Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрыть сущность инфляции, ее теории, а также понятие и основные механизмы функционирования антиинфляционной политики, так как управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики.
2.2 Анализ влияния инфляционных
процессов в Республике
По официальным данным Агентства по статистике инфляция на конец 2009 года составила 6,4%, в том числе цены на продовольственные товары повысились на 8,8%, на непродовольственные товары – на 4,5%; на платные услуги населению – на 3,5%. В 2008 году эти показатели составляли соответственно 9,8–12, 8 – 6,1–7,1%.
В течение года динамика инфляционных процессов складывается следующим образом. В первом квартале инфляция составила 2,5% (2,7% - в первом квартале 2008 года), в первом полугодии – 3,7% (4,5%), за девять месяцев – 3,8% (5,6%). Как и в прошлом году, наибольшее влияние на уровень инфляции оказал рост цен на продовольственные товары. Значение этого фактора особенно значимо с учетом того, что в составе потребительских расходов населения порядка 50% расходов приходится на продовольственные товары, из которых около 90% расходуются на продукты питания. В отличие от 2008 года сдерживающим фактором на пути роста цен стали умеренные темпы роста цен в реальном секторе экономики. Так, если индекс цен предприятий – производителей промышленной продукции в 2008 году примерно в 2 раза превышал показатель роста потребительских цен, то в прошлом году отмечено их снижение по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
В прошлом году наиболее
значительный рост цен был зафиксирован
на фрукты и овощи (на 17,9%), мясопродукты
(на 17,8%), рыбу (17,9%) и молокопродукты
(на 11,4%). По остальным позициям группы
продовольственных товаров рост
цен был менее значительным. Снизились
цены на крупы, сахар и яйца. Отличительной
особенностью прошлого года стало снижение
цен на бензин на 15,%. По остальным
позициям группы непродовольственных
товаров наблюдался умеренный рост
цен. Еще одной особенностью года
стал самый нижний за всю историю
экономики Казахстана–рост цен
на платные услуги населению, который
составил всего 3,5%. После гиперинфляции
начала 90 годов, когда она измерялась
тысячами процентами, наиболее низкий
её уровень в размере 1,9% был зафиксирован
на конец 1997 года. Апрельская девальвация
2003 года привела к росту инфляции
к концу года до 17,8%. Результаты двух
последних лет позволили
Если сравнить уровень инфляции со странами СНГ, например, с Россией, то в Казахстане он ниже в несколько раз. В России инфляция в 2008 году превысила 20%, а в 2009 году ожидается на уровне 18–19%. Относительно низкий уровень инфляции у нас в стране объясняется, вероятно, более сбалансированной монетарной политикой, проводимой Национальным банком, и проведенной ранее реформой в жилищно-коммунальном хозяйстве. Кроме того, на темпах инфляции сказывается достаточно низкие параметры внутреннего спроса, связанные с низким уровнем доходов населения. Российское правительство в последние годы брало на себя целый ряд обязательств, связанных с увеличением расходов на социальную сферу, и выполняло их. Впрочем, и августовский кризис 1998 года более негативно отразился на уровне жизни россиян по сравнению с последствиями девальвации тенге в Казахстане. Уровень инфляции, достигнутый в 2006 году, для правительства оказался, похоже, неожиданным. Дело в том, что инфляция первоначально в бюджет 2009 года закладывалась на уровне 6,9%. Такой прогноз был подтвержден и в заявлении правительства, опубликованном в конце марта прошлого года. Однако сразу после этого правительство выступило с предложением внести поправки в бюджет 2009 года и утвердить индекс цен на уровне 8,4%. Надо полагать, что поправки были внесены исходя из фактического уровня инфляции 1 квартала. Такая вольность в обращении с главным экономическим документом свидетельствует, вероятно, о том, что у правительства нет эффективной программы, а немонетарные аспекты инфляции сведены главным образом к удержанию тарифов на услуги естественных монополий.
Ситуация на финансовых рынках
в отличие от ценовой сферы
в мае не претерпела серьезных
изменений и продолжала оставаться
стабильной. Биржевой курс на конец
мая составил 153,18 тенге за доллар
США. Тенге по отношению к доллару
за месяц девальвировал на 0,12%, с
начала года – на 1,48%. Объем биржевых
операций с начала года составил 856
млн. долларов, в мае – 216,8 млн. долларов
и по сравнению с апрелем увеличился
на 8,6%. При этом более 100 млн. долларов
на бирже было куплено Национальным
банком. На внебиржевом валютном рынке
наблюдалось снижение объемов операций
как по сравнению с предыдущим
месяцем (на 24,5%), так и аналогичным
периодом предыдущего года (на 31,7%).
Объем операций на внебиржевом рынке
в мае составил 316,8 млн. долларов,
с начала года – 1758,1 млн. долларов. В
мае по сравнению с апрелем
существенно возросли объемы эмиссии
ценных бумаг, как Министерства финансов,
так и нот Национального банка
(в 3,4 раза и 1,8 раза соответственно). Возросли
и объемы ценных бумаг в обращении:
Министерства финансов на 6,6% до 85,2 млрд.
тенге, нот Национального банка
на 18,5% до 32,4 млрд. тенге. Доходность по
обращающимся ценным бумагам Минфина
в мае осталась практически на
уровне апреля, а доходность по эмитированным
нотам Национального банка
Инфляция в Казахстане в июле 2010 года составила 0,9 % по сравнению с 0,8 в июне. В январе-июле 2010 года инфляция составила 5,5 %по сравнению с 5,1 % за тот же период 2006 года.
Национальный банк Казахстана прогнозирует инфляцию в 2010 году в пределах 7,3-8,3 процента.
Ранее правительство и Нацбанк республики прогнозировали, что среднегодовая инфляция в 2010 году сложится в пределах 5-7%. Однако в июле прогнозируемый коридор уровня инфляции был увеличен до 9%. Среднегодовая инфляция в Казахстане в 2009 году составила 8,6%.
На рынке продовольственных товаров наибольший рост цен был зарегистрирован на хлебопродукты и крупы, в том числе на рис и на пшеничную муку.
Подорожали масло подсолнечное, мясопродукты, сахар. Среди непродовольственных товаров заметно подорожали моющие средства, бензин, медикаменты. Повысились тарифы на железнодорожный пассажирский транспорт, на медицинские услуги. Коммунальные услуги также стали дороже.
Инфляция в годовом выражении (декабрь 2011 года к декабрю 2010 года) составила 9,5%, указывается в распространенном в понедельник сообщении госагентства по статистике.
Вместе с тем среднегодовая инфляция (январь-декабрь 2011 года к январю-декабрю 2010 года) составила 17%.
Темпы роста потребительских цен в Казахстане в 2012 году составят 10%, прогнозируют аналитики Межгосударственного статистического комитета СНГ".
В Казахстане в 2012 году не будет наблюдаться угроза высокой инфляции. Такой прогноз сделан Министерством экономики и бюджетного планирования (МЭБП) РК в ходе интернет- конференции по реализации послания главы государства народу Казахстана "Повышение уровня благосостояния - главная цель государственной политики", передает агентство со ссылкой на сайт "Электронное правительство РК".
Угроза той высокой инфляции, которую мы все с вами наблюдали в прошлом году, не будет наблюдаться в 2012 году.
Это объясняется двумя главными факторами. Во-первых, правительство РК прилагает эффективные меры по сдерживанию инфляции, что уже в текущем году привело к значительному снижению инфляции по сравнению с прошлым годом. Во-вторых, уже на протяжении последних нескольких месяцев наблюдается спад цен на продовольствие и энергоресурсы во всем мире и экономисты всех стран прогнозируют дальнейший спад цен на эти товары в следующем году.
В ответе напоминается, что если в 2010 году инфляция за год составила 18,8%, то в этом году она ожидается в пределах не более 9,9%. "На данный момент инфляция с начала года составила 8,1%, и стабильно снижающаяся динамика роста инфляции в этом году позволяет полагать, что целевой уровень в этом году будет достигнут.
Инфляция была вызвана
в первую очередь ростом цен на
продовольствие и энергоресурсы. Правительство
Казахстана применило оперативные
меры, которые привели к стабилизации
цен на внутреннем рынке продовольствия
и цен на топливо, свидетелями
чего вы стали сами: цены на продовольствие
удалось полностью
Насыщение внутреннего рынка
продовольствия и топлива в республике
в результате примененных мер
правительства, создание продовольственных
резервов в стране для стабилизации
цен в ближайшем будущем
Таким образом, инфляция, которую пережило мировое сообщество, включая Казахстан, в 2009-2010 годах, в тех масштабах не будет угрожать нам в 2012 году. По прогнозам Нацбанка РК, инфляция в 2012 году снизится до уровня 7,5%-9,5%.
2.3 Оценка эффективности антиинфляционной
политики Казахстана
за 2009-2011 гг.
Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные. Чаще всего проявляется следующая закономерность: чем кризисная ситуация, тем насущнее прямые методы воздействия правительства и центрального банка на экономику и денежную массу, как ее составляющую. Косвенные методы включают: регулирование общей массы денег через управление “печатным станком”. регулирование процентных ставок коммерческих банков через управление ими Центробанком. обязательные денежные резервы коммерческих банков. операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг. Косвенные методы не могут работать в нашей экономике на полную мощность по причине ее недостаточной “рыночности”. Полноценный рынок ценных бумаг, в том числе рынок государственных обязательств у нас отсутствует, а, соответственно, Центральный банк не может воздействовать на денежную массу через куплю-продажу ценных бумаг. Прямое регулирование покупательной способности денежной единицы включает в себя такие методы, как: прямое и непосредственное регулирование кредитов и их распределения государством. государственное регулирование цен. государственное регулирование пределов заработной платы. государственное регулирование внешней торговли и операций с иностранным капиталом. государственное регулирование валютного курса.
Правлением Национального
банка Казахстана утверждены Основные
направления денежно-кредитной
В своей программе Национальный
банк объявил о переходе к новому
режиму денежно-кредитной политики.
Основным направлением денежно-кредитной
политики Национального Банка Казахстана
в ближайшие 3 года станет подготовка
и переход к принципам
Основной целью денежно-
Отметим, что антиинфляционная политика пока не мешает экономическому росту, наметившемуся в Казахстане. В 2012 году ожидается, что экономический рост превысит показатель 2011 года (9,8%) и составит более 10%.
Национальный Банк планирует
сохранить режим свободно плавающего
обменного курса тенге и не
будет вмешиваться в его
Перспективным направлением денежно-кредитной политики, по мнению Национального банка, также является осуществление дальнейшей либерализации валютного режима, что предполагает, в первую очередь, изменение валютного регулирования и контроля над вывозом и ввозом капитала. Либерализация вывоза капитала будет включать в себя поэтапную отмену лицензирования или расширение круга не лицензируемых операций по некоторым видам валютных операций, связанных с движением капитала.
В настоящее время это метод практикуют более десяти стран. Целью перехода к принципам инфляционного таргетирования является достижение относительной стабильности цен без негативных последствий для роста производства и занятости. На первый взгляд переход на новый метод не представляется чем-то новым: целевые параметры инфляции установились Национальным банком страны и ранее. Вместе с тем переход на новый метод предполагает соблюдение определенных требований и включает в себя ряд элементов .
Основой успешного введения указанного метода считается соблюдение таких факторов, как устойчивое состояние бюджета и гарантии макроэкономической стабильности, стабильность финансовой системы, независимость центрального банка, понимание взаимосвязей между инструментами центрального банка и инфляции, информационная открытость. Новый метод означает сугубо прагматический подход к решению проблемы инфляции и дает Национальному банку свободу действий в выборе моделей и инструментов, и даже целей с условием, что его политика в обязательном порядке должна одним из своих итогов иметь показатели инфляции, находящиеся на заранее определенном уровне. Новая форма организации денежно-кредитной политики позволяет денежным властям использовать находящиеся в их распоряжении инструменты в соответствии со складывающимися обстоятельствами. Отличительной чертой политики тарегетирования инфляции является её гибкость по отношению к способам по достижению конечной цели, то есть определенного уровня инфляции.