Теоретические аспекты формирования рынка образовательных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- обозначить роль и значение образования в современных условиях;
- рассмотреть сущность образовательных услуг;
- государственное регулирование рынка образовательных услуг;
- особенности становления и развития рынка образовательных услуг в России;
- анализ рынка образовательных услуг;
- проблемы рынка образовательных услуг;

Вложенные файлы: 1 файл

макроэкономика - курсовая - копия.docx

— 63.47 Кб (Скачать файл)

К компетенции наблюдательного совета относится:

– рассмотрение предложений учредителя или ректора о внесении изменений в устав вуза, о создании и ликвидации филиалов, открытии и закрытии представительств, об изъятии имущества, закрепленного за вузом на правах оперативного управления;

– рассмотрение предложений ректора об участии вуза в других юридических лицах в качестве учредителя или участника, о совершении сделок по распоряжению имуществом, в том числе по совершению крупных сделок; о выборе кредитных организаций, в которых вуз будет открывать банковские счета.

Кроме того, наблюдательный совет рассматривает проекты планов финансово-хозяйственной деятельности вуза, отчеты о деятельности вуза, годовую бухгалтерскую отчетность. По отдельным вопросам наблюдательный совет дает рекомендации, по другим – принимает решения, обязательные для ректора.

Члены НС не вправе получать от вуза вознаграждение за выполнение своих обязанностей, за исключением компенсации документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с участием в работе наблюдательного совета (проезд, проживание и суточные для иногородних членов совета).

Остается открытым вопрос о порядке назначения ректора. Новый Закон об образовании предусматривает как возможность избрания ректора конференцией работников и обучающихся, так и назначение на должность учредителем, если это предусмотрено уставом вуза. В настоящее время ректоры назначаются в вузах, имеющих статус автономного учреждения и являющихся федеральными университетами. В то же время НИЯУ МИФИ и НИУ ВШЭ, имеющие статус автономного учреждения, избирают ректора на конференции трудового коллектива с последующим утверждением учредителем. В любом случае устав вуза утверждается Минобрнауки России и учредитель вправе закрепить в нем положение о порядке назначения руководителя.

Трудовые отношения и оплата труда

Поскольку финансирование автономного учреждения осуществляется не по бюджетной смете, а путем выделения субсидии на выполнение государственного задания, вуз имеет право самостоятельно формировать свое штатное расписание. Также вуз может более гибко и активно использовать механизм гражданско-правового договора, привлекая нужных специалистов по договору возмездного оказания услуг. При этом следует помнить, что действующим законодательством запрещается «маскировка» трудовых договоров под договоры гражданско-правового характера и администрации вуза необходимо четко проводить разграничения между этими видами договоров.

Система оплаты труда в вузе определяется Коллективным договором, приказами ректора, основанными на решениях Ученого совета университета. В автономном учреждении размер должностных окладов, надбавок и доплат зависит от объема финансирования по субсидии и доходов, полученных от разрешенных видов деятельности. Таким образом, чем больше доход автономного учреждения, тем больше средств можно направлять на выплату заработной платы. Размер оплаты труда ректора определяется учредителем при оформлении с ним трудового договора. При этом в трудовой договор включаются все условия оплаты (надбавки, доплаты, условия премирования). Что-либо изменить ни ректор, ни иные органы управления автономным учреждением не имеют права.

Особенности финансово-хозяйственной деятельности

Имущество за автономным государственным учреждением закрепляется на праве оперативного управления. Отчуждение имущества (недвижимого и особо ценного движимого), также как и у бюджетного учреждения, предусматривает процедуру согласования с учредителем и имеет определенные ограничения. Денежные средства, полученные в виде субсидии на выполнение государственного задания, автономное учреждение, как правило, размещает на лицевом счете в Казначействе. Средства от приносящей доход деятельности, заработанные вузом самостоятельно или полученные в виде пожертвований, могут размещаться вузом в кредитных учреждениях (банках). Это дает возможность вузу по условиям договора с банком начислять проценты на размещенные средства, включая депозиты, т.е. денежные средства «работают», а не лежат мертвым грузом.

По решению учредителя вуз – автономное учреждение – может полностью перейти на обслуживание в какой-либо банк. Разрешается брать кредиты на обеспечение деятельности вуза в банках.

При закупке товаров, работ и услуг автономное учреждение полностью переходит на систему закупок, определенную 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Действие 94-ФЗ и вновь принятого ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который должен заменить с января 2014 года 94-ФЗ, на автономные учреждения не распространяется. Это означает, что вуз будет избавлен от обязанности работать сразу по двум параллельным системам закупок: для закупок, обеспечивающих выполнение госзаказа, применяется система закупок, установленная 94-ФЗ (с 2014 г. – новый закон), а для закупок, обеспечивающих выполнение хозяйственных и иных договоров, – 223-ФЗ.

Особенности налогообложения

В связи с изменением правового статуса у университета возникнут дополнительные затраты по налоговым платежам, финансированию непрофильных видов деятельности.

Налог на имущество.

В настоящее время ТПУ, как федеральному бюджетному учреждению, учредитель полностью финансирует расходы на уплату налога по всему имуществу, находящемуся в оперативном управлении, участвующему в уставной деятельности (п. 2 ст. 120 ГК РФ). Сумма годового финансирования налога на имущество составляет более 65 млн рублей. Для автономных учреждений финансируются расходы на уплату налога, в качестве объекта налогообложения, по которым признается недвижимое и особо ценное имущество, закрепленное (приобретенное) за учреждением учредителем, в том числе земельные участки (п. 3 ст. 4 Закона). Сумма налога по остальному движимому имуществу уплачивается за счет собственных средств автономного учреждения. И эти средства необходимо заработать дополнительно.

Финансирование непрофильных видов деятельности, налог на прибыль.

В настоящее время бюджетное учреждение имеет возможность получить налоговую льготу и не платить налог на прибыль, если соотношение доходов от образования и науки к доходам от прочей деятельности составляет 90 к 10. При смене статуса для нас возможность приблизиться к данному соотношению практически будет отсутствовать. Все, что не связано с выполнением государственного задания, университет должен будет финансировать из средств от приносящей доход деятельности, а значит в большей части из прибыли. В рыночных условиях автономное учреждение вынуждено будет существенно оптимизировать или отдать на аутсорсинг все не приносящие доход (затратные) виды деятельности, не связанные с образованием и наукой (комбинат питания, транспортный отдел, издательство, база отдыха и т.д.).

Переход Томского политехнического университета в статус автономного учреждения потребует оптимизации структуры университета, более эффективного менеджмента и необходимости увеличения личной ответственности каждого сотрудника университета за выполнение своих должностных обязанностей.

 

 

Заключение

Очевидно, что российская система образования по-прежнему в большинстве своем излишне теоретизирована и скудно нацелена на практическое применение, недостаточно гибка в современных условиях. Например, в большинстве случаев, после получения диплома о высшем образовании, человеку приходится нести дополнительные затраты (материальные, временные) на переобучение, то есть можно поставить под сомнение эффективность инвестиций в человеческий капитал по целому ряду российских учебных заведений. В то же время, существует нехватка специалистов по широкому кругу областей, подтверждением чему может служить, например, значительный рост в последние годы числа иностранных менеджеров в ряде компаний, стратегии развития которых ориентированы на международные стандарты.

Согласно Концепции модернизации российского образования до 2010 г., одобренной Правительством 25 октября 2001 г., образование предполагается реформировать в два этапа:

1.   На первом этапе (2001–2003 гг.) предстоит в полном объеме восстановить ответственность государства в сфере образования, с выходом на минимальные необходимые бюджетные нормативы, решением социально значимых проблем. Модернизация образования разворачивается и происходит в контексте общего процесса реформирования различных сторон жизни, в тесном взаимодействии с другими реформами, одновременно являясь для них источником обеспечения необходимого кадрового ресурса.

2.   На втором этапе (2004–2005 гг.) предстоит в полном масштабе реализовать меры, в частности те, которые проходили экспериментальную проверку на первом этапе и после оценки результатов получили поддержку, внедрить новые модели содержания образования, его организации и финансирования. В ходе второго этапа будет проведено расширение ресурсного обеспечения образования, в первую очередь со стороны бюджетов всех уровней.

3.   В 2006–2010 гг. должны обозначиться первые результаты модернизации образования:

  • рост его ресурсоспособности;
  • реальное повышение качества общего и профессионального образования;
  • снижение социальной напряженности в обществе;
  • на основе повышения зарплаты работников образования будут обеспечены рост социального статуса и улучшение качественного состава педагогического корпуса, его омоложение;
  • повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности профобразования в результате обновления материально-технической базы и адаптации к рынкам труда.

Можно сказать, что проблема реформы образования распадается на два основных направления:

1.   Реформа образовательного процесса;

2.   Реформа системы оплаты труда работников бюджетной сферы.

Вывод: безусловно, России необходима реформа образования. При существующей системе нельзя рассчитывать на существенное наращивание человеческого капитала, который в принципе определяет перспективы развития всей экономики. Ученые мира уже пришли к выводу, что наиболее важным ресурсом экономики является человеческий ресурс, обладание которым в масштабах страны определяет ее позицию в мире. Конечно, важен еще фактор использования данного ресурса, то есть насколько государство может дать людям возможность реализации накопленного потенциала. Однако в случае растраты этого потенциала на его восстановление могут уйти годы, а первую проблему можно решить в значительно более короткие сроки. Таким образом, при бездействии Правительства в данном направлении конкурентоспособность России в мире ежегодно будет уменьшаться.

По мнению Генерального директора Русского экономического общества Дениса Муханова, реформу образования, прежде всего, надо проводить в разрезе кардинального улучшения качества, а именно того, кто и как преподает в российских учебных заведениях, насколько это применимо в реальной жизни и соответствует реалиям сегодняшнего времени. Почему при хваленом качестве нашего образования граждане продолжают отправлять своих детей за границу?

Итак, реформа российской системы образования должна состоять из выполнения следующих мероприятий:

1.   Резкое повышение зарплаты и ужесточение требований к преподавателям. Нужна жесткая переаттестация преподавательского состава, в результате которой 10–20% из них лишатся права преподавания, привлечение специалистов для преподавания из реальных отраслей экономики;

2.   Борьба с коррупцией в учительской и профессорско-преподавательской среде;

3.   Инвестиции в материальную базу образования (здания, спортивные сооружения, компьютерное оборудование и т.д.);

4.   Совершенствование методов преподавания с учетом специализации, оценка учебников независимыми специалистами, радикальная реформа системы преподавания иностранных языков;

5.   Говоря о школе — возвращение дисциплины. Никто не задумывался, почему, например, в самых престижных школах за рубежом всегда существует школьная форма?

Таким образом, речь пока не идет о полноценной реформе образования. Россия проигрывает в подготовке молодежи, и широта кругозора лучших ее учеников не компенсирует это. Слабая школа равнозначна слабому государству.

 

Список используемых источников

1.  Отраслевые,  секторальные  и  региональные  особенности  реформы бюджетных учреждений в России. – М.: ИЭПП, – 2005. –  463 с. 

2.  Социальные  аспекты  федерального  бюджета  и  бюджетов  государственных внебюджетных фондов на 2008 год и на плановый  период  до  2010  года  //  Аналитический  вестник  Совета  Федерации ФС РФ. – 2007.  №14 (331). 

3.  Экспертное  заключение  на  проект  федерального  бюджета  на 2008–2010 годы и прогноз социально‐экономического развития  Российской  Федерации  на  период  до  2010  года  /  Институт  экономики  РАН  ;  Центр  финансово‐банковских  исследований  ИЭРАН. – М., 2007.  С. 99–102. 

4.  Ипатов Ю. М.  О проблеме человеческого потенциала и формировании инновационных подходов к экономической подготовке  кадров  // Проблемы  развития мировой  и  казахстанской  экономики  в  посткризисный период  : материалы международной науч.практич. конф. Кокшетау: Изд‐во КИЭМ, 2010. 

5.  Большаков С. Н., Ипатов Ю. М. Образовательная и кадровая  составляющие инновационного  развития  национальной  экономики // Проблемы развития мировой и казахстанской экономики  в  посткризисный  период:  материалы  международной  науч.практич. конф. – Кокшетау: Изд‐во КИЭМ, 2010. 

6.Балыхин Г.А. Актуальные вопросы социально-экономического развития системы образования России // Экономика образования. 2004. №3.

7. Вифлеемский А.Б. Проблемы реформирования системы оплаты труда в образовании и экономика знаний // Экономика образования. 2004. №3.

8. Давыдова Е.А. Анализ  рынка образовательных услуг  в современной России // Экономика  образования. 2004. №5.

9. Ерошин В.И. Экономика, право  и управление образованием: проблемы, исследования, решения // Известия Российской  Академии образования. 2002. №2.

Информация о работе Теоретические аспекты формирования рынка образовательных услуг