Теоретические аспекты формирования рынка образовательных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- обозначить роль и значение образования в современных условиях;
- рассмотреть сущность образовательных услуг;
- государственное регулирование рынка образовательных услуг;
- особенности становления и развития рынка образовательных услуг в России;
- анализ рынка образовательных услуг;
- проблемы рынка образовательных услуг;

Вложенные файлы: 1 файл

макроэкономика - курсовая - копия.docx

— 63.47 Кб (Скачать файл)

Точки зрения здесь, как и в оценке роли государства в современной экономике, понятны: от требований усилить влияние государства на сферу высшего образования, что обусловливается социальным по своей природе характером инвестиций в человека, до призывов к сокращению такого влияния. Поскольку поддержка высшего образования, не приводя однозначно к повышению его качества, способствует росту платы за обучение, взимаемой со студентов (их семей), за счет расширения базы налогообложения.

Думается, что методологическую основу концепции организационно-экономического механизма высшей школы должна составлять теория смешанной экономики. Такой подход обусловливается необходимостью учета общих интересов (теория общественного блага), когда стратегическое значение той или иной отрасли или сферы (в данном случае образования) достаточно важно для жизнеобеспечения всего общества и без их развития оно просто не сможет выжить.

Другой подход связан с несовершенством рыночного механизма координации деятельности вузов, функционирующих в режиме относительного саморегулирования. Несовершенство действия рыночного механизма вызывает необходимость государственного регулирования стихийного рынка образовательных услуг  в интересах общества.

Становление и развитие этого рынка происходит не совсем стихийно, однако нуждается в регулировании как спроса, так и предложения, но в разных границах и различными методами (как прямо, так и опосредованно). В то же время рынок образовательных услуг, как и любой другой рынок, является саморегулирующейся системой и находится в состоянии динамического неравновесия. В этой ситуации сфера высшего образования занимает промежуточное положение. Речь идет о том, что ее услуги могут быть как личностно ориентированными объектами, так и объектами присвоения и отчуждения, хотя, как и в случае оказания любой услуги, характер отчуждаемости здесь условен.

Вместе с тем расширение профессионального кругозора личности, обеспечиваемое высшей школой, носит общественный характер. Образование порождает поток выгод не только для частных лиц, но и для общества в целом. Поэтому государство заинтересовано в повышении образовательного, научного и культурного уровня людей и должно способствовать сохранению и наращиванию интеллектуально-духовного богатства страны.

Исследование становления рыночных отношений в сфере образования и развития инфраструктуры рынка образовательных услуг позволило выявить их сложный и противоречивый характер.

С одной стороны, в результате активной адаптационной деятельности многих вузов, а также ряда мер, принятых на федеральном уровне и в части регионов, наметились и развиваются позитивные тенденции: формируется новая законодательная база, происходит перераспределение управленческих функций, возникают элементы многоканального финансирования, функционируют негосударственные учебные заведения, обновляется содержание образовательных программ и др.

С другой стороны, обозначился ряд  других проблем, к которым можно отнести недостаточный уровень финансирования, а также неэффективный и непрозрачный механизм распределения бюджетных средств; усиление социальной дифференциации в доступе к качественному образованию, низкий уровень социальной поддержки работников системы образования и обучающихся; износ основных фондов; отток и старение преподавательского состава. Отсюда следует, что в настоящее время возрастает роль и ответственность государственного регулирования деятельности вузов и рынка образовательных услуг.

 

2. Особенности становления и  развития рынка образовательных  услуг в России.

2.1. Анализ рынка образовательных  услуг.

Рост экономики России определяется множеством разнообразных факторов: увеличением количества ресурсов, повышением их качества и совершенствованием их использования. Подъем благосостояния общества невозможен без создания условий для экономического роста. Это, как правило, требует инвестиций.

Для достижения устойчивого экономического роста инвестиции в образование (т.е. в человеческий капитал) важны не меньше, чем вложения в капитал физический. В США каждый год, затраченный на учебу, повышает заработную плату работника в целом на 10 %. Инвестиции в человеческий капитал связаны с издержками упущенных возможностей. Многие ученые утверждают, что человеческий капитал особенно важен для экономического подъема в стране, поскольку он обеспечивает обществу положительные внешние эффекты.

Чтобы проанализировать поведение субъектов на рынке образовательных услуг, необходимо:

- во-первых, определить структуру  факторов, которые влияют на принятие  решений людьми по поводу целесообразности  получения образования, а следовательно, и относительно объема инвестиций  в человеческий капитал;

- во-вторых, рассмотреть факторы, которые  определяют поведение государства  на рынке образования;

- в-третьих, оценить особенности  формирования предпочтений относительно  образовательных услуг с учетом  региона России;

- в-четвертых, определить критерий  структурирования образования, который  тесно корректирует с возрастом;

- в-пятых, исследовать поведение  других субъектов экономики на  рынке образования, которые также  являются потенциальными участниками  данного рынка и предъявляют  спрос на образовательные услуги.

Под человеческим капиталом экономисты понимают способности человека его умения, знания, навыки. Накопление человеческого капитала происходит как в дошкольном возрасте, так и в школе, техникуме, университете, на курсах переобучения или повышения квалификации. Методы исследования спроса на любом уровне образования или профессиональной подготовки являются одними и теми же.

Все вложения в образование производятся с надеждой на их высокую окупаемость в будущем. Поэтому при принятии решении об инвестициях в образование сравниваются выгоды и издержки. Оценка основывается на ожиданиях всех субъектов экономики. Строго говоря, ожидаемые выгоды являются основным фактором при принятии решения. Кроме того, норма отдачи от образования для общества отличается от нормы отдачи для индивидуума, так как издержки и выгоды от образования для общества и индивидуума рассчитываются по-разному.

Чтобы оценить ожидаемые выгоды от инвестиций в человеческий капитал с точки зрения индивидуумов, необходимо выявить те факторы, которые влияют на стремление людей предъявлять спрос на образование. Их можно условно подразделить на краткосрочные и долгосрочные.

Долгосрочные факторы (приоритеты):

1) высокий уровень заработной  платы в течение последующей  жизни;

2) большое удовлетворение от  избранной работы в течение  жизни (моральные выгоды);

3) достижение более высокого  социального статуса. Предполагается, что в современном обществе  можно подняться из низов на  самый верх, и для этого нужны  только усилия. Существуют так  называемые "лифты" социальной  мобильности, одним из которых  является образование;

4) широкий доступ к более перспективной, интересной работе;

5) представления родителей о  будущем детей, что является определяющим  фактором в выборе жизненной  стратегии вследствие традиционной  системы семейного воспитания  в России;

6)уровень образования и социальный  статус родителей, которые влияют  на ориентацию своих детей (преемственность  поколений, продолжение профессии  родителей). Для родителей высшее  образование ребенка выступает  как доказательство жизнеспособности семьи, состоятельности ее материальных и социальных ресурсов;

7) выбор профессии, сделанный друзьями  или знакомыми;

8) престиж того или иного вида  и уровня образования.

Краткосрочные факторы (приоритеты в настоящий момент):

1) высокая оценка нерыночных  видов деятельности и интересов, которые связаны с получением  образования (процесса обучения, общения  с друзьями, школьной или студенческой  жизни);

2) стремление юношей поступить  в любой вуз для того, чтобы  отсрочить службу в армии;

3) стремление девушек поступить  в вуз, вызванное желанием удачно  выйти замуж.

При прочих равных условиях вероятность поступления в техникум или вуз людей, ориентированных на текущий момент меньше, чем у людей, ориентированных на будущее.

Рассмотрим выгоды, которые получает общество от инвестиций в образование, они выше индивидуальных.

Общая выгода общества рассчитывается без подоходного налога на заработную плату, так как общество в целом выигрывает от услуг, предоставляемых за счет налогов. Если рассматривать образование как определенный “сигнал” для рынка труда, то социальная отдача от образования заключается в том, что оно помогает “сортировать” работников в соответствии с их производительностью. Богатство общества в целом рассматривается как совокупность человеческого и материального капитала. Высокие инвестиции в образование повышают производительность.

Выгоды от инвестиций в образование получают и фирмы. Институты образования обеспечивают работодателей механизмом отбора. Многие работодатели при приеме претендентов на работу ориентируются на их дипломы. Возможно, уровень и качество образования являются инструментом менее дорогостоящим, чем любой другой, которым фирмы могли бы воспользоваться.

Выгоды, получаемые высшими учебными заведениями. Для поддержания и повышения своего статуса вуз стремится привлечь наиболее талантливых и работоспособных выпускников школ и других общеобразовательных учреждений. Для их выявления создается система сложных вступительных испытаний. Данная стратегия позволяет поднять уровень подготовки выпускников, что является важным фактором, повышающим престиж данного вуза.

Ряд исследований, проведенных в России, показывает, как формируются ожидания в отношении будущих заработков выпускников школ. В частности, они свидетельствуют о том, что средние доходы, получаемые недавними выпускниками школ, оказывают сильное влияние на решения молодых людей и их родителей относительно продолжения образования или выхода на рынок труда.

По результатам опросов ВЦИОМ, различия в заработной плате оказывают влияние на выбор будущей профессии и, следовательно, учебного заведения. Продолжение образования – это возможность хорошего трудоустройства, перспектива хороших заработков. Стремление к образованию связано также со стремлением к продвижению по служебной лестнице.

Поскольку ожидаемый уровень затрат влияет на решение об инвестициях в образование, необходимо прежде всего определить, какие затраты в этом случае несут все агенты в экономике.

Индивидуальные затраты на получение образования:

1) оплата за обучение и расходы  на приобретение учебников и  канцелярских товаров;

2) расходы на смену места жительства;

3) упущенный заработок, так как  часть времени направляется на  получение дополнительной единицы  человеческого капитала;

4) расходы на неофициальные (теневые) образовательные услуги. К ним  относятся: затраты на репетиторов  при поступлении в престижную  школу, вуз, на платные вступительные  экзамены, платные подготовительные  курсы, на неофициальную помощь  при зачислении ребенка.

Социальные издержки общества на образование включают:

1) финансирование дошкольного образования, системы общего среднего и  профессионального высшего образования  государством;

2) затраты государства в сфере  высшего образования. Избыточность  специалистов определенных профессий  по отношению к их оптимальному  числу увеличивает расходы государства (например, на педагогическую практику, на лабораторные исследования  и т.д.);

3) издержки фирм на общую профессиональную  подготовку работников.

Основными участниками рынка образовательных услуг, которые предъявляют спрос на тот или иной уровень образования, являются:

• семьи, имеющие детей;

• фирмы, заинтересованные в росте производительности;

• государство, целью которого является экономический рост и повышение благосостояния общества;

• высшие учебные заведения, заинтересованные в повышении собственной репутации.

Посмотрим, как меняется поведение всех агентов на рынке образовательных услуг в зависимости от ступени образования.

Обзор рынка дополнительного образования детей включает следующие детализации:  формы собственности учреждений дополнительного образования детей, категории сотрудников учреждений дополнительного образования детей, типы учреждений дополнительного образования детей. В обзоре приведены рейтинги по предприятиям отрасли «Дополнительное образование детей».

Обзор рынка дошкольного образования включает следующие детализации: виды дошкольных учреждений, специальности педагогов дошкольных учреждений, уровень образования педагогов дошкольных учреждений, формы собственности дошкольных образовательных учреждений. В обзоре приведены рейтинги по предприятиям отрасли «Дошкольное образование». 

Обзор рынка общего среднего образования включает следующие детализации: формы собственности общеобразовательных школ, виды общеобразовательных школ, степени общего образования, смены обучения. В обзоре приведены рейтинги по предприятиям отрасли «Основное общее и среднее (полное) общее образование».

Обзор рынка специального среднего образования включает детализации по форме собственности учреждений: частные, государственные (муниципальные).

Информация о работе Теоретические аспекты формирования рынка образовательных услуг