговой нагрузки в 2011 году снизилась по сравнению с 2006 годом на 6,5 процентного пункта.
В целях
дальнейшего упрощения
Рассмотрим
результаты регулирования денежно-
В качестве
основных инструментов денежно-кредитного
регулирования Национального
Ситуация на внутреннем валютном рынке и динамика официальных обменных курсов белорусского рубля находилась под влиянием внешнеторгового и платежного баланса, а также конъюнктуры мировых валютных рынков.
В 2011 году в результате операций на всех сегментах валютного рынка сложился чистый спрос на иностранную валюту в размере 3 615,6 млн. долларов США (без операций Министерства финансов) против 4 267,3 млн. долларов США в 2010 году.
Установилась положительная динамика срочной части рублевой денежной массы.
Продолжилось увеличение нормативного капитала и ресурсной базы банков [25].
Информация о работе Стратегия государственного регулирования национальной экономики РБ