Сущность инфляции и ее виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрыть сущность инфляции, ее теории, а также понятие и основные механизмы функционирования антиинфляционной политики, так как управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая МАХА.docx

— 139.03 Кб (Скачать файл)

В зависимости от характера  проявления различают следующие  виды инфляции:

  • Открытая — положительный рост уровня цен в условиях свободных, нерегулируемых государством цен.
  • Подавленная (закрытая) — усиление товарного дефицита, в условиях жесткого государственного контроля за ценами.

В зависимости от причин вызывающих инфляцию выделяют:

  • Инфляция спроса
  • Инфляция издержек
  • Структурная и институциональная инфляция

Прочие виды инфляции:

  • Сбалансированная — цены разных товаров меняются в одинаковой степени и одновременно.
  • Несбалансированная — цены на товары растут неодинаково, что может привести к нарушению ценовых пропорций.
  • Ожидаемая — позволяет предпринять меры защиты. Обыноч рассчитывается государсвенными органами статистики.
  • Неожидаемая
  • Импортируемая — развивается под воздействием внешних факторов.

Причины инфляции.

Инфляция вызывается монетарными  и структурными причинами:

  • монетарные: несоответствие денежного спроса и товарной массы, когда спрос на товары и услуги превышает размер товарооборота; превышение доходов над потребительскими расходами; дефицит государственного бюджета; чрезмерное инвестирование — объем инвестиций превышает возможность экономики; опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда;
  • структурные причины: деформация народно-хозяйственной структуры, выражающаяся в отставании развития отраслей потребительского сектора; снижение эффективности капиталовложения и сдерживание роста потребления; несовершенство системы управления экономикой;
  • внешние причины — сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового платежного баланса.

В зависимости от причин возникновения  рассматривают два основных источника  возникновения инфляции: спрос и  предложение.

Инфляция спросом порождается избытком совокупного спроса, за которым по определенным причинам не успевает производство. Избыточный спрос приводит к повышению цен, создаёт возможности для увеличения прибыли предприятий. Предприятия расширяют производство, привлекают дополнительную рабочую силу и экономические ресурсы. Растут денежные доходы владельцев ресурсов, что способствует дальнейшему росту спроса и росту цен.

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Инфляция спроса

 

Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением  издержек производства в условиях недоиспользования  производственных ресурсов

При негативной экономической конъюнктуре  уменьшается предложение в экономике. Как правило, это связано с ростом цен на факторы производства. Издержки производства возрастают и перекладываются на цену выпускаемой продукции. Если эта продукция также является ресурсом для какой-либо фирмы, то и она вынуждена повышать цену. Другой вариант развития событий возможен, если из-за высокой эластичности спроса на товар предприниматель не может повысить цену. В этом случае его прибыль уменьшается, и часть капиталов из-за падающей доходности покидает производство и уходит в сбережения.

Также факторами инфляции предложения  могут стать высокие налоги, высокие  ставки процента на капитал и рост цен на мировых рынках. В последнем  случае дорожает импортное сырье, а  соответственно, и отечественная  продукция.

Следует отметить, что в этом случае не только растут цены, но и уменьшается  равновесный объем производства. Такая ситуация не противоречит утверждению, что экономика функционирует  при полной занятости всех ресурсов, поскольку полная занятость предполагает использование всех факторов производства, предлагаемых по данной цене.

 

 

Рисунок 3 – Инфляция предложения

 

Инфляция предложения  возникла в результате изменения  издержек на единицу продукции и  изменения рыночного предложения  товара. В этом случае отсутствует  избыточный спрос. Издержки на единицу  продукции растут по причине подорожания  сырья, полуфабрикатов, роста заработной платы, но при этом рост уровня цен  на готовую продукцию отстает  от роста издержек.

Предприятия в результате теряют прибыль и даже могут иметь  убытки, производство закрывается. При  этом снижается предложение товаров, отсюда — рост уровня цен.

 

 

1.2 Понятие и значение антиинфляционной политики

 

 

Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос – ликвидировать инфляцию путем  радикальных мер или адаптироваться к ней.

Многообразные  негативные  социальные и экономические последствия  инфляции заставляют правительства  разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику. Цель антиинфляционной политики заключается  в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия  в области политики доходов, а  также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных  денежных реформ. Методы борьбы с инфляцией  могут быть прямые и косвенные.

Косвенные методы включают в себя:

    • Регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;
    • Регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;
    • Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Прямые методы регулирования  покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:

    • Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;
    • Государственное регулирование цен;
    • Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;
    • Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней  два подхода. В рамках первого  подхода (его разрабатывают представители  современного кейнсианства) предусматривается  активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы  инфляции. Однако одновременно ограничивается и рост производства, что может  привести к застою и даже кризисным  явлениям в экономике, к расширению безработицы.

Второй подход рекомендуется  экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное  регулирование, косвенно и гибко  воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству  Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении  и ставку ссудного процента, воздействуя, таким образом, на экономику.

Современная рыночная экономика  инфляционная по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.).

В связи с этим, очевидно, что задача полностью ликвидировать  инфляцию нереально. Видимо, поэтому  многие государства ставят перед  собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.

Фискальная политика - это манипулирование государственным бюджетом (правительственными расходами и налогообложением) для достижения выдвинутых целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции.

Фискальная политика может  сыграть позитивную роль в борьбе с инфляцией.

Стратегия гашения адаптивных инфляционных ожиданий предполагает изменение  психологии потребителей, избавление их от страха перед обесценением сбережений, предотвращение нагнетания текущего спроса. Решить проблему адаптивных инфляционных ожиданий желательно по быстрее и до того, как инфляция будет поставлена под контроль.

Судя по практике антиинфляционного  регулирования, сделать это возможно при выполнении двух условий:

1)Всемерное укрепление  механизмов рыночной системы,  которые способны снизить цены  или хотя бы замедлить их  рост. Лишь в этом случае вероятно  изменение психологии потребителей, устранение из нее инфляционных  мотивов. Потребитель должен убедиться,  что колебания цен на сравнительно  небольшое количество товаров  и услуг происходят под влиянием  спроса и предложения;

2)Существование правительства  национального согласия, пользующегося  доверием большинства граждан  и проводящего антиинфляционную  политику. При этом правительств  ставит перед собой вполне  определенные, практически осуществимые  и легко проверяемые антиинфляционные  задачи, заблаговременно информируя  об этом население.

В инфляционной экономике  денежная политика должна играть главенствующую роль. Только руководствуясь принципом, что в инфляционной обстановке нет  и не может быть причин, вынуждающих  превысить лимит денежной массы, государство имеет шанс остановить инфляцию.

Режим жестких денежных ограничений  относится к сильнодействующим  регуляторам экономики, и пользоваться им надо с предельной осторожностью. Поскольку рыночные механизмы работают не идеально, проведение антиинфляционной денежной политики сначала обязательно  оборачивается резким подъемом процентных ставок. Так, в начале 70-х годов  подобные действия Федеральной резервной  системы США стали одной из причин волны банкротств, а в 1981 - 1982 годах способствовали спаду, охватившему  всю американскую экономику.

В высокомонополизированном хозяйстве, где доминирует государственный  сектор и не развиты рыночные механизмы, установление жестких лимитов на прирост денежной массы ведет  не только к стабилизации цен, но и  к сокращению объемов производства. Поэтому антиинфляционная денежная политика должна сочетаться с разгосударствлением  экономики, ее демонополизацией, развитием  рыночной инфраструктуры.

Стратегическая задача сокращения бюджетного дефицита может решиться двумя путями: увеличением налогов  и уменьшением расходов государства.

Рост налогов, формирующих  доходную часть бюджета, может принести краткосрочный результат. В долгосрочном периоде такая политика оборачивается  снижением инвестиций и замедлением  экономического развития. Высокие ставки налогов могут вызвать сужение  налоговой базы, т.е. суммы доходов, с которых идут отчисления в бюджет.

Совершенствование налоговой  системы можно превратить в элемент  антиинфляционной стратегии. Снижение ставок налога на прибыль и добавленную  стоимость или применение других схем налогового стимулирования дает дополнительный импульс инвестиционному  процессу, а от него в отдаленной перспективе следует ждать увеличения производств и занятости, следовательно, массы доходов, подлежащих налогообложению. В конечном счете, вероятен рост государственных  доходов и сокращение дефицита.

Понижение ставок подоходных налогов приведет к увеличению личных сбережений, если удастся переломить инфляционную психологию потребителей. Тогда прирост сбережений пойдет как на финансирование экономического развития, так и на покрытие дефицита бюджета. Напомним, что с точки  зрения инфляции такой вариант предпочтительнее, чем правительственные займы  в центральном банке или денежная эмиссия. Чтобы такой поворот  стал реальностью, подоходное налогообложение  должно строиться на основе прогрессивной  шкалы, а снижение ставок распространяться, прежде всего на лиц с высокими доходами, ибо у них склонность к сбережению выше, чем у малоимущих.

Информация о работе Сущность инфляции и ее виды