Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 19:38, контрольная работа
Закон земельной ренты впервые в экономической науке был обоснован Д. Рикардо. Позднее он был развит в работах К. Маркса и его последователей. На рубеже XIX - XX вв. представители маржиналистского направления ввели понятие экономической ренты. Однако актуальность и степень разработанности этой проблемы настоятельно требуют, чтобы туристская рента стала объектом специального научного исследования - исследования, в котором теоретический аспект проблемы сочетался бы с аспектом прагматическим. В данной контрольной работе дано обоснование основных аспектов туристской ренты: ее экономической сущности, форм образования, места в системе отношений собственности.
В своем
движении на пути к рынку туристские
услуги проходят стадии пакетирования
и анимации, т. е. комплектуются в
туристский продукт. Потребителю в
сфере туризма предлагается обычно
интегральный туристский продукт как
совокупность вещественных, материальных
и нематериальных благ и услуг. Формирование
целостного туристского продукта становится
особой функцией туроператоров, которые
готовят этот продукт для реализации
в скомплектованном и законченном
виде. Важную роль в процессе реализации
турпродукта выполняют
Таким образом, туризм в экономическом (рыночном) аспекте - это прежде всего рынок индивидуальных и коллективных услуг, пакет которых формирует туроператор. А потребление туристского продукта как бы завершает воспроизводственный цикл движения туристских услуг. Все это дает основание рассматривать туристские ресурсы как факторы производства тура - комплекса услуг в данной сфере.
В условиях рыночных форм хозяйствования и сами ресурсы, и результат их использования получают рыночную оценку. Это означает, что туристские услуги приобретают все качества товара: потребительную стоимость (полезность) и меновую стоимость.
По своему характеру туристские
ресурсы количественно
Туристские
расходы представляют собой стоимость
товаров и услуг, использующихся
непосредственно для
Классическими видами туристских затрат являются:
1) комплексные поездки, пакеты услуг на отдых и комплексные туры;
2) расходы по размещению;
3) затраты на питание и напитки;
4) транспортные расходы;
5) затраты на рекреационные, культурные и спортивные виды деятельности и мероприятия;
6) расходы на посещение магазинов;
7) прочие расходы туристских организаций всех видов и форм.
Совершенно очевидно, что издержки туристских организаций, взятые в расчете и на весь объем туристского продукта, и на единицу этого продукта, равно как и на единицу туристского ресурса, различны. На поверхности экономических явлений эти неравные издержки по туризму в различных туристских организациях порождают различия в индивидуальных стоимостях туристских услуг. Соответственно не равными оказываются и доходы от туризма на микроэкономическом уровне. Сопоставление этих доходов и издержек, т. е. отношения
Доходы от туризма .100,
Издержки по туризму
или
Доходы от туризма
Туристские ресурсы
как раз и выражают эти различия туристских предприятий в индивидуальных стоимостях на рынке туристского продукта.
Доходы
по своей природе - это результаты,
а издержки и ресурсы - это затраты.
Следовательно, в основе отношения
доходов от туризма к издержкам
или ресурсам туристских организаций
лежит общий принцип
max Р max P
Э= ————— , или Э = ресурсы
min 3 min
т. е. эффективность туристской деятельности Э на микроэкономическом уровне - это максимизация результата Р при минимизации затрат 3. Из этого также следует, что основу процесса образования туристской ренты образует повышенная эффективность хозяйствования в сфере туризма.
Развитие национального туризма невозможно только на основе бюджетного финансирования в форме дотаций или только на основе безудержной коммерциализации, поскольку туризм - явление не только экономическое, но и социальное, явление не только рыночное, но и духовное, культурологическое. В этих условиях рынок туристских услуг не отражает адекватно влияния внешних эффектов, как положительных, так и отрицательных. Полезность и ценность туристских услуг с точки зрения общества и с точки зрения рынка различны. Возникает объективная необходимость для государства в лице его республиканских и местных органов власти иметь реальный экономический механизм, который позволил бы придать сфере туризма высоконравственную и гуманную направленность. Таким инструментом в экономическом механизме сферы туризма могла бы стать туристская рента.
В мире большое внимание уделяется развитию туризма. И это не случайно, так как эта отрасль очень высокодоходная и быстроокупаемая. По валютным поступлениям туризм в мире занимает третье место. По прогнозным оценкам экспертов ВТО, туризм будет продолжать динамично развиваться и в XXI в., станет двигателем мировой экономики.
Мы вступили
в рыночное хозяйство в тот
период, когда на международном рынке
уже произошли существенные изменения
в отношении туризма. Туризм во всём
мире стал одной из самых значительных
экономических отраслей, а для
некоторых развивающихся
Современное
состояние сферы туризма в
Республике Беларусь свидетельствует
о том, что она ещё не занимает
такого положения в экономике
страны, как в развитых странах. Несмотря
на имеющийся туристский потенциал,
выгодное геополитическое положение,
наличие богатого культурного и
природного наследия, республика занимает
весьма скромное место на мировом
туристском рынке и существенно
отстаёт от соседних государств. Поэтому
изучение проблем, имеющихся на данном
этапе развития как внутреннего,
так и международного туризма
Республики Беларусь, является весьма
актуальным и необходимым для
последующей разработки программ по
повышению
Определение приоритетов развития туризма являлось одной из задач разработки Национальной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2011 —2015 гг., для которой и были подготовлены приведенные в настоящей публикации предложения автора.
Специфика
условий Беларуси заключается в
расположении страны на пересечении
трансъевропейских транспортно-
С учетом этих особенностей приоритетными направлениями развития туризма в Республике Беларусь в XXI в. следует считать: транзитный и трансграничный, экологический, агротуризм, оздоровительный, спортивный, а также деловой туризм.
Развитие транзитного туризма, обеспечивающего обслуживание пересекающих территорию Беларуси туристов, пассажиров и водителей транспортных средств, обусловлено прохождением через ее территорию мощных транспортных коридоров, связывающих страны Западной и Центральной Европы с Россией, а также Скандинавские страны с южными регионами Европы и Азией. Величина пассажиропотока, пересекающего Беларусь по магистрали Брест — Минск — Смоленск, составляет около 5,5 млн. человек в год на автомобильном транспорте и около 4,5 млн. человек на железнодорожном транспорте, т.е. суммарно около 10 млн. человек в год. Как свидетельствуют результаты транспортных обследований БелНИИПградостроитель-ства. туризм и отдых являются целью поездок 6,6 % пассажиров, пересекающих белорусско-польскую границу, в гости едут 8,7 % пассажиров, деловые поездки составляют 23,7 % пассажиропотока. Учитывая, что не только туристско-рекреационные, но и гостевые, а частично и служебные поездки совмещаются с возможностью увидеть достопримечательности, посетить памятники истории и культуры, приобрести сувениры, попробовать блюда национальной кухни, только в зоне влияния трансъевропейского коммуникационного коридора Париж — Берлин — Варшава — Минск — Москва количество потенциальных туристов может составить 1,5—2,5 млн. человек в год.
Из-за неразвитости материальной базы туризма, отсутствия подготовленных для туристско-экскурсионного показа объектов, информационного вакуума упущенная прибыль составляет ежегодно десятки миллионов долларов.
Для развития
транзитного туризма
— создание культурно-туристских зон в больших и средних городах с ценным историко-культурным наследием, расположенных вдоль основных транспортных коридоров, пересекающих территорию страны, выполняющих функцию транспортных узлов — в Минске, Гродно, Бресте, Витебске, Могилеве, Гомеле, Бобруйске, Лиде, Полоцке;
— создание туристских центров в зоне одночасовой транспортной доступности вдоль основных транспортных коридоров, прежде всего, на основе малых исторических городов с ценным историко-культурным наследием — Мир, Несвиж, Слоним, Заславль, Кобрин и др.;
— развитие придорожной сети объектов туристского обслуживания с размещением в местах с благоприятными природно-ландшафтными условиями гостиниц, позволяющих организовать отдых в течение нескольких дней, включая посещение близ расположенных туристских достопримечательностей;
— создание справочно-информационной и маркетинговой службы, направленной на вовлечение транзитных пассажиров в систему туризма Беларуси.
Развитие
приграничного туризма
Для развития
приграничного туризма
— организация трансграничных туристских маршрутов, включающих посещение туристских объектов пограничных государств;
— согласованное и взаимоувязанное размещение и развитие центров, трасс и инфраструктуры туризма по обе стороны границы;
— организация
крупных международных
— увеличение
количества пограничных переходов,
упрощение процедур получения визы,
прохождения паспортного и
Развитие экологического туризма, связанного с посещением туристами уголков нетронутой природы, имеет большие перспективы в Беларуси, где природные территории составляют около половины площади страны. Экологический туризм или как его еще называют "туризм с мягким прикосновением к природе”, обеспечивает минимальное воздействие человека на природную среду. Развитие экологического туризма направлено на ознакомление туристов с природными ценностями, их экологическое воспитание и образование. В качестве опорных центров развития экологического туризма принята сеть существующих национальных парков, имеющих научные подразделения природоохранного профиля, — "Беловежская пуща", "Припятский", "Браславские озера", "Нарочанский", а также Берозипский биосферный заповедник.