Теоретические аспекты формирования рынка образовательных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- обозначить роль и значение образования в современных условиях;
- рассмотреть сущность образовательных услуг;
- государственное регулирование рынка образовательных услуг;
- особенности становления и развития рынка образовательных услуг в России;
- анализ рынка образовательных услуг;
- проблемы рынка образовательных услуг;

Вложенные файлы: 1 файл

макроэкономика - курсовая - копия.docx

— 63.47 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Целью выполнения курсовой работы является характеристика образовательной услуги как товара, процесс становления и развития рынка образовательных услуг в нашей стране и за рубежом, раскрытие роли данного рынка для экономического развития. Рассмотрение системы высшего образования как разновидности рынка образовательных услуг.

Состояние сферы образования в современном мире сложно и противоречиво. Образование в ХХ веке стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности. Огромные достижения в этой сфере легли в основу грандиозных социальных и научно- технологических преобразований, характерных для уходящего века. Расширение сферы образования и изменение её статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе образования. В последние десятилетия, в процессе поисков путей преодоления кризиса образования, происходят процессы радикальных преобразований в этой сфере и формирования новой образовательной системы.

Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- обозначить роль и значение  образования в современных условиях;

- рассмотреть сущность образовательных услуг;

- государственное регулирование  рынка образовательных услуг;

- особенности становления и развития рынка образовательных услуг в России;

- анализ рынка образовательных услуг;

- проблемы рынка образовательных услуг;

- перспективы развития рынка  образовательных услуг в России.

Место и роль любой страны в международном разделении труда, её конкурентоспособность на мировых рынках обрабатывающих отраслей и прогрессивных технологий зависят от качества подготовки специалистов и от тех условий, которые страна создаёт для проявления и реализации интеллектуального потенциала нации. Роль знаний в экономическом развитии стремительно возрастает, опережая значимость средства производства и природных ресурсов. По оценкам Всемирного банка, физический капитал в современной экономике формирует 16% общего объёма богатства каждой страны, природный - 20%, а человеческий капитал - 64%.

Основой рынка является высшее и профессиональное образование. По сравнению с ним, доля рыночных структур (направленных на получение дохода) в сфере начального и среднего образования незначительна.

Образование само по себе является стратегически важным ресурсом любого государства, поэтому развитие науки и образования в стране является объектом многих исследований на протяжении многих лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические аспекты формирования рынка образовательных услуг

1.1. Роль  и значение образования в современных  условиях

Продолжительность образовательного процесса для каждого человека своя. Она определяется как личными потребностями, так и обществом. Обучаясь всю жизнь, человек получает образование лишь в определенные её периоды.

Образование – процесс и результат усвоения систематизированных  навыков, знаний и умений. В процессе образования происходит передача от поколения к поколению знания, усвоение результатов общественно-исторического познания, отражённого в науках о природе и обществе, в технике и искусстве, а также овладение трудовыми навыками и умениями. Основным путем получения образования остаётся обучение в различных учебных заведениях.

Образовательная услуга - комплекс целенаправленно создаваемых предлагаемых возможностей для приобретения знаний и умений с целью удовлетворения образовательных потребностей. На рынке ОУ является основным товаром.

Рынок - совокупность экономических отношений и связей между продавцами и покупателями по поводу движения товаров и денег, отражающие экономические интересы субъектов и обеспечивающих обмен. Совокупность экономических отношений и связей физических и юридических лиц в процессе производства и получения образования (образовательных услуг) образует рынок образовательных услуг.

В уровень общего образования входит дошкольная подготовка, школьное образование, а также общее (незаконченное) высшее образование. К специальному образованию относятся: высшее профессиональное образование, профессиональная переподготовка, повышение квалификации, а также дополнительные образовательные услуги в любых областях.

Дошкольное и среднее образование в большинстве стран находится в ведении органов государства и в основном финансируется за счёт средств государственного бюджета. Частный сектор в области среднего и дошкольного образования в России развит слабо и всё равно так или иначе зависит от государства. Поэтому можно сделать вывод о том, что среднее и дошкольное образование занимают пренебрежимо малую долю рынка, по сравнению с профессиональным образованием. В связи с этим изучение рынка образовательных услуг удобно проводить на примере высшего и профессионального образования.

Все значимые новации в сфере российского образования неразрывно связаны с инициативами реальной поддержкой главы государства. Именно так было с приоритетным национальным проектом  «Образование». С его новыми появившимися в ходе реализации направлениями по поддержке учреждений начального и среднего профессионального образования, школьного питания и недавней президентской инициативой  "Наша новая школа".

Констатируемый сегодня кризис образования, его отставание от темпов развития современного общества, неспособность идти в ногу со временем - это, отнюдь, не проявление современных отечественных реалий, это скорее его врождённая мировая особенность. И именно её подчёркивает А.П. Огурцов, когда пишет: "В истории не было ни одного периода, когда общество было бы довольно своей системой образования". Более того, "претензии к существующей системе образования всегда и для всех были общим местом. Нет страны и нет времени, которые бы характеризовались благостным отношением к этому вопросу".

 

1.2 Сущность рынка образовательных услуг

Проблемы ценообразования на образовательные услуги являются одними из наиболее сложных и наименее разработанных в отечественной экономической науке, поскольку вопрос о цене образовательной услуги (кроме оплаты репетиторских услуг и др.) для населения страны фактически не существовал. По сути дела, исключительным правом продавца и покупателя образовательных услуг обладало государство в лице органов управления образованием. Именно это обстоятельство заслоняло проблемы ценообразования на образовательные услуги и неизбежно сужало сферу рыночных отношений в системе образования, сводя до минимума саму возможность установления реальной цены в результате переговоров между покупателем и продавцом образовательных услуг.

Кроме того, среди отечественных экономистов нет единого мнения в вопросе о том, что именно является продукцией системы образования, поэтому цена на образовательные услуги ими понимается по-разному.

Во-первых, под "ценой на образовательные услуги" понимается плата за обучение, непосредственно выплачиваемая учреждению образования либо учащимися, либо предприятиями, "заказывающими" подготовку квалифицированного специалиста. Приводятся различные методики её расчета, каждая из которых тем или иным образом опирается на определение себестоимости подготовки специалистов и желаемого (либо достигнутого) уровня рентабельности.

Во-вторых цена на образовательные услуги рассматривается как цена- ценность образования, т.е. сумма выгод для всех участников процесса подготовки или использования рабочей силы (учреждения образования, учащиеся, их семьи, работодатели и общество в целом), которая сознательно или подсознательно оценивается ими при принятии решения о расходовании тех или иных ресурсов на такую подготовку.

В-третьих, под ценами на образовательные услуги понимаются все перечисления, поступающие по тем или иным каналам в систему образования. Кроме собственно "платы за обучение", вносимой обучающимся и его семьей либо потенциальным работодателем, сюда входят также государственные ассигнования (как на федеральном, так и на местном уровне), поступления из благотворительных фондов и т.д. Иными словами, это весь объем финансирования подготовки специалистов.

По нашему мнению, чтобы оценить приведенные подходы, необходимо проанализировать существующие методики определения цен на образовательные услуги. Предложенные подходы, несмотря на их принципиальные различия и определенные недостатки, отражают сложившиеся в рыночной экономике два основных подхода к решению проблемы ценообразования в системе образования: затратный (прейскурантный, нормативный) метод и метод оценки ценности образования (цена потребления образовательных услуг) с позиции теории человеческого капитала.

Первый подход используется в тех случаях, когда продавцы по каким - то причинам оказываются недостаточно компетентны в маркетинге и гораздо более осведомлены о себестоимости, о затратах на производство образовательных услуг, чем о покупательном спросе и его конъюнктуре. Фактически затратные методы учитывают ценовые факторы предложения на рынке образовательных услуг, В отечественной экономической науке данный подход наиболее разработан, и в условиях несовершенства рыночного механизма в системе образования рекомендуется к практическому использованию в расчетах цен на образовательные услуги. Второй подход основан на том ,что приемлемая цена образовательных услуг определяется под углом зрения тех преимуществ, которые предоставляются потребителю. При этом учитывается как его вновь открывшиеся возможности, так и неизбежные затраты, которые потребитель вынужден будет произвести после получения образовательных услуг для её нормального потребления. Данный подход смотрит на цену продажи образовательной услуги прежде всего с позиции потребителей, и таким образом, учитывает ценовые факторы спроса. Указанный метод ценообразования широко освещен в зарубежной экономической науке в теории человеческого капитала.

Как отмечалось выше, в отечественной экономической литературе наработано, главным образом, понимание цены на услуги образования как платы за подготовку специалиста.

Исходной базой наиболее распространенного затратного метода ценообразования является расчет себестоимости подготовки специалиста определенного профиля усредненным образовательным учреждением. Его основная разновидность, получившая название "прейскурантного" метода ценообразования, хорошо известна в рыночной экономике.

В настоящее время в отечественной экономической практике для расчета себестоимости образовательных услуг применяется сравнительно большое число различных способов в рамках прейскурантного метода. Большинство из них основано на учете фактических или плановых затрат, с одной или несколькими базами распределения затрат, с опорой на различную численность обучающихся.

 

1.3.Государственное  регулирование рынка образовательных  услуг

Развитие рынка образовательных услуг стратегически важно для государства, а потому оно в определенной мере должно быть объектом государственного регулирования, контроля и управления. Это влияние государства на рынок образовательных услуг осуществляется по целому ряду направлений, в том числе за счет:

- определения порядка создания, регистрации и лицензирования  вузов, их аттестации и аккредитации;

- организации деятельности органов  управления образованием, в том  числе высшим и послевузовским;

- разграничения компетенций органов  власти различных уровней в  развитии российской высшей школы, координации их деятельности;

- выработки государством социально-экономической  и образовательной политики и  государственных образовательных  стандартов;

- осуществления государственного  заказа на подготовку специалистов  и их распределение, трудоустройство;

- определения и реализации социальных  льгот и гарантий для студентов, преподавателей и сотрудников  вузов и др.

Вопросы реформирования высшего образования, его регулирования, создания организационно-экономического поддержания и воспроизводства интеллектуального и ресурсного потенциала страны, реализации возрастающей роли подготовки конкурентоспособных кадров для развивающейся экономики России приобретают в настоящее время особую актуальность. Этот новый механизм функционирования высшей школы находится на стадии формирования.

Обновление старого механизма замедляется ввиду отсутствия целеполагающей стратегии развития системы высшего профессионального образования. Остаются открытыми вопросы о долевом соотношении государственного, внебюджетного и рыночного секторов финансирования вузов, создании соответствующих новым отношениям собственности законодательно-нормативной базы и финансового механизма, морально-этической стороне платности образовательных услуг.

Любая рыночная модель экономики определяет лишь степень вмешательства государства в область предпринимательства, в том числе связанного с оказанием образовательных услуг населению, но отнюдь не освобождает его от регулятивных функций и обязанностей. Что же касается России, то роль государства как выразителя и гаранта общенациональных интересов вполне соответствует ее исторической традиции, а кризисная обстановка в стране, связанная с осуществлением структурно-технологических и институциональных перемен, делает эту роль еще более значимой.

Решение проблемы влияния государства на экономику связано с решением аналогичной проблемы в системе высшего образования как одной из важнейших отраслей национального хозяйства. Необходимость этого практически никем не оспаривается, но сама проблема продолжает оставаться предметом дискуссий.

Информация о работе Теоретические аспекты формирования рынка образовательных услуг