Теории международной миграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 14:54, лекция

Краткое описание

Международное разделение труда как высшая ступень развития общественного территориального разделения труда между странами, предусматривающая устойчивую концентрацию производства определенной продукции в отдельных странах, предусматривает наличие в различных странах трудовых ресурсов различного объема и квалификационного состава. Широкая трактовка международного разделения труда как обособления отдельных видов человеческой деятельности необязательно подразумевает его последующую кооперацию — основанный на международном разделении труда устойчивый обмен между странами продуктами, производимыми ими с наибольшей экономической эффективностью.

Вложенные файлы: 1 файл

Теории международной трудовой миграции.docx

— 132.26 Кб (Скачать файл)

В условиях давления со стороны профсоюзов, которые видят в наплыве иммигрантов  главную причину безработицы, правительства  многих западных стран с начала 70-х  годов стали принимать активные меры по стимулированию выезда иммигрантов  назад на родину. В числе традиционных государственных мер реэмиграции  следующие:

  • • Программы стимулирования ре-эмиграции. Они включают широкий круг мероприятий, начиная от мер по принудительной репатриации незаконных иммигрантов до оказания материальной помощи иммигрантам, желающим вернуться на родину. В западноевропейских странах (ФРГ, Франция, Нидерланды) принимались программы материального поощрения реэмиграции, предусматривающие выплаты выходных пособий при добровольном увольнении иммигрантов и их отъезде на родину. В некоторых случаях пособия выплачивались при одном только заявлении иммигранта о его желании покинуть принимающую страну, в других — через некоторое время после его фактического возвращения домой. Причем получение выходного пособия лишало иммигранта права повторно въехать в принимающую страну. Выплаты пособия осуществлялись за счет средств, накопленных в фонде социального страхования или пенсионном фонде в результате отчислений предприятием, нанявшим иммигранта на работу. Хотя считалось, что такой способ финансирования не возлагает дополнительного бремени на расходную часть бюджета, на практике бюджетные расходы оказались также весьма значительными в результате необходимости создания электронной системы государственного учета иммигрантов и выплаты пособий. Эффективность программ стимулирования реэмиграции остается весьма низкой.
  • Программы профессиональной подготовки иммигрантов. В качестве средства, которое могло бы побудить иммигранта вернуться на родину, правительства отдельных стран (Франция, ФРГ, Швейцария) рассматривают программы профессионального образования иммигрантов. По логике этих программ, получив образование в развитой стране, иммигранты смогут рассчитывать на более высокооплачиваемую и престижную работу, что и побудит их вернуться на родину. Однако интерес со стороны иммигрантов к участию в таких программах оказался довольно низким по той причине, что приобретение специальности само по себе не гарантировало получение работы по этой специальности на родине. Поэтому большинство иммигрантов предпочитали сохранить свои существующие, пусть и низкооплачиваемые, работы в развитых странах, чем реэмигрировать и пытаться найти лучшую работу на родине.
  • Программы экономической помощи странам массовой эмиграции. Развитые страны заключают соглашения со странами—экспортерами рабочей силы об инвестициях части переводов работников на родину и части государственных средств в создание новых предприятий в развивающихся странах, которые могли бы стать местами работы для реэмигрантов. Такие предприятия приобретали форму кооперативов, совместных компаний, акционерных обществ. Наибольшее развитие эта форма получила в двусторонних отношениях ФРГ и Турции. В ряде случаев новые турецкие компании, созданные в основном за немецкие деньги, не только стали пунктом притяжения для реэмигрантов, но и приостановили новые потоки эмиграции из Турции.

Несмотря на активные действия пра вительств принимающих стран, боль шинство программ стимулирования реэмиграции не достигли поставленных целей: при некотором увеличении реэмиграции в начале их осуществления отъезд иностранных рабочих на родину резко уменьшался по мере того, как со кращалось финансирование программ. Однако главной причиной их низкой эффективности является то, что правительства стран, экспортирующих рабо чую силу, просто не заинтересованы в ее реэкспорте и не предпринимают долж ных усилий по сокращению эмиграции.

Итак, государственное регулирование  международного рынка труда осущест вляется на основе национального зако нодательства принимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений между ними. Регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюд жета программ, направленных на огра ничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимули рование иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграции). Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев нежелательных им мигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалифи кации, образованию, возрасту, состоя нию здоровья, и осуществляется на осно ве количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений. Стимулирование реэмиграции осуществляется через выплату материальной компенсации уезжающим иммигрантам, создание рабочих мест, профессиональную подготовку иммигрантов, оказание экономической помо щи странам массовой эмиграции.

4. Резюме

Регулирование осуществляется через  принятие финансируемых из бюд жета программ, направленных на огра ничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимули рование иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграции). Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев нежелательных им мигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалифи кации, образованию, возрасту, состоя нию здоровья, и осуществляется на осно ве количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений. Стимулирование реэмиграции осуществляется через выплату материальной компенсации уезжающим иммигрантам, создание рабочих мест, профессиональную подготовку иммигрантов, оказание экономической помо щи странам массовой эмиграции.

  1. Миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособно го населения из одних государств в дру гие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера, и может принимать фор му эмиграции (выезда) и иммиграции (въезда). Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие бо лее эффективного использования трудо вых ресурсов за счет их межстранового перераспределения.
  2. Количественные показатели, свя занные с миграцией рабочей силы, являются частью баланса текущих операций и классифицируются по статьям трудовых доходов (выплаты нерезиден там) и частных неоплаченных пере водов, которые представляют собой оценочный денежный эквивалент иму щества, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и после дующих посылок товаров и денег на родину. Распределение положительного экономического эффекта, получаемого в результате миграции, происходит в форме роста доходов мигрантов, пере водов денежных средств из-за рубежа на родину, в результате снижения издер жек производства в странах, получаю щих денежные переводы. Развитые страны являются основным направле нием иммиграции, а развивающиеся — источником эмиграции.
  3. Государственное регулирование международного рынка труда осущест вляется на основе национального зако нодательства принимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений меж ду ними. Регулирование осуществляет ся через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграции). Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, на основе количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений. Стимулирование реэмиграции осуществляется через выплату материальной компенсации уезжающим иммигрантам, создание рабочих мест, профессиональную подготовку иммигрантов, оказание экономической помощи странам массовой эмиграции.

Информация о работе Теории международной миграции