Стратегия государственного регулирования национальной экономики РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 23:30, курсовая работа

Краткое описание

Задачи, решаемые в ходе работы:
определить необходимость государственного регулирования в экономике;
познакомиться с основными методами и инструментами государственного регулирования экономики;
рассмотреть основные теоретические модели государственного регулирования;
опреелить роль и экономические функции государства в экономике Республики Беларусь;
 дать оценку эффективности государственного вмешательства в экономику.

Содержание

Введение
1.Сущность государственного регулирования национальной экономики
1.1.Объективная необходимость государственного регулирования экономики, его методы и формы
1.2.Методы и формы государственного регулирования
1.3.Функции государства в системе регулирования экономики
1.4.Стратегии государственного вмешательства в плановой и предпринимательских системах
2.Особенности государственного регулирования национальной экономике в Республике Беларусь
2.1.Роль государства в национальной экономике Республики Беларусь
2.2.Интегральные показатели оценки эффективности государственного вмешательства в экономику
2.3.Оценка эффективности государственного вмешательства в экономику
3.Система мероприятий по совершенствованию государственного регулирования национальной экономики Беларуси
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 2. Стратегия государственного регилирования национальной экномики 22.docx

— 88.70 Кб (Скачать файл)

 

Стратегия государства — стратегия, определяющая направленность изменений баланса сил социальных слоев на определенном этапе исторического развития. Исходя из стратегических задач, государство поддерживает общественный порядок, регламентирует деятельность граждан и создает условия для развития личной инициативы, охраняет безопасность, законную свободу и собственность каждого, способствует развитию нравственных ориентиров в обществе.

Если стратегия государства  приводит его народы к укреплению, развитию и процветанию, то ее можно  считать национальной, в противном  случае — антинациональной.

Экономическая стратегия государства  определяет трансформацию приоритетов  и инструментов государственного вмешательства  в экономику для реализации его  политической стратегии. Она характеризует  направленность действий государства  и принципы их реализации в самом  общем виде для долгосрочного  периода. Принципы государственного вмешательства  в экономику для реализации его  стратегических задач в текущем  периоде конкретизирует его экономическая политика.

Корпоративная стратегия  реализуется в эгоистических  интересах властвующего социального  слоя (корпорации) за счет снижения уровня жизни граждан.

Социально эффективная стратегия  обеспечивает устойчивый рост конечного  продукта в оптимальной структуре  для граждан, достижение полной занятости, отсутствие инфляции и справедливое распределение доходов.

Либеральная стратегия означает, что экономика государства становится все более открытой для свободного движения товаров и капиталов.

Регулируемая стратегия  проявляется в установлении государством контроля за движением товаров и капиталов.

Мобилизационная стратегия  требуется для выживания государства, когда оно усиливает прямое вмешательство  в производство и внешнеэкономические  связи [17].

 

 

2 ОСОБЕННОСТИ  ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ

 

2.1 Роль государства  в национальной экономике Республики  Беларусь

 

Конституцией Республики Беларусь определено, что «государство осуществляет регулирование экономической  деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление  и координацию государственной  и частной экономической деятельности в социальных целях»(ст. 13, п.5).

В соответствии с Конституцией (ст. 107, п. 4.) Правительство (Совет Министров) Республики Беларусь обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной  и денежной политики, государственной  политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда.

Важную роль в структуре  государственного управления экономикой играют территориальные органы соответствующих  министерств и экономические  органы облисполкомов и Минского горисполкома, а также райисполкомов, горисполкомов и местных администраций.

Из республиканских органов  управления экономикой и социальной сферой свои территориальные органы в областях, районах и городах  областного подчинения имеют министерства: по налогам и сборам, природных  ресурсов и охраны окружающей среды, труда и социальной защиты, финансов, статистики и анализа.

В областях и г. Минске имеют свои региональные структуры министерства архитектуры и строительства, экономики, а также комитеты при Совете Министров Республики Беларусь по ценным бумагам и по энергоэффективности.

Структурные подразделения  местных исполнительных и распорядительных органов, обеспечивающих реализацию на своей территории государственной  политики в отдельных отраслях и  сферах экономики, подчиняются, помимо исполкомов, соответствующим республиканским  органам государственного управления.

Необходимо отметить, что  сложившаяся система государственного управления экономикой в Республике Беларусь еще не в полной мере обеспечивает эффективное взаимодействие различных  властных структур при выполнении ими  своих полномочий. Отчасти это  происходит потому, что одни и те же полномочия закреплены за различными уровнями управления.

Формирование в Республике Беларусь социально ориентированной  рыночной экономики требует повышения  эффективности взаимодействия органов  отраслевого и территориального управления при решении как общегосударственных, так и региональных проблем, что в конечном счете обеспечит переход страны к устойчивому развитию [7, c. 56].

Сегодня ни у кого не вызывает сомнение необходимость присутствия  государственного регулирования в  аграрной сфере. В силу высокого органического  строения капитала в сельском хозяйстве  субъекты предпринимательской деятельности получают более низкий доход и  не могут конкурировать на рынке  с производителями других отраслей. Кроме того зависимость урожая, а  следовательно, и доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей от климатических  условий ведет к нестабильности их положения. Государство, принимая во внимание то, что продукты питания  как товар имеют мало эластичный спрос и предложение, а также удовлетворяют потребности населения базового порядка, берет на себя функции регулирования отношений, складывающихся на продовольственном рынке [7].

Характерной чертой белорусской  практики управления АПК является отождествление понятий "государственное регулирование" и "государственное управление". Однако следует иметь в виду, что  между данными категориями прослеживаются четкие различия. Под государственным управлением агропромышленного производства, на наш взгляд, следует понимать прямое (непосредственное) управленческое воздействие на организации агропромышленного комплекса, осуществляемое преимущественно посредством локального нормотворчества и методами административного усмотрения. Государственное управление должно ограничиваться рамками государственной собственности и его объектами, которыми являются: собственно органы отраслевого управления (учреждения), государственные унитарные предприятия как республиканского, так и коммунального уровня; пакеты акций в акционерных обществах; контрольно-инспекционные службы и другие государственные организации АПК, государственные целевые программы.

По отношению к этим объектам государство (в лице органов  государственного управления) вправе осуществлять как функции управлении собственностью, так и функции  оперативного управления если это предусмотрено учредительными документами.

Государственные органы вправе назначать и снимать с работы руководителей организаций государственной  формы собственности согласно условиям заключенного контракта, устанавливать  плановые задания, определять порядок  начисления и размеры оплаты труда, контролировать хозяйственную и финансовую деятельность и т.д. [3].

В отношении предприятий других форм собственности, как это имеет место в колхозах и других негосударственных сельскохозяйственных организациях Беларуси, такое вмешательство не должно иметь место и может рассматриваться как прямое ограничение предпринимательской деятельности.

Под государственным регулированием агропромышленного производства подразумевается  косвенное (опосредованное, т.е. осуществляемое преимущественно экономическим  стимулированием), управленческое воздействие  на социально-экономические процессы в (распределение, обмен и потребление) как в государственном, так и  частном секторах агропромышленного  производства.

Объектами государственного регулирования, независимо от их правового  статуса, выступают все организации  АПК. Государственное управление тесно  связано с понятием государственного регулирования. И то, и другое осуществляется государством через единую систему  законодательства и органов государственного управления отраслью. Данная система  в своей совокупности представляет собой инструмент реализации аграрной политики государства.

В РБ на различные периоды  времени разрабатываются  следующие документы:

  • Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет.
  • Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10-летний период.
  • Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет.
  • Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно.

Корректировка долгосрочных прогнозов осуществляется один раз в пять лет за один год до начала прогнозируемого периода.

Также система планирования и прогнозирования экономики  Республики Беларусь включает следующие комплексные документы:

1) Государственная программа  инновационного развития  на 2011-2015 годы.

2) Государственной программой  укрепления аграрной экономки  и развития сельских территорий  на 2011-2015 годы.

3) Национальная программа  демографической безопасности РБ  на 2011-2015 годы. 

4) Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998—2015 годы и др. [9].

 

2.2 Интегральные показатели оценки эффективности государственного вмешательства в экономику

 

На современном этапе  развития нашего государства наряду с другими решается задача построения социально ориентированной рыночной экономики. В реализации этой задачи весома роль регулирования протекающих процессов со стороны государства, в целом, и отдельных государственных органов, должностных лиц, в частности. Сегодня практически во всех странах мирового сообщества в системе государственного управления выделилось и приобретает все большую значимость, особенно в условиях разразившегося мирового финансового кризиса, государственное регулирование экономики. Потребность в эффективном воздействии государства на динамично развивающиеся сложные экономические процессы и отношения обусловливает и интерес со стороны общества и его структур к эффективности государственного регулирования экономики. В условиях динамичных изменений политической и социальной среды актуализируется проблема становления адекватной системы государственного регулирования экономики, способной эффективно реагировать на вызовы внешней среды, становится очевидной необходимостью разработка сбалансированной системы показателей и критериев эффективности деятельности органов власти в экономической сфере [1].

Следует отметить, что несмотря на усилия многих ученых и практиков, выработка единой системы интегральных показателей оценки эффективности

государственного регулирования  экономики остается научной проблемой, требующей дальнейших исследований с целью выработки системных критериев и показателей.

Исходя из того, что эффективность  государственного регулирования экономики представляет собой многомерную совокупность, включающую множество отдельных и, в то же время, тесно взаимосвязанных и взаимозависимых друг от друга процессов явлений, при определении эффективности государственного регулирования экономики в Республике Беларусь и иных государствах используется многокритериальный подход. Важнейшими группами показателей при этом являются следующие: общий объем, расчеты на душу населения и темпы роста ВВП; отраслевая структура национальной экономики (анализ проводится по отраслевому ВВП, соотношению между материальным и нематериальным производством,удельному весу наукоемких отраслей, обеспечивающих научно-технический прогресс); производство основных видов продукции на душу населения (акцент делается на способность экономики государства удовлетворить потребности в основных видах продукции, наиболее значимых для развития национальной экономики, а также в удовлетворении потребностей населения в продуктах питания, товарах длительного пользования и т.д.); уровень жизни населения (для анализа уровня жизни используются показатели: потребительская корзина, прожиточный минимум, средняя продолжительность жизни, уровень образования населения, потребление на душу населения основных видов продуктов питания, уровень

квалификации трудовых ресурсов, численность студентов и учащихся на 10 тыс. населения, число врачей на 10 тыс. населения, обеспеченность жильем и др.).

Наибольшую значимость при  оценке эффективности общественного  производства имеют следующие показатели: производительность труда, фондоотдача,  материалоемкость производимых товаров и услуг [2].

Однако, использование такого множества показателей неудобно, дорого и требует больших временных затрат. Сегодня в международной практике используются различные интегральные показатели для оценки эффективности разных  сторон государственного управления, в том числе и в экономической сфере.

Индекс экономической  свободы (ИЭС) был разработан Фондом наследия (Heritage Foundation) совместно с Уол Стрит (Wall Street). Информационной базой ИЭС являются данные правительственных и неправительственных организаций, результаты международных и национальных социологических исследований. ИЭС рассчитывается на основе 50 характеристик, объединенных в 10 факторов экономической свободы: торговая политика, фискальная политика, государственная интервенция в экономику, монетарная политика, иностранные инвестиции и потоки капитала, банковская сфера, зарплаты и цены, имущественные права, государственное регулирование, черный рынок. Каждый фактор оценивается по шкале, в соответствии с которой качественные или количественные показатели переводятся в баллы от 1 до 5: чем больше значение показателя, тем значительнее интервенция государства в экономику страны и тем ниже уровень экономической свободы. В 2010 г. по данному показателю Беларусь занимала 150 место среди 163 стран мира (ИЭС = 4,47), Россия – 134, Украина - 133 [3, 4].

Информация о работе Стратегия государственного регулирования национальной экономики РБ