Стратегия государственного регулирования национальной экономики РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 23:30, курсовая работа

Краткое описание

Задачи, решаемые в ходе работы:
определить необходимость государственного регулирования в экономике;
познакомиться с основными методами и инструментами государственного регулирования экономики;
рассмотреть основные теоретические модели государственного регулирования;
опреелить роль и экономические функции государства в экономике Республики Беларусь;
 дать оценку эффективности государственного вмешательства в экономику.

Содержание

Введение
1.Сущность государственного регулирования национальной экономики
1.1.Объективная необходимость государственного регулирования экономики, его методы и формы
1.2.Методы и формы государственного регулирования
1.3.Функции государства в системе регулирования экономики
1.4.Стратегии государственного вмешательства в плановой и предпринимательских системах
2.Особенности государственного регулирования национальной экономике в Республике Беларусь
2.1.Роль государства в национальной экономике Республики Беларусь
2.2.Интегральные показатели оценки эффективности государственного вмешательства в экономику
2.3.Оценка эффективности государственного вмешательства в экономику
3.Система мероприятий по совершенствованию государственного регулирования национальной экономики Беларуси
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 2. Стратегия государственного регилирования национальной экномики 22.docx

— 88.70 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

  1. СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ БЕЛАРУСИ

 

Действующие экономические  институты и механизмы государственного регулирования обеспечили экономический  прогресс и социальную стабильность в стране.

В предстоящем пятилетии  предусматривается переход от экономики  директив к экономике инноваций, основанной на деловой инициативе, личной заинтересованности в создании и повсеместном внедрении новых  технологий и производств.

Основной целью модернизации экономических институтов и механизмов государственного регулирования является создание стимулов для экономического роста на основе либерализации условий экономической деятельности субъектов хозяйствования независимо от форм собственности, формирования благоприятного бизнес-климата, перехода от административных методов регулирования к использованию рыночных стимулов.

Постепенное снижение роли государства в прямом управлении деятельностью организаций потребует  изменения системы мотивации  деятельности этих организаций, создания реальной заинтересованности в повышении  эффективности производства и максимизации прибыли.

Будут сформированы благоприятные  условия для деятельности юридических  лиц всех форм собственности и  индивидуальных предпринимателей на основе:

упрощения и обеспечения  стабильности законодательства, регулирующего  предпринимательскую деятельность;

  • устранения излишних административных барьеров, особенно в сфере налогового администрирования, контрольно-надзорной деятельности;
  • использования различных схем приватизации в целях повышения эффективности производства, в том числе на основе привлечения инвестиций в экономику страны;
  • повышения доступности кредитно-финансовых ресурсов и развития всех сегментов финансового рынка;
  • обеспечения стабильности валютного рынка и повышения устойчивости денежной системы;
  • формирования полноценной конкурентной среды и механизмов государственно-частного партнерства;
  • гармонизации национального законодательства с международными нормами и правилами в целях дальнейшего интегрирования Беларуси в мировую экономику.

Бюджетно-налоговая  политика

В 2006–2010 годах последовательно  проводилась работа по снижению уровня налоговой нагрузки на экономику, упрощению  налоговой системы, сохранению устойчивости и стабильности бюджетной системы, повышению эффективности бюджетных  расходов.

Основная цель бюджетно-финансовой и налоговой политики на предстоящее  пятилетие – повышение конкурентоспособности применяемой в республике налоговой системы при безусловном выполнении расходных обязательств бюджета, поддержание его дефицита и долговых обязательств страны на экономически безопасном уровне.

Главными задачами в этой сфере являются:

совершенствование структуры  и механизмов взимания установленных  налогов и сборов с ориентацией  на максимальное приближение по их составу и периодичности уплаты к налоговым системам развитых стран;

радикальное упрощение процедур налогового администрирования и  контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах;

концентрация бюджетных  средств на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны;

оптимизация бюджетных расходов и повышение эффективности использования  бюджетных средств;

снижение государственного долга республики.

В национальной налоговой системе предусматривается дальнейшее снижение налоговой нагрузки на экономику путем уменьшения налогового давления на прибыль и фонд заработной платы.

Важными направлениями налоговой  политики станут введение общепринятого  в мировой практике механизма  переноса убытков на будущие периоды, расширение сферы применения упрощенной системы налогообложения, совершенствование  механизма взимания экологического налога, адаптация платежей за землю  и налога на недвижимость к уровню развития рынков земли и недвижимости.

Продолжится работа по совершенствованию  налогового администрирования, в том  числе за счет расширения сферы применения системы электронного налогового декларирования. Предусматривается активное внедрение международных стандартов финансовой отчетности.

Основой бюджетной политики является повышение эффективности расходования бюджетных средств и управления государственными финансами.

Решение поставленной задачи предусматривает концентрацию бюджетных  ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны, обеспечение прямой связи государственных  расходов с достижением конкретных результатов.

Для повышения эффективности  расходования бюджетных ресурсов предстоит  оптимизировать сеть бюджетных учреждений.

В целях совершенствования  управления бюджетной системой предусматривается  переход бюджетов всех уровней к  среднесрочному финансовому планированию, включая бюджеты государственных  внебюджетных фондов. Будут разработаны  действенные стимулы повышения  роли и ответственности регионов в реализации важнейших государственных задач путем расширения их финансовой самостоятельности.

Государственная поддержка  реального сектора экономики  должна быть упорядочена, ограничена наиболее эффективными формами и направлена в основном на внедрение наукоемких, новых и высоких технологий. Преференции  будут сведены к минимуму и  напрямую зависеть от конечных результатов производственно-хозяйственной деятельности.

Предусматривается решение  задачи сохранения государственного долга  республики на экономически безопасном уровне. Ее реализация будет основана на дальнейшем совершенствовании механизма  управления государственным долгом и повышении эффективности использования  государственных займов, диверсификации финансовых инструментов государственных  заимствований, создании системы управления долгом в органах местного управления и самоуправления.

Реформирование налоговой  системы с одновременной оптимизацией бюджетных расходов позволит к концу  пятилетия снизить налоговую  нагрузку до 26 процентов к ВВП. Дефицит  консолидированного бюджета в 2015 году прогнозируется на уровне не более 1,5 процента к ВВП.

Денежно-кредитная  политика

Денежно-кредитная политика в 2011–2015 годах будет проводиться  в комплексе с другими мерами экономической политики и содействовать созданию условий для поддержания стабильных темпов экономического роста, повышению уровня монетизации экономики и снижению ее долларизации, ликвидации дисбаланса валютного рынка.

Главными задачами денежно-кредитной  политики являются:

содействие поддержанию  финансовой стабильности путем проведения эффективной монетарной политики;

поддержание низких темпов инфляции с помощью мер экономической  политики Правительства Республики Беларусь и монетарных инструментов Национального банка;

обеспечение устойчивости белорусского рубля.

По мере повышения внутренней и внешней сбалансированности экономики  в целях поддержания конкурентоспособности  отечественных производителей и  ограничения инфляционных процессов  предусматривается постепенный  переход к более гибкому формированию обменного курса в рамках привязки к корзине иностранных валют.

Продолжится работа по совершенствованию  системы рефинансирования банков, основанной на рыночных условиях формирования цены кредитных ресурсов, что позволит повысить эффективность процентной политики и снизить процентные риски  для банковской системы.

Особое внимание будет  уделено поддержанию процентных ставок на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность  ресурсов в национальной валюте, а  также доступности банковского  кредита для нефинансового сектора  экономики.

Реализация мер процентной политики будет ориентирована на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы. По мере замедления инфляционных процессов и сохранения устойчивой ситуации на валютном рынке  продолжится снижение процентных ставок.

В результате данных действий будут обеспечены условия для  укрепления макроэкономической и финансовой стабильности в стране. При уменьшении инфляции до 5–6 процентов ставка рефинансирования Национального банка к концу 2015 года будет снижена до 6–8 процентов  годовых.

Приток в страну иностранного капитала (преимущественно в форме  прямых иностранных инвестиций), улучшение  сбалансированности экономики станут основой для дальнейшего наращивания  международных резервных активов  Республики Беларусь.

С учетом состояния платежного баланса предусматривается последовательное доведение объемов золотовалютных резервов до уровня, обеспечивающего  внешнеэкономическую безопасность страны, – более 3 месяцев импорта.

Ценовая политика

Основной целью ценовой политики является переход к рыночным механизмам ценообразования, совершенствование государственного ценового регулирования для стимулирования структурной перестройки экономики.

В числе первоочередных задач – создание гибкой, прозрачной системы ценообразования, приведение ее в соответствие с международной практикой путем дальнейшей либерализации.

Государственное регулирование  цен будет сохранено на ограниченный перечень товаров (работ, услуг), продукцию  организаций-монополистов и отдельные, определяющие жизненный уровень  населения социально значимые товары, в том числе лекарственные  средства, жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению.

Тарифная политика будет  нацелена на постепенное возмещение обоснованных затрат при жесткой  увязке с ростом доходов населения  и осуществлением необходимых мер  по социальной защите. Предусматривается  отмена с 2013 года льготных цен (тарифов) на природный газ и энергию  для отдельных юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей.

По мере роста доходов  граждан будет увеличиваться  уровень возмещения населением затрат на услуги жилищно-коммунального хозяйства  и транспорта. Уровень окупаемости  затрат тарифами на услуги жилищно-коммунального  хозяйства в 2015 году составит не менее 60 процентов. В сфере предоставления транспортных услуг общего пользования  населению будет сокращаться  доля бюджетного субсидирования транспортных организаций путем поэтапного повышения  тарифов.

Важным направлением станет поэтапное сокращение и ликвидация перекрестного субсидирования в  тех сферах экономики, где на протяжении ряда лет сложились определенные перекосы и диспропорции. В энергетической – путем сокращения числа промышленных и сельскохозяйственных потребителей, имеющих льготы в тарифах на электроэнергию и природный газ. К 2014 году будут отменены льготные цены (тарифы) на природный газ для юридических лиц.

Продолжится работа по постоянному  мониторингу цен и прогнозированию  их влияния на социально-экономическое  развитие республики в целях разработки мер, упреждающих необоснованный рост цен [19].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Государственное регулирование  экономики в условиях рыночного  хозяйства представляет собой систему  типовых мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями  в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической  системы к изменяющимся условиям.

Объективная возможность  государственного регулирования появляется с достижением определенного  уровня экономического развития.

Функции государства отражают основные направления его деятельности, выражают сущность и назначение государственного управления общественными делами. Государство, как универсальная организация  общества и субъект управления, выражает интересы всех граждан. Его сущность раскрывается и реализуется во взаимодействии с обществом, вне которого его  деятельность теряет всякий смысл, поэтому  следует отражать и общественные функции государства.

Прогнозирование и планирование – главное звено всей системы  управления. Прогнозирование – это  предвидение перспектив развития объекта  и последствий его преобразований для общества, конкретной организации. Планирование – это процесс определения  достижимого состояния объекта, а также средств, способов и ресурсов для этого. Прогнозирование и  планирование определяют перспективу  развития и будущее состояние как объекта, так и субъекта управления. То есть, это – постановка целей, определяющих перспективы развития и будущее состояние управляемых объектов и процессов, а также способы достижения намеченных целей. Цели и задачи, определенные в плане, должны увязываться с материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.

Информация о работе Стратегия государственного регулирования национальной экономики РБ