Сущность инфляции и ее виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрыть сущность инфляции, ее теории, а также понятие и основные механизмы функционирования антиинфляционной политики, так как управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая МАХА.docx

— 139.03 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем новый  метод предполагает повышенную ответственность  регулирующих органов за достижение намеченных показателей, повышенную транспарентность монетарной политики путем оповещения общественности о целях и планах финансовых властей. Так, центральные  банки отдельных стран, перешедших на метод инфляционного таргетирования, регулярно публикуют так называемые инфляционные отчеты, в которых сообщают о достижениях и объясняют  свои дальнейшие действия. В свою очередь  открытость информации в сочетании  с успехом деятельности по достижению провозглашенных целей предполагает большую предсказуемость реакции  экономики на результаты политики, осуществляемой органами денежного регулирования.

Быстрый рост экономики, особенно с учетом специфики нашей нефтедобывающей  страны, давал возможность расти  всем. А одна из главных проблем  ускоренного роста экономики  – это потеря контроля над эффективностью производства, над динамикой затрат. Рост зарплат объяснялся дефицитом  квалифицированной рабочей силы и профессиональных кадров, который  спровоцировал гонку перетягивания  специалистов через рост оплаты их труда. При этом необоснованно высокая  динамика роста зарплат, само собой, закладывалась в себестоимость  всех производимых товаров и услуг  – точно так же, как рост стоимости  всех инвестиционных ресурсов. Та же коррупция  сегодня – это немалая часть  производственных затрат и одна из причин снижения эффективности производства.

Таким образом, Казахстан  накапливал негативные тенденции в  системе начиная с 2000-2001 годов. К  примеру, осенью 2008 года произошла либерализация  цен на электроэнергию и ее транспортировку. А ведь есть такой инструмент, как  межотраслевой баланс в укрупненной  номенклатуре. Он позволяет достаточно точно подсчитать, каким образом  изменение цен на электроэнергию на 1% повлияет на все экономическое  воспроизводство, снижение эффективности, доходы в бюджет и т.д. Однако этот инструмент не используется. В результате принимаются непросчитанные решения, дающие очень сильный толчок росту  цен.

О недочетах нынешнего  экономического управления говорит  и тот факт, что при расчете  индекса потребительских цен  госорганы упустили самое главное. В последние годы очень серьезно изменилась структура доходов населения в разрезе определенных групп, между тем методики обследования и расчета индекса остались прежними. В результате происходит искажение индекса цен на потребительские товары, и он неадекватно отражает реальную ситуацию с инфляцией. Есть определенные основания предполагать, что статистика «подрисовывается», и в последние годы реальный рост цен выше, чем показывается. Забили тревогу и объявили войну инфляции только сейчас, когда она уже вылезла наружу и живет по своим законам, а ведь все ее базовые тенденции закладывались раньше.

Очень важно отойти от соблазна простого решения проблем: мол, давайте  привезем импорт, тогда цена будет  лучше. В 2009 году добавится еще одна проблема – снижение банковского  кредитования торговых операций. Это  приведет к сужению поставок товаров  на рынок, что будет грозить новым  витком инфляции. Кроме того, открытие рынка для импорта будет подрывать  потенциал отечественного производителя. Многие отрасли сразу окажутся непривлекательными для инвестирования.

На мой взгляд, нужно  идти по пути предметной работы по каждому  фактору, приводящему к росту  издержек производства, изменению структуры  производства. В последние годы наблюдается  увлечение программными лозунгами. Но сегодня в них мало кто верит. Нужно заниматься базовыми вещами, а не латанием новых дыр. Для этого  необходим фундаментальный анализ причин инфляции. На нынешнем этапе, когда  происходит смена парадигмы развития, важно наладить нормальную, адекватную систему экономического анализа, прогнозирования  и принятия решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ  ФУНКЦИЙ ДЕНЕГ В  
УСЛОВИЯХ ИНФЛЯЦИИ 

 

                                                                                       

3.1 Основные проблемы и пути  совершенствования антиинфляционной  политики в Республике Казахстан

 

 

Учитывая большую зависимость  дальнейшего состояния экономики  страны от цен на энергоресурсы, особенно на нефть, и притоков капитала в страну, при разработке прогноза инфляции на 2009 годы рассматривались 3 сценария развития экономики:

- сценарий «умеренные  цены на нефть при умеренном  притоке капитала» (цены на  нефть ниже 60 долларов за баррель,  приток капитала ниже среднегодового  притока капитала в страну  за последние 2 года);

- сценарий «умеренные  цены на нефть при высоком  притоке капитала» (цены на  нефть ниже 60 долларов за баррель,  приток капитала выше среднегодового  притока капитала в страну  за последние 2 года);

- сценарий «высокие цены  на нефть» (цены на нефть выше 60 долларов за баррель).

При всех трех вариантах  принято предположение о том, что будущая динамика основных показателей  реального сектора будет соответствовать  показателям Среднесрочного плана. Так, предполагается, что среднегодовой  за прогнозный период рост ВВП составит 9,6%, инвестиций в основной капитал - 1 8-20%, заработной платы - 8% в год, трансфертов  из бюджета физическим лицам - 8% в  год. Кроме того, предполагалось, что, согласно утвержденному республиканскому бюджету на 2012 год, расходы республиканского бюджета на 2012 год по сравнению с расходами бюджета 2011 года увеличатся на 28,1%.

Также были приняты во внимание меры, принимаемые Национальным Банком и АФН в рамках работы по ограничению  притока иностранного капитала, привлекаемого  банками второго уровня.

Динамика инструментов денежно-кредитной  политики определялась исходя из складывающейся ситуации отдельно для каждого сценария.

При сценарии «умеренные цены на нефть при умеренном притоке  капитала» предполагается, что оценка снижения цен на нефть в качестве долгосрочной тенденции и повышение  стоимости заимствования на международных  рынках капитала будут обеспечивать снижение объемов нового внешнего финансирования нефтедобывающих проектов и чистого  внешнего заимствования банков второго  уровня.

При уровне мировых цен  на нефть, не превышающем 60 долларов за баррель, темпы роста экспорта товаров  и услуг будут составлять около 4-6% в 2009 годах. Профицит баланса товаров  и международных услуг будет  компенсировать рост выплат по внешним долговым обязательствам и выплат дивидендов прямым иностранным инвесторам. Ожидается, что в 2009 году увеличится до 1% к ВВП.

С переходом к завершающей  стадии наиболее капиталоемких проектов разработки месторождений нефти  и газа после 2008 года произойдет постепенное  снижение объемов финансирования в  виде прямых иностранных инвестиций. Дополнительные объемы финансирования будут обеспечиваться за счет привлечения  внешних займов банками и предприятиями  республики.

Приток иностранного капитала и экспортной валютной выручки будет  способствовать сохранению фундаментальных  факторов возможного укрепления тенге, а также дальнейшему накоплению международных резервов и активов  Национального фонда.

При этом сценарии активы банков будут расти в среднем за предстоящий  трехлетний период на 27% в год. Рост обязательств банков перед нерезидентами  составит порядка 9,5-10 млрд. долларов в  год.

Среднегодовые темпы роста  международных резервов и активов  Национального фонда составят в  рассматриваемый период 10% и 23% соответственно.

Среднегодовые значения основных инструментов денежно-кредитной политики на 2009-2012 годы, позволяющие получить допустимые значения прогнозов инфляции для данного сценария, выбраны на уровне: переводимые депозиты банков в Национальном Банке - 790 млрд. тенге, другие депозиты банков в Национальном Банке - 320 млрд. тенге, объем нот в обращении - 270 млрд. тенге.

При выполнении сделанных  предположений относительно будущей  динамики показателей реального  сектора и инструментов денежно-кредитной  политики для сценария умеренных  цен на нефть при умеренном  притоке капитала получены следующие  прогнозы 2009 годы. Среднегодовой рост денежной базы за прогнозный период составит 18%, денежной массы, депозитов в банковской системе, кредитов экономике 27-28%. Среднегодовая инфляция в 2012 году – 6,0-7,0%.

 

 

3.2 Особенности проведения  антиинфляционной политики Национального  Банка Республики Казахстан

 

 

Комплексная антиинфляционная политика Правительства Республики Казахстан и Национального банка  Республики Казахстан направлена на:

  • стимулирование экономического роста в стране преимущественно за счет повышения производительности труда; 
  • стимулирование опережающего роста производительности труда по сравнению с ростом реальных доходов населения; 
  • соблюдение предприятиями-монополистами утверждаемых предельных значений роста цен на их товары и услуги; 
  • создание условий, обеспечивающих развитие конкуренции на внутренних рынках страны, в частности на рынках нефтепродуктов, зерна, электроэнергии, услуг транспорта и связи; 
  • соблюдение заданного уровня дефицита государственного бюджета; 
  • обеспечение уровня денежного предложения, совместимого с заданными параметрами по инфляции и ростом экономики. 

В целях стабилизации цен  на рынках стратегически важных товаров, таких как  нефтепродукты, зерно, будет введен механизм обязательной торговли ими через товарные биржи. 
 В рамках денежно-кредитной политики основной целью Национального банка Республики Казахстан является обеспечение стабильности цен. Для достижения поставленной цели по инфляции Национальный банк Республики Казахстан в 2008 году продолжит реализацию задач по проведению денежно-кредитной политики, обеспечению функционирования платежных систем, осуществлению валютного регулирования и валютного контроля, содействию стабильному функционированию финансовой системы.  
 Национальный банк Республики Казахстан намерен влиять на размер денежного предложения посредством регулирования ликвидности банковской системы. Основными инструментами регулирования доходности на финансовой рынке, а также стерилизации избыточной ликвидности банков останутся депозиты банков второго уровня в Национальном банке Республики Казахстан. Национальный банк Республики Казахстан не будет ограничивать объем их привлечения, однако будет регулировать ставки по ним. 
Сохраняющееся высокое инфляционное давление вызывает необходимость продолжения работы по ужесточению денежно-кредитной политики, начатой в 2006 году.  
 Национальный банк Республики Казахстан будет усиливать меры воздействия по операциям денежно-кредитной политики и способствовать дальнейшему повышению регулирующей роли своих основных ставок. 
Для усиления регулирующих возможностей официальной ставки рефинансирования, намечено продолжить практику ее ежеквартального пересмотра. 
 Для усиления влияния денежно-кредитной политики на инфляционные процессы в 2008 году Национальный банк Республики Казахстан будет работать над дальнейшим совершенствованием инструментов и операционной основы денежно-кредитной политики. Конечной целью данных мер является контроль Национального банка Республики Казахстан за коридором рыночных процентных ставок, путем задания максимального и минимального уровня рыночных ставок при помощи официальных ставок по привлечению и размещению. Регулирование Национальным банком Республики Казахстан доходности на финансовом рынке по краткосрочным операциям будет оказывать влияние на ставки банков второго уровня по более долгосрочным операциям, в том числе по кредитам. 
Рост денежных агрегатов будет обеспечивать сохранение существующих темпов экономического роста с учетом мер, предусмотренных по ограничению ликвидности.  
 В условиях сохраняющегося избытка ликвидности задача по регулированию инфляции увеличивает расходы Национального банка Республики Казахстан на проведение ее стерилизации. Поэтому Национальный банк Республики Казахстан и Министерство финансов Республики Казахстан усилят совместные действия в области выпуска государственных ценных бумаг. 
 В целях более активной экспансии казахстанского капитала на зарубежные рынки будет сокращено административное вмешательство государства в принятие частным сектором инвестиционных решений. При этом в отношении регулирования инвестиционной деятельности финансовых организаций данная мера применяться не будет. 
В области обеспечения функционирования платежных систем будут предприняты соответствующие меры, направленные на повышение их эффективности, надежности и стабильности, в том числе за счет развития новых видов платежных инструментов и осуществления надзора и контроля. Будет продолжена работа по созданию единой национальной сети по обслуживанию платежных карточек и расширению сети приема платежных карточек в торговых (обслуживающих) организациях. 
 В области содействия обеспечению стабильности финансовой системы, а также либерализации и повышению конкуренции в банковской системе, обеспечению ее устойчивости и прозрачности Национальный банк Республики Казахстан будет тесно координировать свою деятельность с Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.  
 Национальный банк Республики Казахстан совместно с Правительством Республики Казахстан будет проводить работу по созданию системы управления внешним долгом страны в целях комплексной оценки причин и возможных негативных последствий роста внешнего заимствования и выработки мер, способствующих его снижению. 
 В соответствии с Программой либерализации валютного режима в Республике Казахстан на 2008-2010 годы Национальным банком Республики Казахстан будет продолжаться работа по либерализации валютного режима. 
Дальнейшая либерализация валютного режима также будет способствовать снижению давления со стороны избытка ликвидности, путем создания условий для более активной экспансии казахстанского капитала на зарубежные рынки. 
В целях своевременного принятия мер по профилактике «перегрева» экономики Национальный банк Республики Казахстан будет отслеживать ситуацию по притоку иностранной валюты в страну и в случае необходимости рассмотрит возможность принятия совместно с другими государственными органами мер по снижению возникающих рисков. 
 В целях дальнейшего развития финансового сектора будет продолжена реализация Программы развития рынка ценных бумаг Республики Казахстан на 2008—2010 годы, направленная на решение основных задач по совершенствованию рынка ценных бумаг.  
 В целях снижения зависимости республиканского бюджета от конъюнктуры мировых цен, диверсификации экономики и перераспределения нефтяных доходов между поколениями будут реализованы меры, предусмотренные Концепцией формирования и использования средств Национального фонда Республики Казахстан на среднесрочную перспективу. 
 С 1 июня 2006 года внедрен новый механизм формирования накоплений Национального фонда, согласно которому нефтяные поступления будут полностью направляться в Национальный фонд. Финансирование расходов республиканских бюджетных программ развития будет осуществляться за счет гарантированного трансферта из Национального фонда. 
Меры антиинфляционной политики Казахстана на 2008 год:  
Продовольственная безопасность. Созданы стратегические госрезервовы продовольствия в каждом регионе, обеспечена оперативная возможность интервенций на рынках, чтобы сбить цена.  
 В соответствии с Законом Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан» Национальный Банк будет проводить государственную денежно-кредитную политику, направленную на выполнение своей основной цели. В частности, это предполагает дальнейшее совершенствование инструментов и операционной основы денежно-кредитной политики, ужесточение денежно-кредитной политики в случае сохранения остроты проблемы избыточной ликвидности банковской системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В заключении курсовой работы хотелось бы подвести некоторые и  тоги и сделать выводы.

Как экономическое явление  инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых  неразрывно связана.

Однако не всякое повышение  цен служит показателем инфляции. Цены могут повышаться в силу улучшения  качества продукции, ухудшение условий  добычи топливно-сырьевых ресурсов, изменение  общественных потребностей. Но это  будет, как правило, не инфляционный, а в определенной мере, логичный, оправданный рост цен на отдельные  товары.

Причины, вызывающие инфляцию, сложны и многообразны. Обычно в  основе инфляции лежит несоответствие денежного спроса и товарной массы, то есть спрос на товары и услуги превышает размеры товарооборота, что создаёт условия для того, чтобы производители и поставщики поднимали цены независимо от уровня издержек.

Диспропорции между спросом  и предложением, превышением доходов  над потребительскими расходами, могут  порождаться дефицитом государственного бюджета, чрезмерным инвестированием (объем инвестиций превышает возможности  экономики), опережающим ростом заработной платы по сравнению с ростом производства и производительности труда, произвольным установлением государственных  цен и другими факторами. Согласно вышеизложенному, можно сделать  вывод, что чаще всего инфляция является следствием какой-то деятельности правительства, изменении политики государства, а  во вторую очередь с наступлением войны и других катаклизмов.

Прежде всего, от инфляции страдает основная масса населения, то есть рабочие, служащие и т.д., тех, кто получает относительно фиксированные  денежные доходы и "субсидирует" тех, чьи денежные доходы меняются. Непредвиденная инфляция наказывает владельцев сбережений. Она приносит выгоды получателям  займов за счет кредиторов. Некоторые  семьи, владеющие недвижимостью  или держащие какие-то финансовые активы, могут и выиграть и проиграть  при инфляции, т.к. при инфляции Финансовые активы могут обесцениваться, а недвижимость обязательно растет в цене.

Можно подчеркнуть, что последствия  инфляции в сфере перераспределения  произвольны в том смысле, что  они возникают независимо от целей  и ценностей общества. У инфляции отсутствует общественное сознание, поэтому она берет у одних  и дает другим, будь то богатые или  бедные, молодые или старые, здоровые или больные.

Информация о работе Сущность инфляции и ее виды