Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:30, курсовая работа
Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана с учетом Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отраслевых и территориальных стратегий и концепций развития.
Ухудшение конкурентных позиций традиционных
российских автомобилей выражается,
в частности, в постепенном сближении
их цен
с ценами на зарубежные аналоги при сохранении
низкого качества.
Основные цели, задачи и направления развития
Доля автомобильной
Основными задачами развития автомобилестроения являются:
организационная, технологическая
и кадровая модернизация
с привлечением стратегических инвесторов
при обязательном условии использования
новейших производственных технологий;
модернизация производств компонентной базы. Приволжские автомобильные заводы способны обеспечить достаточные объемы производства для того, чтобы крупные производства автокомпонентов стали рентабельными;
реализация крупных инвестиционных проектов в автомобильной промышленности, связанных с совершенствованием технологических процессов в этой отрасли;
создание новых сборочных производств с использованием современных технологий ведущих зарубежных компаний;
создание и организация производства четырех и шестицилиндровых двигателей, в том числе двигателей класса Евро-4, Евро-5, широкого модельного ряда механических и автоматизированных коробок передач, в том числе коробок передач в 6-ти и 9-ти ступенчатых исполнениях;
создание семейства грузовых автомобилей нового поколения и семейства полноприводных многоцелевых автомобилей, а также организация производства пожарной, коммунальной и другой специальной техники;
развитие международной кооперации, привлечение стратегических инвесторов в производства комплектующих в регионах округа;
построение современной, отвечающей мировым требованиям, системы продаж и сервисного гарантийного обслуживания.
Одним из основных направлений развития отечественного автомобилестроения должно стать массовое внедрение новейших технологий в процесс производства конечной продукции, освоение производства широкой номенклатуры отечественных автокомпонентов, а также реализация крупных инвестиционных проектов в сфере автомобилестроения и производства автокомпонентов, в том числе с привлечением иностранных партнеров, на площадках существующих (Республика Татарстан) и создаваемых (Самарская область) особых экономических зон промышленно-производственного типа.
Важнейшим направлением автомобилестроения Приволжского федерального округа является развитие межрегиональных автомобильных кластеров:
по созданию новейших моделей автотехники;
по обеспечению автопрома Приволжского федерального округа современной отечественной комплектацией;
по внедрению новых
Для мониторинга и координации функционирования автомобильной промышленности необходимо создание:
объединенного логистического центра;
центра перспективных технологий;
информационно-аналитического центра.
Одним из примеров современного логистического центра является создаваемый парк поставщиков автокомпонентов с привлечением иностранных компаний в Республике Татарстан в рамках особой экономической зоны «Алабуга».
Основными функциями центра перспективных разработок (технологий) будут являться:
привлечение консультантов (экспертов);
проведение исследований рынков (маркетинг, социология, спрос, ожидание);
выдача рекомендаций автопроизводителям и участие в финансировании внедрения предлагаемых изменений.
Ожидаемые результаты
Результатом развития автомобильной промышленности Приволжского федерального округа является создание современной конкурентоспособной автомобильной отрасли в Приволжском федеральном округе.
Авиастроение
Общая характеристика
В период с 2001 - 2009 годы авиастроительными предприятиями Приволжского федерального округа было выпущено 49 гражданских самолетов (без легких) и 478 гражданских вертолетов, что составило 55,7% от количества всех выпущенных предприятиями авиапрома гражданских самолетов и 57,3% от выпущенных гражданских вертолетов.
Авиация – стратегическая для страны отрасль, определяющая во многом ее будущее. В сложившейся в мире системе разделения труда это одна из высокотехнологических отраслей, которая может стать основой для динамичного, несырьевого развития, поскольку в ней сконцентрирован интеллектуальный, инновационный, высокотехнологичный потенциал, накопленный за многие десятилетия.
Российская Федерация, включая предприятия Приволжского федерального округа, в настоящее время располагает всеми необходимыми ресурсами, чтобы возродить на новом уровне авиастроительную отрасль.
На территории Приволжского федерального округа сосредоточен крупнейший в стране комплекс из 64 предприятий, на которых занято более 80 тыс. работающих, 6 высших и средних учебных заведений авиастроительной направленности. По своей специализации они обеспечивают полный цикл авиастроения, включая фундаментальные и прикладные исследования, разработку, производство летательных аппаратов, авиационных тренажеров, поддержку эксплуатации и утилизации, образовательный процесс.
Предприятия округа в гг. Саратове, Самаре, Казани и Ульяновске до недавнего времени производили практически весь модельный ряд самолетов: региональный Як-40, ближнемагистральный Як-42, магистральный Ту-154, дальнемагистральный Ил-62 и самый большой в мире транспортный самолет – Ан-124. На этих самолетах до сих пор обеспечивается до 80% авиаперевозок в стране. Они составляли почти половину экспорта гражданских самолетов. Весом вклад предприятий округа в военную авиацию. На протяжении почти 60 лет стратегический оборонный паритет страны обеспечивается производимой в округе военной авиатехникой.
На территории округа расположены хорошо оснащенные центры авиационного двигателестроения: научно-технический комплекс в г. Самара, специализирующийся на производстве турбовинтовых и турбореактивных двигателей «НК», конструкторское бюро в г. Пермь, специализирующееся на разработке двигателей для гражданской и военной авиации, а также промышленных газотурбинных установок и электростанций на базе авиационных технологий и моторный завод в г. Пермь, занимающийся серийным производством авиадвигателей для гражданской и военной авиации и разработавший семейства двигателей Д-30 и ПС-90.
В Республике Башкортостан, Оренбургской области и в Республике Татарстан выпускаются вертолеты семейства «Ка» и «Ми», в которых используются агрегаты и комплектующие, изготовленные на предприятиях гг. Перми, Уфы, Ульяновска, Чебоксар, Энгельса и других городов округа. Они составляют основу вооруженных сил страны, а также поставляются более чем в 80 стран мира.
Авиастроение Нижегородской области представлено 9 предприятиями и организациями, обладающими высоким научным и производственным потенциалом. Предприятиями Нижегородской области производятся авиационная техника военного (самолёты семейства МиГ) и гражданского назначения, разрабатываются и производятся гидроцилиндры, шасси и компоненты шасси летательных аппаратов всех типов, в рамках международной кооперации производятся детали самолетов типа «Аэробус». Разрабатываются и производятся агрегаты систем жизнеобеспечения, системы кондиционирования, регулирования давления воздуха герметических отсеков и систем нейтрального газа авиационной техники, системы управления летательными аппаратами силовых гидравлических, электромеханических гидроприводов и цилиндров, прецизионные авиационные датчики, приборы, системы для гражданской и военной авиации, датчики первичной информации (гироскопы, акселерометры), пилотажные приборы, курсовые системы, сигнализаторы обледенения и системы управления противообледенительными системами летательных аппаратов, а также производятся крепёжные изделия из титановых сплавов для соединения композиционных материалов и выполнения высоко-ресурсных соединений металлических деталей в авиастроительной промышленности.
В Пензенской области выпускаются тренажеры для экипажей всех типов летательных аппаратов, создаваемых в Российской Федерации.
В г. Ульяновске расположены предприятия, выпускающие авионику для различных типов воздушных судов.
В округе сосредоточен потенциал авиастроения, аналоги которого есть только в США, Англии, Франции, и который сейчас ускоренно формируется в Китае. Существуют все необходимые предпосылки для формирования в округе конкурентоспособного авиационного кластера.
Кроме того, есть положительный опыт, сформированный во многом по инициативе самих предприятий, который может обеспечить в ближайшие 3-6 лет получение новых продуктов в товарных объемах. Так, при прямой финансовой поддержке из бюджета Республики Башкортостана освоено производство нового вертолета Ка-226 и модификации вертолетов Ка-31, Ка-32. Поддержка регионов позволила освоить производство нового регионального самолета Ан-140 (на 50 пассажиров) на авиационном заводе в г. Самара, вертолет Ка-226 на производственном объединении в г. Оренбург. В Республике Татарстан из внутренних ресурсов Республики в авиационные проекты было вложено около 550 млн. долларов США. Благодаря этому освоено производство пяти новых модификаций вертолета Ми-8 и вертолета «Ансат». Разработан, сертифицирован и запущен в производство самолет Ту-214.
Моторостроительное
Основные проблемы
За предыдущие годы появилось множество проблем и факторов, препятствующих успешному развитию предприятий этой отрасли. К их числу можно отнести недозагрузку имеющихся производственных мощностей, износ оборудования, дефицит квалифицированных кадров, денежных ресурсов, низкую рентабельность производства, устаревшую систему управления предприятиями и другие.
Объем профильного производства в
отрасли сократился до 21,7%
к уровню 1992 года. Количество выпущенных
самолетов на авиационном заводе в г. Саратов
сократилось со 100 до 2, авиационном заводе
в г. Самара – с 60 до 1-2, на моторостроительном
производственном объединении в г. Казань
– с 43 до 2. Значительно сократилось производство
вертолетов и производство авиационных
двигателей. С 48 до 1 сократили выпуск авиационных
тренажеров в Пензенском конструкторском
бюро моделирования.
Основные цели, задачи и направления развития
Очевидна необходимость
и повышению эффективности работы предприятий
авиастроительной отрасли. Авиационная
промышленность требует организационной,
технологической и кадровой модернизации.
Одной из перспективных форм развития
авиационной промышленности Приволжского
федерального округа является создание
авиастроительного кластера как
объединяющей структуры, функционирующей
на основе долгосрочных взаимоотношений,
согласованной стратегии развития
и координации деятельности, а также кластера
по созданию авиационных двигателей нового
поколения, как для гражданской, так и
для военной авиации, способных существенно
увеличить скорость и экономическую эффективность
эксплуатации летательных аппаратов.
Основной научной базой
Пермскими предприятиями разработаны и производятся новые авиационные двигатели ПС-90 для гражданской авиации и их модификации, в том числе ПС-90А2. Ряд пермских предприятий входит в число лидеров по применению современных композиционных материалов в авиационных двигателях.
В Ульяновской области реализуетс
Кроме того, в округе будет реализовано
несколько значимых проектов, связанных
с производством продукции, используемой
в авиастроении.
В частности, в г. Киров будет создан участок
крупногабаритного магниевого литья и
проведено технологическое перевооружение
мощностей литейного производства до
уровня технологического центра по литью.
Реализация проекта позволит создать
мощности по изготовлению крупногабаритного
магниевого
и алюминиевого литья для нужд оборонной
и авиационной промышленности Российской
Федерации на высоком научно-техническом
уровне
с использованием передовых технологий,
обеспечивающих снижение себестоимости
выпускаемой предприятиями продукции.
На базе международного аэропорта «Ульяновск-Восточный» планируется создание особой экономической зоны портового типа. Резидентами особой экономической зоны портового типа будет осуществляться ремонт, техническое обслуживание, модернизация авиационной техники, производство авиакомплектующих, предоставляться аэропортовые и транспортно-логистические услуги.