Сущность и значение туристской ренты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 19:38, контрольная работа

Краткое описание

Закон земельной ренты впервые в экономической науке был обоснован Д. Рикардо. Позднее он был развит в работах К. Маркса и его последователей. На рубеже XIX - XX вв. представители маржиналистского направления ввели понятие экономической ренты. Однако актуальность и степень разработанности этой проблемы настоятельно требуют, чтобы туристская рента стала объектом специального научного исследования - исследования, в котором теоретический аспект проблемы сочетался бы с аспектом прагматическим. В данной контрольной работе дано обоснование основных аспектов туристской ренты: ее экономической сущности, форм образования, места в системе отношений собственности.

Вложенные файлы: 1 файл

экономика.docx

— 48.04 Кб (Скачать файл)

Перспективными  направлениями развития экологического туризма в Беларуси являются:

— организация  экообразовательных туров для школьников и студентов в соответствии с учебными программами;

— фотоохота  на редких животных и птиц, находящихся  в естественных условиях;

— организация  туристских походов в нетронутые уголки природы с проживанием  в палатках, приготовлением пищи на костре;

— туры по болотам, которыми богата Беларусь, знакомство с их флорой и фауной;

— туры по озерным и речным водным экосистемам  на гребных и парусных лодках;

— туры по лесным экосистемам с посещением — Беловежской, Налибокской и Ружанской пущ, включая конные и велосипедные маршруты.

Развитие  агротуризма, связанного с посещением туристами сельской местности для отдыха и оздоровления в экологически чистых сельских районах, также перспективно для Беларуси. Предпосылками для развития этого вида туризма служат, с одной стороны, растущая популярность отдыха в сельской обстановке для горожан, с другой — большое количество пустующих домов в сельской местности.

Для развития агротуризма предлагается:

— создание туристских деревень на основе существующих сельских поселений с традиционной народной деревянной архитектурой, расположенных  в живописной местности;

— организация "сельских" туров с проживанием  и питанием туристов в деревенском  доме, знакомством с традиционным сельским бытом, ремеслами;

— сдача  в наем домов и комнат в сельской местности в экологически чистых природных районах.

Развитие  оздоровительного туризма направлено на оздоровление и отдых туристов с использованием природных лечебных ресурсов. В Беларуси более чем  в 200 пунктов зафиксированы источники  минеральных вод, которые отличаются большим разнообразием типов, имеются  богатые запасы торфов, торфогрязей, сапропелей, обладающих лечебными свойствами.

Организация посещения туристами местностей с природными лечебными ресурсами  предусматривается на первом этапе  с использованием ресурсов и инфраструктуры действующих белорусских курортов — "Нарочь", "Ждановичи", "Новоельня", "Ушачи".

Для развития иностранного туризма на этих курортах предлагается реконструкция части  существующих спальных корпусов санаторных учреждений с организацией в них  номеров "люкс", соответствующих  международным стандартам; создание службы дополнительного медицинского и бытового обслуживания.

В перспективе  предусматривается расширение географии  предлагаемых иностранным туристам курортов — "Летцы", "Озеро Белое" и других.

Развитие  спортивного туризма связано  с организацией спортивных походов (водных, пеших, конных, велосипедных) и  других спортивных мероприятий, в которых  туристы являются участниками, а  также с посещением крупных спортивных соревнований, где туристы являются зрителями.

В Беларуси перспективно развитие обоих направлений  спортивного туризма, как для  жителей страны, так и для иностранцев.

Развитие  делового туризма, ориентированного на обслуживание специалистов, бизнесменов, приезжающих в страну с деловыми целями, является одним из активно  развивающихся и наиболее выгодных видов туризма. Его ежегодные  темпы роста в мире составляют 8 %, расходы иностранных туристов в Москве при среднем пребывании 3,5 дня составляют около 1000 дол. США  на одного человека. Кроме доходов  от туризма, деловой туризм способствует развитию экономических связей Беларуси с другими странами.

Основными направлениями развития делового туризма  в Беларуси являются:

конгрессный туризм — проведение международных конгрессов, конференций, симпозиумов; организация международных торговых выставок, ярмарок; проведение международных смотров научно-технических достижений на базе крупных научных центров и промышленных предприятий.

Для развития делового туризма предлагается:

— реконструкция  существующих и строительство новых  современных гостиниц, в первую очередь  класса 4—5*;

— изменение  соотношения цена—качество в  туристском сервисе в сторону  уменьшения стоимостной составляющей и повышения качества и разнообразия предоставляемых услуг;

— создание системы обеспечения безопасности туристов;

— создание сети компаний по прокату автомобилей  по разумным ценам;

— упрощение  процедуры получения виз и  снижение их стоимости;

— создание координационного центра, обеспечивающего  взаимоувязку и составление календаря крупных международных мероприятий, их широкую рекламу и продвижение на мировом рынке услуг.

В целом, оптимистически оценивая перспективы  развития туризма в Беларуси, следует  отметить, что от сегодняшнего состояния  до эффективного использования имеющегося туристского потенциала следует  пройти большой путь. К сожалению, не разработан механизм реализации мер  по созданию центров и зон туризма, туристских трасс с развитой системой приема и обслуживания туристов; современных  информационных систем, связанных с  мировыми туристскими информационными  системами; рекламной поддержки; законодательного и организационного обеспечения  развития туристской отрасли.

Государственная политика в сфере туризма это, прежде всего, туристская политика государства, совокупность мер и мероприятий  юридического, политического, экономического, социального и другого характера  с целью создания условий для  развития туризма, регулирования и  координации его деятельности. Туристская политика государства рассматривается  на международном и национальном уровнях. Государственная политика на международном уровне — это, прежде всего, сотрудничество, членство нашей  страны в туристских организациях международного уровня. На национальном уровне туристская политика формируется государственным  или общественным органом, ответственным  за состояние и развитие отрасли  в целом, — национальной туристской администрацией. В большинстве стран, добившихся значительных успехов в  развитии туризма, существуют самостоятельные  министерства туризма (Франция, Греция, Мексика, Египет и др.) или другие министерства, в которых туризм представлен  как составная часть их деятельности (Польша, Кипр, Испания, Италия, Австрия  и др.). В сфере разработки и  реализации туристской политики НТА  взаимодействует с законодательными и исполнительными органами власти на центральном и местном уровнях, с научно-исследовательскими организациями, туристскими ассоциациями и другими  общественными организациями. В  Республике Беларусь органом, ответственным  за развитие туристской отрасли, является Министерство спорта и туризма, созданное  в 1996 г. Регулирование и координация  деятельности туристских предприятий  осуществляется управлением туризма  данного министерства, управлениями по физической культуре, спорту и туризму  в областных, Минском городском  исполкомах и другими местными органами власти.

Основными целями государственного регулирования  туристской деятельностью являются: обеспечение прав граждан в сфере  туризма; развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности туристов; повышение экономической эффективности  отрасли; создание новых рабочих  мест; развитие международных контактов;

рациональное  использование природного и культурно-исторического  наследия; охрана окружающей среды.

Среди множества  существующих способов государственного регулирования туризма следует  выделить, прежде всего, такие, как: создание нормативно-правовой базы туризма; лицензирование и стандартизация отрасли, сертификация туристского продукта; защита прав туристов и поддержка национальных туроператоров и турагентов; содействие разработке и продвижению национального туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках; участие в процессе подготовки и переподготовки кадров для этой сферы; содействие развитию рыночных исследований в области туризма; бюджетное, кредитное, инвестиционное, налоговое и таможенное регулирование.

Согласно  постановлению Совета Министров  Республики Беларусь от 1 августа 2000 г. при Совете Министров Республики Беларусь создан Межведомственный экспортно-координационный  совет по туризму. Совет формируется  из представителей министерств, других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, туристских организаций. Межведомственный экспортно-координационный  совет по туризму создан с целью "совершенствования взаимодействия государственных органов, общественных объединений, туристских предприятий  и организаций Республики Беларусь по вопросам создания благоприятных  условий для устойчивого развития туризма в республике, повышения  его экономической эффективности, формирования здоровой конкурентной среды, защиты внутреннего рынка туристских услуг, а также для выработки  рекомендаций по: проведению государственной  политики в области туризма и  развитию конкуренции путем привлечения  и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации соответствующих  целевых программ, проектов, мероприятий; реализации международных программ и соглашений по вопросам поддержки  и развития туризма; соблюдению интересов  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере туризма  и потребителей туристского продукта и услуг".

Вопрос  о состоянии, проблемах и путях  развития туристской отрасли в Республике Беларусь подымался также на одноименном  семинаре-совещании в июле 2000 г. (организован  МСиТ совместно с НТК "Белинтурист"), Заместитель министра спорта и туризма Ч.К. Шульга в своем докладе дал реальную оценку ситуации, в которой находится туристский бизнес сегодня. На семинаре были освещены вопросы, затрагивающие самые разные отрасли туризма: гостиничный бизнес, экскурсионно-методическая работа, въездной и внутренний туризм, налогообложение и многое другое. На совещании обсуждался проект концепции Национальной программы развития туристской отрасли на ближайшие пять лет.

Цель  программы развития туризма в  Республике Беларусь — формирование и развитие в Республике Беларусь современного высокоэффективного и  конкурентоспособного туристского  комплекса, обеспечивающего, с одной  стороны, широкие возможности для  удовлетворения потребностей отечественных  и зарубежных туристов в туристских услугах, а с другой — значительный вклад в развитие экономики страны, в том числе за счет налоговых  поступлений в бюджет, притока  валютных средств, увеличения количества рабочих мест, сохранения и рационального  использования культурно-исторического  и природного наследия.

Факторы, формирующие  развитие туризма в Республике Беларусь

 

Исходя  из особенностей Беларуси – прохождение  через её территорию трансъевропейских  трансграничных коридоров, связывающих  страны Западной и Центральной Европы с Россией и Азиатскими государствами, а также Скандинавские страны с южными регионами Европы и Азии, транзитный туризм призван стать  одним из приоритетных. Из-за неразвитости материальной базы туризма, информационного  вакуума, отсутствия объектов, подготовленных для туристско-экскурсионного показа, упущенная прибыль составляет ежегодно десятки миллионов долларов.

Основные  направления развития транзитного  туризма:

создание  культурно-туристских зон в больших  и средних городах с ценным историко-культурным наследием, расположенных  вдоль основных транспортных коридоров, пересекающих территорию страны и выполняющих  функцию транспортных узлов (в Минске, Гродно, Бресте, Витебске, Могилёве, Гомеле, Бобруйске, Лиде, Полоцке, Пинске);

создание  туристских центров в зоне одночасовой  транспортной доступности вдоль  основных транспортных коридоров, в  первую очередь, на основе малых исторических городов с ценным историко-культурным наследием (Мир, Несвиж, Слоним, Заславль, Кобрин, Нехачево, Коссово и др.);

развитие  придорожной сети объектов туристского  обслуживания с размещением гостиниц в местах с благоприятными природно-ландшафтными условиями, позволяющих организовать отдых в течение нескольких дней, включая посещение близко расположенных  туристских достопримечательностей;

увеличение  количества пограничных переходов, упрощение процедур получения виз, прохождения паспортного и таможенного  контроля для туристов;

создание  справочно-информационной и маркетинговой  службы, направленной на вовлечение транзитных пассажиров в систему туризма  Беларуси.

Для Беларуси, граничащей с государствами с  относительно развитой системой туризма - Польшей, Литвой, Россией, важное значение имеет развитие трансграничного  туризма. Программой предусматривается  посещение пограничных регионов, как жителями соседних государств, так и иностранными туристами, приехавшими  в эти страны. Это явится существенным резервом увеличения туристского потока в Беларусь.

Основные  направления развития трансграничного  туризма:

организация трансграничных туристских маршрутов, включающих посещение туристских объектов пограничных государств;

согласованное и взаимоувязанное размещение и  развитие центров, трасс и инфраструктуры туризма по обе стороны границы;

Информация о работе Сущность и значение туристской ренты