Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 14:54, лекция
Международное разделение труда как высшая ступень развития общественного территориального разделения труда между странами, предусматривающая устойчивую концентрацию производства определенной продукции в отдельных странах, предусматривает наличие в различных странах трудовых ресурсов различного объема и квалификационного состава. Широкая трактовка международного разделения труда как обособления отдельных видов человеческой деятельности необязательно подразумевает его последующую кооперацию — основанный на международном разделении труда устойчивый обмен между странами продуктами, производимыми ими с наибольшей экономической эффективностью.
Наиболее крупные выплаты
Таблица 10.1
Денежные потоки, связанные с международной
миграцией (в млрд. долл.)
1987 г. |
1990 г. |
1993 г. | ||
Трудовой доход |
Кредит |
13,8 |
19,5 |
20,7 |
Дебет |
-16,0 |
-25,6 |
-26,7 |
|
Частные неоплаченные переводы |
Кредит |
64,9 |
100,1 |
95,6 |
Дебет |
-58,2 |
-91,8 |
-102,5 |
|
Итого |
Кредит |
78,7 |
119,6 |
116,3 |
Дебет |
-74,2 |
-117,4 |
-129,1 |
Источник : IMF. Balance of Payments Statistics Yearbook. — 1994. — Part 2. — P. 56, 60.
С теоретической точки зрения дохо ды страны—экспортера рабочей силы далеко не ограничиваются переводами эмигрантов из-за рубежа, хотя они и составляют их основную долю. В числе прочих доходов, которые увеличивают совокупный ВНП и благоприятно ска зываются на платежном балансе, — налоги, накладываемые на фирмы по трудоустройству за рубежом, прямые и портфельные инвестиции эмигрантов в экономику родной страны, сокращение расходов на обучение, здравоохранение и других расходов социального харак тера, которые покрываются для эми грантов другими странами. Возвращаясь на родину, мигранты, по оценкам, при возят с собой еще столько же накоплений, сколько ими было переведено через банки. Более того, приобретя опыт работы за рубежом и повысив свою ква лификацию, мигранты привозят этот опыт домой, в результате чего страна бесплатно получает дополнительные квалифицированные кадры.
Эмиграция оказывает весьма ощути мое положительное воздействие на эко номику трудоизбыточных стран, поскольку отъезд работников за рубеж сокращает масштабы безработицы. Так, в 70-е годы египетское правительство, принимая программы борьбы с безрабо тицей, специально закладывало в них стимулирование эмиграции в страны Персидского залива. В Пуэрто-Рико за кон о минимальной зарплате исходил из того, что по меньшей мере треть ра бочей силы переедет в США.
«Утечка мозгов» является серьезной
проблемой для большинства
Экономические эффекты иммигра ции зачастую упрощенно описываются как отрицательные, поскольку рабочие, приезжающие из-за рубежа, сокращают количество рабочих мест и увеличива ют безработицу среди коренного насе ления. Не отрицая существования такой проблемы, необходимо, однако, отме тить, что иммигранты привносят новый опыт, знания и навыки. США, Канада и Австралия — страны, возникшие в ре зультате иммиграции. В других странах иммигранты привносят динамизм в эко номическое развитие целых отраслей. Примером могут служить китайские промышленные рабочие в Индонезии и Малайзии, предприниматели из Гон конга в Канаде, индийские и ливанские бизнесмены в Африке, иорданские и палестинские служащие в нефтедобы вающих странах Персидского залива. Более того, иммигранты во многих странах заполняют вакансии, на кото рые все равно нет претендентов среди местного населения. Неквалифициро ванные работники из Турции и Север ной Африки составляют 60-80% им миграции в ФРГ, Францию. На тяжелую работу охотно нанимаются палестинцы в Израиле, индонезийцы в Малайзии, боливийцы в Аргентине. Более того, некоторые отрасли производства, дающие в том числе экспортный доход для стран, не выжили бы без иммигрантов. В числе примеров — горнорудная про мышленность ЮАР, сельскохозяйствен ные плантации в Доминиканской Рес публике, Малайзии и Испании, каучуковая и резиновая промышлен ность Малайзии.
Нельзя, разумеется, отрицать и нега тивные последствия иммиграции, кото рые в развитых странах связаны прежде всего с понижением в результате при тока иммигрантов реальных зарплат неквалифицированной рабочей силы. Например, в США один из каждых четырех занятых с образованием менее 12 классов — иммигрант. Иммигранты занимают места в секторах, производящих неторгуемые товары, которые в противном случае могли бы перейти к местным рабочим, в результате торгов ли оказавшимся вытесненными из сек торов, производящих торгуемые товары.
Направления миграции
В силу экономических причин ос новные потоки мигрантов всегда направлялись из стран с низкими личны ми доходами в страны с более высо кими доходами. На протяжении всего послевоенного времени направления международной миграции непрерывно изменялись вслед за изменяющимися экономическими условиями. Вследст вие отсутствия достоверной статистики международного переселения и широ кого развития нелегальной миграции установить точно иерархичность основ ных направлений миграции достаточно сложно. Приблизительные представле ния о масштабах международной миг рации дают данные о количестве насе ления стран мира, родившегося за границей (табл. 10.2).
Можно выделить следующие страны и регионы, являющиеся точками притяже ния мигрантов из других стран (рис. 10.2):
Таблица 10.2
Население, родившееся за границей
В млн. чел. |
В % от всего населения | |||
1965 г. |
1985 г. |
1965 г. |
1985 г. |
|
Мир в целом |
75,9 |
105,5 |
2,3 |
2,2 |
Развитые страны и страны с переход -ной экономикой в том числе Европа Северная Америка |
31,0 15,6 12,7 |
47,4 23,0 20,4 |
3,5 3,5 6,0 |
4,5 4,7 7,8 |
Развивающиеся страны в том числе Юго-Восточная Азия 1 Северная Африка и Западная Азия Южная Азия Южная Америка Африка к югу от Сахары |
45,0 7,6 5,6 18,7 5,4 7,1 |
58,1 7,5 13,4 19,2 5,6 11,3 |
1,9 1,9 4,0 2,8 2,4 3,0 |
1,5 1,2 5,7 1,8 1,5 2,7 |
Источник : World Bank. World Development Report. — 1995. — P.65.
Практически все страны, в кото рые иммигрирует более 25 тыс. человек в год, — высокоразвитые государства с ВНП более 6900 долл. на душу населения. Источник эмиграции — развивающиеся страны (рис. 10.2), глав ные из которых — Мексика и страны Азии.
Итак, количественные показатели, связанные с миграцией рабочей силы, являются частью баланса текущих операций и классифицируются по статьям трудовых доходов (выплаты нерезидентам) и частных неоплаченных пере водов, которые представляют собой оценочный денежный эквивалент имущества, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и после дующих посылок товаров и денег на родину. Распределение положительного экономического эффекта, получаемого в результате миграции, происходит в форме роста доходов мигрантов, пере водов денежных средств из-за рубежа на родину, в результате снижения издер жек производства в странах, получающих денежные переводы. Развитые страны являются основным направле нием иммиграции, а развивающиеся — источником эмиграции.
Германия 50 40 30 |
Гонконг 5 70 70 |
Канада 370 350 340
Более 100 тыс . иммигрантов в
Голландия 50 40 30
иммигрантов в 1985 — 1990 гг .
Пакистан
Китай 274 256 250
Индия 250 250 250
Южная Корея 175 175 175 шш Филиппины 290 290 29 0 |
эмигрантов в 1985 — 1990 гг . |
Более 100 тыс . эмигрантов в
Источник : Finance & Development, 1990, June, pp. 46 — 47.
Рис. 10.2. Направление трудовой миграции
3. Государственное регулирование миграции
Один из купцов: Такого городничего никогда еще, государь, не было. Такие обиды чинит, что описать нельзя. Постоем совсем заморил, хоть в петлю полезай... А попробуй прекословить^ на-ведет к тебе в дом целый полк на постой, А если что, велит запереть двери.
По мере того как развивалось
международное движение рабочей
силы, создавались и
Механизмы контроля миграции
В то время как большинство стран мира продвигаются по пути либера лизации своей внешней торговли, прак тически все они принимают меры, ограничивающие международную миг рацию. Как было показано выше, миг рация приводит к росту совокупного объема производства, хотя распределение экономических выгод от миграции далеко не равномерно. Однако положи тельные экономические эффекты миг рации могут перекрываться негативны ми эффектами, которые также имеют место. Один из них — финансовое бре мя, которое иммигранты возлагают на бюджет более развитых стран. Особенно четко это проявляется, когда разви тые страны близко расположены или даже граничат с менее развитыми госу дарствами. Типичным примером явля ются, с одной стороны, США, Мексика и страны Карибского бассейна, с другой стороны — Франция и страны Магриба, Германия и Турция. Такое близкое соседство приводит к наплыву не только легальных, но и нелегальных иммигрантов, которые требуют финан совых расходов либо для материальной поддержки, либо для депортации. По оценкам, в США постоянно находится около 4 млн., а в Западной Европе — около 3 млн. нелегальных иммигрантов.
Проблемы, которые несет с собой международная миграция рабочей силы, привели к созданию широкой системы государственного и межгосударственно го регулирования. Вмешательство государства в международное движение ра бочей силы началось значительно раньше, чем его участие в регулирова нии международной торговли. Уже в конце XVIII века в Англии были приняты законы, запрещавшие промыш ленным рабочим эмигрировать за гра ницу. В течение XIX века многие европейские страны принимали законы, ограничивавшие въезд нежела тельных лиц. Тогда же страны стали заключать двусторонние конвенции, регулирующие миграцию, часть из кото рых действует по настоящее время.
Законодательства большинства стран, регулирующие въезд иностранцев, пре жде всего проводят четкое различие между иммигрантами — людьми, переезжающими в страну на постоянное место жительства, и неиммигранта ми — людьми, приезжающими в страну временно и/или не претендующими там на постоянное место жительства (пример 10.2). Несмотря на то что неимми гранты зачастую могут находиться и работать в принимающей стране в тече ние продолжительного периода време ни, наиболее важным с экономической точки зрения является регулирование трудовой иммиграции.