Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 03:14, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить масштабы развития теневой экономики в РФ.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- охарактеризовать теневую экономику как часть рыночного хозяйства: её структуру, причины и последствия;
- изучить тенденции теневой экономики России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА КАК ЧАСТЬ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА 5
1.1 Структура, причины и последствия теневой экономики 5
1.2 Методы оценки теневой экономики: макро- и микрометоды 19
1.3 Формы и методы государственного воздействия на теневую экономику 26
2 ТЕНДЕНЦИИ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ 34
2.1 Предыстория теневой экономики в России 34
2.2 Эволюция теневой экономики в 90-е годы 39
2.4 Структура, формы и сферы теневой экономики современной России 43
2.5 Состояние теневой экономики в 2010-2011 гг. 57
2.6 Способы противодействия использованию механизма организованного рынка ценных бумаг для легализации доходов, полученных преступным путем 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
У индивидуальных предпринимателей (ИП) другая мотивация для ухода в тень: их смертельно пугает необходимость идти в налоговую, стоять там в очередях, общаться с чиновниками из других госорганов. Для репетиторов в Москве налоговые ставки невелики: стоимость годового патента [по упрощенной системе налогообложения] – 13,5 тыс. рублей. Притом что средний доход профессионального репетитора составляет 50-100 тыс. рублей в месяц, а отдельные сильные преподаватели могут заработать 200 тыс. и даже больше.
Таблица 7 – Стоимость патента по упрощенной системе налогообложения в Москве на самые распространенные виды деятельности в 2011 г.
Вид деятельности |
Стоимость годового патента, руб. |
Ремонт обуви |
7200 |
Автотранспортные услуги |
10800 |
Услуги по уборке жилых помещений |
10 800 |
Услуги соляриев и массажных кабинетов |
13 500 |
Техническое обслуживание и ремонт компьютеров |
13 500 |
Ремонт и строительство жилья |
13 500 |
Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств |
21 600 |
Частная детективная деятельность |
21 600 |
Сдача в аренду квартир, гаражей и дач |
43 200 |
Наравне со специальным режимом налогообложения лучшее, что было придумано для «обеления» малого предпринимательства, – это внедрение электронного документооборота, позволяющего посылать отчетность в налоговую через Интернет. Но до «обеления» рынку репетиторских услуг еще очень далеко. Как заметил пожелавший остаться неназванным представитель другого крупного агентства, в их базе число педагогов, зарегистрированных как ИП, не превышает 1%. В одной Москве, по некоторым данным, около 30 тыс. репетиторов. Если бы каждый из них приобрел патент, это принесло бы в бюджет более 1,7 млрд рублей. Но проблема и в том, что патенты выдают лишь в 55 регионах России: скажем, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области их до сих пор не ввели.
Робкие шаги в сторону «обеления» репетиторы совершают без малейшего давления со стороны государства. А вот недавнее вмешательство властей в деятельность таксистов рискует произвести обратный эффект. По информации исполнительного директора Московского транспортного союза Михаила Свешникова, в столице, например, при 9 тыс. легально работающих машин насчитывается 40 тыс. нелегальных, и годовой оборот последних – 1 млрд долларов. Власти решили покончить с «бомбилами»: с 1 января 2012 года все водители, занимающиеся извозом, будут обязаны иметь разрешение на деятельность, а их автомобили – шашечки на боках, фонарь на крыше и единый для каждого региона цвет. Отсутствие лицензии будет караться штрафом в размере 5 тыс. рублей, другие «провинности» – в сумму от 1 тыс. до 3 тыс. рублей. Но кого именно «вымоет» с рынка новый закон – большой вопрос.
Очевидно, что сама по себе «серая» экономика – явление неизбежное и не однозначно плохое. Вопрос лишь в масштабе. Так, именно она позволила Греции легче пережить кризис, пришли к выводу экономисты Deutsche Ba№k. В 2009 году ВВП этой страны сократился лишь на 1%, тогда как падение по Евросоюзу в целом составило 4%. В России польза от тени тоже несомненна: в тяжелые времена неформальный сектор впитал в себя потерявших работу, увеличившись со средних 16-17% от всего занятого населения (как до кризиса, так и сейчас) до 19%.
Рисунок 12 – Количество неформально занятых в различных видах экономической деятельности в России, тыс.руб.
По данным, обнародованным Всемирным Банком (ВБ) в 2010 г., в нашей стране на теневую экономику приходится около 48,6% ВВП. В регионах же в зависимости от того или иного субъекта этот показатель колеблется в пределах 20-50% ВРП (Валовой региональный продукт). На самом деле эта цифра значительно ниже. Нелегальную экономику можно оценить в 14-16% ВВП страны.
Впрочем, показатели международных организаций, данные официальной статистики и отчёты специалистов рынка всегда расходились. Действительно, дать объективную оценку масштабам российской теневой экономики непросто, настолько она стала неотъемлемой частью всей экономической системы страны. Например, известно, что в скрытом секторе задействовано 34,3% всей торговли, 10,1% — строительства, 9,2% — транспорта и связи, 8,9% — обрабатывающего производства, 4,6% — коммунальных, социальных и персональных услуг, 3,2 — рынка недвижимости и 2,3% — гостиниц и ресторанов. Что же касается сельскохозяйственной отрасли, то она практически вся работает в тени (по некотрым подсчётам более 90%)21.
По результатам исследования Национального института системных исследований, в 2010 г. среднее предприятие продавало в теневом секторе 16,8% своей продукции, причём около 23% от всего оборота составлял перевод денег из официального сектора в теневой. Хотя для нашей страны явление, когда теневая экономика выходит в правовое поле, вполне привычное.
Причин же, способствующих развитию нелегальной экономики, немало. Это и различные прорехи в законодательстве, и высокие налоговые ставки, и коррумпированность государственного аппарата, и высокая степень конкуренции.
По мнению Себастьяна Кубша, автора исследования Deutsche Ba№k, нормальным можно считать объем теневой экономики в 14,3% ВВП для развитых стран и в 32-34% для развивающихся. Россия со своими почти 44% значительно опережает соседей по группе. Между тем, с точки зрения ряда экономистов, если этот показатель превышает половину ВВП, государство утрачивает главную функцию – перераспределения благ. То есть бизнес даже не делает вид, что платит налоги, а правительство – что предоставляет людям какие-то госуслуги, например, обеспечивает их безопасность. Другими словами, если в тени 60% всего производства – это уже анархия.
«Обелять» экономику можно двумя способами – простым и сложным. Первый – элементарное усиление контроля, главным образом фискального: внедрение контрольно-кассовой техники, налаживание работы налоговых органов и пр. Такие шаги Россия сделала в 2000-х, сократив «серую» долю с 47% ВВП в 1999 году до 40,6% в 2007-м (согласно исследованию Всемирного банка). Но репрессивные меры имеют предел, и в какой-то момент сами становятся поводом уйти в тень. Второй способ – изменение всей экономической инфраструктуры. Речь о легкости открытия бизнеса, понятных и простых законах, доверии к судам. В общем, о ликвидации административных барьеров и победе над чиновничьими поборами. Не случайно лидеры рейтинга Всемирного банка Doi№g Busi№ess имеют самые низкие объемы теневой экономики.
В рамках существующей в нашей стране политической и экономической системы вряд ли стоит уповать на отказ от механизма взяток и откатов. Потому предприниматели стремятся оставить максимум денег у себя в кармане, а чиновники – по максимуму отщипнуть от бюджета. Разрушить статус-кво может лишь сильная политическая воля. Но предпосылок для ее проявления нет.
Основной целью функционирования рынка ценных бумаг является адекватное распределение капитала в национальной экономике через экономические отношения между инвесторами и эмитентами. Развитие организованных форм торговли ценными бумагами в виде фондовых или товарных бирж позволяет участникам торгов проводить операции с финансовыми активами с минимальными издержками и максимально оперативно. Однако благодаря этому механизм организованного рынка ценных бумаг может использоваться для таких противоправных действий, как легализация доходов, полученных преступным путем22.
В России система противодействия отмыванию преступных доходов создана и функционирует с 2001 г., когда был принят федеральный закона от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон №115-ФЗ). Государственным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, является Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг России).
Согласно ст. 6 Закона №115-ФЗ обязательному контролю, в частности, подлежат операции (сделки):
- приобретения физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;
- с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее, соответственно, регистрацию, или место жительства, или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- помещения ценных бумаг в ломбард.
Порядок проведения операций с денежными средствами или иным имуществом, совершаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, контролирует Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) - главный регулятор российского рынка ценных бумаг. Профессиональным участникам рынка ценных бумаг предписывается осуществлять обязательный контроль операций клиентов, документально фиксировать и представлять в Росфинмониторинг установленные Законом №115-ФЗ сведения, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 руб.. Кроме этого, профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны разработать и утвердить правила внутреннего контроля, осуществляемого в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Несмотря на перечисленные выше элементы нормативного регулирования противодействия использованию рынка ценных бумаг для легализации доходов, полученных преступным путем, российский рынок все чаще становится инструментом противоправных действий по отмыванию денежных средств. Руководитель ФСФР России В. Миловидов в начале 2010 г. признал, что за последние несколько лет на фондовом рынке растет объем операций по отмыванию и выводу капитала.
В рамках практической работы по исследованию проблемы использования механизма рынка ценных бумаг для неправомерных целей автором выявлена одна из схем, используемая для легализации доходов, полученных преступным путем.
Суть схемы заключается в следующем: физическое лицо приносит наличные денежные средства в компанию, оказывающую брокерские услуги, ему открывается брокерский счет, и с другого счета брокер «проигрывает» клиенту эти деньги. В итоге клиент получает официальный доход, который подтвержден справкой 2-НДФЛ, выдаваемой брокером.
Актуальность рассмотренной схемы подтверждается конкретным примером противоправных действий участников рынка ценных бумаг, целью которых могло быть отмывание теневых доходов на сумму до 700 млн. руб.23
21 октября 2009 г. к торгам на биржи ЗАО «ММВБ» были допущены обыкновенные акции открытого акционерного общества «Интертрейдинвест» (далее - ОАО «Интертрейдинвест») и открытого акционерного общества «Финкоминвест» (далее - ОАО «Финкоминвест»). ФСФР России зарегистрировала эмиссии акций этих компаний объемом по 1 млрд. руб. в конце 2008 г. Первые сделки с ними были заключены 6 ноября 2009 г. Практически сразу цены на акции этих компаний стали расти, при этом рост происходил почти одновременно. И 19 ноября 2009 г. их котировки достигли пика: ОАО «Финкоминвест» - в 759 руб., ОАО «Интертрейдинвест» - в 614 руб.
В результате по итогам декабря 2009 г. акции этих компаний вошли в список 100 самых ликвидных на Фондовой бирже ММВБ: с акциями ОАО «Интертрейдинвест» за месяц было заключено сделок на 408,7 млн. руб., а ОАО «Финкоминвест» - на 277 млн. руб.
Также клиент вправе запросить у брокера справку по форме 2-НДФЛ, в которой подтверждается, что денежные средства получены от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг
Важно отметить, что рост стоимости акций и объемов сделок не имел под собой каких бы то ни было объективных оснований. Автором была проанализирована отчетность ОАО «Интертрейдинвест» и ОАО «Финкоминвест», из которой следует, что обе компании аффилированы друг с другом. Также анализ отчетности показал, что в ОАО «Финкоминвест» числился один сотрудник, в ОАО «Интертрейдинвест» - три. Основная деятельность компаний заключалась во вложениях в ценные бумаги непубличных компаний.
Рисунок 13 – Схема, используемая для отмывания денег на российском рынке ценных бумаг: 1 - клиент приносит в брокерскую компанию денежные средства, 2 - брокер открывает клиенту брокерский счет на бирже и перечисляет на него денежные средства клиента, 3 - совершается ряд сделок купли-продажи ценных бумаг между клиентом и брокером другим клиентом брокера. В результате этих сделок на всю сумму денежных средств, заведенных клиентом, покупаются, а затем продаются ценные бумаги, 4 - клиент выводит со своего брокерского счета денежные средства, полученные от продажи ценных бумаг, купленных им же ранее.24
Таким образом, можно утверждать, что ОАО «Интертрейдинвест» и ОАО «Финкоминвест», по сути, существовали лишь формально, не выполняя никакой экономической деятельности.
По мнению автора, акции этих компаний были использованы для легализации доходов, полученных преступных путем. Учитывая обороты сделок, можно предположить, что за период с ноября по декабрь 2009 г. с помощью операций на организованном рынке ценных бумаг, к которому относится Фондовая биржа ММВБ, могли быть легализованы денежные средства в объеме до 700 млн. руб.
Причем следует указать на отсутствие каких-либо активных мероприятий по предотвращению противоправных действий с акциями ОАО «Интертрейдинвест» и ОАО «Финкоминвест» со стороны регуляторов рынка - как государственных в лице ФСФР России, так и профессиональных в лице самой биржи ММВБ.
Биржа ММВБ лишь в январе 2010 г. приостановила торги акциями названных ОАО по причине нарушения правил листинга. ФСФР России в марте 2010 г. провела проверку. По результатам этой проверки было принято решение о признании факта манипулирования ценами акций ОАО «Интертрейдинвест» и ОАО «Фин-коминвест» на торгах ФБ ММВБ. В ходе проведения проверки ФСФР России было установлено, что ряд участников неоднократно в течение торгового дня совершали сделки с акциями ОАО «Интертрейдинвест»« и ОАО «Финкоминвест», которые не имели очевидного экономического смысла и очевидной законной цели, в результате исполнения обязательств по которым не менялись владельцы ценных бумаг.
Информация о работе Теневая экономика как часть рыночного хозяйства