Сущность и значение туристской ренты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 19:38, контрольная работа

Краткое описание

Закон земельной ренты впервые в экономической науке был обоснован Д. Рикардо. Позднее он был развит в работах К. Маркса и его последователей. На рубеже XIX - XX вв. представители маржиналистского направления ввели понятие экономической ренты. Однако актуальность и степень разработанности этой проблемы настоятельно требуют, чтобы туристская рента стала объектом специального научного исследования - исследования, в котором теоретический аспект проблемы сочетался бы с аспектом прагматическим. В данной контрольной работе дано обоснование основных аспектов туристской ренты: ее экономической сущности, форм образования, места в системе отношений собственности.

Вложенные файлы: 1 файл

экономика.docx

— 48.04 Кб (Скачать файл)

В своем  движении на пути к рынку туристские услуги проходят стадии пакетирования  и анимации, т. е. комплектуются в  туристский продукт. Потребителю в  сфере туризма предлагается обычно интегральный туристский продукт как  совокупность вещественных, материальных и нематериальных благ и услуг. Формирование целостного туристского продукта становится особой функцией туроператоров, которые  готовят этот продукт для реализации в скомплектованном и законченном  виде. Важную роль в процессе реализации турпродукта выполняют туристские агенты, доводящие до потребителей информацию о туре и реализующие  его. Процесс потребления туристских услуг происходит в туристском центре - непосредственно в местах их производства. Та часть туристских услуг, в которой происходит их производство и потребление, обычно именуется индустрией туризма.

Таким образом, туризм в экономическом (рыночном) аспекте - это прежде всего рынок индивидуальных и коллективных услуг, пакет которых формирует туроператор. А потребление туристского продукта как бы завершает воспроизводственный цикл движения туристских услуг. Все это дает основание рассматривать туристские ресурсы как факторы производства тура - комплекса услуг в данной сфере.

В условиях рыночных форм хозяйствования и сами ресурсы, и результат их использования  получают рыночную оценку. Это означает, что туристские услуги приобретают  все качества товара: потребительную стоимость (полезность) и меновую  стоимость.

По своему характеру туристские ресурсы количественно ограниченны, лимитированы и, следовательно, выступают  как экономическое благо, как  товар. Качественно эти ресурсы  различны, дифференцировании. Некоторые из них по своему качеству (потребительной стоимости) уникальны, раритетны, единственны в своем роде не только в Беларуси, но и в мире. Количественная ограниченность и качественная дифференцированность туристских ресурсов в условиях рыночных форм хозяйствования неизбежно порождают различия в затратах и результатах хозяйственной деятельности туристских организаций. Внешним выражением различий в затратах выступают издержки этих организаций (себестоимость туристских услуг), которые дифференцируют в широких пределах. Внешним выражением различий в результатах хозяйственной деятельности туристских организаций выступают дифференциация производительности труда и индивидуальная стоимость (цена) туристских услуг. Между тем на рынке туристских услуг формируется рыночная цена, которая может быть ниже или выше индивидуальной цены, вследствие чего образуется разность между рыночной и индивидуальной ценами. Внешним выражением данной разности является добавочная прибыль, которая и образует материальную (стоимостную) основу туристской ренты. При этом в качестве исходного условия образования туристской ренты выступают не просто туристские ресурсы, а лишь те, которые создают для туристских предприятий более благоприятные рыночные условия производства и реализации туристского продукта.

Туристские  расходы представляют собой стоимость  товаров и услуг, использующихся непосредственно для удовлетворения посетителей, туристов. С точки зрения макроэкономических процессов, эти  расходы есть не что иное, как  конечное потребление в системе  национальных счетов. С точки зрения микроэкономики, туристские расходы  представляют собой затраты (издержки).

Классическими видами туристских затрат являются:

1) комплексные поездки, пакеты услуг на отдых и комплексные туры;

2) расходы по размещению;

3) затраты на питание и напитки;

4) транспортные расходы;

5) затраты на рекреационные, культурные и спортивные виды деятельности и мероприятия;

6) расходы  на посещение магазинов;

7) прочие расходы туристских организаций всех видов и форм.

Совершенно очевидно, что издержки туристских организаций, взятые в расчете  и на весь объем туристского продукта, и на единицу этого продукта, равно  как и на единицу туристского  ресурса, различны. На поверхности экономических  явлений эти неравные издержки по туризму в различных туристских организациях порождают различия в  индивидуальных стоимостях туристских услуг. Соответственно не равными оказываются  и доходы от туризма на микроэкономическом уровне. Сопоставление этих доходов  и издержек, т. е. отношения

Доходы от туризма         .100,

Издержки  по туризму

или

Доходы от туризма                           •100

 

Туристские  ресурсы

как раз  и выражают эти различия туристских предприятий в индивидуальных стоимостях на рынке туристского продукта.

Доходы  по своей природе - это результаты, а издержки и ресурсы - это затраты. Следовательно, в основе отношения  доходов от туризма к издержкам  или ресурсам туристских организаций  лежит общий принцип экономической  эффективности, который выражается формулой

             max Р                         max P

Э= ————— , или Э =                  ресурсы


             min 3                           min                 

т. е. эффективность  туристской деятельности Э на микроэкономическом уровне - это максимизация результата Р при минимизации затрат 3. Из этого также следует, что основу процесса образования туристской ренты  образует повышенная эффективность  хозяйствования в сфере туризма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Развитие национального  туризма невозможно только на основе бюджетного финансирования в форме  дотаций или только на основе безудержной  коммерциализации, поскольку туризм - явление не только экономическое, но и социальное, явление не только рыночное, но и духовное, культурологическое. В этих условиях рынок туристских услуг не отражает адекватно влияния внешних эффектов, как положительных, так и отрицательных. Полезность и ценность туристских услуг с точки зрения общества и с точки зрения рынка различны. Возникает объективная необходимость для государства в лице его республиканских и местных органов власти иметь реальный экономический механизм, который позволил бы придать сфере туризма высоконравственную и гуманную направленность. Таким инструментом в экономическом механизме сферы туризма могла бы стать туристская рента.

Практическое задание

 

В мире большое  внимание уделяется развитию туризма. И это не случайно, так как эта  отрасль очень высокодоходная и  быстроокупаемая. По валютным поступлениям туризм в мире занимает третье место. По прогнозным оценкам экспертов ВТО, туризм будет продолжать динамично развиваться и в XXI в., станет двигателем мировой экономики.

  1. Каково место и роль туризма в Республике Беларусь?
  2. Раскройте экономические и социальные аспекты туризма.
  3. Каковы факторы, формирующие развитие туризма в Республике Беларусь?
  4. Раскройте эффективность и значение внутреннего и международного туризма с точки зрения отдельного работника туристического предприятия, республики.
  5. На ваш взгляд, какой вид туризма – международный или внутренний – выгоднее развивать для нашей республики?
  6. Каковы причины, препятствующие развитию туризма?
  7. Ваш прогноз.

Место и роль туризма  в Республике Беларусь

 

Мы вступили в рыночное хозяйство в тот  период, когда на международном рынке  уже произошли существенные изменения  в отношении туризма. Туризм во всём мире стал одной из самых значительных экономических отраслей, а для  некоторых развивающихся государств - основой их существования (Таиланд, Кипр, Малайзия и др.). Кроме того, во многих странах мира туристская отрасль предоставляет рабочие  места и возможности для профессионального  роста приблизительно 350 млн. рабочих  и служащих. При этом объём занятости  в данной отрасли возрастает почти  в два раза быстрее, чем в других сферах услуг.

Современное состояние сферы туризма в  Республике Беларусь свидетельствует  о том, что она ещё не занимает такого положения в экономике  страны, как в развитых странах. Несмотря на имеющийся туристский потенциал, выгодное геополитическое положение, наличие богатого культурного и  природного наследия, республика занимает весьма скромное место на мировом  туристском рынке и существенно  отстаёт от соседних государств. Поэтому  изучение проблем, имеющихся на данном этапе развития как внутреннего, так и международного туризма  Республики Беларусь, является весьма актуальным и необходимым для  последующей разработки программ по повышению конкурентоспособности  белорусского туризма на мировом  рынке. В своей работе я ставлю задачу изучить проблемы, связанные  с развитием международного туризма  в РБ, а также определить возможности  и перспективы развития такого туризма.

Экономические и  социальные аспекты туризм

 

Определение приоритетов развития туризма являлось одной из задач разработки Национальной программы развития туризма в  Республике Беларусь на 2011 —2015 гг., для которой и были подготовлены приведенные в настоящей публикации предложения автора.

Специфика условий Беларуси заключается в  расположении страны на пересечении  трансъевропейских транспортно-коммуникационных коридоров "Запад — Восток" и "Север — Юг" и наличии  при этом богатого природного потенциала для развития туризма (обширные хорошо сохранившиеся лесные, лесо-озерные, лесо-речные природные комплексы, включающие памятники природы, разнообразный растительный и животный мир, лечебные минеральные воды, торфогрязи, сапропели, охотничьи и рыболовные угодья, живописные ландшафты, благоприятные для организации пешеходных, конных, велосипедных, водных туристских походов, отдыха и оздоровления в экологически чистой природной среде).

С учетом этих особенностей приоритетными направлениями  развития туризма в Республике Беларусь в XXI в. следует считать: транзитный и трансграничный, экологический, агротуризм, оздоровительный, спортивный, а также деловой туризм.

Развитие  транзитного туризма, обеспечивающего  обслуживание пересекающих территорию Беларуси туристов, пассажиров и водителей  транспортных средств, обусловлено  прохождением через ее территорию мощных транспортных коридоров, связывающих  страны Западной и Центральной Европы с Россией, а также Скандинавские  страны с южными регионами Европы и Азией. Величина пассажиропотока, пересекающего Беларусь по магистрали Брест — Минск — Смоленск, составляет около 5,5 млн. человек в  год на автомобильном транспорте и около 4,5 млн. человек на железнодорожном  транспорте, т.е. суммарно около 10 млн. человек в год. Как свидетельствуют  результаты транспортных обследований БелНИИПградостроитель-ства. туризм и отдых являются целью поездок 6,6 % пассажиров, пересекающих белорусско-польскую границу, в гости едут 8,7 % пассажиров, деловые поездки составляют 23,7 % пассажиропотока. Учитывая, что не только туристско-рекреационные, но и гостевые, а частично и служебные поездки совмещаются с возможностью увидеть достопримечательности, посетить памятники истории и культуры, приобрести сувениры, попробовать блюда национальной кухни, только в зоне влияния трансъевропейского коммуникационного коридора Париж — Берлин — Варшава — Минск — Москва количество потенциальных туристов может составить 1,5—2,5 млн. человек в год.

Из-за неразвитости материальной базы туризма, отсутствия подготовленных для туристско-экскурсионного показа объектов, информационного вакуума  упущенная прибыль составляет ежегодно десятки миллионов долларов.

Для развития транзитного туризма предлагается:

— создание культурно-туристских зон в больших  и средних городах с ценным историко-культурным наследием, расположенных  вдоль основных транспортных коридоров, пересекающих территорию страны, выполняющих  функцию транспортных узлов —  в Минске, Гродно, Бресте, Витебске, Могилеве, Гомеле, Бобруйске, Лиде, Полоцке;

— создание туристских центров в зоне одночасовой  транспортной доступности вдоль  основных транспортных коридоров, прежде всего, на основе малых исторических городов с ценным историко-культурным наследием — Мир, Несвиж, Слоним, Заславль, Кобрин и др.;

— развитие придорожной сети объектов туристского  обслуживания с размещением в  местах с благоприятными природно-ландшафтными условиями гостиниц, позволяющих  организовать отдых в течение  нескольких дней, включая посещение  близ расположенных туристских достопримечательностей;

— создание справочно-информационной и маркетинговой  службы, направленной на вовлечение транзитных пассажиров в систему туризма  Беларуси.

Развитие  приграничного туризма обусловлено  соседством Беларуси с государствами  с относительно развитой системой туризма  — Польшей, Литвой, Россией. Посещение  приграничных районов как жителями соседних государств, так и иностранными туристами, приехавшими в эти  страны, является существенным резервом увеличения туристского потока в  Беларусь. Уже сегодня приграничные районы с Польшей, Литвой, где находятся  места, связанные с жизнью и творчеством  А. Мицкевича, М. Огинского, Э.Ожешко, дворцы и замки богатейших магнатов Речи Посполитой, привлекают большое количество туристов из этих стран.

Для развития приграничного туризма предлагается:

— организация  трансграничных туристских маршрутов, включающих посещение туристских объектов пограничных государств;

— согласованное  и взаимоувязанное размещение и  развитие центров, трасс и инфраструктуры туризма по обе стороны границы;

— организация  крупных международных мероприятий  в приграничных регионах для привлечения  туристов из соседнего государства (фестивалей, торговых ярмарок, спортивных соревнований и др.);

— увеличение количества пограничных переходов, упрощение процедур получения визы, прохождения паспортного и таможенного  контроля для туристов.

Развитие  экологического туризма, связанного с  посещением туристами уголков нетронутой природы, имеет большие перспективы  в Беларуси, где природные территории составляют около половины площади  страны. Экологический туризм или  как его еще называют "туризм с мягким прикосновением к природе”, обеспечивает минимальное воздействие  человека на природную среду. Развитие экологического туризма направлено на ознакомление туристов с природными ценностями, их экологическое воспитание и образование. В качестве опорных  центров развития экологического туризма  принята сеть существующих национальных парков, имеющих научные подразделения  природоохранного профиля, — "Беловежская  пуща", "Припятский", "Браславские озера", "Нарочанский", а также Берозипский биосферный заповедник.

Информация о работе Сущность и значение туристской ренты