Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 03:14, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить масштабы развития теневой экономики в РФ.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- охарактеризовать теневую экономику как часть рыночного хозяйства: её структуру, причины и последствия;
- изучить тенденции теневой экономики России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА КАК ЧАСТЬ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА 5
1.1 Структура, причины и последствия теневой экономики 5
1.2 Методы оценки теневой экономики: макро- и микрометоды 19
1.3 Формы и методы государственного воздействия на теневую экономику 26
2 ТЕНДЕНЦИИ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ 34
2.1 Предыстория теневой экономики в России 34
2.2 Эволюция теневой экономики в 90-е годы 39
2.4 Структура, формы и сферы теневой экономики современной России 43
2.5 Состояние теневой экономики в 2010-2011 гг. 57
2.6 Способы противодействия использованию механизма организованного рынка ценных бумаг для легализации доходов, полученных преступным путем 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
Из данных табл. 6 видно, что продолжительность профессиональной деятельности в теневой экономике сравнительно невелика, так как она связана с высоким риском, опасностью для жизни, поэтому большинство профессионалов на длительный стаж работы рассчитывать не могут. Их доходы приближаются к доходам представителей среднего класса в развитых странах и намного превышают заработки «простых» российских работников. По оценкам, средний доход настоящих профессионалов теневой экономики составляет примерно 1 — 1,5 тыс. долл. в месяц (12—18 тыс. долл. в год).
В указанном докладе не фигурируют такие уже сложившиеся в теневой экономике профессии, как нелегальные производители водки, производители наркотиков и торговцы наркотиками и оружием, а также контрабандисты. У них доходы значительно выше, чем у среднего представителя профессий, фигурирующих в «антирейтинге», а численность их также весьма высока.
Рисунок 7 – Структура экономической преступности (2009 г.)
Несмотря на интернациональный характер преступности как явления, криминальные группировки имеют и этническую специфику (специализацию). Так, члены чеченских преступных общин занимаются незаконным экспортом нефти и нефтепродуктов, редкоземельных металлов, банковскими операциями, гостиничным бизнесом, торговлей крадеными автомобилями, захватом заложников. Азербайджанские группировки сосредоточены на наркобизнесе, азартных играх, торговле, армянские — на краже и угонах автомобилей, мошенничестве, взяточничестве, грузинские — на квартирных кражах, грабежах, разбоях, захвате заложников. Для ингушских группировок характерны незаконная деятельность в сфере золотодобычи, операции с оружием, для дагестанских — корыстно-насильственные и имущественные преступления. Эта специализация носит условный характер, тем не менее, определенные «линии» прослеживаются.
Формы и сферы теневой экономики. Прежде всего, рассмотрим уход от налогов как основную форму теневых операций. Эта форма характерна для любой сферы экономической активности, будь то финансы, реальный сектор или торговля.
Существует несколько основных способов ухода от налогов. Независимо от вида налогов осуществляется:
Для отдельных видов налогов характерны следующие способы:
В целом в рамках теневой экономики можно выделить три вида операций: полностью выводимые из-под бухгалтерского учета, направленные на сокрытие части оборота, проводимые под видом других операций.
Налоговые правонарушения могут совершаться как незарегистрированными, так и легальными субъектами хозяйственной деятельности.
К классическим теневым операциям относятся ведение финансово-хозяйственной деятельности без необходимой регистрации или лицензии, без постановки на учет или представления отчетных балансов в Госналогинспекции, неучет отдельных операций или уничтожение соответствующих бухгалтерских документов. Иногда в налоговую службу представляются балансы, свидетельствующие об отсутствии финансово-хозяйственной деятельности, однако оперативные данные и налоговые проверки показывают ее наличие. Анализ криминогенной ситуации в налоговой сфере позволяет сделать вывод об устойчивой тенденции роста числа преступлений, совершаемых именно этими способами. В ход нередко идут поддельные документы, фиктивные печати и бланки, используются утерянные паспорта, адреса и фамилии других лиц.
Не менее популярным способом уклонения от уплаты налогов путем проведения теневых сделок является их неотражение в бухучете легально существующих предприятий. Основная задача последних состоит в том, чтобы надежно скрыть произведенные расчеты. Этим, как правило, и объясняются разновидности подобных теневых операций. Наиболее распространены расчеты с помощью неучтенных наличных денежных средств. Чаще всего наличные деньги выпадают из учета в звене между оптом и розницей, где появляется основная масса фальсифицированных документов. Оптово-розничные коммерческие структуры превышают установленный лимит кассы, осуществляют расчеты наличными деньгами сверх установленных сумм, несвоевременно оприходуют по кассе полученные денежные средства, не ведут кассовые книги.
Большое распространение, особенно на крупных промышленных предприятиях, получило перемещение денежных средств через счета дочерних фирм и торговых партнеров. В этом случае принадлежащие предприятию денежные средства скрываются на счетах других фирм и вступают в оборот в соответствии с устным или письменным договором между руководителями.
Появление огромного числа промежуточных фирм-посредников также характерный симптом теневой экономики. Многие фирмы-посредники рассчитываются с предприятиями-недоимщиками в безденежной форме, осуществляя поставки различных товарно-материальных ценностей. Доля бартера в таких случаях достигает 80—100% объема поставленной продукции. Особенностью выявляемых правонарушений служит участие руководителей крупнейших предприятий, имеющих недоимки по налогам, в деятельности посреднических фирм, проводящих с ними бартерные и иные операции.
К другой группе теневых операций относятся такие коммерческие сделки, которые намеренно исполняются и отражаются в первичных и бухгалтерских документах только частично, в итоге создается неучтенная продукция или неучтенная выручка. Для квалификации подобной сделки как теневой требуется дополнительное условие. Разновидностью рассматриваемых теневых сделок является неотражение в первичных документах и соответственно в бухгалтерском учете некоторых эпизодов сделки. Многие контракты заключаются, например, при помощи посредников и передаются на исполнение третьим организациям. Но это не оформляется в письменной форме с соответствующими изменениями и дополнениями, хотя посредники получают вознаграждение от 3 до 6%, которое фактически уходит «в тень».
Еще одним видом теневых операций по уходу от налогов является псевдооперация, осуществляемая посредством заключения фиктивной сделки — псевдосделки. Остановимся лишь на основных разновидностях этого года.
В последнее десятилетие возник и стал активно развиваться новый способ вывода средств из легального оборота. Он состоит в оформлении фиктивной сделки, благодаря которой денежные средства или товар, предусмотренный к продаже, формально отражены в учете какой-либо фирмы, а реально оказываются выведенными в теневой оборот или вновь легализуются уже в другом финансово-хозяйственном обороте. При этом инициатор сделки уходит от любой предусмотренной законом ответственности. Действительно, сделка учтена, перечисленные средства или поставленный товар отражены в дебиторской задолженности предприятия, с произведенной сделки начислены или могут быть начислены все необходимые налоги, поэтому никакого налогового преступления или правонарушения, согласно существующему законодательству, не совершено, а то, что средств для уплаты начисленных налогов не оказалось, — проблема налоговых органов.
Фиктивные сделки (псевдосделки) могут использоваться также для прикрытия реально произведенной операции с целью уплатить по ней меньшее количество или объем налогов, чем в случае фиксирования реальной сделки. Наиболее яркое проявление такой псевдооперации — псевдоэкспорт. Сущность его заключается в том, что оформляется контракт на экспорт какой-либо продукции. Однако отправленный по нему товар границу не пересекает, а реализуется внутри страны. Но документы оформляются как на осуществленный экспорт, и при уплате налогов используется предусмотренная льгота по налогу на добавленную стоимость. Таким образом внешнеторговая псевдосделка прикрывает теневую, бюджет лишается предназначенных ему налогов, а реальная операция оказывается сокрытой.
Заключение одной псевдосделки — проявление простой псевдооперации. На практике нередко встречаются случаи, когда в целях создания дополнительных трудностей при отслеживании финансовых потоков и снятия с себя ответственности за уклонение от уплаты налогов в схемах поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) и осуществления расчетов руководителями хозяйствующих субъектов часто используются либо подставные (т.е. зарегистрированные, но реально не действующие) фирмы, иногда оформленные на несуществующих лиц, либо фиктивные (т.е. реально не существующие) лица и организации, сделки с которыми прикрывают реальный финансовый оборот. Благодаря формированию целого ряда последовательных сделок с данными фирмами могут быть получены достаточно сложные схемы уклонения от уплаты налогов путем проведения теневых операций, которые не вписываются в рамки действующего налогового и уголовного законодательства.
Теневая экономика в российских регионах. Наряду с описанными нами общероссийскими чертами теневой экономики в многочисленных регионах России можно обнаружить и целый ряд специфических черт. Они обусловливаются в первую очередь социально-экономической структурой данного региона. Экономическая преступность, как правило, связана с основными очагами экономической деятельности в регионе.
В Москве и Санкт-Петербурге это в основном кредитно-финансовая сфера, операции с недвижимостью. Во многих регионах они связаны с экспортно-ориентированным сырьевым производством: Тюменская область (нефть), Кемеровская область (уголь), Красноярский край (никель, алюминий), Якутия (алмазы, золото) и др. Так, в Красноярском крае вокруг алюминиевого бизнеса уже несколько лет не утихают скандалы, криминальные разборки, политическая борьба.
Свои особенности имеет теневая экономика в портовых и приграничных городах: Владивостоке, Находке, Хабаровске, Новороссийске, Мурманске, Калининграде. Здесь она связана в основном с незаконным рыбным промыслом, контрабандой, махинациями с имуществом судоходных компаний.
Последнее десятилетие экономика Калининградской области работает в режиме оффшорной экономической зоны. Положительные результаты работы причудливо переплетаются с активным развитием теневой экономики. Особенно массовой формой теневой деятельности в Калининградской области является мелкая контрабанда.
На Сахалин теневиков влечет возможность нелегальной ловли и продажи рыбы, крабов и других морепродуктов.
Регионы с высоким уровнем безработицы (Тверская, Вологодская, Ярославская области) стали поставщиками дешевой рабочей силы для теневой экономики. Они поставляют «живой товар» не только в российские города, но и в страны ближнего зарубежья.
В крупных промышленных городах России криминальные структуры развернули активную деятельность вокруг промышленных гигантов (в Тольятти — ВАЗ, в Нижнем Новгороде — ГАЗ, в Омске — нефтеперерабатывающий комбинат, в Челябинске — металлургические заводы, в Кузнецке — алюминиевый комбинат). Вокруг этих предприятий сформировалась разветвленная сеть посреднических организации, теневую деятельность которых трудно контролировать.
В зависимости от формы экономической деятельности вырисовывается и структура теневой экономики по регионам. Такие ее формы, как экономическая преступность, коррупция, характерны для анклавов российской экономики, где наблюдается относительно активная экономическая деятельность даже в период экономического кризиса. В стагнирующих регионах (Северный Кавказ, Центр России, Чукотка и др.) процветают традиционный криминал и вынужденная внелегальная экономика.
Одна из основных причин бурного развития теневой экономики в России — утрата управляемости экономикой со стороны федерального центра. На региональном уровне эта проблема приобретает определенную специфику. Выделим несколько ее аспектов, прежде всего финансово - экономический. Известно, что абсолютное большинство российских регионов являются дотационными, т.е. существуют за счет трансфертов из федеральных бюджетных и внебюджетных фондов. Существующая система трансфертов открывает широкие возможности для теневых операций.
Перевод финансовых средств из центра осуществляется, как правило, через систему частных коммерческих банков17. Это открывает возможности для различных махинаций (задержки средств, их «прокрутка», объявление банкротства и т.п.). Практически во всех российских регионах зафиксированы грубые нарушения порядка использования выделенных средств. У регионов есть свои оправдания их нецелевого использования: оперативная обстановка на местах требует от регионов определенного перераспределения средств. Махинации с государственными средствами — один из самых «эффективных» источников личного обогащения.
Информация о работе Теневая экономика как часть рыночного хозяйства