Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:30, курсовая работа

Краткое описание

Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана с учетом Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отраслевых и территориальных стратегий и концепций развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Proekt Strategii social'no-jekonomicheskogo razvitija Privolzhskogo federal'nogo okruga na period do 2020 goda.doc

— 884.50 Кб (Скачать файл)

Транспортная и энергетическая инфраструктуры в Приволжском федеральном  округе заметно отстают от требований сегодняшнего дня, являясь серьезным тормозом для развития экономики. Имеются серьезные проблемы в связности их отдельных региональных сегментов и явно недостаточной комплексной увязке различных видов транспортной инфраструктуры  
(железнодорожной, автомобильной и авиационной). На территории округа нет современной логистической  системы.

Комплексной оценки последствий, анализа  достаточности и готовности мер  инженерной защиты и других мер компенсации негативных последствий требует вопрос дальнейшей эксплуатации Чебоксарского и Нижнекамского гидроузлов. Перспективы их модернизации и повышения уровней водохранилищ до проектных отметок требуют независимой международной экспертизы и согласования проектов органами власти соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований,  
на территории которых расположены зоны затопления.

В Приволжском федеральном округе с целью снижения определенного  дефицита электроэнергии почти не используется потенциал возобновляемых источников энергии (прежде всего, малой гидроэнергетики), а также местных видов топлива (торф, попутный нефтяной газ, древесная щепа).

Основным видом топлива для  тепловых электростанций округа является газ (94% в общем объеме потребления органического топлива), что ставит энергетику в большую зависимость от развития газовой инфраструктуры и поставок газа.

Модернизация экономики Приволжского федерального округа, ведущая к росту производительности труда, может привести к возникновению пространственных диспропорций на рынке труда. На одних территориях будет ощутимый дефицит рабочей силы, на других – дефицит рабочих мест. Эти предпосылки требуют специальных усилий государства по стимулированию трудовой мобильности и содействия миграции высвобождаемой рабочей силы на территории с конкурентоспособными производствами.

В случае неблагоприятной макроэкономической конъюнктуры для округа существуют угрозы затяжной экономической рецессии, консервации проблем на рынке труда, оттока квалифицированных кадров и капитала. Существует также риск опережающего роста цен на сырье в сравнении с ростом цен  
на продукцию обрабатывающих отраслей, что приведет к росту издержек производителей.

К слабым сторонам развития Приволжского федерального округа также относятся сравнительно низкие доходы населения в большинстве регионов (ниже среднероссийского уровня), что негативно сказывается на потребительском спросе населения.

Исходя из анализа угроз и  факторов развития Приволжского федерального округа, сформулированы основные цели и задачи, направленные на реализацию конкурентных преимуществ и возможностей округа, снятие ограничений и минимизацию внешних угроз.

2. Базовые положения

2.1. Цели, задачи, сценарий развития Приволжского федерального округа

 

Стратегической целью развития Приволжского федерального округа является устойчивое улучшение качества жизни  населения за счет повышения производительности труда и формирования конкурентоспособной  экономики округа на основе сбалансированного взаимовыгодного партнерства гражданского общества, бизнеса и власти.

Ключевой задачей округа является создание достойных условий жизни  в городах и сельской местности  округа.

В целях улучшения условий жизни в сельской местности должны быть решены задачи развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений. Важной задачей является развитие транспортной, энергетической, информационной и телекоммуникационной инфраструктур, необходимых для снятия разобщенности городов и сельской местности.

В реальном секторе экономики важнейшими направлениями развития являются:

технологическая модернизация всех основных отраслей промышленности, обеспечение более широкого выхода на внешние рынки продукции средних и высоких переделов;

развитие научно-технологической  базы (университетской науки, отраслевых научно-исследовательских институтов), ее интеграция  
с промышленным потенциалом;

формирование конкурентоспособных  территориально-отраслевых кластеров, работающих на мировом уровне производительности труда;

повышение эффективности отраслей агропромышленного комплекса округа;

формирование развитого сегмента малого и среднего бизнеса.

Важной задачей Приволжского федерального округа является становление округа в качестве одного из российских лидеров инновационного технологического развития.

В результате реализации данных задач  возможность жить и работать в  Приволжском федеральном округе должна стать фактором инвестиционной и миграционной привлекательности округа в целом и его отдельных регионов.

В предстоящий период развитие экономики  Российской Федерации будет определяться следующими основными тенденциями и факторами:

уровнем эффективности регионального управления;

исчерпанием имеющихся технологических заделов в ряде высокотехнологичных отраслей экономики;

необходимостью преодоления ограничений  в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт);

адаптацией к изменению динамики мировой экономики и снижению спроса на углеводороды;

усилением зависимости платежного баланса и экономического роста  от притока иностранного капитала;

усилением конкуренции как на внутренних, так и на внешних рынках;

повышением профессиональной квалификации и ответственности участников производственного процесса.

С учетом этого, основные варианты долгосрочного  социально-экономического развития регионов Приволжского федерального округа определяются степенью реализации ключевых факторов:

уровнем развития и реализации сравнительных  преимуществ экономики регионов Приволжского федерального округа в машиностроении, науке и образовании, высоких технологиях, энергетике и других сферах;

динамикой развития институтов, определяющих предпринимательскую и инвестиционную активность и конкурентоспособность компаний;

интенсивностью инновационного обновления обрабатывающих производств и динамикой роста производительности труда;

динамикой и эффективностью развития транспортной и энергетической инфраструктур;

интенсивностью повышения качества человеческого капитала;

повышением профессиональной квалификации и ответственности участников производственного процесса;

интеграцией в евроазиатское экономическое пространство.

Сценарий развития Приволжского федерального округа увязан  
с инновационным сценарием Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Данный сценарий предполагает уже в 2010-2011 годах приступить  
к реализации мероприятий по модернизации производственно-технологических мощностей реальной экономики, восстановлению научно-технического потенциала, началу перехода на инновационную модель развития, восстановлению и развитию инвестиционной активности в осуществлении крупных инфраструктурных проектов, устойчивому развитию банковской системы. Инновационный вариант характеризуется более высокой нормой накопления и серьезными мерами по кардинальному повышению эффективности управления реальной экономикой.

Реализация данного сценария во многом определяется эффективностью формирования инновационной платформы Приволжского федерального округа, связывающей университетские центры и отраслевые научно-исследовательские институты с промышленными отраслями, кластерами, радикальной технологической модернизацией машиностроения, нефтехимического и лесопромышленного комплексов и экспансией на внешних рынках продукции средних и высоких переделов. Важнейшим условием реализации данного сценария станет развитие крупнейших городских агломераций как центров экономики.

При этом необходимо формирование условий для создания особых экономических зон, зон опережающего производственно-технологического развития, территориально-отраслевых кластерных образований, развития энергетической, транспортной и телекоммуникационной инфраструктур, активизации инновационной деятельности, а также для развития регионов, требующих особых мер поддержки, с целью выравнивания социально-экономического уровня всех входящих в состав Приволжского федерального округа регионов.

Одним из важнейших направлений  реализации инновационного развития Приволжского федерального округа должно стать взаимовыгодное  государственно-частное партнерство, в том числе взаимодействие  
с общественными организациями, объединяющими интересы промышленников и предпринимателей.

Показатели социально-экономического развития Приволжского федерального округа в соответствии с целевым сценарием развития представлены в приложении.

2.2. Экономические специализации и конкурентные преимущества субъектов Российской Федерации, входящих в состав  
Приволжского федерального округа

Республика  Башкортостан

 

Ведущими отраслями промышленности Республики Башкортостан являются нефтеперерабатывающее производство, химия и нефтехимия,  машиностроение и металлообработка, цветная металлургия.

К основным специализациям сельского  хозяйства относятся животноводство мясомолочного направления, производство зерновых культур, овощеводство.

Конкурентными преимуществами социально-экономического развития Республики Башкортостан являются:

наличие крупных производств и  технологий в топливном, химическом и нефтехимическом видах экономической деятельности, машиностроении, имеющих экспортную составляющую и существенную долю внутреннего рынка;

значительные запасы полезных ископаемых и сырьевых ресурсов;

сохраненный потенциал и высокая производственная активность агропромышленного комплекса;

наличие развитого многопрофильного научно-образовательного комплекса;

активная социальная политика, приоритетное развитие социальной инфраструктуры республики;

наличие природных ресурсов для  рекреационного использования и  развития специализированных видов туризма.

Основными стратегическими приоритетами социально-экономического развития Республики Башкортостан на 2010-2020 годы являются инновационное  развитие нефтепереработки, химического  и нефтехимических производств, машиностроения и металлообработки, цветной металлургии, агропромышленного и строительного комплексов и транспортной инфраструктуры.

В машиностроительном комплексе республики получит развитие инвестиционный проект «Организация производства вспомогательных  газотурбинных двигателей нового поколения  и малоразмерных энергетических газотурбинных установок».

Продолжится реализация проекта «Вскрытие и отработка месторождения  «Юбилейное», перспективы которого связаны с добычей медно-колчеданных и бурожелезняковых золотосодержащих руд открытым способом.

В строительном комплексе республики в среднесрочной перспективе будут реализованы инвестиционные проекты с участием зарубежных компаний, в том числе строительство известково-цементного комбината в Учалинском районе и строительство завода по производству гипсокартона в Уфимском районе.  

Кроме того, в республике планируется ввести в эксплуатацию завод по производству современных быстровозводимых малоэтажных жилых домов.

Развитию транспортной инфраструктуры послужат: создание  центра по техническому обслуживанию воздушных судов западного производства и международного грузового терминала (г. Уфа); реализация инвестиционного проекта «Строительство грузового речного порта «Агидель», направленного на оптимизацию грузопотоков, связанных с проектом «Урал промышленный – Урал полярный», а также товарообмена регионов Поволжья, Урала и Западной Сибири с европейскими государствами и  регионами юга страны.

Республика  Марий Эл

 

Основными отраслями  экономики, которые формируют валовой  региональный продукт Республики Марий  Эл, являются промышленность, сельское хозяйство, торговля, транспорт, связь и строительство.

Ведущие позиции в промышленности Республики Марий Эл занимают такие  виды экономической деятельности как  производство пищевых продуктов, нефтепродуктов, электроэнергии, газа и воды, а также электрооборудования, электронного и оптического оборудования.

Приоритетными направлениями развития агропромышленного комплекса республики являются мясное и молочное производство, птицеводческая отрасль.

Основными конкурентными преимуществами Республики Марий Эл являются:

многоотраслевой характер промышленного  комплекса, обладающего рядом высоких  технологий;

развитая инфраструктура переработки лесной и сельскохозяйственной продукции, обеспеченная экологически чистым сырьем и трудовыми ресурсами;

благоприятное географическое положение республики, наличие транзитной трубопроводной и транспортной сети, судоходных путей по рекам Волге  и Ветлуге;

значительное количество месторождений твердых нерудных полезных ископаемых: строительных материалов, стекольного песка, гипса и др.;

экологически чистая территория;

рекреационные ресурсы (этнографический, экологический и сельский туризм).

Основными стратегическими  приоритетами социально-экономического развития Республики Марий Эл до 2020 года будут проекты по производству пищевых продуктов и сельскохозяйственной продукции, строительных материалов и нефтепродуктов.

Диверсифицированная экономика создает предпосылки успешного развития высокотехнологичного производства. Так, города Йошкар-Ола и Волжск могут стать научной базой инновационного развития региона,  
в г. Козьмодемьянске, где развито производство электронного и оптического оборудования, целесообразно размещать инновационные производства.

Информация о работе Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года