Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:30, курсовая работа
Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана с учетом Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отраслевых и территориальных стратегий и концепций развития.
Еще один территориально-
Такая иерархия центров развития задает пространственные приоритеты для размещения объектов (инфраструктурных и производственных) федерального, окружного и регионального уровней.
Таким образом, на территории округа формируется шесть укрупненных зон развития:
Нижегородская (с центром в г. Нижний Новгород), включающая зоны опережающего экономического роста с инновационными, промышленными (машиностроение, химическая, нефтехимическая, фармацевтическая промышленность, металлургия, лесопромышленный комплекс и др.), транспортно-логистическими функциями;
Камско-Вятская (с центром в г. Пермь), включающая зоны опережающего экономического роста с промышленными (машиностроение, химия (минеральные удобрения и органический синтез), нефтепереработка, лесопромышленный комплекс и др.) функциями. Важную системообразующую роль для данной территории будет играть реализация проекта «Белкомур»;
Казанская (с центром в г. Казань), включающая зоны опережающего экономического роста с инновационными, промышленными (транспортное машиностроение, авиастроение, нефтепереработка и нефтехимия и др.), агропромышленными и транспортно-логистическими функциями;
Уфимская (с центром в г. Уфа), включающая зоны опережающего экономического роста с промышленными (нефтепереработка и нефтехимия, машиностроение и др.), агропромышленными, туристско-рекреационными функциями;
Средневолжская (с центром в г. Самара), включающая зоны опережающего экономического роста с инновационными, промышленными (транспортное, авиационно-космическое, приборостроительное и другие подотрасли машиностроения, химия и нефтехимия и др.), агропромышленными, туристско-рекреационными, транспортно-логистическими функциями;
Оренбургская (с центром в г. Оренбург), включающая зоны опережающего экономического роста с промышленными (газохимия, металлургия, машиностроение), агропромышленными и транспортно-логистическими функциями.
Основная миссия крупнейших агломераций – трансформация из производственных и коммуникационных узлов в крупные центры федерального масштаба с сохранением и модернизацией производственного потенциала, развитием институционально-деловых, транспортно-логистических, коммуникационных, социально-экономических и других функций.
Последствиями формирования зон опережающего развития станут:
значительное увеличение темпов роста экономики Приволжского федерального округа, повышение ее конкурентоспособности на инновационной основе, включая отраслевые и межотраслевые кластерные образования;
значительное улучшение благосостояния и качества жизни населения округа в результате максимально эффективного и комплексного использования ресурсов и потенциала всех регионов;
формирование взаимоувязанного
комплекса транспортно-логистической,
энергетической и информационно-
повышение эффективности промышленности и сельского хозяйства;
создание социальной инфраструктуры, соответствующей современным мировым стандартам.
Общая характеристика
Положение округа на пересечении двух
основных евроазиатских транспортных
направлений Восток-Запад и
По территории Приволжского федерального округа проходят основные автомобильные дороги общего пользования федерального значения, связывающие Центральный и Северо-Западный федеральные округа с Уральским, Сибирским Дальневосточным федеральными округами, а также с Республикой Казахстан, в том числе:
М-5 «Урал» - от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска, протяженностью 1128,5 км;
М-7 «Волга» - от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань до Уфы с обходом г. Нижний Новгород, с подъездами к городам Чебоксары, Ижевску, Перми, протяженностью 1473,1 км.
Всего по состоянию на 1 января 2010 года протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения составила 110 943 км (20,4 % от всей протяженности вышеуказанных автомобильных дорог России) и искусственных сооружений на них, включая мосты и путепроводы 370 133 погонных метров (соответственно - 20,5%), в том числе:
– автомобильных дорог
– автомобильных дорог
Плотность автомобильных дорог
общего пользования федерального
В Приволжском федеральном округе расположено 20 аэропортов.
Аэродромов, входящих в перечень национальной опорной аэродромной сети - 17 (Нижний Новгород (Стригино), Оренбург (Центральный), Ульяновск (Восточный), Уфа, Казань, Пермь (Большое Савино), Самара (Курумоч), Пенза, Саратов, Чебаксары, Орск, Саранск, Киров, Самара (Безымянка), Ижевск, Йошкар- Ола, Бегешево (Нижнекамск)).
Международных аэропортов – 10 (Нижний Новгород (Стригино), Оренбург (Центральный), Орск, Пермь (Большое Савино), Самара (Курумоч), Саратов, Ульяновск (Восточный), Уфа, Казань, Чебоксары).
Водные пути проходят по 11 субъектам Приволжского федерального округа.
Общая протяженность судоходных внутренних водных путей, расположенных в Приволжском федеральном округе составляет 9 541 км, из них с гарантированными габаритами судовых ходов 3761 км (с 2002 года протяженность стабильная).
По территории Приволжского федерального округа проходят железнодорожные линии, связывающие Центральный и Северо-Западный федеральные округа с Уральским, Сибирским Дальневосточным федеральными округами, а также с Республикой Казахстан.
Эксплуатационная длина
Приволжский федеральный округ занимает второе место в России по плотности железных дорог.
По основным удельным показателям
транспортной инфраструктуры Приволжский
федеральный округ находится
в числе лидеров среди
Основные проблемы
В функционировании транспортной инфраструктуры накопился ряд проблем, сдерживающих дальнейшее социально-экономическое развитие округа.
Автодорожная сеть с общей протяженностью более 190 тыс. км, в том числе около 150 тыс. км дорог общего пользования (с учетом межмуниципального и местного значения), по своей густоте, начертанию, пропускной способности, безопасности и техническому состоянию не отвечает современным требованиям.
Основные автомагистрали имеют широтную ориентацию. Отсутствуют современные автомагистрали, связывающие север и юг округа. Нормативное состояние не обеспечивается на более чем 3,5 тыс. км протяженности федеральных и почти 12 тыс. км региональных автомобильных дорог. Более четверти их протяженности работает в режиме перегрузки, особенно на подходах практически ко всем крупным и многим средним городам округа. Около половины общего объема автомобильных перевозок в округе осуществляется в условиях превышения нормативного уровня загрузки дорожной сети. Опасные условия движения имеются на 20% протяженности дорог, что способствует сохранению недопустимо высокой аварийности.
Несоответствие уровня развития сети автомобильных дорог уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки приводит к существенному росту транспортных расходов и снижению скорости движения. Уровень развития автодорожной сети не обеспечивает требуемой транспортной доступности. Около трети сельских населенных пунктов вообще не имеют круглогодичной связи с опорной сетью автодорог.
Инфраструктура воздушного транспорта во многом устарела, нуждается в развитии и комплексной модернизации, а именно:
необходимо в целях подготовки к проведению XXVII Всемирной летней Универсиады в 2013 году провести реконструкцию ИВПП-1, рулежных дорожек и перрона международного аэропорта «Казань»;
необходима реконструкция
необходимо с целью обеспечения безопасности выполнения полетов и проживающих граждан строительство нового аэропорта в г. Саратов.
Отсутствие межрегиональной
Слабо используется уникальная сеть внутренних водных путей Волжского бассейна, составляющих основу Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации. Наличие лимитирующего участка Волги в районе города Городец (Нижегородская область) не позволяет в полном объеме реализовать транзитный потенциал и снижает конкурентоспособность одного из основных российских водных маршрутов. Требуют реконструкции многие гидротехнические сооружения. Вся портовая сеть нуждается в комплексной модернизации, без которой невозможно ее включение в современные мультимодальные транспортно - логистические системы.
Железнодорожная сеть с протяженностью эксплуатационных путей железнодорожного транспорта общего пользования около 15 тысяч км в целом исчерпала свой потенциал. Она имеет многочисленные участки с недостаточной пропускной способностью. Медленно проводится реконструкция и усиление участков, строительство обходов городов и транспортных узлов. Практически не строятся новые линии.
Логистическая инфраструктура в округе находится в начальной стадии формирования. До 80% импортных грузов, предназначенных для регионов округа, перерабатывается в гг. Москва и Санкт-Петербург. Общая концепция формирования логистической системы Приволжского федерального округа отсутствует.
Таким образом, транспортно - логистическая инфраструктура в ее современном состоянии является существенным ограничением устойчивого социально-экономического развития округа по инновационному сценарию. Она не обеспечивает необходимого уровня транспортной доступности и качества услуг, как для бизнеса, так и для населения, сдерживая реализацию транзитного потенциала территории и развитие транспортно - логистических технологий, снижая пространственную мобильность и возможности роста качества жизни населения.
Основные цели, задачи и направления развития
Стратегическим приоритетом
Развитие транспортной инфраструктуры
Приволжского федерального округа обеспечивается
выполнением программных
Развитие опорной транспортной сети предусматривает строительство новых и модернизацию участков действующих магистралей, согласованное развитие основных транспортных и логистических узлов. Оно позволит повысить уровень интеграции Приволжского федерального округа в единое экономическое пространство России и обеспечить подключение к глобальной транспортной системе.
Развитие опорной транспортной сети ускорит развитие современных технологий перевозок и инновационных транспортно - логистических систем, что значительно сократит сроки доставки грузов и снизит транспортные издержки, повысит конкурентоспособность продукции, производимой на территории региона.
Приоритет должен отдаваться комплексным, системным программам и проектам, обеспечивающим необходимую связность всех регионов округа и использующих все элементы транзитной инфраструктуры: автомобильные и железные дороги, речные трассы, авиамаршруты, логистические системы, связь с местными и региональными элементами транзитной инфраструктуры и т. д. К таким проектам можно отнести новую линию «Белкомур», которая должна соединить Приволжье и Урал с портами Белого и Баренцева морей; проект «Волжский транзит» по созданию уникального транзитно-логистического комплекса для обеспечения перевозок грузов и пассажиров всеми видами транспорта.
Проект «Волжский транзит» включает:
развитие особой экономической зоны портового типа на базе международного аэропорта «Ульяновск-Восточный»;
строительство и реконструкция на территории округа участков автодорог, включаемых в сеть дорог федерального значения, на направлениях Центр – Урал;
модернизацию участков железных дорог.