Теоретические аспекты анализа финансового состояния предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 13:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение анализа финансово-экономического состояния на примере цеха судостроения ОАО «Зеленодольский завод им. A.M. Горького» в 2006-2007 г.г.
При исследовании ставились следующие задачи:
Изучение основных показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия в рыночных условиях;
Анализ финансового состояния цеха судостроения ОАО «Зеленодольский завод им. A.M. Горького» в 2006 году;
Разработка финансовой политики цеха судостроения ОАО «Зеленодольский завод им. A.M. Горького» в 2006 году.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по статистике.doc

— 362.50 Кб (Скачать файл)

 

 Все организации по критериям оценки финансового состояния подразделяют на пять классов:

I класс – организации, чьи кредиты и обязательства подкреплены информацией, позволяющей быть уверенными в возврате кредитов и выполнении других обязательств в соответствии с договорами с хорошим запасом на возможную ошибку.

II класс - организации, демонстрирующие некоторый уровень риска по задолженности и обязательствам и обнаруживающие определенную слабость финансовых показателей и кредитоспособности. Эти организации еще не рассматриваются как рискованные.

III класс – это проблемные организации. Вряд ли существует угроза потери средств, но полное получение процентов, выполнение обязательств представляется сомнительным.

IV класс – это организации особого внимания, т.к. имеется риск при взаимоотношениях с ними. Организации, которые могут потерять средства и проценты даже после принятия мер к оздоровлению бизнеса.

V класс – организации высочайшего риска, практически неплатежеспособные.

Традиционный экономический анализ в значительной мере занимался сопоставлением фактических данных о результатах производственно-хозяйственной деятельности организаций с плановыми показателями, выявлением и оценкой отклонений «факта» от «плана». Затем общая сумма отклонений раскладывалась на отдельные суммы, обусловленные влиянием различных факторов как положительных (благоприятных), так и отрицательных (неблагоприятных), и разрабатывались предложения, как усилить влияние положительных и ослабить или устранить влияние отрицательных факторов. 

Оценка деловой активности

Анализ деловой активности предприятия  позволяет выявить, насколько эффективно оно использует свои средства.

Деловую активность предприятия можно представить как систему качественных и количественных критериев.

Качественные критерии - это широта рынков сбыта, репутация предприятия, конкурентоспособность, наличие стабильных поставщиков и потребителей и т.п.

Количественные критерии деловой активности определяются абсолютными и относительными показателями. Среди абсолютных показателей следует выделить объем реализации произведенной продукции (работ, услуг), прибыль, величину авансированного капитала (активы предприятия). Целесообразно учитывать сравнительную динамику этих показателей.

Оптимальное соотношение:

Тп>Тв>Так>100%

где  Тп - темп изменения прибыли;

Тв - темп изменения выручки от реализации продукции (работ, услуг);

Так - темп изменения активов (имущества) предприятия.

Приведенное соотношение получило название “золотого правила экономики предприятия”: прибыль должна возрастать более высокими темпами, чем объемы реализации и имущества предприятия. Это означает следующее: издержки производства и обращения должны снижаться, а ресурсы предприятия использоваться более эффективно. Однако на практике даже у стабильно прибыльного предприятия в некоторых случаях возможно отклонение от этого соотношения. Причины могут быть разные: крупные инвестиции, освоение новых технологий, реорганизация структуры управления и производства, модернизация и реконструкция. Эти мероприятия зачастую вызваны влиянием внешней среды и требуют значительных финансовых вложений, которые окупятся и принесут выгоду в будущем.

Относительные показатели деловой активности характеризуют уровень эффективности использования ресурсов (материальных трудовых и финансовых). Предлагаемая система показателей деловой активности (табл. 1.1.6) базируется на данных бухгалтерской отчетности предприятия. Это обстоятельство позволяет по данным расчета показателей контролировать изменения в финансовом состоянии предприятия.

 

Таблица 1.1.6.

 

Коэффициенты и периоды оборачиваемости

Коб

Формула расчета (%)

тоб

Формула расчета (дни)

КобДС

Выручка от реализации/средняя стоимость ДС

ТобДС

Средняя стоимость ДС/ выручка от реализации*360

Кобзап

Выручка от реализации/средняя стоимость З

Тобзат

Средняя стоимость З/ выручка от реализации*360

КобНЗП

Выручка от реализации/средняя стоимость НЗП

ТобНЗП

Средняя стоимость НЗП/ выручка от реализации*360

Кобдз<12 мес.

Выручка от реализации/средняя стоимость ДЗ<12 мес.

Тоб дз<12 мес.

Средняя стоимость ДЗ<12 мес./ выручка от реализации*360

КобГП

Выручка от реализации/средняя стоимость ГП

ТобГП

Средняя стоимость ГП/ выручка от реализации*360


 

 

 

 

1.2. Показатели рентабельности

Анализ каждого слагаемого прибыли предприятия имеет не абстрактный, а вполне конкретный характер, потому что позволяет учредителям и акционерам, администрации выбрать наиболее важные направления активизации деятельности организации.

Анализ финансовых результатов деятельности организации включает:

1. Исследование изменений каждого  показателя за текущий анализируемый период (горизонтальный анализ);

2. Исследование структуры соответствующих  показателей и их изменений (вертикальный анализ);

3. Изучение динамики изменения  показателей за ряд отчетных  периодов (трендовый анализ);

4. Исследование влияния факторов  на прибыль (факторный анализ).

В ходе анализа рассчитываются следующие показатели:

1. Абсолютное отклонение:

rП=П1-П0,

где П0 - прибыль базисного периода;

П1 - прибыль отчетного периода;

rП - изменение прибыли.

2. Темп роста

Темп роста = П1/ П0*100%

3. Уровень каждого показателя  к выручке от реализации (в %)

Уровень каждого показателя к выручке от реализации = Пi/В*100%

Показатели рассчитываются в базисном и отчетном периоде.

4. Изменение структуры

rУ=УП1 - УП0;

(уровень отчетного периода - уровень  базисного периода).

5. Проводим факторный  анализ.

Кроме вышеизложенных коэффициентов рентабельности, различают рентабельность всего капитала, собственных средств, производственных фондов, финансовых вложений, перманентных средств (табл. 1.2.1).

 

 

 

Таблица 1.2.1.

Показатели, характеризующие прибыльность (рентабельность)

 

№ п.п.

Наименование показателя

Способ расчета

1

2

3

1

Рентабельность производственной деятельности

2

Рентабельность продаж

3

Рентабельность собственного капитала

4

Рентабельность капитала

5

Рентабельность оборачиваемости капитала


 

Рентабельность продаж (Rпрод.) отражает удельный вес прибыли в каждом рубле выручки от реализации. В зарубежной практике этот показатель называется маржой прибыли (коммерческой маржой).

Более информативным является анализ рентабельности собственного капитала (RСК).

Чтобы оценить результаты деятельности организации в целом и проанализировать ее сильные и слабые стороны, необходимо синтезировать показатели, причем таким образом, чтобы выявить причинно-следственные связи, влияющие на финансовое положение и его компоненты.

  Возможности повышения рентабельности  продаж и увеличения объема  реализации у разных предприятий  неодинаковы. Поэтому весьма важно, за счет, каких  факторов растет или снижается рентабельность активов предприятия.

Рентабельность продаж можно наращивать путем повышения цен или снижения затрат. Однако эти способы временны и недостаточно надежны в нынешних условиях. Наиболее последовательная политика организации, отвечающая целям укрепления финансового состояния, состоит в том, чтобы увеличивать производство и реализацию той продукции (работ, услуг), необходимость которой определена путем улучшения рыночной конъюнктуры.

В теории финансового анализа содержится оценка оборачиваемости и рентабельности активов по отдельным его составляющим: оборачиваемость и рентабельность материальных оборотных средств, средств в расчетах, собственных и заемных источников средств. Однако, на наш взгляд, сами по себе эти показатели мало информативны. Чисто арифметически, в результате уменьшения знаменателей при расчете этих показателей по сравнению со знаменателем показателя рентабельности или оборачиваемости всех активов мы имеем более высокую рентабельность и оборачиваемость отдельных элементов капитала.

Показатель рентабельности собственного капитала (RСК) позволяет установить зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером прибыли, полученной от их использования.

Таким образом, в зависимости от отраслевой специфики, а также финансово-хозяйственных условий организация может делать ставку на тот или иной фактор повышения рентабельности собственного капитала.

Анализируя рентабельность в пространственно-временном аспекте, необходимо принимать во внимание три ключевые особенности этого показателя.

Первая связана с проблемой выбора стратегии управления финансово-хозяйственной деятельностью организации. Если выбирать стратегию с высоким риском, то необходимо получение высокой прибыли. Или наоборот – небольшая прибыль, но зато почти нет риска. Одним из показателей рисковости бизнеса как раз является коэффициент финансовой независимости. И это положение ослабляет финансовую устойчивость организации.

Вторая особенность связана с проблемой оценки показателя рентабельности. Числитель и знаменатель рентабельности собственного капитала выражены в денежных единицах разной покупательной способностью. Числитель, то есть прибыль, динамичен. Он отражает результаты деятельности и сложившийся уровень цен на товары, услуги в основном за истекший период. Знаменатель, то есть стоимость собственного капитала, складывается в течение ряда лет. Он выражен, как правило, в учетной оценке,  которая может существенно отличается от текущей оценки.

И, наконец, третья особенность связана с временным аспектом деятельности анализируемого объекта. Коэффициент рентабельности продаж (Rпрод.), влияющий на рентабельность собственного капитала, определяется результативностью работы отчетного периода, а будущий эффект долгосрочных инвестиций он не отражает. Если организация планирует переход на новые технологии или другую деятельность, требующую больших инвестиций, то рентабельность капитала может снижаться. Однако, если затраты в дальнейшем окупятся, то снижение рентабельности (Rпрод.) нельзя рассматривать как негативную характеристику текущей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Оценка финансового состояния предприятия

2.1. Анализ  состава и  структуры активов и пассивов  на основе аналитического баланса

Анализ состава и структуры активов и пассивов на основе аналитического баланса представлен в таблице 2.1.1 (Прил. А).

Вывод: I. Значение внеоборотных активов за 2006 г. снизилось с 22,34 до 18,37%. Т.е. их удельный вес  увеличился на 3,97%, что  в абсолютных величинах  составляет 115193 тыс. рублей. По отношению ко всему  балансу внеоборотные активы увеличились  на  10,39%. Наибольшая доля  увеличения раздела  занимает статья «незавершенное строительство», в которой удельный вес увеличился на 0,82%, что в  абсолютных величинах составило 43126 тыс. рублей. По отношению ко всему балансу доля основных средств увеличилась на 0,59%.

В разделе произошло снижение показателей статьи «отложенные налоговые активы» с 6,84 до 4,57%, удельный вес которой уменьшился на 2,27 %, что  в  абсолютных величинах составляет 66958 тыс. рублей. По отношению ко всему балансу это значение увеличилось на 6,04%.

II. Значение оборотных активов увеличилось за 2006 г.  с 77,66% до 81,63%, удельный вес которых увеличился на 3,97%, что в абсолютном значении составляет 993668 тыс. рублей. По отношению ко всему балансу оборотные активы увеличили свое значение на 89,61 %. В разделе большое изменение претерпела статья «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)», в  которой  произошло увеличение значения за 2006 г. с  8,50 до 29,43%, удельный вес которой увеличился на 20,93 %, что в абсолютных величинах составляет  792219 тыс. рублей. В целом по балансу статья увеличила свой размер на 71,44 %. В то же время в разделе происходит снижение статьи «Запасы» с 63,39 до 47,69%, удельный вес которой снизился на 15,79 %, что в  абсолютных величинах составляет 179360 тыс. рублей. В целом по балансу запасы за год увеличились на 16,18%.

Информация о работе Теоретические аспекты анализа финансового состояния предприятия