Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:30, курсовая работа

Краткое описание

Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана с учетом Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отраслевых и территориальных стратегий и концепций развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Proekt Strategii social'no-jekonomicheskogo razvitija Privolzhskogo federal'nogo okruga na period do 2020 goda.doc

— 884.50 Кб (Скачать файл)

Строительство железнодорожной магистрали «Соликамск -  Сыктывкар - Архангельск», соединяющей Приволжье и Урал с портами Белого и Баренцева морей (проект «Белкомур»), расширит межрегиональный транзитный потенциал округа. В дальнейшем, с формированием Северного транспортного коридора как трансконтинентального грузового пути, будет обеспечен кратчайший путь в Северную Европу не только из Сибири, но и из Казахстана и Центральной Азии.

 

Ожидаемые результаты

 

Реализация проектов развитии транзитного потенциала позволит повысить уровень интеграции округа в единое экономическое пространство России и обеспечить эффективное подключение к глобальной транспортной системе, что создаст стратегические конкурентные преимущества для развития экономики округа.

                3.2. Развитие энергетической инфраструктуры

 

Общая характеристика

 

Потребление электрической энергии  в Приволжском федеральном округе в 2008 году составило 189 млрд. кВт/ч (19% от уровня Российской Федерации в целом). В структуре потребления электрической энергии более 65% от всего объема приходится на 5 регионов – Пермский край, Республику Татарстан, Республику Башкортостан, Самарскую область и Нижегородскую область. По видам деятельности наибольшая доля приходится на обрабатывающие производства (36%), транспорт и связь (12%), потребление электрической энергии населением (11%). Энергосистемы, обеспечивающие энергоснабжение Приволжского федерального округа, действуют в составе объединенных энергосистем Средней Волги и Урала, и с учетом передачи избытков мощности и электроэнергии в соседние регионы являются сбалансированными. При этом в ряде энергетических узлов имеются локальные дефициты мощности, например, в городских округах Новокуйбышевск и Чапаевск Самарской области, Пермско-Закамском и Березниковско-Соликамском энергоузлах Пермского края, существует дефицит мощности в Северном энергорайоне (Чувашская Республика, Республика Марий Эл, Казанский энергорайон Республики Татарстан), центральной части Нижегородской энергосистемы (Семеново-Борский район) и иные проблемные «узкие места», связанные с неравномерным распределением генерации и потребления по территории округа.

Общая установленная мощность электростанций, расположенных на территории Приволжского федерального округа, в 2008 году составила 43,4 ГВт (20% от уровня Российской Федерации). Генерирующие мощности распределены на территории округа неравномерно: более 20% производимой в округе электрической энергии приходится на Саратовскую область, аналогичный показатель составляет более 10% в ряде других регионов: в республиках Башкортостан и Татарстан, в Пермском крае, в Самарской области, доля остальных регионов Приволжского федерального округа в производстве электрической энергии незначительна.

В структуре генерирующих мощностей  наибольшую долю занимают тепловые электростанции (71% от установленной мощности и 70% производства электрической энергии) со значительной долей промышленных ТЭЦ, ориентированных на предприятия нефтепереработки и химии органического синтеза.

Доля гидроэлектростанций в  структуре генерирующих мощностей  занимает 20% от установленной мощности и 14% от выработки электроэнергии в Приволжском федеральном округе. ГЭС Волжско-Камского каскада играют важнейшую роль в поддержании величины транзитных перетоков с объединенных энергетических систем Центра, Урала и Сибири.

В Саратовской области расположена крупнейшая в России Балаковская атомная электрическая станция (9% от установленной мощности и 16% от производства электрической энергии в округе).

Приволжский федеральный округ  имеет развитую магистральную электросетевую инфраструктуру, обеспечивающую транзитные перетоки электроэнергии как в границах округа, так и между объединенными энергетическими системами Центра, Средней Волги, Урала и Сибири. Структурообразующее значение в единой энергосистеме страны электроэнергетика Приволжского федерального округа сохранит в период до 2020 года и на более далекую перспективу.

 

Основные проблемы

 

К основным проблемам электроэнергетики в Приволжском федеральном округе относятся:

физический износ гидротехнических сооружений и оборудования ГЭС;

высокая доля газа в топливном балансе тепловых электростанций Приволжского федерального округа (более 94% в общем объеме потребленного электростанциями органического топлива);

отставание в переходе к современным  технологиям использования газового топлива (парогазовые технологии);

неоптимальные режимы теплоснабжения крупных городов, недостаточно полная загрузка ТЭЦ в теплофикационном режиме;

ограничение выдачи мощности от крупнейших объектов генерации Приволжского федерального округа (Саратовская ГЭС, Балаковская АЭС);

предельная загруженность пропускной способности внешних и внутренних сечений, ряда высоковольтных электрических связей 500-220 кВ и исчерпание трансформаторной мощности отдельных объектов 500 кВ при транзите энергии и мощности по территории округа;

высокий физический износ распределительных  электрических сетей, проблемы, связанные  с локальными дефицитами мощности в  отдельных районах и проблемы распределительных сетей (напряжения 110 кВ и ниже), связанные с перераспределением нагрузки на узлы сети, а также с присоединением новых потребителей в условиях динамичного социально-экономического роста отдельных районов;

отсутствие условий и предпосылок  быстрому развитию маломасштабной распределенной генерации и систем локальной энергетики для энергоснабжения потребителей округа с использованием местных топливных ресурсов и потенциала возобновляемой энергетики.

 

Основные цели, задачи и направления развития

 

Целями развития энергетической инфраструктуры Приволжского федерального округа на период до 2020 года являются:

устранение инфраструктурных ограничений  и рисков социально-экономического развития округа и гарантированное удовлетворение перспективного совокупного спроса экономики и населения округа на энергию. Расчетные данные спроса на электроэнергию по Приволжскому федеральному округу обосновывают рост потребления электрической энергии в округе  
в 2020 году до 222 млрд. кВт/ч, что на 17,4% выше уровня 2008 года;

поддержка ключевых конкурентных преимуществ экономики Приволжского федерального округа путем повышения эффективности использования энергии и снижения к 2020 г. энергоемкости валового регионального продукта округа (в постоянных ценах) на 40% по сравнению с 2008 г.

Основными задачами и направлениями развития электроэнергетической инфраструктуры Приволжского федерального округа на период до 2020 года являются:

1. Развитие крупных объектов  генерации: 

строительство новых объектов генерации  федерального значения (планируется Нижегородская АЭС с вводом  к 2020 году 1150 МВт мощности);

модернизация и техническое перевооружение ТЭС на газовом топливе, замена оборудования паросиловых установок на современные парогазовые технологии с достижением эффективности использования топлива (термический КПД) для ТЭС на газе 60%, для ТЭС на твердом топливе – 53%;

модернизация и техническое  перевооружение действующих ГЭС  Волжско-Камского каскада с увеличением  их мощности, что предполагает внедрение  в Приволжском федеральном округе условий более эффективного, комплексного, социально- и экологически безопасного использования уникального Волжско-Камского каскада ГЭС. Выявление нереализуемых возможностей гидропотенциала должно сопровождаться разработкой условий их использования.

2. Развитие маломасштабных объектов  генерации с широким использованием  возобновляемых источников энергии и повышением эффективности использования энергоресурсов:

использование ресурсов возобновляемых источников энергии (ВИЭ)  
на территории округа с учетом их разнообразия и оценки технически реализуемого потенциала (в суммарном потенциале ВИЭ на территории округа доля каждого вида составляет: солнце – 54%, малые ГЭС – 1%, ветер – 6%, биомасса – 3%, НПТ – 3%, георесурсы – 35%);

повышение в структуре генерации Приволжского федерального округа суммарной доли новых объектов, использующих разные виды ВИЭ без учета средних и крупных ГЭС;

расширение использования местных  видов топлива (торфа, древесины, отходов  производства, биомассы), утилизации вторичной  энергии инфраструктур городского хозяйства, других источников энергии для замещения углеводородных видов топлива на объектах генерации, для чего планируется применение современных технологий, обновление парка оборудования, освоение месторождений местных видов топлива, совершенствование транспортной и сервисной инфраструктуры.

3. Реализация проектов, связанных с повышением эффективности тепловой генерации и теплоснабжения в Приволжском федеральном округе, в том числе:

сокращение потерь в тепловых сетях  к 2020 году до целевого индикатора 10,7% от отпуска тепловой энергии в сеть и увеличением доли комбинированной выработки электроэнергии и тепла на крупных ТЭЦ;

развитие распределенной генерации  на базе когенерации, перевод крупных и средних котельных в ПГУ-ГТУ- и ГПУ-ТЭЦ.

Реализация государственной политики в части развития системы теплоснабжения в Приволжском федеральном округе будет осуществляться в соответствии с положениями Федерального закона «О теплоснабжении».

4. Развитие электросетевой инфраструктуры  на территории Приволжского федерального округа:

создание новых магистральных  электрических сетей высокого напряжения для покрытия энергодефицита, который может возникнуть в ряде регионов округа после 2015 г.;

усиление межсистемного сечения  Центр – Средняя Волга –  Урал для обеспечения требуемой  пропускной способности межсистемных связей по главным направлениям передачи электрической энергии в ЕЭС России в период до 2020 года;

ввод электросетевых объектов, обеспечивающих выдачу мощности новых  и расширяемых электростанций, намечаемых к сооружению в округе генерирующими компаниями на период до 2020 г.;

целенаправленное устранение совокупности проблем «узких мест» энергетической инфраструктуры регионов Приволжского федерального округа и отдельных энергоузлов (включая Северный энергорайон, центральную и южную части Самарской области, Балаково-Саратовский район, Семеново-Борский район и другие);

снижение уровня потерь электроэнергии в электрических сетях всех классов  напряжения к 2020 году до целевого индикатора 8,3%;

внедрение современных информационных технологий (в том числе активно-адаптивных сетей) при создании и эксплуатации электросетевых комплексов в целях повышения надежности, снижения потерь, оптимизации графиков нагрузки, управления спросом на энергию;

снижение затрат на присоединение  к сетям и повышение доступности  энергоснабжения всем потребителям, включая малый и средний бизнес;

развитие инфраструктуры сельских и удаленных районов в регионах Приволжского федерального округа.

Для реализации государственной политики в сфере развития энергетической инфраструктуры на федеральном уровне и уровне отдельных регионов Приволжского федерального округа необходимы следующие инструменты: среднесрочные программы  развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа; системный мониторинг ситуации в региональной электроэнергетике и долгосрочное прогнозирование ее развития; разработка энергетического баланса Приволжского федерального округа, включающего в себя определение прогнозных объемов, структуры и территориального распределения потребления электрической и тепловой энергии, региональных инновационных, технических, экономических и экологических приоритетов в электроэнергетике; использование программно-целевого подхода для достижения целевых индикаторов энергоэффективности; соглашения о взаимодействии между субъектами Приволжского федерального округа, крупнейшими субъектами электроэнергетики, инвесторами и другими заинтересованными сторонами для определения целевых ориентиров и решения задач долгосрочной надежности электроснабжения регионов округа.

Эффективная государственная политика предполагает, что среди проблем  и задач развития электроэнергетической  инфраструктуры Приволжского федерального округа должны быть выделены ключевые приоритеты, которые носят межрегиональный и межотраслевой характер и дают мультипликативный эффект для устойчивого развития экономики всего округа. Такие приоритетные направления политики могут быть реализованы только при существенной поддержке государства и кооперации регионов округа на проектной основе.

На период до 2020 года определены следующие  приоритетные проекты (направления), реализуемых на уровне федерального округа:

проект «Хозяин Волги» по восстановлению и развитию инженерных систем и природного комплекса Волжского бассейна с учетом интересов государства и основных групп водопользователей (в т.ч. ГЭС Волжско-Камского каскада). Содержанием деятельности в рамках проекта станет обустройство и эксплуатация водохранилищ и шлюзовых сооружений гидроузлов, строительство сооружений и систем инженерной защиты территорий от подтоплений, создание межрегиональных центров по обеспечению надежной работы и безопасности водозаборов питьевого и технического назначения, строительство и эксплуатация причальных и берегоукрепительных сооружений, систем безопасного пропуска паводковых вод, береговых и русловых водозаборных сооружений, внедрение экологически чистых технологий, создание современных систем контроля состояния природной среды и др.;

проект «Эффективное теплоснабжение и энергосбережение в Приволжском федеральном округе» по повышению энергоэффективности путем модернизации систем теплоснабжения на инновационной технологической базе, увеличению доли комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, оптимизации экономических отношений в данной сфере, энергосбережению и инвестициям в инфраструктуру теплоснабжения, в т.ч. путем вовлечения научно-промышленного потенциала округа;

проект «Распределенная энергетика»  по частичному замещению углеводородных видов топлива и развитию нового направления энергетической инфраструктуры локальных территорий, удаленных и имеющих слабые электрические связи. Для энергоснабжения таких территорий округа с учетом наличия местных видов топлива, ресурсов ВИЭ и технических возможностей современной маломасштабной генерации целесообразна разработка и применение гибких решений на основе комплексных локальных энергетических систем. Содержанием проекта станет формирование межрегионального кластера по проектированию, созданию и обслуживанию таких систем распределенной энергетики. Для массового распространения в Приволжском федеральном округе будет сформирована информационная инфраструктура и созданы институциональные предпосылки, включая кооперационную сеть проектных институтов, инжиниринговых компаний, производителей оборудования, эксплуатирующих организаций и др. На первом этапе формирования данного кластера должны быть реализованы пилотные проекты в регионах с высокой готовностью к развитию локальной энергетики и имеющих проектные заделы по строительству объектов распределенной генерации, малых ГЭС, использованию местных видов топлива.

Информация о работе Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года