Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 14:28, курсовая работа
Цель данной курсовой работы рассмотреть основные понятия и термины планирования, сущность, цели и функции, производственные понятия по планированию оборота розничной торговли.
Постановка цели исследования обусловила необходимость решения следующих взаимосвязанных задач: исследование теоретических основ, раскрывающих понятие экономической характеристики оборота розничной торговли; выявление показателей оборота розничной торговли, их характеристика; оценка влияния основных тенденций развития оборота розничной торговли; выявление тенденций планирования оборота розничной торговли по общему объему; изучение эффективности планирования оборота розничной торговли в ассортименте.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Сущность и экономическое содержание оборота розничной
торговли……………………………………………………………………5
Сущность, состав и значение оборота розничной торговли………..5
Виды предприятий розничной торговли и их основные экономические показатели……………………………………………8
Показатели оборота розничной торговли, их характеристика…….12
Прогнозирование оборота розничной торговли на примере Елизовского потребительского общества………………………………14
Краткая характеристика деятельности Елизовского ПО………….14
Прогнозирование оборота розничной торговли на примере Елизовского ПО………………………………………………………17
Основные направления повышения конкурентоспособности Елизовского ПО…………………………………………………………..24
Меры по увеличению оборота розничной торговли Елизовского ПО в условиях нестабильной экономики………………………………..24
Значение и задачи развития оборота розничной торговли в соответствии с рекомендациями Центросоюза РФ………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….35
2.1 Краткая характеристика деятельности Елизовского ПО
Елизовское ПО сформировалось в 1992 году. Расположено по адресу 684010, г. Елизово, ул. Ленина, 17. Председатель совета: Соколова Надежда Сергеевна.
Совет потребительского общества подотчётен общему собранию. Председатель Совета и его члены избираются общим собранием уполномоченных пайщиков сроком на 5 лет. Совет проводит свою работу согласно плану и собирается не реже 1 раза в месяц, а также осуществляет управление обществом в период между общими собраниями. Совет Елизовского потребительского общества строит свою работу согласно действующему закону “О потребительской кооперации” и наказов уполномоченных пайщиков.
На уровне Совета функционирует Ревизионная комиссия, которая также избирается и подотчётна общему собранию.
Елизовское потребительское
общество- это добровольное объединение
граждан, проживающих в Елизовском районе
Камчатского края и юридических лиц, созданное
в форме потребительского кооператива,
на основе членства путем объединения
его членами имущественных паевых взносов
для торговой, заготовительной, производственной
и иной деятельности в целях удовлетворения
материальных и иных потребностей его
членов. [12]
Елизовское потребительское общество
является юридическим лицом - некоммерческой
организацией и имеем в собственности
обособленное имущество, самостоятельный
баланс, расчетный и другие счета в банках,
круглую печать установленного образца,
штампы, бланки и другую атрибутику.
Елизовское ПО вправе от своего имени
приобретать имущество, осуществлять
имущественные, и личные неимущественные
права, самостоятельно выступать истцом
и ответчиком в суде.
Пайщики Елизовского потребительского
общества несут субсидиарную ответственность
по обязательствам Общества в пределах
своего паевого взноса, в соответствии
с Законом РФ Общество несет субсидиарную
ответственность по обязательствам Союза,
в который входят.
Елизовское ПО действует на
основе Устава, руководствуется в своей
деятельности Гражданским кодексом РФ,
Законом РФ «О потребительской кооперации,
потребительских обществах, их союзах
в РФ», другими законодательными актами
РФ, а также принципами Международного
кооперативного альянса.
Елизовское ПО на добровольной
основе входит в Московский региональный
союз потребительских обществ, имеет право
свободного выхода из него по окончании
финансового года.
Елизовское ПО поручает союзу выполнение
отдельных функций, предусмотренных договором
о взаимоотношениях между ними, за что
производит внутрихозяйственные отчисления,
а союз вправе осуществлять контрольные
и распорядительные функции, определенные
Уставом союза.
Государственные органы и органы местного
самоуправления не вправе вмешиваться
в хозяйственную, финансовую и иную деятельность
(за исключением случаев, предусмотренных
законами РФ). Взаимоотношения потребительского
общества и органов исполнительной власти
определяются соглашениями, неотъемлемой
частью которых должен быть перечень организаций
потребительской кооперации.
Елизовское ПО самостоятельно разрабатывает
программы своего экономического и социального
развития, с учетом расчетных показателей,
рекомендуемых союзом.
Елизовское ПО осуществляет сдачу внаем собственного нежилого недвижимого имущества, физкультурно-оздоровительную деятельность и розничную торговлю в неспециализированных магазинах. [12]
Каждое торговое предприятие рассчитывает систему показателей, характеризующих его деятельность. К ним относятся товарооборот, валовой доход, издержки обращения, прибыль и рентабельность, а также трудовые показатели.
Под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчёт независимо от каналов реализации товаров. [4.,с.73]Товарооборот выступает необходимым и самым важным условием достижения целей торгового предприятия. Торговым предприятиям анализ товарооборота помогает определить насколько достигнуты объёмы товарооборота, и какие из составляющих товарооборота позволяют получить им необходимую величину прибыли. Одна из основных целей анализа заключается в выявлении неиспользованных резервов роста общего объёма розничного товарооборота.
Валовой доход как экономическая категория представляет собой часть стоимости товара, которая предназначается для покрытия издержек и образования прибыли. Валовой доход не является показателем эффективности работы предприятия. Однако это результативный показатель, характеризующий хозяйственную деятельность и отражающий долю торговли в общей сумме цен на товары. Цель экономического анализа валового дохода - это поиск резерва его роста и достижение оптимальной величины, а также оценка соотношения валового дохода с финансовыми показателями. От величины валового дохода зависит финансовая устойчивость торгового предприятия. [4.,с.94]Валовой доход на предприятии выступает как основной источник покрытия издержек обращения и получения прибыли.
Рентабельность обобщает состояние доходов, оборачиваемость товаров, издержек обращения, использование собственного и заёмного капитала, основных средств и рабочей силы. Она является важнейшим качественным показателем работы торгового предприятия, свидетельствующий о прибыльности хозяйственной деятельности и о возможности его дальнейшего функционирования. Показатель рентабельности в деятельности предприятия характеризует относительный размер прибыли.
Рассмотрим основные показатели деятельности Елизовского потребительского общества в сопоставимой оценке. Для этого фактические данные по ПО переведем в сопоставимый вид с учётом следующих индексов цен: 2008 год = 1, 19; 2009 год = 1,11; 2010 год = 1,10. Составим таблицу на основе сопоставимых данных, в которой рассчитаем абсолютные отклонения показателей деятельности Елизовского потребительского общества и рассмотрим их в динамике.
Таблица 2.1
Отклонения и темпы
роста экономических
Показатели |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
отклонение |
темп роста,% | ||
2008г от 2009г |
2009г от 2010г |
в 2009г |
в 2010г | ||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Товарооборот всего, тыс. руб. в т. ч.: |
25 24,0 |
22 92,5 |
27 72,9 |
-3 31,5 |
+4 80,4 |
87,8 |
120,7 |
Торговля |
21 16,1 |
18 25,7 |
21 20,4 |
-3 90,4 |
+3 94,7 |
85,3 |
116,7 |
Общепит |
4 7,9 |
4 66,8 |
5 52,2 |
+58,9 |
+1 85,7 |
101,5 |
146,4 |
Валовой доход всего, тыс. руб. в т. ч.: |
8 94,2 |
8 88,2 |
8 87,2 |
-106,0 |
+499,0 |
98,8 |
105,9 |
Торговля |
5 41,2 |
4 32,7 |
5 83,6 |
-108,5 |
+150,9 |
97,8 |
103,1 |
Общепит |
3 53,0 |
3 55,5 |
3 03,6 |
+2,5 |
+348,1 |
100,1 |
109,8 |
Уровень валового дохода,% в т. ч.: |
33,41 |
37,57 |
32,60 |
+4,16 |
-4,97 |
112,5 |
86,8 |
Торговля |
23,21 |
26,63 |
23,51 |
+3,42 |
-3,12 |
114,7 |
88,3 |
Общепит |
88,65 |
87,43 |
65,58 |
-1,22 |
-21,85 |
98,6 |
75,0 |
Издержки обращения, тыс. руб. в т. ч.: |
8 78,8 |
7 96,4 |
7 51,2 |
-82,4 |
+54,8 |
92,9 |
100,7 |
Торговля |
5 36,1 |
5 36,4 |
4 14,5 |
-99,7 |
-21,9 |
98,1 |
93,7 |
Общепит |
2 42,7 |
2 60,0 |
2 36,7 |
-82,7 |
+376,7 |
83,6 |
115,3 |
Уровень издержек обращения,% в т. ч.: |
31,79 |
33,62 |
27,75 |
+1,83 |
-5,87 |
105,8 |
82,5 |
Торговля |
24,11 |
27,73 |
22,27 |
+3,62 |
-5,46 |
115,0 |
80,3 |
Общепит |
73,42 |
60,49 |
47,66 |
-12,93 |
-12,83 |
82,4 |
78,8 |
Товарные запасы, тыс. руб. в т. ч.: |
2 98,8 |
2 99,6 |
2 54,5 |
+100,8 |
-345,1 |
108,0 |
83,5 |
Торговля |
1 54,8 |
2 020,1 |
802,3 |
+365,3 |
-117,8 |
122,1 |
94,2 |
Общепит |
44,0 |
79,5 |
52,2 |
-164,5 |
-327,3 |
80,5 |
51,8 |
Товарооборачиваемость, дни в т. ч.: |
35 |
43 |
29 |
+8 |
-14 |
122,9 |
67,4 |
Торговля |
27,4 |
39,2 |
31,7 |
-11,8 |
-7,5 |
143,1 |
80,9 |
Общепит |
75,8 |
60,0 |
21,3 |
-15,8 |
-38,7 |
79,2 |
35,5 |
Финансовый результат, тыс. руб. в т. ч.: |
-52,4 |
-54,6 |
-200,0 |
+97,8 |
+54,6 |
33,8 |
78,6 |
Торговля |
-66,4 |
-99,1 |
-63,6 |
+67,3 |
+35,5 |
52,1 |
91,1 |
Общепит |
+11,5 |
+44,5 |
+63,6 |
+33,0 |
+19,1 |
12,6 |
113,2 |
Рентабельность, тыс. руб. в т. ч.: |
-2,92 |
-1,12 |
-0,73 |
+1,80 |
+0,39 |
41,6 |
33,3 |
Торговля |
-3,53 |
-2,15 |
-1,68 |
+1,38 |
+0,47 |
60,9 |
78,1 |
Общепит |
+0,29 |
+3,55 |
+2,75 |
+3,26 |
-0,8 |
12,2 р |
77,5 |
Источник: Бухгалтерская
отчетность Елизовского
Несмотря на то, что Елизовское Потребительское общество в сфере торговли и общественного питания закончило 2009 год со значительным снижением убытка по сравнению с 2008 годом на 97,8 тыс. руб., произошло уменьшение розничного товарооборота на 131,5 тыс. руб. в сопоставимых ценах. На снижение общего объёма товарооборота повлияло уменьшение его в сфере торговли на 190,4 тыс. руб., что составило 85,3% по сравнению с прошлым годом. В общественном питании идет другая тенденция. Товарооборот вырос на 1,5%, но это не оказало существенного влияния на общий объём товарооборота.
Снижение товарооборота сказывается отрицательно на сумме товарных запасов, а в конечном итоге на замедлении товарооборачиваемости. Сумма товарных запасов в 2009 году выросла на 8% и составила 99,6 тыс. руб., тогда как в 2008 году она была 98,8 тыс. руб. Товарооборачиваемость замедлилась на 8 дней и составила 122,9% или 43 дня по отношению к 2008 году. Причем такой результат сложился за счёт ускорения товарооборачиваемости в сфере общественного питания на 15,8 дня и замедления её в торговле на 11,8 дней.
В 2009 году наблюдается снижение суммы издержек обращения в целом на 7,1%, в том числе в торговле на 99,7 тыс. руб., в общественном питании на 82,7 тыс. руб. Снижение суммы издержек обращения произошло за счет того, что были компенсированы транспортные расходы районной администрацией в сумме 62,3 тыс. руб. Помимо этого сократились отчисления в фонд развития и подготовки кадров на 62,0 тыс. руб., а также по статье прочие расходы. Но уровень издержек обращения продолжает расти, и в 2010 году он составил 105,8% к уровню прошлого года (отрицательное влияние). В то же время идёт уменьшение и суммы валового дохода на 106,0 тыс. руб. или на 1,2%. Но уровень валового дохода вырос в 2008 году на 12,5%. Такое соотношение: темп роста уровня валового дохода > темпа роста уровня издержек обращения, и объясняет резкое сокращение доли убытка Елизовского ПО в 2009 году.
В 2010 году общий объём товарооборота составил 72,9 тыс. руб., обеспечен рост его к уровню 2009 года в сопоставимых ценах на 120,7% и даже к уровню 2009 года на 107,2%. Такой рост был достигнут за счёт увеличения объёма товарооборота в торговле на 16,7% по сравнению с прошлым годом, или в абсолютной сумме на 94,7 тыс. руб., в общественном питании - на 46,4% или на 85,7 тыс. руб.
Вместе с ростом товарооборота выросла и сумма валового дохода, она составила 105,9%, тогда как уровень валового дохода в целом по райпо не достиг уровня прошлого года, уменьшился на 13,2%, что составило 32,60% (уровень валового дохода в 2009 году 37,57%), А также и сумма издержек обращения увеличилась на 0,7%. Увеличение суммы издержек происходит за счет увеличения транспортных расходов, а также расходов на оплату труда работников, так как заработная плата в 2010 году выросла. Но в то же время происходит снижение расходов, в первую очередь, за счет того, что в 2010 году Елизовское ПО переходит на упрощенную систему налогообложения, а вместе с этим сокращаются расходы по соответствующей статье издержек. Такое снижение уровня издержек обращения положительно сказалось на конечном финансовом результате деятельности Елизовского ПО. Положительно повлияло на сокращение убытка в 2010 году на 54,6 тыс. руб. по сравнению с прошлым годом и сокращение суммы товарных запасов, и ускорение товарооборачиваемости. Так в 2010 году сумма товарных запасов сократилась на 6,5% к уровню 2009 года, причём за счёт сокращения их в сфере торговли на 17,8 тыс. руб., в общественном питании на 27,3 тыс. руб. Вместе с этим происходит ускорение товарооборачиваемости в торговле на 7,5 дня, в общественном питании на 38,7 дня. В итоге в этом году товарооборачиваемость в целом по ПО составила 29 дней, то есть ускорилась на 14 дней по сравнению с 2009 годом и на 6 дней по сравнению с 2008 годом.
Рентабельность от деятельности потребительского общества в период с 2008 по 2010 годы увеличивается. Это объясняется снижением убытка в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 1,43% и в 2010 году ещё на 0,68%. И уже в 2010 году рентабельность составила -0,34%.
Таковы основные экономические и финансовые показатели деятельности Елизовского ПО за 2008, 2009, 2010 годы. И как общий вывод, можно сказать, что Елизовское ПО улучшает свою работу, показывая лучшие результаты в 2010 году как по фактически сложившимся данным, так и по показателям эффективности деятельности.
При закупке товаров на оптовых базах, которые, как правило, приближены к розничной торговой сети и занимаются оптовой торговлей широким ассортиментом товаров, создаются условия для увеличения периодичности завоза товаров и уменьшения их запасов.
В зависимости от поставленных задач прогнозирование оборота розничной торговли может быть произведено по отдельным товарам (мед, сыр, молоко, апельсины, телевизоры, видеомагнитофоны, холодильники, швейные машины, кирпичи и др.), по группам товаров (кондитерские изделия, кожаная обувь, шерстяные ткани и белье, строительные материалы и т.п.), по товарным комплексам (мясопродукты, алкогольные напитки, бакалейные товары, ткани, обувь и др.). [13]
Под влиянием повышения цен сложилась и динамика объема реализации отдельных товаров в сопоставимых ценах. В условиях снижения покупательной способности возросла, в частности, продажа хлеба, макаронных изделий, тканей и снизилась реализация сахара, кондитерских изделий, одежды, парфюмерии. Объем оборота по продаже моющих средств не изменился, что вполне естественно, учитывая их назначение.
Индекс цен на отдельные товары различается: в большем размере возросли цены на непродовольственные товары, в меньшем на продукты питания. Этим объясняется уменьшение в отчетном году по сравнению с предшествующим годом удельных весов хлеба и макаронных изделий в товарообороте при относительно высоком темпе роста объема их реализации.
При формировании рыночной стратегии и заключении контрактов на закупку отдельных товаров в предстоящем периоде должны быть учтены прогнозируемые показатели изменения цен, оказывающие значительное влияние на структуру товарооборота.
3.1 Меры по увеличению
оборота розничной торговли
Информация о работе Сущность и экономическое содержание оборота розничной торговли