Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:30, курсовая работа

Краткое описание

Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана с учетом Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отраслевых и территориальных стратегий и концепций развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Proekt Strategii social'no-jekonomicheskogo razvitija Privolzhskogo federal'nogo okruga na period do 2020 goda.doc

— 884.50 Кб (Скачать файл)

Ухудшение конкурентных позиций традиционных российских автомобилей выражается, в частности, в постепенном сближении их цен  
с ценами на зарубежные аналоги при сохранении низкого качества.

 

Основные цели, задачи и направления развития

 

Доля автомобильной промышленности в приросте производства наиболее динамично  развивающихся секторов экономики в десятилетней перспективе должна составить 12 - 15%. Кроме того полное замещение внутреннего производства автомобилей импортом эквивалентно потере 8 - 10% валового внутреннего продукта, а также утраты одного из высокотехнологичных производств. Эти факторы определяют  основную цель  автомобильной промышленности – безусловное ее сохранение и ускоренное, интенсивное развитие.

Основными задачами развития автомобилестроения являются:

организационная, технологическая и кадровая модернизация  
с привлечением стратегических инвесторов при обязательном условии использования новейших производственных технологий;

модернизация производств компонентной базы. Приволжские автомобильные заводы способны обеспечить достаточные объемы производства для того, чтобы крупные производства автокомпонентов стали рентабельными;

реализация крупных инвестиционных проектов в автомобильной промышленности,  связанных с совершенствованием технологических  процессов в этой отрасли;

создание новых сборочных производств с использованием современных технологий ведущих зарубежных компаний;

создание и организация производства четырех и шестицилиндровых двигателей, в том числе двигателей класса Евро-4, Евро-5, широкого модельного ряда механических и автоматизированных коробок передач,  в том числе коробок передач в 6-ти и 9-ти ступенчатых исполнениях;

создание семейства грузовых автомобилей нового поколения и семейства полноприводных многоцелевых автомобилей, а также организация производства пожарной, коммунальной и другой специальной техники;

развитие международной  кооперации, привлечение стратегических инвесторов в производства комплектующих в регионах округа;

построение современной, отвечающей мировым требованиям, системы продаж и сервисного гарантийного обслуживания.

Одним из основных направлений развития отечественного автомобилестроения должно стать массовое внедрение новейших технологий в процесс производства конечной продукции, освоение производства широкой номенклатуры отечественных автокомпонентов, а также реализация крупных инвестиционных проектов в сфере автомобилестроения и производства автокомпонентов, в том числе с привлечением иностранных партнеров, на площадках существующих (Республика Татарстан) и создаваемых (Самарская область) особых экономических зон промышленно-производственного типа.

Важнейшим направлением автомобилестроения Приволжского федерального округа является развитие межрегиональных автомобильных кластеров:

по созданию новейших моделей автотехники;

по обеспечению автопрома  Приволжского федерального округа современной отечественной комплектацией;

по внедрению новых прогрессивных  форм сбыта, послепродажного обслуживания и утилизации автотехники.

Для мониторинга и координации  функционирования автомобильной промышленности необходимо создание:

объединенного логистического центра;

центра перспективных технологий;

информационно-аналитического центра.

Одним из примеров современного логистического центра является создаваемый парк поставщиков автокомпонентов с привлечением иностранных компаний в Республике Татарстан в рамках особой экономической зоны «Алабуга».

Основными функциями центра перспективных  разработок (технологий) будут являться:

привлечение консультантов (экспертов);

проведение исследований рынков (маркетинг, социология, спрос, ожидание);

выдача рекомендаций автопроизводителям и участие в финансировании внедрения предлагаемых изменений.

 

Ожидаемые результаты

 

Результатом развития автомобильной  промышленности Приволжского федерального округа является создание современной конкурентоспособной автомобильной отрасли в Приволжском федеральном округе.

 

Авиастроение

 

Общая характеристика

 

В период с 2001 - 2009 годы авиастроительными  предприятиями Приволжского федерального округа было выпущено 49 гражданских  самолетов (без легких) и 478 гражданских  вертолетов, что составило 55,7% от количества всех выпущенных предприятиями авиапрома гражданских самолетов и 57,3% от выпущенных гражданских вертолетов.

Авиация – стратегическая для страны отрасль, определяющая во многом ее будущее. В сложившейся в мире системе разделения труда это одна из высокотехнологических отраслей, которая может стать основой для динамичного, несырьевого развития, поскольку в ней сконцентрирован интеллектуальный, инновационный, высокотехнологичный потенциал, накопленный за многие десятилетия.

Российская Федерация, включая предприятия Приволжского федерального округа, в настоящее время располагает всеми необходимыми ресурсами, чтобы возродить на новом уровне авиастроительную отрасль.

На территории Приволжского федерального округа сосредоточен крупнейший в стране комплекс из 64 предприятий, на которых занято более 80 тыс. работающих, 6 высших и средних учебных заведений авиастроительной направленности. По своей специализации они обеспечивают полный цикл авиастроения, включая фундаментальные и прикладные исследования, разработку, производство летательных аппаратов, авиационных тренажеров, поддержку эксплуатации и утилизации, образовательный процесс.

Предприятия округа в гг. Саратове, Самаре, Казани и Ульяновске до недавнего времени производили практически весь модельный ряд самолетов: региональный Як-40, ближнемагистральный Як-42, магистральный Ту-154, дальнемагистральный Ил-62 и самый большой в мире транспортный самолет – Ан-124. На этих самолетах до сих пор обеспечивается до 80% авиаперевозок в стране. Они составляли почти половину экспорта гражданских самолетов. Весом вклад предприятий округа в военную авиацию. На протяжении почти 60 лет стратегический оборонный паритет страны обеспечивается производимой в округе военной  авиатехникой.

На территории округа расположены хорошо оснащенные центры авиационного двигателестроения: научно-технический комплекс в г. Самара, специализирующийся на производстве турбовинтовых и турбореактивных двигателей «НК», конструкторское бюро в г. Пермь, специализирующееся на разработке двигателей для гражданской и военной авиации, а также промышленных газотурбинных установок и электростанций на базе авиационных технологий и моторный завод в г. Пермь, занимающийся серийным производством авиадвигателей для гражданской и военной авиации и разработавший семейства двигателей Д-30 и ПС-90.

В Республике Башкортостан, Оренбургской области и в Республике Татарстан выпускаются вертолеты семейства «Ка» и «Ми», в которых используются агрегаты и комплектующие, изготовленные на предприятиях гг. Перми, Уфы, Ульяновска, Чебоксар, Энгельса и других городов округа. Они составляют основу вооруженных сил страны, а также поставляются более чем в 80 стран мира.

Авиастроение Нижегородской области представлено 9 предприятиями и организациями, обладающими высоким научным и производственным потенциалом. Предприятиями Нижегородской области производятся авиационная техника военного (самолёты семейства МиГ) и гражданского назначения, разрабатываются и производятся гидроцилиндры, шасси и компоненты шасси летательных аппаратов всех типов, в рамках международной кооперации производятся детали самолетов типа «Аэробус». Разрабатываются и производятся агрегаты систем жизнеобеспечения, системы кондиционирования, регулирования давления воздуха герметических отсеков и систем нейтрального газа авиационной техники, системы управления летательными аппаратами силовых гидравлических, электромеханических гидроприводов и цилиндров, прецизионные авиационные датчики, приборы, системы для гражданской и военной авиации, датчики первичной информации (гироскопы, акселерометры), пилотажные приборы, курсовые системы, сигнализаторы обледенения и системы управления противообледенительными системами летательных аппаратов, а также производятся крепёжные изделия из титановых сплавов для соединения композиционных материалов и выполнения высоко-ресурсных соединений металлических деталей в авиастроительной промышленности.

В Пензенской области выпускаются  тренажеры для экипажей всех типов  летательных аппаратов, создаваемых  в Российской Федерации.

В г. Ульяновске расположены предприятия, выпускающие авионику для различных типов воздушных судов.

В округе сосредоточен потенциал авиастроения, аналоги которого есть только в США, Англии, Франции, и который сейчас ускоренно формируется в Китае. Существуют все необходимые предпосылки для формирования в округе конкурентоспособного авиационного кластера.

Кроме того, есть положительный опыт, сформированный во многом по инициативе самих предприятий, который может  обеспечить в ближайшие 3-6 лет получение  новых продуктов в товарных объемах. Так, при прямой финансовой поддержке из бюджета Республики Башкортостана освоено производство нового вертолета Ка-226 и модификации вертолетов Ка-31, Ка-32. Поддержка регионов позволила освоить производство нового регионального самолета Ан-140 (на 50 пассажиров) на авиационном заводе в г. Самара, вертолет Ка-226 на производственном объединении в г. Оренбург. В Республике Татарстан из внутренних ресурсов Республики в авиационные проекты было вложено около 550 млн. долларов США. Благодаря этому освоено производство пяти новых модификаций вертолета Ми-8 и вертолета «Ансат».  Разработан, сертифицирован и запущен в производство самолет Ту-214.

Моторостроительное производственное объединение в г. Казань, совместно  с Самарским научно-техническим комплексом им. Н.Д. Кузнецова освоили винтовентиляторный двигатель НК-93. Кроме того, совместно с Запорожским машиностроительным конструкторским бюро «Прогресс» имени академика А.Г.Ивченко создан двигатель Аи-22 для пассажирских самолетов Ту-324, Як-48.

 

Основные проблемы

 

За предыдущие годы появилось множество  проблем и факторов, препятствующих успешному развитию предприятий этой отрасли. К их числу можно отнести недозагрузку имеющихся производственных мощностей, износ оборудования, дефицит квалифицированных кадров, денежных ресурсов, низкую рентабельность производства, устаревшую систему управления предприятиями и другие.

Объем профильного производства в  отрасли сократился до 21,7%  
к уровню 1992 года. Количество выпущенных самолетов на авиационном заводе в г. Саратов сократилось со 100 до 2, авиационном заводе в г. Самара – с 60 до 1-2, на моторостроительном производственном объединении в г. Казань – с 43 до 2. Значительно сократилось производство вертолетов и производство авиационных двигателей. С 48 до 1 сократили выпуск авиационных тренажеров в Пензенском конструкторском бюро моделирования.

 

Основные цели, задачи и направления развития

 

Очевидна необходимость принятия ряда мер по оздоровлению  
и повышению эффективности работы предприятий авиастроительной отрасли. Авиационная промышленность требует организационной, технологической и кадровой модернизации.

Одной из перспективных форм развития авиационной промышленности Приволжского федерального округа является создание авиастроительного кластера как  объединяющей структуры, функционирующей на основе долгосрочных взаимоотношений, согласованной стратегии развития  
и координации деятельности, а также кластера по созданию авиационных двигателей нового поколения, как для гражданской, так и для военной авиации, способных существенно увеличить скорость и экономическую эффективность эксплуатации летательных аппаратов.

Основной научной базой создания таких кластеров являются государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П.Королева», в отношении которого установлена категория «национальный исследовательский университет», институт авиационного двигателестроения и газотурбинных технологий на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пермский государственный технический университет», в отношении которого также установлена категория «национальный исследовательский университет».

Пермскими предприятиями разработаны  и производятся новые авиационные двигатели ПС-90 для гражданской авиации и их модификации, в том числе ПС-90А2. Ряд пермских предприятий входит в число лидеров по применению современных композиционных материалов в авиационных двигателях.

В Ульяновской области реализуется проект развития авиационного кластера, объединяющего предприятия по производству и ремонтному обслуживанию самолетов; разработке и производству различных агрегатов для авиационных заводов и аэродромного оборудования; прикладным исследованиям и разработкам в конструировании узлов летательных аппаратов, в создании новых материалов и технологических процессов; а также высшие и средние специальные образовательные учреждения.

Кроме того, в округе будет реализовано  несколько значимых проектов, связанных с производством продукции, используемой в авиастроении.  
В частности, в г. Киров будет создан участок крупногабаритного магниевого литья и проведено технологическое перевооружение мощностей литейного производства до уровня технологического центра по литью. Реализация проекта позволит создать мощности по изготовлению крупногабаритного магниевого  
и алюминиевого литья для нужд оборонной и авиационной промышленности Российской Федерации на высоком научно-техническом уровне  
с использованием передовых технологий, обеспечивающих снижение себестоимости выпускаемой предприятиями продукции.

На базе международного аэропорта  «Ульяновск-Восточный» планируется создание особой экономической зоны портового типа. Резидентами особой экономической зоны портового типа будет осуществляться ремонт, техническое обслуживание, модернизация авиационной техники, производство авиакомплектующих, предоставляться аэропортовые и транспортно-логистические услуги.

Информация о работе Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года