Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 18:14, курсовая работа
Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- обозначить роль и значение образования в современных условиях;
- рассмотреть сущность образовательных услуг;
- государственное регулирование рынка образовательных услуг;
- особенности становления и развития рынка образовательных услуг в России;
- анализ рынка образовательных услуг;
- проблемы рынка образовательных услуг;
Содержание
Целью выполнения курсовой работы является характеристика образовательной услуги как товара, процесс становления и развития рынка образовательных услуг в нашей стране и за рубежом, раскрытие роли данного рынка для экономического развития. Рассмотрение системы высшего образования как разновидности рынка образовательных услуг.
Состояние сферы образования в современном мире сложно и противоречиво. Образование в ХХ веке стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности. Огромные достижения в этой сфере легли в основу грандиозных социальных и научно- технологических преобразований, характерных для уходящего века. Расширение сферы образования и изменение её статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе образования. В последние десятилетия, в процессе поисков путей преодоления кризиса образования, происходят процессы радикальных преобразований в этой сфере и формирования новой образовательной системы.
Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- обозначить роль и значение
образования в современных
- рассмотреть сущность образовательных услуг;
- государственное регулирование рынка образовательных услуг;
- особенности становления и развития рынка образовательных услуг в России;
- анализ рынка образовательных услуг;
- проблемы рынка образовательных услуг;
- перспективы развития рынка
образовательных услуг в
Место и роль любой страны в международном разделении труда, её конкурентоспособность на мировых рынках обрабатывающих отраслей и прогрессивных технологий зависят от качества подготовки специалистов и от тех условий, которые страна создаёт для проявления и реализации интеллектуального потенциала нации. Роль знаний в экономическом развитии стремительно возрастает, опережая значимость средства производства и природных ресурсов. По оценкам Всемирного банка, физический капитал в современной экономике формирует 16% общего объёма богатства каждой страны, природный - 20%, а человеческий капитал - 64%.
Основой рынка является высшее и профессиональное образование. По сравнению с ним, доля рыночных структур (направленных на получение дохода) в сфере начального и среднего образования незначительна.
Образование само по себе является стратегически важным ресурсом любого государства, поэтому развитие науки и образования в стране является объектом многих исследований на протяжении многих лет.
Образовательная услуга - комплекс целенаправленно создаваемых предлагаемых возможностей для приобретения знаний и умений с целью удовлетворения образовательных потребностей. На рынке ОУ является основным товаром.
Рынок - совокупность экономических отношений и связей между продавцами и покупателями по поводу движения товаров и денег, отражающие экономические интересы субъектов и обеспечивающих обмен. Совокупность экономических отношений и связей физических и юридических лиц в процессе производства и получения образования (образовательных услуг) образует рынок образовательных услуг.
В уровень общего образования входит дошкольная подготовка, школьное образование, а также общее (незаконченное) высшее образование. К специальному образованию относятся: высшее профессиональное образование, профессиональная переподготовка, повышение квалификации, а также дополнительные образовательные услуги в любых областях.
Дошкольное и среднее образование в большинстве стран находится в ведении органов государства и в основном финансируется за счёт средств государственного бюджета. Частный сектор в области среднего и дошкольного образования в России развит слабо и всё равно так или иначе зависит от государства. Поэтому можно сделать вывод о том, что среднее и дошкольное образование занимают пренебрежимо малую долю рынка, по сравнению с профессиональным образованием. В связи с этим изучение рынка образовательных услуг удобно проводить на примере высшего и профессионального образования.
Все значимые новации в сфере российского образования неразрывно связаны с инициативами реальной поддержкой главы государства. Именно так было с приоритетным национальным проектом «Образование». С его новыми появившимися в ходе реализации направлениями по поддержке учреждений начального и среднего профессионального образования, школьного питания и недавней президентской инициативой "Наша новая школа".
Констатируемый сегодня кризис образования, его отставание от темпов развития современного общества, неспособность идти в ногу со временем - это, отнюдь, не проявление современных отечественных реалий, это скорее его врождённая мировая особенность. И именно её подчёркивает А.П. Огурцов, когда пишет: "В истории не было ни одного периода, когда общество было бы довольно своей системой образования". Более того, "претензии к существующей системе образования всегда и для всех были общим местом. Нет страны и нет времени, которые бы характеризовались благостным отношением к этому вопросу".
Развитие рынка образовательных услуг стратегически важно для государства, а потому оно в определенной мере должно быть объектом государственного регулирования, контроля и управления. Это влияние государства на рынок образовательных услуг осуществляется по целому ряду направлений, в том числе за счет:
- определения порядка создания, регистрации и лицензирования вузов, их аттестации и аккредитации;
- организации деятельности
- разграничения компетенций
- выработки государством
- осуществления
- определения и реализации
Вопросы реформирования высшего образования, его регулирования, создания организационно-экономического поддержания и воспроизводства интеллектуального и ресурсного потенциала страны, реализации возрастающей роли подготовки конкурентоспособных кадров для развивающейся экономики России приобретают в настоящее время особую актуальность. Этот новый механизм функционирования высшей школы находится на стадии формирования.
Обновление старого механизма замедляется ввиду отсутствия целеполагающей стратегии развития системы высшего профессионального образования. Остаются открытыми вопросы о долевом соотношении государственного, внебюджетного и рыночного секторов финансирования вузов, создании соответствующих новым отношениям собственности законодательно-нормативной базы и финансового механизма, морально-этической стороне платности образовательных услуг.
Любая рыночная модель экономики определяет лишь степень вмешательства государства в область предпринимательства, в том числе связанного с оказанием образовательных услуг населению, но отнюдь не освобождает его от регулятивных функций и обязанностей. Что же касается России, то роль государства как выразителя и гаранта общенациональных интересов вполне соответствует ее исторической традиции, а кризисная обстановка в стране, связанная с осуществлением структурно-технологических и институциональных перемен, делает эту роль еще более значимой.
Решение проблемы влияния государства на экономику связано с решением аналогичной проблемы в системе высшего образования как одной из важнейших отраслей национального хозяйства. Необходимость этого практически никем не оспаривается, но сама проблема продолжает оставаться предметом дискуссий.
Информация о работе Теоретические аспекты формирования рынка образовательных услуг