Сущность инфляции и ее виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрыть сущность инфляции, ее теории, а также понятие и основные механизмы функционирования антиинфляционной политики, так как управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая МАХА.docx

— 139.03 Кб (Скачать файл)

Следует признать, что в  принципе антиинфляционные резервы  налогообложения ограничены и быстрых  эффектов не дают. Поэтому основная нагрузка, связанная с сокращением  дефицита бюджета, ложиться на уменьшение государственных расходов. Сокращение бюджетных ассигнований, а вместе с ним и дефицита представляет собой сложный процесс, требующий довольно продолжительного времени. Недопустимы резкие сокращения тех или иных статей бюджета. Нужен стратегический план восстановления равновесия государственного бюджета.

Главный принцип сокращения бюджетных расходов состоит в  следующем: постепенное уменьшение финансирования тех видов деятельности государства, которые можно передать рынку. Речь идет о прекращении чрезмерного  вмешательства государства в  инвестиционный процесс и уменьшении объема бюджетных капиталовложений, отмене необоснованных дотаций и  субсидий, частичной приватизации здравоохранения  и образования и т.д.

Когда инфляционная обстановка нетерпима, требуется мобилизовать тактический, быстродействующий потенциал  антиинфляционного регулирования. Эти методы не рассчитаны на устранение причин инфляции демонтаж ее механизмов, они носят чрезвычайный характер и направлены на ослабление инфляции. резервы краткосрочного регулирования  не безграничны и не могут заменить антиинфляционную стратегию. Речь идет о предварительном терапевтическом  воздействии на больную экономику, призванном подготовить ее к более  радикальному лечению инфляционного  недуга.

 

 

1.3 Инфляционные процессы  в России.

 

 

За период с 2009 по 2011 г. наблюдается ползучая инфляция. Такая инфляция оказывает негативное влияние на экономику: сбережения становятся убыточными, долгосрочные инвестиции становятся слишком рискованными, уровень жизни населения значительно сокращается. После экономического кризиса в 1998 г. произошло существенное увеличение темпов роста цен на товары, промышленную продукцию, строительную продукцию и тарифы на перевозки. Так, темп роста цен в конце 1998 г. составил 166,1 %  по сравнению с декабрем 1997 г. В период с 1998 по 2001 г. включительно наблюдается колебание индексов цен и тарифов от 12 до 92 %, что свидетельствует о наличии в экономике России инфляции, похожей на галопирующую, однако резких скачков уровня цен (в несколько раз) не наблюдалось.

В зависимости от того, насколько  успешно экономика адаптируется к темпам роста цен, выделяют сбалансированную и несбалансированную инфляцию.

При сбалансированной инфляции рост цен умеренный и одновременный  на большинство товаров и услуг. В этом случае все остальные макроэкономические показатели изменяются практически  адекватно, что равнозначно экономической  ситуации со стабильными ценами. Несбалансированная инфляция представляет собой различные  темпы роста цен на различные  товары. Цены на товары разномоментно  подскакивают вверх, а экономика  не успевает приспособиться к изменяющимся условиям.

Потребительские цены на товары и услуги в 2009 году показали самый  небольшой рост за всю новейшую историю  России с момента распада СССР, пишет «Время новостей». По данным «Росстата», за весь год инфляция составила 8,8%.

 

 

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Инфляция

18.6

15.1

12

11.7

10.9

9

11.9

13.3

8.8

8.8

9


 

Таблица 1 Инфляция в России за 2001-2011 года

 

Эксперты объясняют это  не успехом антиинфляционной политики правительства, а падением уровня доходов  россиян в период кризиса и, как  следствие, резким снижением потребительской  активности граждан. Издание отмечает, что в большинстве развитых стран  эти факторы привели к снижению инфляции до самых минимальных уровней, кое-где даже до отрицательных величин. В России же потребительские цены лишь побили предыдущий рекорд 2006 года, когда инфляция составила 9%.

По сравнению с общим  уровнем инфляции сильнее всего  в России выросли тарифы на услуги – на 11,6%. Издание отмечает, что  впервые с 2000 года цены на продовольственные  товары выросли меньше, чем на промышленные. В среднем по России товары продуктового минимума подорожали всего на 0,7%, тогда  как в прошлом году цены на все  продукты увеличились на 6,1%.

Эксперты, опрошенные «Ведомостями», отмечают, что исторический минимум  роста цен был достигнут благодаря  распродажам. По их мнению, без учета  распродаж индекс цен составил бы 10,5%, а общий рост цен в

экономике по всем группам  товаров, услуг и капитала – еще  больше. Индекс отразил не изменение  цен, а изменение конъюнктуры.

В 2010 г. российская экономика восстанавливалась после мирового финансово-экономического кризиса. По итогам года в большинстве основных видов экономической деятельности отмечен рост производства. Наиболее высокие темпы роста производства товаров и услуг наблюдались в первом полугодии. В III квартале они замедлились. В IV квартале производственная деятельность активизировалась.

Рост производства был  поддержан увеличением потребительского и инвестиционного спроса. Однако, по оценкам, спрос оставался ниже уровня потенциального выпуска.

После замедления в январе-июле с августа 2010 г. темпы роста потребительских цен заметно возросли, в первую очередь за счет ускоренного удорожания продовольствия. В целом за 2010 г. снижения инфляции не произошло, и она сохранилась на уровне предыдущего года.

На протяжении большей  части 2010 г. Банк России проводил стимулирующую денежно-кредитную политику в целях формирования условий для дальнейшего расширения кредитной деятельности банков и восстановления экономической активности, учитывая умеренность инфляционных рисков.

В целом за год была снижена  ставка рефинансирования и несколько  сужен коридор ставок по операциям  Банка России.

Процентные ставки на всех сегментах финансового рынка  и на кредитно-депозитном рынке снижались.

В 2010 г. происходило постепенное восстановление кредитной активности банков, обусловленное низкими процентными ставками и высоким уровнем ликвидности на денежном рынке.

Восстановились высокие  темпы роста денежного предложения. Источниками его роста в целом  в 2010 г. были интервенции Банка России на внутреннем валютном рынке и увеличение чистых требований к органам государственного управления со стороны Банка России в основном в результате использования Правительством Российской Федерации средств суверенных фондов для финансирования дефицита бюджета. Начиная со второго полугодия 2010 г. вклад в рост денежной массы стало вносить расширение кредитования банками реального сектора экономики.

Росстат подвел окончательные  итоги 2010 года и обнародовал данные об уровне инфляции, который был  зафиксирован в прошедшем году. Согласно официальным данным, по итогам 2010 года инфляция в России достигла показателей  в 8,8 процентов. Аналогичный результат  продемонстрировал индекс потребительских  цен, правда, его показатели все-таки не смогли обогнать показатели 2009 года, которые стали своего рода российским рекордом – самым неудовлетворительным показателем за всю новейшую историю  Российской Федерации.

По словам финансовых аналитиков и экспертов, основной причиной столь  высокого уровня инфляции стало повышение  стоимости продуктов питания. Напомним, что в начале 2010 года делались прогнозы, согласно которым итоговый уровень  инфляции за год не должен был превысить 8,4 процентов, а премьер-министр России Владимир Путин высказывал предположение, что показатели могут быть даже более удовлетворительными. Как видно из данных за 2010 год, этим прогнозам не суждено было сбыться.

Эксперты финансового  рынка высказывают предположения, что в 2011 году инфляция в России вполне может поставить новый рекорд, однако продемонстрировать соответствие обозначенным в официальном прогнозе 7 процентам все-таки вряд ли сможет. Напомним, что официальным прогнозом  уровня инфляции на 2011 год, сделанным  правительством Российской Федерации  и Центробанком, является показатель в 6–7 процентов. Как считают эксперты, ввиду того, что покупательская активность среди россиян продолжает постепенно восстанавливаться, то срабатывают  и монетарные факторы. Следовательно, вполне можно ожидать показателей  инфляции в районе 8 процентов.

Инфляция в феврале 2011 года составила 0,8%, (табл. 2) в годовом  исчислении (февраль 2011-го к февралю 2010-го – 9,5%). Такие данные приводит сегодня  Федеральная служба государственной  статистики.

За первые 2 месяца 2011 года инфляция достигла 3,2% (в прошлом  году за аналогичный период она составляла 2,5%).

По данным Росстата, в  феврале в 10 субъектах РФ прирост  потребительских цен составил 1,3% и более. Заметнее всего цены и  тарифы выросли в Республике Карелия  – на 1,9% в результате увеличения тарифов на услуги на 3,9%. В Москве инфляция за прошлый месяц составила 0,5% (с начала года – 3,1%), в Санкт-Петербурге – 0,8% (с начала года – 3,4%).

В феврале наиболее заметно  выросли цены на крупяные изделия, в  том числе на крупу гречневую-ядрицу – на 8,9%, пшено – на 8%.

В группе плодоовощной продукции  на 8,1% дороже стала свекла, на 5,4–6,6% – белокочанная свежая капуста, репчатый лук и чеснок, на 3,6% и 3,4% – морковь  и яблоки соответственно. Одновременно цены на лимоны снизились на 5,7%, апельсины  – на 0,4%.

Ряд экспертов ожидают, что  по итогам года инфляция составит 9–10%. Конечный результат будет во многом определяться как длительностью  ралли на сырьевых рынках, так и  ситуацией в сельском хозяйстве  в 2011 году. В случае если цены на нефть  сохранятся на прежнем уровне, а  новые «продуктовые кризисы» не последуют, инфляция в России вполне может уложиться  в 9% по итогам 2011 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

2  АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИИ И  ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ДЕНЕЖНЫЙ ОБОРОТ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

 

 

2.1Правовые основы регулирования инфляционных процессов

 

 

В условиях рыночной экономики  цена имеет ключевое значение для  эффективной деятельности, как хозяйствующих субъектов, так и потребителей. В силу этого правовое регулирование ценообразования и ценовая политика государства являются первостепенными в решении экономических и социальных задач, включая ограничение инфляции.

В соответствии с Конституцией РК основы ценовой политики находятся  в исключительном ведении РК, что  требует принятия федерального закона, определяющего ее основные принципы. Законодательного определения порядка  установления и регулирования цен  уполномоченными на то государственными органами требует также Гражданский  кодекс РК.

В настоящее время государственная  политика цен и порядок ценообразования  регламентированы в сфере естественных монополий. Кроме того, под государственным  контролем находятся цены на продукцию  оборонного значения и протезно-ортопедические изделия, оплата населением жилья, коммунальных, ритуальных и социальных услуг, надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, платные медицинские и санитарно-эпидемиологические услуги, цены на продукты детского питания  и некоторые другие.

Отсутствие единого закона о ценообразовании «компенсируется» множеством других законов и подзаконных  актов. Это более 30 законов, десятки  указов президента и постановлений  Правительства РК, а на региональном уровне они дополняются постановлениями (распоряжениями) субъектов РК и  органов местного самоуправления. Во всем этом сложно разобраться даже специалисту.

Еще тяжелее обстоят дела с правообеспечением контроля за регулируемыми государством ценами. В последнее время Президент страны и ряд политических деятелей не раз выражали озабоченность ростом цен на социально значимые товары, в первую очередь медикаменты. Однако в сфере ценообразования на важнейшие виды продукции, а также социально значимую продукцию (услуги) полностью отсутствует нормативная регламентация контроля за исполнением законодательства, а органы контроля за ценами, действующие во всех субъектах РК, не имеют никаких полномочий по проведению проверок, санкций за нарушение регулируемых государством цен.

Единственный действующий  в настоящее время правовой акт  — Указ Президента РК, в соответствии с которым к предприятиям и  организациям, нарушившим нормы законодательства о государственном регулировании  цен (тарифов), применяются санкции в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки и штрафа в таком же размере. Новым Кодексом об административных правонарушениях установлен штраф с юридических лиц в размере от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда.

Следствием установления государственного регулирования цен  является ограничение дохода, который  может быть получен в результате производства (реализации) отдельных  видов продукции (услуг). Нарушение  государственной дисциплины цен  ведет к получению дохода за счет других лиц, интересы которых охраняет государство, ограничивая цены. Поскольку  взыскание всей суммы излишне  полученной выручки не относится  к штрафам за административное правонарушение, применение такой санкции в соответствии с требованиями Гражданского кодекса  должно быть установлено соответствующим  законом.

Причины нарушения ценового законодательства имеют субъективный и объективный характер. К объективным  можно отнести отсутствие единой концепции государственной ценовой  политики, наличие множества законов  и подзаконных актов, регламентирующих отдельные вопросы ценообразования. Одной из главных субъективных причин является отсутствие правового регулирования  ценовой и контрольной деятельности.

Законность в сфере  контроля за ценами могла бы быть обеспечена введением единых правовых норм, критериев  и стандартов государственного регулирования  цен, а также функций государственных  органов, осуществляющих контроль за реализацией  законодательства о регулировании  цен.

Информация о работе Сущность инфляции и ее виды