Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 03:14, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить масштабы развития теневой экономики в РФ.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- охарактеризовать теневую экономику как часть рыночного хозяйства: её структуру, причины и последствия;
- изучить тенденции теневой экономики России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА КАК ЧАСТЬ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА 5
1.1 Структура, причины и последствия теневой экономики 5
1.2 Методы оценки теневой экономики: макро- и микрометоды 19
1.3 Формы и методы государственного воздействия на теневую экономику 26
2 ТЕНДЕНЦИИ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ 34
2.1 Предыстория теневой экономики в России 34
2.2 Эволюция теневой экономики в 90-е годы 39
2.4 Структура, формы и сферы теневой экономики современной России 43
2.5 Состояние теневой экономики в 2010-2011 гг. 57
2.6 Способы противодействия использованию механизма организованного рынка ценных бумаг для легализации доходов, полученных преступным путем 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
8. Сотрудничество с международными организациями позволяет проводить согласованную политику по отношению к теневой экономике в мировом масштабе. Прежде всего, следует перечислить официальные (межгосударственные) организации: Организация Объединенных Наций (ООН), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк, Интерпол и др. Существуют и независимые международные организации (например, «Транспэрэнсиинтернэшнл»).
Рисунок 5 – Воздействие государства на теневую экономику
К основным элементам международного сотрудничества относятся:
Государственное воздействие на теневую экономику должно осуществляться дифференцированно. Вынужденная внелегальная экономика должна подвергаться в основном косвенному воздействию (через создание благоприятной рыночной среды), а криминальная — преимущественно воздействию прямыми административными методами на основе конституционного права (в форме указов, постановлений, программ, распоряжений) при активном участии правоохранительных органов (рис. 5).
В летописях мы находим упоминания о случаях фальшивомонетничества, мошенничества, казнокрадства. На Руси, как и в других странах мира, существовала практика жестоких наказаний за воровство, разбой и другие преступления, которые сейчас мы называем экономическими. Близость к власти давала возможность безнаказанно запускать руку в государственный карман. Известно, что ближайший сподвижник Петра I Александр Меньшиков был нечист на руку и неоднократно бит самодержцем. При Екатерине II ее многочисленные фавориты с большим размахом тратили государственные средства. Великий полководец А. В. Суворов утверждал, что военные интенданты становятся казнокрадами через какие-нибудь два месяца. В конце XIX в. во время промышленного бума и строительства железных дорог российская казна значительно «похудела» в результате широкомасштабных финансовых махинаций. Крупные скандалы были связаны и с материальным обеспечением российской армии в период Первой мировой войны. В результате введения ограничений на торговлю хлебом как основным продуктом питания появляются так называемые мешочники — мелкие спекулянты хлебом. В период «военного коммунизма» мешочничество приобрело огромные масштабы.
Многие особенности современного российского предпринимательства и его теневой составляющей коренятся в советском прошлом. Сейчас очевидно, что именно неадекватное понимание особенностей советской теневой экономики породило радужные надежды на быстроту и безболезненность рыночных реформ.
Еще в конце 1970-х годов США были опубликованы две концептуальные статьи о формах и масштабах теневой экономической деятельности в советской экономике: американского советолога Грегори Гроссмана «Вторая экономика в СССР» и бывшего советского экономиста, эмигрировавшего в Америку, Арона Каценелинбойгена «Цветные рынки в Советском Союзе». Они положили начало обширному потоку исследований вопросов самостоятельной хозяйственной жизнедеятельности в СССР и странах Восточной Европы.
Оба исследователя подчеркивали, что фактически действующие механизмы советской экономики заметно отличаются от формально провозглашенной модели, пропагандируемой в официальной прессе. Особенно любопытна статья Каценелинбойгена, в которой представлена наиболее подробная классификация рыночных отношений в советском хозяйстве.
По Каценелинбойгену, в советской экономике действовало шесть разновидностей рынков, различавшихся и по субъектам, и по объектам, и по степени легальности (табл. 2).
Таблица 2 – «Цветные» рынки в СССР, по А. Каценелинбоигену
Рынки |
Степень законности |
Участники товарных сделок | ||
источников товаров |
методов продажи |
продавцы |
покупатели | |
1. Легальные |
||||
Красный |
законны |
законны |
работники государственных магазинов |
любые люди |
Розовый |
законны |
законны |
любые люди |
любые люди |
Белый |
законны |
законны |
колхозники |
любые люди |
2. Полулегальные |
||||
Серый |
||||
А) потребительские товары |
законны |
полузаконны |
любые люди |
любые люди |
Б) товары производственного назначения |
полузаконны |
законны |
государственные менеджеры |
государственные менеджеры |
3. Нелегальные |
||||
Коричневый |
||||
А) потребительские товары |
полузаконны |
полузаконны |
работники государственных магазинов |
любые люди |
Б) товары производственного назначения |
незаконны |
незаконны |
государственные рабочие |
колхозы |
Черный |
_ | |||
А) законные товары |
||||
- законно произведенные, дефицитные товары |
полузаконны |
незаконны |
спекулянты |
любые люди |
- законно произведенные, лимитируемые в продаже товары |
законны |
незаконны |
спекулянты |
любые люди |
- незаконно |
незаконны |
незаконны |
расхитители |
любые люди |
Б) незаконные товары |
незаконны |
незаконны |
скупщики валюты, проститутки |
любые люди |
Половина из них — рынки теневые. Он писал: «Если правительство и люди открыто поддерживают определенный вид рынка — это легальная разновидность рынка. Такие рынки я буду обозначать ясными, светлыми цветами: красный, розовый, белый. Если народ признает какой-либо рынок, а правительству он не нравится, но временами оно «закрывает на него глаза» (идет на компромисс), то такая разновидность рынка является полулегальной, и я буду обозначать его серым цветом. Если люди (или хотя бы некоторые из них) признают какой-либо вид рынка, который запрещается правительством, то он является нелегальным и будет обозначаться темными цветами — коричневым и черным». Таким образом, Каценелинбойген предлагал рассматривать советскую экономику как своеобразный синтез официальных плановых отношений с рыночными — легальными, полулегальными и нелегальными. Тем самым, по существу, ставился вопрос о скрытой многоукладное советского хозяйственного строя.
В 1980-е годы советологи вообще начали приходить к мнению, что за ширмой всеобщей планомерности и зарегулированности в СССР фактически скрывается экономическая система смешанного типа, в которой неформальное, неконтролируемое производство играет во многих отношениях не меньшую роль, чем производство официальное.
В целом оценки масштабов теневой экономики в СССР существенно различаются — от 3—4% до 10% ВВП. К концу 1980-х годов в сферу теневой экономики прямо или косвенно было втянуто 15—20 млн человек (почти 12—15% занятых в народном хозяйстве).
В 1970-х — начале 1980-х годов теневая деятельность в СССР стала неотъемлемым элементом социально-экономической системы. В результате сформировалась экономика, параллельная официальной, без которой последняя в 1970— 1980-е годы уже не могла нормально работать. Иными словами, в советской хозяйственной системе теневая экономика выполняла важные функции.
Первая функция — экономическая, состоявшая в компенсации недостатков работы официальной советской экономики. Очевидно, что спланировать сверху всю экономическую деятельность нельзя. И чем более сложной и развитой становилась хозяйственная деятельность, чем сильнее была потребность в технологическом обновлении, тем сложнее было осуществлять директивное управление сверху. Поэтому в централизованном плановом хозяйстве постоянно возникали диспропорции: на каком-то предприятии не хватало определенных ресурсов, другое имело ненапряженный производственный план и избыток соответствующих ресурсов.
Вторая функция — социальная. Она заключалась в обеспечении социальной ниши для предприимчивых людей, которые не могли реализовать себя в официальных структурах, не создававших в рамках общественной собственности ни мотивации, ни условий для работы многих людей в СССР, стремившихся самореализоваться, владеть собственностью и получать адекватное вознаграждение за свой труд. Даже если доля таких людей составляла всего лишь чуть более 1% населения страны, то их число превышало 1 млн человек. В действительности их было намного больше, так как к ним в той или иной мере относились большинство хозяйственных и партийных руководителей как внизу (на уровне предприятия), так и наверху (на уровне республиканских и союзных органов власти). Безусловно, дух предприимчивости и развитые потребительские ориентации этих людей не соответствовали официальной советской уравнительной идеологии, а их экономическое поведение нередко вступало в противоречие с требованиями финансовой дисциплины и законов СССР, что для многих из них заканчивалось тюремным сроком. Теневая же экономика предоставляла определенную отдушину для самой предприимчивой части советского общества и пусть в уродливой форме, но выполняла функцию обеспечения ее самореализации.
Все это позволяет говорить о сосуществовании в недрах советской экономической системы двух миров: официального и теневого, который можно определить как всеобъемлющую систему искаженных экономических отношений, с неизбежностью возникающих в качестве компенсации за отсутствие или разрушение естественных экономических (рыночных) связей (табл. 8).
Концепция «двух экономик» (официальной плановой и теневой рыночной) внесла значительный вклад в осмысление Функционирования советского хозяйства. Однако сегодня она представляется упрощенной, появляются работы, в которых предлагаются более глубокие методологические подходы к анализу советской теневой экономики.
Таблица 3 - Официальный и теневой миры советского хозяйства
Коммунистическая государственная доктрина |
Здравый смысл человека и общества |
Правящий аппарат как субъект доктрины |
Личность, персона как носитель здравого смысла |
Интересы правящего аппарата |
Потребности личности |
«Общегосударственная» собственность. Частная собственность запрещена |
Теневое (обычное, должностное и т.д.) право владения некоторой долей собственности |
Плановое распределение потребительских товаров и услуг |
Черный рынок. Торговля с «черного хода» и «из-под прилавка». Межличностный обмен «ты — мне, я — тебе». Взятки прямые и косвенные («подарки»). «Несуны», внутриколхозное воровство и т.д. |
Плановое распределение производственных фондов и трудовых ресурсов |
Взятки, «бюрократический рынок», институт толкачей, бартерный обмен. Шабашники. Цеховики. |
Система плановых и отчетных показателей |
Плановые показатели и отчетные «приписки» как товар «бюрократического» рынка |
Безналичные расчеты, обслуживающие «плановую» сферу. Планируемый фонд заработной платы |
Внелегальный оборот наличных денег («черный нал»), обслуживающий теневую сферу |
Плановое ценообразование |
Реальные цены черного рынка |
Госбюджет |
Сумма теневого оборотного капитала |
Силовые структуры как гарант доктринального порядка |
Теневые функции тех же властных структур (партийный руководитель становится чем-то вроде уголовного пахана). Организованная преступность как гарант «теневого порядка» |
Так, в экономике СССР можно выделить четыре сектора, которые как противостояли друг другу, так и дополняли друг друга:
В конце 1980-х годов начался процесс официальной легализации предпринимательской деятельности. В 1987 г. был принят и в июне 1988 г. вступил в действие Закон «О кооперации в СССР». К этому времени уже около 200 тыс. человек занимались легальным мелким предпринимательством под вывеской индивидуальной трудовой деятельности, ряд трудовых коллективов получили хозяйственную самостоятельность на условиях аренды государственной собственности.
В 1991 г. в истории России начался постсоветский период, а вместе с ним новый этап в развитии предпринимательства, который отличается реабилитацией частной собственности и курсом на масштабную приватизацию. Принятые законы, указы президента и постановления правительства в целом были направлены на создание частнопредпринимательской экономики и передачу значительной части государственного имущества в собственность граждан.
В эпоху горбачевской перестройки общепринятым было мнение, что теневая экономика — это порождение присущих советской системе запретов на предпринимательскую активность. Поэтому считалось, что по мере продвижения страны к рыночной экономике масштабы теневой экономики будут сокращаться. Однако эти надежды не оправдались. Именно в 1990-е годы теневая экономика в России достигла гипертрофированных масштабов, поразив практически все сферы жизни общества.
В начале реформ в 1991 г. на теневую экономику приходилось около 10% ВВП. В 1990-е годы, по разным оценкам, удельный вес теневой экономики в ВВП достиг 25—45%. При этом Госкомстат России настаивает на нижнем пороге, а МВД — на верхнем. В любом случае, очевидно, что теневая экономика в России приобрела огромные масштабы14.
О масштабах теневой экономики в России можно судить по некоторым косвенным показателям. Так, общее падение объема ВВП за годы реформ превысило 50%, а уровень энергопотребления, например, снизился только на 25%. Банковские процентные ставки в несколько раз превосходят рентабельность, представляемую предприятиями в официальных отчетах15.
Информация о работе Теневая экономика как часть рыночного хозяйства