Сущность и экономическое содержание оборота розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 14:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы рассмотреть основные понятия и термины планирования, сущность, цели и функции, производственные понятия по планированию оборота розничной торговли.
Постановка цели исследования обусловила необходимость решения следующих взаимосвязанных задач: исследование теоретических основ, раскрывающих понятие экономической характеристики оборота розничной торговли; выявление показателей оборота розничной торговли, их характеристика; оценка влияния основных тенденций развития оборота розничной торговли; выявление тенденций планирования оборота розничной торговли по общему объему; изучение эффективности планирования оборота розничной торговли в ассортименте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Сущность и экономическое содержание оборота розничной
торговли……………………………………………………………………5
Сущность, состав и значение оборота розничной торговли………..5
Виды предприятий розничной торговли и их основные экономические показатели……………………………………………8
Показатели оборота розничной торговли, их характеристика…….12
Прогнозирование оборота розничной торговли на примере Елизовского потребительского общества………………………………14
Краткая характеристика деятельности Елизовского ПО………….14
Прогнозирование оборота розничной торговли на примере Елизовского ПО………………………………………………………17
Основные направления повышения конкурентоспособности Елизовского ПО…………………………………………………………..24
Меры по увеличению оборота розничной торговли Елизовского ПО в условиях нестабильной экономики………………………………..24
Значение и задачи развития оборота розничной торговли в соответствии с рекомендациями Центросоюза РФ………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая с заключением сайт.docx

— 61.75 Кб (Скачать файл)

Для увеличения оборота розничной  торговли Елизовского потребительского общества необходимо привлекать долгосрочные заемные средства. Нужно также провести анализ основных средств предприятия с целью выявления зданий, сооружений, оборудования, которые могут быть реализованы или сданы в аренду. Это позволит провести дополнительные финансовые вливания в процесс производства.

Также необходимо провести анализ запасов потребительского общества, их величина ежегодно снижалась. Наиболее безрисковым способом, пополнения источников формирования запасов, следует признать увеличение реального собственного капитала за счет накопления нераспределенной прибыли или за счет распределения прибыли после налогообложения в фонды накопления, при условии роста части этих фондов, не вложенной во внеоборотные активы.

Другим способом увеличения оборота розничной торговли является увеличение размера заемных источников средств через привлечение долгосрочных и краткосрочных банковских кредитов. При этом основные фонды, учитывая их величину, могут быть использованы в качестве залога по кредиту. Для  повышения финансовой устойчивости Елизовского ПО нужно увеличить собственный капитал, снизить внеоборотные активы (продажа основных средств) и сократить величину запасов до оптимального уровня. [13]

Необходимо увеличить собственные источники средств или снизить внеоборотные активы за счет продажи или сдачи в аренду основных средств, можно уменьшить запасы предприятия продав их на сторону, чтобы не привлекать дополнительные средства со стороны.

Повысить рентабельность продукции. Для этого нужно увеличить  прибыль от реализации продукции  и снизить себестоимость продукции. Прибыль от реализации можно увеличить  путем повышения цен на производимую продукцию и увеличения объема реализации. Себестоимость можно снизить  путем сокращения затрат на производство за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, топлива, за счет боле полного  использования производственных мощностей.

Одним из важных преимуществ  потребительской кооперации (ПК) считается возможность ее выступления в качестве целостной системы, способной закупать крупные партии товаров и тем самым влиять на качество, ассортимент и, что особенно важно, на уровень цен. Но для этого нужно иметь сильное оптовое звено. [13]

Магазины-склады, обслуживающие  ряд далеко расположенных друг от друга пунктов, позволят поддерживать оптимальный ассортимент, сокращать  затраты на хранение товарных запасов.

В сфере торговли Елизовского ПО рекомендуются нижеперечисленные мероприятия: анализ рынка (объем доходов населения; динамика состава, перспектива развития инфраструктуры района деятельности предприятий ПО); принципиально новое торговое оборудование, в т. ч. изготовленное отечественными производителями (кассовые терминалы, складской учет прямая прибыльность каждого товара; дополнительные услуги населению (в т. ч. нетрадиционные).

Нетрадиционные услуги: организация торговли медикаментами и лекарственными препаратами; выдача пенсий пенсионерам - (акционерам) из выручки сельских магазинов; работа магазинов на основе терминалов и магнитных карточек для привлечения покупателей; бонусы, зависящие от объема покупок; займы у населения, акционеров.

В производстве Елизовского ПО необходимы следующие меры: источники сырья и сбыта; стимулирование развития подсобных хозяйств; рациональное использование тары и упаковки; центр по утилизации тары; центр по производству упаковки.

В настоящее время перед  потребительской кооперацией стоит  задача сохранить созданную систему, не разориться, создать основы будущего существования и добиться эффективности  хозяйствования. Изменяющаяся экономическая  ситуация в стране и республике обусловила реформирование потребительской кооперации. Процесс реформирования представляет сложный и многогранный комплекс мероприятий. Как составную часть  реформирования кооперативных организаций  можно рассматривать коммерциализацию их деятельности. Условия хозяйствования потребительской кооперации определяют преимущественно экономическую  направленность процесса коммерциализации в данной системе. Здесь не возникает  проблемы смены собственности, а  задача состоит в переводе предприятий  на рыночные методы хозяйствования. [13]

Получение максимума прибыли  предприятиями потребительской  кооперации при минимуме издержек обращения  и достижение уровня рентабельности, обеспечивающего текущую и перспективную  деятельность потребительских обществ  и их союзов, предопределяют использование  такого метода, как коммерческий расчет. Как категория рыночной экономики  он представляет собой метод ведения  хозяйства, заключающийся в соизмерении  в денежной форме затрат (издержек обращения) и результатов деятельности потребительских обществ, их союзов, а также отдельных предприятий  потребительской кооперации.

Необходимо отметить, что  коммерческий расчет базируется на рыночных элементах: частной собственности, свободе предпринимательства, личном интересе, конкуренции, свободном ценообразовании. Реализацию этих принципов можно  рассматривать с позиции переоценки всех сторон деятельности потребительского общества (отдельного торгового предприятия) с целью оптимизации издержек обращения и получения максимальной прибыли. [13]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Значение и задачи развития оборота розничной торговли в соответствие с рекомендациями Центросоюза РФ. 

Исходя из реалий процесса реформирования аграрно-промышленного  комплекса страны, демографической  и социально-экономической ситуации в сельской местности, возрождения  села главными направлениями развития торговли потребительской кооперации являются:

обеспечение торговыми площадями  обслуживаемого населения. В этих целях  планируется расширять торговую сеть за счет магазинов из легкосборных конструкций, переспециализировать имеющиеся  неэксплуатируемые объекты и  возобновлять работу ранее закрытых магазинов;

с численностью до 500 человек - магазины по торговле смешанным ассортиментом  товаров;

с численностью свыше 500 человек - специализированные магазины, торгующие  продовольственными и непродовольственными товарами;

в населенных пунктах, где  отсутствуют стационарные магазины и их строительство нецелесообразно - автомагазины, магазины близлежащих  населенных пунктов, разъездные заготовители;

совершенствование ассортиментной политики, технологии торговых процессов, дооснащение магазинов холодильным  оборудованием с учетом необходимости  создания условий для торговли широким  ассортиментом скоропортящихся  товаров;

расширение функциональной направленности магазина, превращение  его в центр общественной жизни  села, города, в том числе на основе оказанию бытовых услуг и услуг, связанных с ведением личных подсобных хозяйств;

развитие торговой сети потребительской  кооперации в городах - строительство  гипермаркетов и расширение собственной  торговли на рынках с привлечением иностранных инвестиций и средств  индивидуальных предпринимателей;

стимулирование спроса в  первую очередь через механизмы  товарного кредитования, в том  числе в обмен на заготавливаемую  сельскохозяйственную продукцию и  сырье. Расширение форм розничной торговли (посредством ярмарок, базаров, выносной, развозной торговли, доставки товаров  на дом и т.д.) и методов увеличения объемов продаж (торговля с предоставлением  скидок, сезонные распродажи, продажа  в кредит и т.д.;

индустриализация строительства  торговых предприятий (применение при  строительстве легкосборных конструкций, деталей, стандартных и унифицированных  элементов полной заводской готовности);

увеличение объемов реализации непродовольственных товаров в  сельской местности путем организации  передвижных выставок-продаж промышленных товаров с использованием специальных  автофургонов, оснащенных оборудованием  для демонстрации, выкладки и продажи  отдельных групп товаров (изделий  легкой промышленности, товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения и др.);

расширение торговли по заказам  населения в сельской местности  с бесплатной доставкой товаров  на дом одиноко проживающим, престарелым  гражданам путем наличных и безналичных  расчетов самих граждан или их родственников, проведение подворных  обходов жителей села с целью  выявить необходимые для завоза товары; [13]

Реализация данных мер  повысит производительность труда  на всех этапах доставки товаров от производителей до потребителей, ускорит  оборачиваемость товаров, обеспечит  сокращение товарных потерь, повысит  культуру обслуживания населения с предоставлением ему широкого набора товаров и услуг.

Товарный ассортимент  представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной  торговой сети. Под широтой ассортимента понимают число товарных групп и  подгрупп, входящих в формируемый  ассортиментный перечень, а под глубиной – число разновидностей товаров  по отдельным потребительским или  качественным признакам (фасонам, моделям, размерам и другим показателям). Ширина и глубина ассортимента товаров  в магазине зависит от ряда факторов, важнейшими из которых являются форма  товарной специализации, размер торговой площади, а так же состояние предложения  на потребительском рынке.

Одним из важных принципов  формирования ассортимента товаров  является обеспечение его устойчивости. При реализации товаров повседневного  спроса соблюдение этого принципа имеет  первостепенное значение.

Наряду с правильным формированием  ассортимента товаров, важной задачей  является обеспечение его устойчивости. Одним из показателей, характеризующих  устойчивость ассортимента товаров  в магазине, является коэффициент  устойчивости, определяемый по формуле: [5.,с.75]

Ку = 1 (Оn /n * a), где

Ку – коэффициент устойчивости ассортимента товаров в определенном периоде;

О1;О2;...Оn – количество разновидностей товаров отсутствующих в продаже  в момент проверок (из предусмотренных  разработанным ассортиментным перечнем товаров);

a – количество разновидностей  товаров, предусмотренных разработанным  ассортиментным перечнем;

n – количество проверок.

При росте коэффициента устойчивости из ассортиментного перечня следует  исключить товары сезонного спроса, которые в период проверки не реализуются.

Широкий и устойчивый ассортимент  товаров в магазинах обеспечивается комплексом мероприятий в области  коммерческой деятельности по закупке  товаров.

Устойчивый ассортимент  товаров в магазине обусловливает  сокращение затрат времени покупателей  на поиск товаров, позволяет стандартизировать  все важнейшие торгово-технологические  процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами  трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

И, наконец, одним из принципов  правильного формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение  условий его рентабельной деятельности. В условиях перехода к рыночной экономике  рентабельность является необходимым  условием функционирования любого торгового  предприятия. В связи с этим, при  построении ассортимента необходимо учитывать  издержкоемкость и налогоемкость  реализации отдельных групп товаров, возможные размеры торговых надбавок, оборачиваемость запасов и другие экономические факторы. [13]

 

 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для эффективной работы любого предприятия, в том числе и Елизовского потребительского общества, необходимо разрабатывать систему мероприятий с чётко продуманными и проанализируемыми предложениями. Если посмотреть на показатели эффективности деятельности потребительского общества в прошлом, примерно так лет 10 назад, то можно твёрдо сказать, что Елизовское ПО работало достаточно эффективно, хоть это и был период начального развития. Об этом свидетельствуют низкие показатели суммы и уровня издержек обращения, которые полностью покрывались валовым доходом, и высокие показатели финансового результата, который показывал прибыль, а не убыток как в настоящее время. Поэтому эти показатели являются эталоном деятельности Елизовского ПО, к которым нужно непрекословно стремиться.

Но поставить цель и дальше работать, не принимая никаких мер, это не приведет к желаемому результату. Поэтому, кроме того, как анализировать  свою работу (как это часто делают сейчас многие предприниматели), нужно  ещё планировать и прогнозировать её с учётом прошлых событий и  фактов. Именно анализ даёт нам основание  для разработки предложений по улучшению  своей деятельности, чтобы в дальнейшем как можно меньше избежать убытков.

В первую очередь нужно искать причину ухудшения положения Елизовского ПО в товарообороте, так как почему же так резко он начал падать в 2008 году, тогда как на протяжении нескольких лет он имел тенденцию роста. А это связано с тем, что большая часть магазинов, которые занимались торговой деятельностью от ПО, были либо просто закрыты от натиска конкурентов, либо переданы в аренду. Также товарооборот снизился из-за того, что товары, которые реализует ПО (чаще всего они отечественного производства и не очень высокого качества) мало приобретаются нынешними покупателями.

В настоящее время потребитель  со средним уровнем достатка ищет в товарах удовлетворение не просто первичных потребностей, а, ориентируясь на моду и, стремясь к приобретению более качественных товаров, ищет в  них удовлетворение уже растущих вторичных потребностей. Поэтому  товары и продукция, которые продает  Елизовское ПО, пользуется меньшим спросом, нежели товары и услуги конкурентов, отсюда и потери в товарообороте. Следовательно, нужно пересмотреть ассортиментный перечень реализуемых товаров, делать закупку только тех товаров, которые пользуются наибольшим спросом у покупателей. А для того, чтобы выявить, какие товары пользуются спросом, нужно постоянно проводить опросы населения и маркетинговые исследования, чем Елизовское потребительское общество в последнее время не занимается.

Информация о работе Сущность и экономическое содержание оборота розничной торговли