Сущность и значение туристской ренты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 19:38, контрольная работа

Краткое описание

Закон земельной ренты впервые в экономической науке был обоснован Д. Рикардо. Позднее он был развит в работах К. Маркса и его последователей. На рубеже XIX - XX вв. представители маржиналистского направления ввели понятие экономической ренты. Однако актуальность и степень разработанности этой проблемы настоятельно требуют, чтобы туристская рента стала объектом специального научного исследования - исследования, в котором теоретический аспект проблемы сочетался бы с аспектом прагматическим. В данной контрольной работе дано обоснование основных аспектов туристской ренты: ее экономической сущности, форм образования, места в системе отношений собственности.

Вложенные файлы: 1 файл

экономика.docx

— 48.04 Кб (Скачать файл)

организация крупных международных мероприятий  в приграничных регионах для привлечения  туристов из соседнего государства (фестивалей, торговых ярмарок, спортивных соревнований и др.).

Эффективность и  значение внутреннего и международного туризма с точки зрения отдельного работника туристического предприятия, республики

 

Современное состояние сферы туризма в  Республике Беларусь свидетельствует  о том, что она ещё не занимает такого положения в экономике  страны, как в развитых странах. Несмотря на имеющийся туристский потенциал, выгодное геополитическое положение, наличие богатого культурного и  природного наследия, республика занимает весьма скромное место на мировом  туристском рынке и существенно  отстаёт от соседних государств. Из 15 тысяч объектов культурного и  природного наследия в туристских целях  используется менее 5 процентов. Сохраняется  тенденция к преобладанию выездного  туризма над въездным. Так, в 1999 году число туристов, выезжавших за пределы  республики, составило 934 тысячи человек, а число иностранных туристов, посетивших республику Беларусь, - всего 76 тысяч.

На ваш взгляд, какой вид туризма – международный  или внутренний – выгоднее развивать  для нашей республики?

Познавательный  туризм, ориентированный на ознакомление туристов с памятниками архитектуры, археологии, истории, культуры, природы, традициями и обычаями страны является одним из приоритетных.

Имеющийся историко-культурный потенциал Беларуси, позволяет развивать как внутренний, так и познавательный въездной туризм.

Перспективными  направлениями развития познавательного  въездного туризма в Беларуси являются:

использование общности истории и культуры Беларуси и соседних стран - Польши, Литвы, России, Украины для организации туров  по местам важных исторических событий  и мест деятельности выдающихся исторических личностей этих народов на территории нашей республики;

организация «ностальгических» туров для  выходцев из Беларуси и их потомков, проживающих сейчас в других странах, в первую очередь в Литве, Латвии, Польше, Израиле, США, Канаде;

ознакомление  иностранных граждан с выдающимися  памятниками белорусского каменного  и деревянного зодчества, народным искусством и бытом, ремёслами и  промыслами, национальной кухней.

Перспективные направления развития познавательного  внутреннего туризма:

организация туров для школьников и студентов  в соответствии с учебными программами  по истории, культуре, литературе Беларуси;

организация туров для студентов в развитии учебных программ ВУЗов;

региональные  туры - по Поозёрью, Понёманью, Поднепровью, Центральной Беларуси, Восточному и Западному Полесью, по старинным усадьбам Минщины, Гродненщины и др.;

специализированные туры - «Шлях А. Мiцкевiча», «Замки Беларуси» и др.

Основа  познавательного туризма - богатая  экскурсионная программа, включающая осмотр достопримечательностей, памятников, музеев, уникальных природных объектов и явлений.[3]

Одним из приоритетных направлений является развитие экологического туризма, направленного  на ознакомление с природными ценностями, экологическое воспитание и образование. Экологический туризм имеет большие  перспективы в Беларуси, где природные  территории составляют около половины площади страны. Особенностью организации  экологического туризма является его  минимальное воздействие на природную  среду, создание сети экологических  гостиниц, организация экологического питания туристов.

Экологический туризм включает посещение экологически чистых природных территорий, не изменённых или минимально изменённых деятельностью  человека, - заповедников, заказников, национальных парков. Основой развития экологического туризма в Беларуси является сеть особо охраняемых природных  территорий.

Агротуризм, включающий посещение туристами сельской местности, отдых и оздоровление в экологически чистых сельских районах, имеет значительные перспективы развития в Беларуси.

 Оздоровительный  туризм

Оздоровительный туризм направлен на оздоровление и  отдых туристов с использованием природных лечебных ресурсов. Имеет  значительные перспективы для развития. Более чем 200 пунктах имеются источники  минеральных вод, которые отличаются большим разнообразием типов  торфов, торфогрязей, савропелей, обладающих лечебными свойствами. Предусматривается использовать многие из этих источников в оздоровительном туризме.

Организация отдыха и спортивных мероприятий  на спортобъектах РБ. Национальной программой развития республики Беларусь определено два основных направления развития спортивного туризма:

организация спортивных походов (водных, пеших, конных, велосипедных) и других спортивных мероприятий, в которых туристы  являются участниками;

посещение крупных спортивных соревнований, где  туристы являются зрителями.

Развитие  этих направлений спортивного туризма  предусмотрено осуществлять как  для жителей страны, так и для  иностранных туристов.

Развитие  активных форм туризма, связанных со значительными физическими нагрузками, ориентировано на молодёжь и физически  здоровых людей среднего возраста.

Деловой туризм, ориентированный на обслуживание специалистов, бизнесменов, приезжающих  в страну с деловыми целями, является одним из приоритетных, активно развивающихся  и наиболее выгодных видов туризма. Кроме доходов от туризма деловой  туризм способствует развитию экономических  связей Беларуси с другими странами.

Религиозный (паломнический) туризм связан с посещением религиозных святынь и духовным совершенствованием.

Что касается представителей туруслуг в РБ, то на сегодняшний день их довольно много, но практически все они занимаются иным видом туруслуг. Не привлечение иностранных туристов в Республику Беларусь, а наоборот – предоставление заграничных туров нашим гражданам.

Это далеко не полный перечень видов туризма. Существуют десятки классификаций, которые  в некоторой степени зависят  от экономико-географического положения  стран, участников ВТО.

 

Причины, препятствующие развитию туризма?

В экономике  Беларуси туризм играет не первостепенную роль: доходы от него в структуре  ВВП составляют лишь 0,5 %, в общем  товарообороте сферы услуг —  около 10 %. Эти же показатели во многих развитых странах в среднем составляют 7 и 25 % соответственно. Тем не менее, в последние годы в стране отчетливо  складывается рынок туристских услуг.

Однако  перед белорусским туризмом стоит  немало проблем. Получается в настоящее  время выезжающих за рубеж больше, чем туристов. Это соотношение  составляет примерно 1:13. Происходит вывоз  валюты.

Не сформирована целостная система государственного управления и регулирования сферой туризма и его нормативно-правового  и организационного обеспечения. Отсутствует  механизм привлечения внутренних и  внешних инвестиций. Крайне медленно осуществляется переход на принятые в международной практике стандарты  качества туристских услуг и обслуживания туристов. Явно завышены и не соответствуют  качеству цены на предоставляемые услуги для иностранных туристов.

Отсутствие  единой эффективной системы статистического  учёта и анализа приводит к  тому, что реальный вклад туризма  в создание валового внутреннего  продукта занижается.

В настоящее  время Республика Беларусь мало известна на мировом туристском рынке как  самостоятельное государство, имеющее  древнюю историю, богатую культуру, разнообразную природу. Слабо развита  система маркетинга национального  туристского продукта и его продвижение  на мировом и внутреннем рынке, низок  туристский рейтинг Республики Беларусь, отсутствует реальное сотрудничество с зарубежными фирмами и международными туристскими организациями.

По большинству  компонентов и характеристик  системы туристского обслуживания( уровень качества услуг, соотношение цена- качество, количество предприятий размещения и питания, состояние производства и торговли товарами для туристов, инфраструктура, кадровый потенциал, нормативная правовая база, характер и объём финансирования туризма и т.д.) Республика Беларусь не достигла сколько-нибудь приемлемого уровня в соответствии с международной практикой.

Материально-техническая  база туризма на 70-80% нуждается в  реконструкции.

Не сформирована целостная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для сферы туризма. Не определены потребности в специалистах различных  уровней. Не разработан перечень туристских профессий и квалификационных требований к ним.

Научные исследования проблем развития туризма  не носят инициативный и систематический  характер.

Преодоление негативных тенденций в развитии туризма предполагает активизацию  государственной политики в этой сфере, придание туризму статуса  приоритетного направления экономики, создание правовых, организационных  и экономических основ формирования в Республике Беларусь современного конкурентоспособного туристского  комплекса, который при активной поддержке и непосредственной помощи государства:

выполняет важнейшие социальные функции, обеспечивая  возможность восстановления и пополнения физических, духовных и эмоциональных  сил человека, приобретения знаний и повышения культурного уровня населения;

обеспечивает сохранение и рациональное использование культурно- исторического и природного наследия;

оказывает стимулирующее воздействие на отрасли, обслуживающие сферу туризма;

повышает  привлекательность страны как сферы  международного предпринимательства  и делового сотрудничества;

создаёт стимулы для притока в национальную экономику иностранного капитала;

является  источником валютных поступлений в  страну и средством обеспечения  занятости населения.

Развитие  туризма в Республике Беларусь должно основываться преимущественно на тех  видах и формах туризма, которые  позволяют максимально и комплексно использовать имеющийся туристский потенциал.

В существенном упадке находится внутренний туризм. Отсутствует чёткий механизм привлечения  внутренних и внешних инвестиций в развитие туризма, система научного и рекламно-информационного обеспечения  продвижения национального туристского  продукта на внутреннем и внешнем  рынках услуг. Низкая покупательная  способность населения, рост стоимости  транспортных услуг оказывает негативное воздействие на развитие детского, молодёжного, самодеятельного, спортивного  и экологического туризма. Недостаток бюджетных средств на дотации  в социальный туризм приводит к недоступности участия в путешествиях основной массы населения, особенно социально незащищённых слоёв.

Туристский  бизнес - высокорентабельная сфера. Однако в условиях значительной бюджетной  нагрузки на турфирмы (обязательная продажа  валюты, косвенные налоги) и сложности, зарегулированности процесса организации туров у турфирм нет стимулов для легализации части совершаемых сделок. По экспертным оценкам, около 30% сделок совершается « в тени», и соответственно, не учитывается в официальной статистике. Из-за сложности выделения самостоятельного, неорганизованного туризма из общего потока пассажиров и несовершенства существующей системы статистического учёта туризма трудно оценить его реальный вклад в формирование бюджета и создание валового внутреннего продукта. Развитие туризма не обеспечено достаточно эффективной правовой базой, крайне медленно осуществляется переход на мировые стандарты качества туристских услуг.

Состояние материально- технической базы (от гостиничного до транспортного хозяйства) - одна из самых существенных проблем в  современном туризме. Например, расходы  на аренду транспорта для турфирм  составляют до 50% себестоимости. Государство  не может осуществлять значительных инвестиций в отрасль, частный капитал  не рискует вкладывать средства, что  отрицательно сказывается на развитости инфраструктуры туризма в крупных  городах, резко снижает там качество туристских услуг.

Имеет место  завышенный уровень цен для иностранных  посетителей на предоставленный  турпродукт (получение визы, гостиницы, транспортное обслуживание, экскурсионные  услуги и др.).

Актуальной  стала проблема доминирования выездного  туризма, усугубляющаяся утечкой денежных средств. В связи с этим одной  из приоритетных задач должно стать  развитие въездного туризма, в том  числе и с целью активизации  платёжного баланса страны.

Решение части проблем развития туризма  связано с кадровым обеспечением отрасли. Уже начинает сказываться  недостаток «узких» специалистов с  хорошими знаниями в области финансов, страноведения, компьютерной технологии, работы с персоналом, культурологии  и др. направлениях.[3]

 

Прогноз развития туризма

 

Таким образом, международный туризм развивается  в тесной взаимосвязи с другими  сторонами международной жизни  и реагирует не только на общее  политическое и экономическое положение  в мире, но и в отдельных странах.

Стать самостоятельным, естественным и обычным видом  путешествий туризм смог лишь на определенной ступени развития общественных отношений, на базе высокоразвитого и устойчивого  экономического, политического и  культурного общения между народами. Это совпадает с периодом формирования международного рынка, роста международной  торговли и появления средств  транспорта.

Информация о работе Сущность и значение туристской ренты