Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 19:38, контрольная работа
Закон земельной ренты впервые в экономической науке был обоснован Д. Рикардо. Позднее он был развит в работах К. Маркса и его последователей. На рубеже XIX - XX вв. представители маржиналистского направления ввели понятие экономической ренты. Однако актуальность и степень разработанности этой проблемы настоятельно требуют, чтобы туристская рента стала объектом специального научного исследования - исследования, в котором теоретический аспект проблемы сочетался бы с аспектом прагматическим. В данной контрольной работе дано обоснование основных аспектов туристской ренты: ее экономической сущности, форм образования, места в системе отношений собственности.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»
Контрольная работа по дисциплине
«Экономика туризма и
Тема: «Сущность и значение
Студентки 2 курса 1 группы
специальности “Туризм и гостеприимство”
заочной формы обучения
факультета туризма и сервиса
Гуриной Марии Сергеевны
Преподаватель:
Рындова
Ольга Николаевна
Гродно 2013
Закон земельной ренты впервые в экономической науке был обоснован Д. Рикардо. Позднее он был развит в работах К. Маркса и его последователей. На рубеже XIX - XX вв. представители маржиналистского направления ввели понятие экономической ренты. И в наше время проблема ренты остается в поле зрения всех экономических школ и течений. Развитие теории ренты ныне пошло не только вглубь, но и вширь: появились понятия - рента земельная, горная (в ней нефтяная, газовая, железорудная и т. д.), водная, экологическая, строительная, жилищная, столичная и т. п. Туристская рента как категория, а также методология и подходы к проблеме разработки ее различных аспектов в современных условиях впервые были рассмотрены в работах проф. И. В. Зорина и проф. В. А. Квартальнова. Однако актуальность и степень разработанности этой проблемы настоятельно требуют, чтобы туристская рента стала объектом специального научного исследования - исследования, в котором теоретический аспект проблемы сочетался бы с аспектом прагматическим.
В данной контрольной работе дано обоснование основных аспектов туристской ренты: ее экономической сущности, форм образования, места в системе отношений собственности.
По прогнозам
современных политологов и
В самой сфере услуг особое место занимает туризм -временные выезды (путешествия) граждан с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания. На долю туризма приходится около 10 % мирового валового националного продукта, а в отдельных странах его доля еще значительнее: например, в Греции свыше 50 %, в Мексике более 30 % валового внутреннего продукта. Беларусь занимает весьма скромное место на мировом туристском рынке - менее 1,5 % мирового туристского потока. Доля туризма в валовом внутреннем продукте Беларуси ничтожно мала - менее 1 %. Объем всех платных услуг населению в 1995 г. составил около 40 трлн руб. в фактически действовавших ценах, из них туристско-экскурсионные услуги - всего 1,4 %.
Между тем туризм становится одной из ведущих и динамичных отраслей мирового хозяйства. По прогнозам Всемирной туристской организации, к 2010 г. количество международных туристских поездок удвоится и составит 937 миллионов, а поступления от туризма достигнут 1,1 трлн долл. США.
Тенденции международного развития туризма свидетельствуют о том, что и в Беларуси эта сфера должна претерпеть радикальные изменения. Потенциальный динамизм развития белорусского туризма объективно обусловлен целым рядом обстоятельств и причин. Как показал мировой опыт, туризм - это, во-первых, важнейший фактор роста национального богатства и улучшения жизни нации в целом, во-вторых, важнейшая сфера притяжения рабочей силы, фактор обеспечения занятости населения, в-третьих, мощный стимул развития таких отраслей экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, кустарный промысел, производство товаров народного потребления; в-четвертых, одна из самых высокоэффективных сфер современной экономики, успешно конкурирующая с такими отраслями, как добыча нефти и газа, а также производство и продажа оружия. При этом туризм может быть эффективным сектором экономики на всей территории страны, а не только в отдельных ее центрах.
Кроме того, при умелой государственной направленности национальный туризм может стать "окном" на мировой рынок.
Наконец, необходимо отметить еще одну особенность туризма, имеющую важное значение для современной Беларуси. Речь идет о том, что сам характер туризма как особой социально-экономической сферы развития общества при умелой постановке дела может успешно сочетать в себе и рыночные аспекты экономических связей, и социально ориентированные цели развития общества. При этом социальный аспект туризма должен выступать как цель, а рыночный его аспект - как средство ее реализации. Социально ориентированный туризм может сочетать в себе оба этих начала: и служение интересам человека, общества в целом, и получение доходов как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях.
Пока же в белорусском туризме преобладают коммерческие начала, к тому же разрушающие экономические основы государства, нации в целом. В 2002 - 2012 гг. доля Беларуси по количеству принятых иностранных граждан в мировом туризме упала с 1,4 % до 0,6 %. Максимальное количество иностранных граждан, посетивших Беларусь, было зарегистрировано в 2009 г. и составило 7,5 млн человек. В эти же годы доля Беларуси по количеству поездок за границу в мировом туризме увеличилась с 0,8 % до 1,8 %. В 2009 - 2012 гг. численность граждан Беларуси, выезжавших за границу, увеличилась почти в 2,5 раза, а численность иностранных граждан, посетивших нашу страну, сократилась более чем в 2 раза. Доля выезда в национальном туристском обороте ныне составляет 75 %, а доля въезда -25 %. Более чем трехкратное превышение выездного туризма обусловливает вывоз из Беларуси миллиардов долларов валюты, который не компенсируется соответствующим ввозом иностранной валюты. В конечном счете дисбаланс выездного и въездного туризма выступает как дополнительный дестабилизирующий фактор разрушения экономики Беларуси. Очевидно, что будущее белорусского туризма - это социальный туризм, который предполагает доступность туристских услуг широким слоям населения.
Сфера туризма в отличие от других
отраслей народного хозяйства дает
возможность реализовать
В современных условиях, когда вырабатываются новые подходы в налоговой политике, когда вопрос о налоговой реформе в Беларуси стал злободневным и не терпящим отлагательств, - в сфере туризма не менее, а, может быть, более остро стоит вопрос о туристской ренте. Говоря о роли туристской ренты, можно вспомнить легенду о сфинксе, который обладает силой или омолодить путника, или его уничтожить - в зависимости от того, сумеет ли этот путник (путешественник, турист) отгадать загадки сфинкса. Подобно сфинксу, туристская рента при соответствующих законодательных основах и мудрой социально-экономической политике государства может создать необходимую материально-экономическую основу для самофинансирования, саморазвития и самоуправления туристской деятельности в Беларуси. И напротив, полное забвение вопроса о туристской ренте может повести развитие туризма в Беларуси по двум направлениям, которые одинаково гибельны: или постоянное упование на дотацию из государственного бюджета, или безудержная коммерциализация туризма, который из-за этого скоро станет недоступным миллионам тружеников. Иными словами, вопрос о туристской ренте -вопрос столь же экономический, сколь и политический, социальный. Рассмотрим его более обстоятельно в постановочно-проблемном аспекте.
Использование какого-либо явления в интересах общества и человека предполагает знание природы этого явления. Социально-экономическая природа туристской ренты может быть раскрыта, если известны: 1) ее экономическая сущность; 2) формы ее образования и бытия; 3) ее социальное содержание.
Туристская рента представляет собой факторный доход с туристских ресурсов, который получает собственник этих ресурсов, в отличие от дохода, который получает всякий хозяйствующий субъект (предприятие, фирма, организация), используя туристские ресурсы как объект хозяйства. Иными словами, туристская рента - это доход владельца туристских ресурсов, в качестве которого могут выступать государство, т. е. местные органы власти, банк, само предприятие, организация или физические лица, имеющие права собственности на эти ресурсы.
В аграрном и добывающем секторах экономики образование ренты связано с правами владения и хозяйственного использования земли и ее недр. В связи с этим в аграрной и добывающей сферах хозяйства образуется особый вид факторного дохода - земельная рента и ее разновидности, модификации - горная, нефтяная, газовая, водная и другие виды ренты.
В отличие от ресурсов земледелия и добывающих отраслей ресурсы в сфере туризма весьма многообразны и связаны не только с землей и ее недрами. К туристским ресурсам относятся самые разнообразные природные и антропогенные геосистемы, различные факторы и явления природы и общества, которые обладают полезностью для рекреационной деятельности и потому могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления людей. К туристским ресурсам относится и инфраструктура отрасли и регионов, создаваемая в процессе функционирования туристских организаций.
Полезность туристских ресурсов проявляется в их функциональной пригодности для отдыха, лечения, удовлетворения профессиональных и духовных потребностей; она проявляется в комфортности этих ресурсов, в их эстетических и нравственных качествах. Всемирная туристская организация (ВТО) и Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО) традиционно выделяют шесть основных целей путешественников и туристов: 1) досуг, рекреация, отдых; 2) посещение знакомых и родственников; 3) деловые и профессиональные цели; 4) лечение; 5) религия и паломничество; 6) прочие цели, которые, в свою очередь, содержат богатый спектр физических, экономических и духовно-нравственных потребностей людей.
Таким образом, туристские ресурсы - это природные, исторические и социально-культурные факторы, включающие объекты показа, демонстрации и изучения, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности людей, содействовать восстановлению и развитию их физических и нравственных сил. С точки зрения содержания и характера полезности, все туристские ресурсы можно было бы условно разделить на три группы:
1) курортологические факторы;
2) общеоздоровительные и рекреационные факторы;
3) духовно-культурологические факторы.
В реальной жизни все виды туристских
ресурсов взаимосвязаны и в целом
ряде случаев трудноразделимы. В
этом смысле туристские ресурсы в
отличие от аграрной и добывающей
сфер хозяйства органически
В условиях рыночных форм хозяйствования все виды ресурсов получают рыночную оценку, т. е. все потенциальные факторы производства в процессе их купли-продажи на рынке получают свою цену. Например, внешним выражением рыночной оценки рабочей силы выступает заработная плата; капитала - процент; туристские ресурсы в их рыночной оценке принимают форму ренты, коренное отличие которой от других факторных доходов - заработной платы и процента - состоит в том, что по своему материальному экономическому содержанию она представляет собой добавочную прибыль, или сверхприбыль. При этом следует исходить из того, что предприниматели (предприятия, фирмы, организации, т. е. всякий хозяйствующий субъект) получают общественно нормальную, среднюю прибыль - результат нормальной эффективности их хозяйственной деятельности.
Имеются ли в сфере туризма условия для образования добавочной прибыли - материальной основы туристской ренты? Для образования добавочной прибыли необходимы более благоприятные, чем это общественно необходимо, рыночные условия производства и реализации туристских услуг и туристского продукта. Экономико-технологическая модель туризма включает в себя четыре основных сегмента:
1) производство туристских услуг;
2) производство туристского продукта;
3) реализация туристского продукта;
4) потребление туристского продукта.
Туристская услуга - это целесообразная производственная деятельность предприятий и фирм по удовлетворению потребностей туристов. Предприятие или фирма - это всякий самостоятельно хозяйствующий субъект, который, во-первых, организуется в соответствии с действующим законодательством страны и потому является юридическим лицом, во-вторых, занимается производством и реализацией товаров и услуг, т. е. предпринимательской деятельностью, и, в-третьих, функционирует на принципах коммерческого расчета, т. е. строго учитывает и сопоставляет затраты и результаты своей деятельности в целях максимизации коммерческого успеха. Туристская услуга является изначальным понятием экономико-технологической модели туризма, а туристское предприятие - наименьшей юридической единицей, которая создает и реализует эти услуги.